В Казахстане запланированы строительство и реконструкция 4,4 тыс. км дорог
В Казахстане запланированы строительство и реконструкция 4,4 тыс. км дорог
В Послании Президента РК К. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Правительству поручено обеспечить комфортное проживание граждан и приложить все усилия для дальнейшего роста экономики страны. Одним из направлений данной работы является улучшение дорожного покрытия. О развитии республиканских коридоров, позволяющих наращивать транзитный потенциал, а также о строительстве местных дорог в интервью PrimeMinister.kz рассказал председатель Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сайранбек Бармаков.
— Сайранбек Солтанбекович, насколько мы знаем, государственная программа «Нұрлы жол» является одним из стратегических документов, в рамках которого выстраивается вся работа в части модернизации дорог. Какие на сегодня есть результаты по ключевым проектам, введенным в текущем году, или которые планируется завершить до конца года?
— В текущем году работами по строительству и реконструкции охвачено 4,3 тыс. км автодорог республиканского значения. На сегодняшний день на всех объектах ведутся полномасштабные работы согласно графика производства работ. В целом по итогам года планируется открыть движение на 641 км.
Это: Центр – Юг — 61 км, Центр – Восток — 249 км, Астана – Петропавловск – гр. РФ — 30 км, Бейнеу – Акжигит — 85 км, Таскескен – Бахты — 20 км, Щучинск – Зеренда — 80 км, Юго-Западный обход г. Нур-Султан — 34 км, Калбатау – Майкапшагай — 9 км, Жетыбай – Жанаозен — 73 км.
Полностью будут завершены участки Нур-Султан – Павлодар, Щучинск – Зеренда, Бейнеу – Акжигит, Жетыбай – Жанаозен, Таскескен – Бахты, Темиртау – Караганды.
— Мы часто получаем от граждан сообщения о том, что на совершенно новых дорогах дорожное покрытие дало проседание, где-то не соответствует качеству. Мы понимаем, что строительство разных участков осуществляют разные компании. Расскажите, какой механизм контроля качества на сегодняшний день существует и кто непосредственно отвечает, к кому граждане могут обращаться с жалобами по тем или иным проектам?
— Действительно, этот вопрос очень актуальный и своевременный. Качество дорог — это один из приоритетных, главных вопросов. Вообще у нас на автодорогах республиканского значения пятиступенчатый контроль. Это — подрядчики сами проверяют, после подрядчиков служба инженеров проверяет. Они с подрядчиками работают ежедневно. Потом проверяет автор проекта. Следующая ступень — РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов». И пятая — заказчик.
Хочу особо отметить, что в этом году по поручению Елбасы был открыт РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов». В 14 областях и трех городах он есть. Везде филиалы уже начали работать. Они проверяют и республиканские автодороги, и начали проверять дороги областного и районного значения. Соответственно информация о том, как работают, как выполняют работу, будет еженедельно поступать. Мы будем своевременно реагировать. Если где-то некачественно идет работа, мы можем ее остановить или предупредить. В таких вопросах мы будем четко работать.
Что касается качества, хочу сказать, что действительно все компании, которые у нас работают, частные. Они заинтересованы качественно работать. Потому что мы ставим такие условия: когда они полностью завершают работу, наступает гарантийный период. Гарантийный период ответственности подрядчика по выполненным работам, в зависимости от вида дорожно-ремонтных работ и источника финансирования составляют от 2 до 5 лет. Когда какой-то дефект в течение гарантийного периода выходит, тогда компания за собственные средства восстанавливает дорогу. Если вдруг данная компания попадает под банкротство, то мы отзываем банковские гарантии того банка, и на сумму банковской гарантии восстанавливаем дорогу.
Единые критерии качества у нас есть, строительные нормы и правила есть. Везде должно быть одинаково: хоть областные дороги, хоть районного значения, хоть республиканские автодороги. Везде у нас идут одинаковые требования по качеству.
Стандарты качества соответствуют международным. Потому что мы совместно с Российской Федерацией и Белоруссией привели эти правила в порядок.
— У Казахстана очень выгодное географическое положение, что дает хороший потенциал для развития транзитной отрасли. Мы часто слышим о таких проектах, как транспортные коридоры «Центр – Юг», «Центр – Восток», «Центр – Запад», «Центр – Север». Могли бы Вы подробнее рассказать, что это за проекты. Насколько мы понимаем, эти проекты направлены на соединение дорожных путей со столицей нашей страны. Какие сегодня есть успехи?
— Сначала хочу рассказать о транспортном коридоре «Центр – Восток». Это у нас г. Нур-Султан, Павлодар, Семей, Калбатау. Протяженность — более 1000 км. В этом году мы полностью завершаем. Возле Павлодара остается 11 км участок. Там идет корректировка ПСД. В будущем мы его завершим.
Второй коридор — «Центр – Юг» от г. Нур-Султан до г. Алматы. Протяженность — 1100 км. На сегодняшний день «Нур-Султан – Темиртау» мы завершили. В этом году «Темиртау – Караганды», «Обход г. Караганды» завершаем. Начаты работы по реконструкции автомобильной дороги «Караганды – Балхаш», «Балхаш – Бурылбайтал» и «Бурылбайтал – Курты» и «Курты – Капшагай». В 2020 году мы будем обеспечивать проезд по этим участкам. В 2021 году мы планируем завершить эти дороги.
— Буквально недавно Премьер-Министр А. Мамин посещал три региона: Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую, Алматинскую области. Там также были даны поручения по усилению темпов. Какая работа ведется по ускорению сроков завершения?
— По договору должны были завершить дорогу в 2022 году. По протокольному поручению Премьер-Министра А. Мамина к 2020 году необходимо полностью открыть движение на автодорогах «Калбатау – Майкапчагай», «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Караганды – Балхаш» и к 2021 году полностью завершить строительство этих участков. На сегодняшний день на этих дорогах идут полномасштабные работы. К примеру, на участке «Калбатау – Майкапчагай» около 10 млн кубов земляных работ уже сделано. Самое основное — земляные работы. Дальше идет дорожная одежда. На участке «Талдыкорган – Усть-Каменогорск» завершено 15 млн кубов, «Караганды – Балхаш»— 12 млн кубов. В текущем году между Талдыкорганом и Усть-Каменогорск откроется проезд на 198 км, на участке «Калбатау – Майкапчагай»— 45 км, «Караганды – Балхаш» — 40 км.
— Все эти дороги имеют стратегическое значение. В том числе и в части развития туризма. В данной отрасли многих интересует вопрос развития придорожного сервиса. Какая работа по стимулированию участия бизнеса в развитии придорожного сервиса проводится совместно с другими государственными органами?
— Придорожный сервис занимает у нас особое место. Дороги развиваются. Туризм развивается. В республике очень много хороших мест. Богатая природа. Казахстанский туризм как магнит притягивает к себе международное сообщество. С каждым годом все больше людей ездят по нашим дорогам. На автодорогах республиканского значения объектов придорожного сервиса насчитывается 1822 единиц. Сюда входят заправки, кемпинги, гостиницы, столовые, кафе и т. д. Из них 865 объектов соответствуют требованиям Национального стандарта. Иными словами, на 865 объектах придорожного сервиса имеется благоустроенный туалет.
Для улучшения качества придорожного сервиса в 2018 году Комитетом автомобильных дорог МИИР РК совместно с АО «НК «ҚазАвтоЖол» были установлены 12 современных благоустроенных туалетов, оснащенных вакуумной системой смыва и удобствами для маломобильных граждан.
Также на сегодняшний день АО «НК «ҚазАвтоЖол» проводит большую работу совместно с областными акиматами. К примеру, в Кызылординской области за последние два года построили 16 единиц придорожного сервиса, в Актюбинской области за такой же промежуток времени — 18 единиц. Эти две области находятся вдоль международного автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», поэтому здесь интенсивно развивается придорожный сервис, строятся новые объекты. Надеемся, что в ближайшие два года мы приведем придорожный сервис к требованиям Национального стандарта.
— В настоящее время на ряде автодорог республиканского значения внедрена система взимания платы за проезд. В будущем на каких направлениях будет внедрена эта система? Какие ожидаются сборы от внедрения этой системы по республике и на что они будут направлены?
— Да, на сегодняшний день в республике 682 км автодорог платные. Это — Нур-Султан – Темиртау, Нур-Султан – Щучинск, Алматы – Хоргос и Алматы – Капшагай. Те деньги, которые поступают от платности, полностью идут на содержание этих автодорог. Раньше на их содержание выделялись средства из республиканского бюджета. С начала года от этих четырех платных автодорог мы собрали уже 4 млрд 130 млн тенге.
В настоящее время нами прорабатывается вопрос внедрения платности на 11 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения. Из них 5,9 тыс. км мы планируем в 2020 году, остальные 5 тыс. км — к 2023 году.
В июле текущего года АО «НК «КазАвтоЖол» был объявлен инвестиционный конкурс на внедрение платности. До конца года планируется подвести итоги конкурса и заключить договор с инвестором.
— В 2020 году какие дороги станут платными?
— В платность мы переведем полностью коридор «Западная Европа – Западный Китай», участок дороги от Щучинска до Петропавловска, Омск – Павлодар и Нур-Султан – Костанай — граница РФ. Где дороги реконструированы, везде будем вводить платность.
— Глава государства неоднократно отмечал, что комфортное проживание начинается в том числе и с дорожного покрытия возле домов, где люди проживают. Какая работа проведена по улучшению местных дорог областного и районного значения? Какие новые технологии применяются в Казахстане в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог? Какие меры предпринимаются вашим комитетом для обеспечения безопасности и устойчивой работы автомобильных дорог в паводковый период?
— У нас много дорог местного значения. Для сравнения дорог республиканского значения — 24 тыс. км, местного значения — 72 тыс. км.
По республиканским дорогам мы сегодня ведем полномасштабные работы, а местные дороги у нас остаются в плохом состоянии. Поэтому уже второй год благодаря Посланию Первого Президента – Елбасы Н. Назарбаева было поднято финансирование автодорог местного значения. Ежегодно из республиканского и местных бюджетов выделяется 200 млрд тенге для автомобильных дорог местного значения. Ежегодно ремонтом охватывается около 5 тыс. км.
В международном рейтинге в 2017 году Казахстан занял 114 место, в 2018 году — 106 место, в этом году уже занимает 93 место. На 13 пунктов вперед подвинулись. Это говорит о том, что и местным дорогам уделяется внимание и дороги ремонтируются.
— Когда мы с Вами обсуждали механизмы реализации строительства дорог, Вы отметили, что этим занимаются частные компании, т. е. это предпринимательство. Часто бывает, когда тендеры разыгрываются, компания выигрывает, но при этом в установленные сроки не завершает работу. Какая ответственность на сегодня предусмотрена этим компаниям?
— Независимо от того, идет реконструкция, капитальный и средний ремонт, имеются договорные отношения компании и заказчика. Если компания не выполняет свои договорные отношения, у нас предусмотрены штрафные санкции. Если он свои обязательства вообще не выполняет, тогда расторгается с ним договор. Он попадает в черный список. В будущем в тендерах участвовать не сможет. Вот такие меры принимаются.
— Благодарю Вас за интервью!
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот
Какие дороги появятся в Казахстане к 2020 году (фото)
До 2020 года в рамках программы «Нұрлы жол» в Казахстане планируется реализовать 11 дорожных проектов общей стоимостью 2,4 триллиона тенге. Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИР Сатжан Аблалиев наглядно представил дорожные проекты страны во время выступления на форуме «Казахстанской национальной ассоциации профессиональных инженеров и консультантов».
Для реализации программы планируется привлечь займы Международных финансовых институтов – 5,4 млрд долларов (1 трлн тенге), в том числе: Международный банк реконструкции и развития – 3,6 млрд долларов, Азиатский банк развития – 690 млн долларов, Европейский банк реконструкции и развития – 243 млн долларов, Исламский банк развития – 908 млн долларов.
Центр-Юг – один из больших проектов, общей протяженностью более 1200 км. На сегодняшний момент строительные работы ведутся на промежутке Астана-Темиртау, Астана-Караганда, Алматы-Капчагай. На остальных участках проводятся проектно-сметные работы. Участок Караганда-Капчагай будет реализован за счет заемных средств Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Этот проект планируется завершить до конца 2019 года.
Центр-Восток – проект будет проходить из Астаны через Павлодар до Усть-Каменогорска, общая протяженность более 1000 км. Сегодня строительство идет на участках Астана-Павлодар и Павлодар-Семей. Проект планируют завершить также до конца 2019 года. Он финансируется за счет средств Национального фонда (НФ) и Республиканского бюджета (РБ).
Центр-Запад с выходом на Астрахань. Самый большой проект, общей протяженностью более 2000 км. На сегодняшний день ТЭО разрабатывается на участке Астана-Карабутак через Торгай и участке Актобе-Макат. Также на днях был подписан контракт на разработку ТЭО на участке Атырау-граница Российской Федерации до Астрахани. На участке Бейнеу-Актау ведутся работы, которые будут завершены до конца 2016 года. Проект Центр-Запад будет реализовываться в основном за счет Международных финансовых институтов.
Алматы-Усть-Каменогорск. Проект будет реализовываться за счет бюджетных средств, также рассматривается вопрос о привлечении кредита Эксимбанка. Строительные работы будут вестись на участке от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска, на сегодняшний день приступили к разработке ТЭО.
Кызылорда-Жезказган-Караганда – один из важных проектов для Казахстана. К настоящему времени проект Западная Европа-Западный Китай, проходящий через Кызылорду, находится на стадии завершения. По этой причине стоит острая необходимость в реконструкции участка Кызылорда-Жезказган, в 2015 году на этом участке уже реализовано 157 км дороги. Финансирование этого проекта будет обеспечиваться Национальным Фондом РК.
Астана-Петропавловск – небольшой проект до границ Российской Федерации. На сегодняшний момент уже завершена реконструкция от Астаны до границы СКО, ведутся работы близ Петропавловска.
Жетыбай-Жанаозен. На реализацию проекта будут подключены сэкономленные средства Азиатского Банка Развития. Буквально через две недели начнутся проверочные работы по надзору за строительством и строительным работам. Стоимость проекта – 30 млрд тенге.
Юго-западный обход Астаны – строительство кольцевой дороги вокруг столицы. Строительные работы начнутся в 2015 году, закончатся в 2017.
Уральск-Каменка. Протяженность – 100 км. Завершение проекта запланировано на конец 2017 года. Стоимость проекта – 30 млрд тенге.
Ушарал-Достык – один из важных для транзита проектов. В этом году будет начата корректировка проектно-сметной документации. Проект планируется начать с 2016 года, его стоимость составит 55,4 млрд тенге.
Узынагаш-Отар. На участке автодороги Западная Европа – Западный Китай при выходе с города Алматы до Отар осталась двухполосная дорога. Сегодня разрабатывается проектно-сметная документация и за счет заемных средств планируется привести данный участок дороги к первой технической категории с четырех полосным движением. Начало реализации – 2016 год.
Ремонт и реконструкцию всех дорожных трасс Казахстана планируют закончить к 2020 году
Все начатые проекты по ремонту и реконструкции дорог местного и республиканского значения по программе “Нұрлы жол” Министерство по инвестициям и развитию РК планирует завершить в 2019-2020 годы. Об этом в ходе заседания Правительства сообщил глава МИР РК Женис Касымбек, передает корреспондент Kazpravda.kz.
“В сфере автодорожной отрасли Госпрограммой “Нұрлы жол” предусмотрен охват строительством и реконструкцией семи тысяч километров дорог, ремонтом – десяти тысяч километров автодорог республиканского значения. По коридору центр – запад ведутся работы на участке Кандыагаш – Макат (299 км), в текущем году начаты работы на 120 километрах на участках Атырау – Астрахань и Кандыагаш – Актобе за счет республиканского бюджета, на остальных участках работы начнутся со следующего года. Также ведутся работы на участке Костанай – Денисовка. Полностью коридор завершим к 2020 году. В целом завершение всех начатых проектов планируется в 2019-2020 годы. По итогам текущего года планируется открыть движение на 528 километрах”, – сказал министр.
Касымбек также отчитался о ремонте 7,5 тысяч км дорог республиканского значения.
“За счет выделенных средств построено и реконструировано 2,4 тысячи километров, отремонтировано 7,5 тысяч километров автодорог республиканского значения. Открыто свыше ста тысяч рабочих мест, доля материалов отечественного производства составила порядка 95 процентов. В частности по коридору центр – юг завершен участок Астана – Темиртау, в следующем году будет завершен участок Темиртау – Караганда и обход Караганды. С текущего года начаты работы на участках Караганда – Балхаш и Бурылбайтал – Курты, с 2019 года начнем участок Курты – Капшагай”, – продолжил доклад Касымбек.
По его словам, участок Шидерты – Калкаман, который составляет 115 км по дороге Астана – Павлодар, будет завершен в 2019 году.
“По коридору центр – восток открыто движение по новому покрытию на участке Астана – Павлодар за исключением отрезка Шидерты – Калкаман, где движение осуществляется по двум полосам. На участках Павлодар – Семей и Семей – Калбатау завершены все участки, кроме выхода из Павлодара. Завершение данного проекта предусмотрено в 2019 году”, – отметил министр.
Почти семь тысяч километров трасс приведут в порядок в Казахстане в ближайшие пять лет
Инвестиционные проекты по строительству и реконструкции дорог международного и республиканского значения реализуют в рамках программы «Нурлы жол» на 2020–2025 годы.
Постановление об утверждении госпрограммы опубликовано в официальных СМИ и уже вступило в силу. Всего, согласно документу, в Казахстане предполагается реконструировать 6.9 тысячи километров трасс. В числе прочего на грядущие пять лет запланирована:
- реконструкция под I и II технические категории автодороги Нур-Султан — Аркалык — Иргиз — Шалкар — Кандыагаш (автодорожный коридор «Центр — Запад»);
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Кызылорда — Павлодар — Успенка — граница РФ (на Барнаул);
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Жезказган — Аркалык — Петропавловск с обходом г. Петропавловск;
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Жанаозен — граница Туркменистана;
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Бейнеу — Шалкар;
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Караганда — Аягоз — Бугаз;
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Семей — граница РФ (на Барнаул);
- реконструкция под I и II технические категории автодороги Уральск — Атырау;
- реконструкция под I техническую категорию автодороги Актобе — Карабутак;
- реконструкция под II техническую категорию автодороги Атбасар — Костанай — граница РФ;
- реконструкция под I техническую категорию автодороги Кентау — Туркестан — Арыстанбаб — Шаульдер — Тортколь с обходом г. Туркестан;
- реконструкция под ІІ техническую категорию автодороги Кульсары — Мукур с обходом г. Кульсары;
- реконструкция под ІІ техническую категорию автодороги Усть-Каменогорск — Шемонаиха — граница РФ (на Барнаул) протяжённостью 120 км;
- реконструкция под І техническую категорию автодороги граница РУ (на Ташкент) — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос через Кокпек, Коктал, Кайнар (с подъездами к границе РК и обходами Тараза, Кулана, перевала Кордай), участок от пункта пропуска «Нур жолы» до МЦПС «Хоргос»;
- реконструкция под І техническую категорию автодороги «Проспект Кабанбай батыра», участок от кольца «Астана жулдызы» до кольца международного аэропорта Нурсултан Назарбаев;
- строительство под І техническую категорию Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги;
- строительство под І техническую категорию автодороги «Юго-Западный обход г. Шымкент»;
- строительство под І техническую категорию автодороги «Обход г. Сарыагаш с подъездом к пункту пропуска «Б. Конысбаев»»
Кроме того, в рамках программы будет завершено строительство и реконструкция 4.2 тысячи километров автодорог международного и республиканского значения, начатые в 2015–2019 годах, 45 % подобных трасс к 2025 году сделают платными.
Напомним, собирать деньги за проезд по трём новым платным дорогам в Казахстане начали в январе 2019 года, а минувшим летом на них ввели дифференцированный тариф. К 2021 году в стране планируется сделать платным проезд ещё по 5.5 тысячи километров дорог. Заплатить за проезд по платной дороге сегодня можно через мобильное приложение kolesa.kz.
Для справки: дороги І технической категории насчитывают более четырёх полос для движения с разделительной полосой посередине и пересечением с другими дорогами, в том числе с ж/д путями, в большинстве случаев на разных уровнях. Дороги II технической категории насчитывают от двух до четырёх полос. Разделительная полоса не обязательна. Пересечение с другими дорогами допускается на одном уровне, с ж/д путями — на разных.