В России доля частных компаний, предоставляющих жилищные услуги, составляет 92%
Коммунальщики собрали с россиян почти 96% платежей
Но тем не менее считают, что народ остается им должен
Вице-премьер Виталий Мутко называет большой проблемой задолженность коммунальных организаций за топливно-энергетические ресурсы, которая превышает 176 млрд рублей. Фото РИА Новости
Распространенное мнение о том, что россияне – это недисциплинированные плательщики и потребители коммунальных услуг, на поверку оказалось мифом. На самом деле собираемость платежей с населения постоянно увеличивается и уже достигла рекордных 96%. Об этом «НГ» сообщили в Минстрое РФ. Однако при этом сохраняется накопленная задолженность в 550 млрд руб. со стороны тех граждан, которые вряд ли с ней когда‑либо расплатятся. Для решения проблемы невыплачиваемых долгов государству, возможно, следует пойти на их списание.
Российские чиновники ведут весьма избирательную политику списания долгов. Власти готовы списывать многомиллиардные коммерческие кредиты промышленным предприятиям или прощать долги коррумпированным африканским режимам. Однако в отношении коммунальной задолженности населения проявляется гораздо меньше оперативности.
Не секрет, что почти в каждом российском многоквартирном доме есть один‑два должника, за которыми числятся многие десятки и даже сотни тысяч рублей коммунальных долгов. Большая часть подобных долгов, по существу, являются безнадежными. Но признать этот факт бывает очень непросто. По крайней мере государство не спешит на помощь гражданам с таким же рвением, как оно это делает в отношении промышленных предприятий.
В настоящее время по решению президента РФ Владимира Путина Минфин взялся за реструктуризацию и списание части коммерческого долга оборонных предприятий в 2 трлн руб. Безнадежные долги населения за услуги ЖКХ во много раз меньше, но об их списании речи пока не идет. Один из немногих способов для граждан ликвидировать безнадежные коммунальные долги – это пройти процедуру банкротства, на что решается далеко не каждый.
Общая задолженность россиян по оплате за жилищно‑коммунальные услуги составляет 547 млрд руб. Такие данные сообщили «НГ» в Минстрое РФ, уточнив, что это данные за первое полугодие (а сводка за девять месяцев будет опубликована позже). Задолженность выросла на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
«Гражданам, которые в этом нуждаются, предусмотрены меры поддержки, – пояснили в ведомстве Владимира Якушева. – Прежде всего любой гражданин может обратиться к исполнителю коммунальной услуги за соглашением о погашении задолженности в рассрочку (без процентов), а также за получением субсидии, если доля его расходов на оплату жилищно‑коммунальных услуг превышает установленный региональной властью размер».
«При этом стоит отметить, что собираемость платежей граждан находится на высоком уровне и составляет 96%», – продолжили в Минстрое.
Показатель вырос на 0,7% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению многих опрошенных экспертов, скорее всего такой высокий уровень собираемости – это уже предел.
С таким уровнем собираемости ни о какой критической ситуации в отрасли и речи нет, следует из комментария аналитика компании «Фридом Финанс» Евгения Миронюка. А рост задолженности на 4% находится в пределах инфляции, добавил он.
По словам Калачева, увеличение задолженности в последнее время скорее всего могло быть связано с «неудачным стартом реформы системы обращения с твердыми бытовыми отходами». «Многие жильцы сомневаются в обоснованности новых тарифов на вывоз отходов. Пока эта сфера нормализуется, пройдет время», – предупреждает эксперт.
В руководстве кабмина, однако, встревожены отсутствием в отрасли тех средств, на которые рассчитывали власти. «Большой проблемой остается задолженность коммунальных организаций за топливные ресурсы. Она составляет 176, 5 млрд руб. Задолженность, в свою очередь, проистекает из долгов потребителей, которые достигли 1,3 трлн руб., – заявил во вторник вице‑премьер Виталий Мутко. – Это, конечно, очень большие проблемы для отрасли. Я хотел бы обратить внимание губернаторов на это».
По его словам, власти принимают необходимые меры, но задолженность не снижается. «А откуда брать инвестиции, если никто не платит? Это те резервы, которые можно было бы направить в отрасль», – пояснил Мутко.
Говоря о долгах населения за услуги ЖКХ, замглавы Минстроя Максим Егоров ранее отметил, что у граждан «утрачена культура потребления ресурсов»: «Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но все зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить».
Однако эксперты уточняют, что проблема значительно глубже. По мнению Александра Пахомова, можно говорить о более широком кризисе неплатежей, в который вовлечены не только простые граждане, но и предприятия, и, что немаловажно, управляющие компании. «То есть часть средств, которые плательщики направляют на текущие платежи и погашение прошлой задолженности, до ресурсоснабжающих организаций (РСО) просто не доходит», – замечает эксперт.
«Самый дисциплинированный плательщик – пенсионеры. Самые недисциплинированные – собственники так называемых инвестиционных квартир (далеко не самые бедные). Незначительный процент неплатежей часто объясняется забывчивостью, отъездами и пр.», – говорит замдиректора Центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Евгений Блех.
Но главный неплательщик за коммунальные услуги, по его словам, – это управляющие компании. «Деньги с населения получили, а перечислять ресурсоснабжающим организациям не спешат, – пояснил эксперт. – При этом следует отметить, что у каждой коммерческой организации есть понятие текущей задолженности. Это дебиторско‑кредиторская задолженность, которая образуется в ходе расчетного периода. РСО очень часто сознательно манипулируют неплатежами для выбивания слезы».
«Ситуация с высокой задолженностью населения стабильна уже многие годы, но ни одна РСО по этой причине не разорилась», – обратил внимание Евгений Блех. По его мнению, гораздо большее значение имеет задолженность муниципальных организаций: школ, больниц, органов управления и пр.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Частные компании занимают 92% в секторе жилищных услуг
Доля частных предприятий в секторе жилищных услуг в России достигла 92% в 2011 году, сообщил глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин, выступая в рамках 13-го Всероссийского форума жилищно-коммунального хозяйства, пишет БН.ру
«Мы много лет называли важнейшей проблему недостатка инвестиций в отрасль. Сегодня можно говорить о позитивных сдвигах, – заявил он. – Усилилась роль в модернизации государственно-частного партнерства, отмечен интерес частного капитала к отрасли. За 7 последних лет только в секторе жилищных услуг доля частных предприятий возросла в 3,6 раза с 25% в 2003-м до 92% в 2011 году».
Кроме того, отметил министр в своем докладе , появились крупные частные операторы – ГК «Росводоканал», ОАО «Евразийский», «Российские коммунальные системы». Международный банк развития и реконструкции и Европейский банк развития предоставили отрасли займы порядка $1,5 млрд. Сбербанком России утверждена Концепция участия ОАО «Сбербанк России» в проекте модернизации и реформирования ЖКХ.
Хуснуллин: Дешевле всего строить метро через Битцевский лес
«Прокладка линии метрополитена под Битцевским лесом является самым дешевым и оптимальным вариантом из всех возможных, рассказал в интервью газете «Московский комсомолец» заммэра Москвы Марат Хуснуллин.
«В 2 раза дешевле, нежели обходные варианты, и в 2 раза быстрее, а сами понимаете: метро для москвичей – это очень важно», – пояснил он.
По словам чиновника, строительство будет вестись на глубине 14–20 метров от поверхности земли закрытым способом, а то, о чем идут споры, – «это 3 вентиляционных киоска, которые выйдут в парк, для того чтобы забирать воздух для вентиляции метрополитена».
«Даже вентиляционные киоски будем строить из-под земли, чтобы не заводить технику в лес», – пояснил М.Хуснуллин.
Он напомнил, что в марте проект прошел Главгосэкспертизу, которая не выдается без положительного заключения экологической экспертизы.
Говоря о планах по строительству метро в Москве, заммэра подчеркнул, что за счет оптимизации проектных и технических решений первоначально заявленную стоимость удается снижать как минимум на 10%, на некоторых участках — на 20%.
Сбербанк открыл в Карелии первые помещения в рамках программы создания модульных офисов на СЗФО
Сбербанк РФ реализует программу открытия модульных офисов в Северо-Западном регионе. Первый офис модульного типа открылся в поселке Чална, Карелия. В течение 2012 года модульные офисы появятся в Новгородской области, а также в Тосненском, Волосовском и Кингисеппском районах Ленинградской области, сообщили в пресс-службе банка.
Модульный офис представляет собой здание, созданное с применением современных строительных технологий. Конструкция из сэндвич-панелей с утеплением может быть установлена практически на любой грунт в минимальные сроки (сборка здания занимает 1-2 дня), при необходимости она легко демонтируется и перемещается. Конструкция может быть любой конфигурации и размера, обеспечивает высокий уровень безопасности, может использоваться в широком диапазоне климатических условий, позволяет предоставлять высокий уровень комфорта клиентам и сотрудникам офиса. Возведение модульных офисов актуально для развития филиальной сети Сбербанка в сельской местности, где капитальное строительство зданий или дорогостоящий ремонт являются нерациональными.
«Банк выполняет важную социальную миссию, предоставляя финансовые услуги в сельской местности, — считает председатель Северо-Западного банка Сбербанка России Александр Говорунов. — Быстровозводимые, комфортные, безопасные здания позволят банку стать еще ближе к клиентам — ведь мы сможем оперативно открывать офисы с высоким уровнем обслуживания именно там, где они необходимы».
Офисы модульной конструкции появляются в ходе осуществления масштабного проекта по переформатированию филиальной сети Сбербанка.
За семь последних лет в секторе жилищных услуг доля частных предприятий увеличилась до 92%
Доля частных предприятий в общем количестве организаций, предоставляющих жилищные услуги в России, возросла до 92% в 2011 году, сообщил глава Министерства регионального развития РФ Виктор Басаргин 12 апреля, выступая в рамках 13-ого Всероссийского форума жилищно-коммунального хозяйства. «Сегодня нужно говорить. об усилении формы модернизации государственно-частного партнерства. За семь последних лет только в секторе жилищных услуг доля частных предприятий возросла с 25% в 2003 году до 92% в 2011 году»,- уточнил он.
В рамках форума Басаргин заявил о позитивных сдвигах в решении проблемы недостатка инвестиций в отрасль ЖКХ.
Он сообщил, что в настоящее время разработана Федеральная целевая программа модернизации ЖКХ, которая предусматривает 15 миллиардов рублей для компенсации половины ставки рефинансирования по кредитам, направленным на обновление отрасли.
«С будущего года регионы начнут получать эти средства. По нашим расчётам это позволит привлечь 370 миллиардов частных инвестиций»,- заявил министр.
Кроме того, министр отметил, что в большинстве муниципалитетов приняты программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, а до конца 2012 года такие программы должны быть приняты повсеместно.
Басаргин добавил, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Чистая вода» государство выделяет 9 миллиардов рублей тем субъектам, где есть программы, решающие вопросы водоснабжения. «В её рамках в прошлом году регионы уже получили 3 миллиарда рублей, это позволило привлечь 9,6 миллиарда рублей частных вложений»,- сказал министр, передает РИА «Новости».
Учредитель — ООО «ИКС-МАРКЕТ», ИНН 5190310423, ОГРН 1035100155133
Главный редактор — Баронская Татьяна Игоревна
183038 , г. Мурманск , пр. Флотский, 3
Редакция: (8152) 78-10-50 , +7 (921) 708-10-50 , info@nord-news.ru
Рекламный отдел: alla.reklama51@gmail.com
Оперативные новости Мурманской области и Северо-запада России:
аналитические материалы, эксклюзивные интервью и комментарии на темы бизнеса, экономики, энергетики, власти и политики.
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Содержание сайта «Nord-News» предназначено для читателей старше 16 лет.
МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33%
Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2016 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда (МВФ), что значительно ниже альтернативных экспертных оценок.
Авторы нового доклада МВФ попытались опровергнуть распространенное представление о значительном увеличении доли государства в российской экономике. «Доля российского государства в ВВП намного меньше, чем 70%», — подчеркивается в докладе (70% — это широко распространенная оценка доли госсектора в российской экономике. — РБК).
По подсчетам МВФ, доля государства в объеме производства составила 33% в 2016 году, незначительно увеличившись с 32% в 2012 году. Госуправление обеспечило 13,5% ВВП, а государственные предприятия — еще 19,3% ВВП в 2016 году. Бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе.
Оценка МВФ сопоставима с данными Европейского банка реконструкции и развития, который оценил долю государства в 35% в 2005–2010 годах, но значительно отличается от результатов альтернативных подсчетов.
Moody’s оценивает долю госсектора в российской экономике в 40–50% с учетом частично приватизированных компаний. Схожая точка зрения у Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года. Оценка ФАС радикальнее: вклад госкомпаний в ВВП достиг 70% в 2015 году по сравнению с 35% в 2005-м.
Однако, утверждая о доле государства в 70%, в своем докладе ФАС ссылается на неназванных экспертов, обращает внимание директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Как измерить вмешательство государства в экономику
Сильный разброс в оценках доли государства в экономике объясняется проблемами методологии. Если считать по доле основных фондов в собственности государства, получится и вовсе 18%, подчеркивает Николаев.
В 2014 году МВФ заявлял, что величина госсектора в российской экономике превзошла 70% ВВП. Однако в новом обзоре в качестве ключевого показателя МВФ использует долю госсектора в добавленной стоимости, которую определяет на основе официальных данных о продажах или занятости в зависимости от сектора экономики. Например, в сферах образования и здравоохранения были проанализированы данные о занятости, поскольку эти услуги бесплатны и доходы невысоки. Для финансового сектора долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил как отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора, поскольку официальные данные о продажах банков недоступны.
МВФ также включил в анализ дочерние компании 20 крупнейших контролируемых государством нефинансовых компаний, а это большинство дочерних предприятий таких компаний, как «Газпром» или «Роснефть», которые, как правило, классифицируются как частные в официальных данных.
«Это абсолютно справедливый расчет, 70% — завышенная оценка», — согласен с позицией МВФ директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Единственный правильный способ подсчитать, сколько производственных активов на самом деле принадлежит государству, — по производству», — уверен экономист.
«Оценка МВФ очевидно занижена, методология слишком консервативна», — возражает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Главная проблема при расчетах, по его словам, в том, что относить к госсектору: «Компания с госучастием — государственная или нет?»
«По формальным показателям доля государства в экономике действительно около 30%. Но я скорее согласен с оценкой в 70%. Многие крупные компании в России по существу являются «квазичастными» и сильно зависимы от государственных субсидий», — подчеркивает Николаев.
Где экспансия государства критична
МВФ не оценивает, является ли нынешняя доля государства в российской экономике оптимальной, но анализирует ее влияние на развитие конкуренции.
Государственное присутствие велико в стратегических секторах экономики: добыче нефти и газа, обороне, естественных монополиях и государственных службах (электроэнергия, водоснабжение и канализация, отопление, трубопроводный и железнодорожный транспорт). Преимущественно частными отраслями являются сельское хозяйство и пищевая промышленность, большая часть обрабатывающей промышленности (исключая переработку нефти и газа) и торговля.
Специфической для России особенностью является доминирование государства в финансовом секторе. При этом экспансия государства расширяется. Более двух третей банковской системы России принадлежит государственным банкам (подразделяются на институты развития, такие как ВЭБ, коммерческие банки и гибридные банки). «Большинство государственных банков (кроме крупнейших) имеют более низкую доходность, чем частные», — подчеркивают эксперты МВФ.
Доминирование госсектора на финансовом рынке очевидно отрицательно влияет на конкуренцию и провоцирует высокие ставки по кредитам, подчеркивает Кривошапко. «Естественные монополии в транспортировке газа, нефти, электроэнергии, грузов — тоже очевидное зло. Все остальное некритично для структурного роста экономики», — считает экономист.
Для снижения доли государства в экономике Минэкономразвития предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, которые работают на конкурентных рынках, а также разработать план выхода Центробанка из капитала санируемых банков.