В I квартале в Новосибирске будет проведен конкурс на строительство новой линии метрополитена
Шесть новых станций метро вписали в генплан Новосибирска
Речь идет о станциях «Молодежная», «Гусинобродская» и «Автовокзал» на Дзержинской линии, «Площадь Станиславского», «Троллейная» и «Северная» на Ленинской.
Схватка за метро: Новосибирск-Красноярск-Омск
Строительство шести новых станций на существующих линиях метрополитена до 2030 года предусматривает скорректированный Генплан Новосибирска, заявил начальник управления строительства и архитектуры мэрии Алексей Кондратьев.
«Так же надо поднимать актуальность Кировской ветки, которая в перспективе развития метрополитена существует. Там вырисовывается очень серьезная проблема, она будет к месту», – говорит мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
По имеющейся у главы муниципалитета информации, в ближайшее время может быть снято вето на поддержку финансирования из федерального бюджета строительства метро в крупных городах-миллионниках, помимо Москвы и Санкт-Петербурга. «В ближайшее время будет новое дыхание развития российского метрополитена в целом», – считает Анатолий Локоть.
Источники этой информации мэр не назвал, равно как предпочел не комментировать объем затрат, необходимых для выполнения плана развития новосибирского метро.
В России семь метрополитенов, но только два столичных – московский и питерский активно развивались в последние годы. Крупные российские города всегда мечтали о метро, шансы построить его или достроить есть далеко не у всех. Об этом ранее подробно рассказывал VN.RU.
Строительство омского метрополитена началось в 1992 году и обошлось в 14 миллиардов рублей. Но за четверть века построили только полторы станции: «Библиотека имени Пушкина», частично «Заречную» и «Кристалл». Денег нет не только на строительство, но даже на консервацию. Чтобы достроить, требуется 22 миллиарда.
В Красноярске хотят иметь первую ветку метро протяженностью 8 км и пять станций. Начали работы в 1995 году, но прошли около четырех километров, через 15 лет все остановили. Потратили 12 миллиардов рублей, а цена всего метрополитена составляет около 65 млрд рублей.
Города России просят метро: кому достанется?
Новосибирск – в особом положении. Мегаполис является не только центром СФО и самым большим по населению городом в Сибири – 1,5 млн жителей – очень важен факт, что метрополитен здесь уже есть и работает три десятка лет. Его не надо строить с нуля – нужно развивать; планы этого развития давно проработаны. На ситуацию способен повлиять молодежный чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в 2023 году. Турнир должен пройти на высшем уровне. Об этом недавно сказал и Президент Владимир Путин. Ожидается, что новая станция «Спортивная» откроется в 2022 году, а это уже будет прецедентом, что по нынешним временам немаловажно.
Метрополитен заинтересован в скорейшем осуществлении озвученных областными и городскими властями планов развития. В Новосибирске до сих пор сохраняется ситуация, когда на две линии имеется только одно электродепо, но быть их в обязательном порядке должно два!
В XXI веке транспортные проблемы крупнейших сибирских городов не только не исчезли, но многократно выросли. В Советском Союзе метрополитен был нужен в больших городах, чтобы перевозить большие массы людей с места расположения крупнейших промышленных предприятий в жилые районы. Сегодня схема меняется кардинально: кого возить, если заводов стало значительно меньше, равно и как людей, на них работающих. К тому же фактор агломерации в полную меру пока еще не заработал.
Федеральный центр нисколько не против того, чтобы города-миллионники строили метро, но с одной существенной оговоркой – за свой счет… Понятно, что в нынешней экономической ситуации об этом можно только мечтать. Как, например, в Барнауле. Сейчас приходится именно мечтать и надеяться то ли на внезапную благосклонность федерального центра к конкретному региону, то ли на появление специальной федеральной программы строительства метрополитенов в России, о необходимости которой давно говорят.
Тренд очевиден. Метро хотят строить большие города. Хотят, но не могут, поскольку денег для этого у них просто нет. Арифметика здесь довольно простая. В интервью «Известиям» генеральный директор компании «Мосметрострой» Сергей Жуков прямо заявил: «Строительство веток метро — удовольствие не из дешевых. Приблизительно 5–6 миллиардов рублей сегодня стоит километр мелкого заложения, свыше 10 миллиардов рублей — глубокого». Посмотрите на городские бюджеты (20-40 млрд рублей в год в крупных городах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга – прим. ред.), и все станет ясно: без помощи из федерального центра справиться невозможно.
Есть ли будущее у новосибирского метро? Отвечает эксперт
Редакция попросила независимого аналитика по транспортным вопросам оценить, в какой части Новосибирска метро сейчас нужнее и стоит ли его вообще строить дальше.
В Новосибирске побывал председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть попробовал заручиться его поддержкой в расширении городского метро. Проанализировать, нужно ли развивать сеть станций, мы попросили эксперта по транспорту Александра Колпакова.
Аналитик считает, что новосибирская подземка развита настолько, насколько это было возможно после распада СССР. Тогда метрополитены по всей стране перешли в муниципальную собственность.
«Новосибирцам памятны брошенные котлованы на Гоголя возле Военторга или огороженная площадка на Кошурникова, возле нынешнего „Сибирского молла“, где проезжая часть была сужена до двух полос, — вспоминает Александр. — Но когда в начале прошлого десятилетия возобновилось федеральное софинансирование, город за 10 лет успел достроить три станции метро: „Маршала Покрышкина“, „Березовую рощу“ и „Золотую ниву“, заделы под которые были сделаны в самом начале 1990-х. И, в отличие от Омска, у нас нет брошенных котлованов».
Эксперт считает, что новосибирское метро — самый успешный проект по строительству подземок в российских городах-миллионниках.
«Группа транспортников под руководством Вячеслава Борисовского, созданная по инициативе председателя горисполкома Ивана Севастьянова, очень прозорливо оценила ситуацию с первой очередью новосибирского метро. В результате метрополитен сразу начал обрабатывать мощный пассажиропоток. Сегодня блогеры-урбанисты вроде Ильи Варламова всячески продвигают идеологему „Метро — это транспорт для городов-гигантов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга“. Но пример Новосибирска показывает, что при правильном выборе трассы метро становится хребтом, главным видом транспорта».
Александр предлагает сравнить Новосибирск с Самарой. Там первая и единственная линия метро проложена по огромной промзоне и не доходит до исторического и делового центра. В результате ветку называют воздуховозом. Но пустеющие вагоны самарской подземки ещё не доказывают, что-то же происходит и в других городах-миллионниках: если в Самаре метро перевозит порядка 50 тыс. пассажиров в день, в Новосибирске — 250−300 тыс.
При этом эксперт сомневается, что в приоритете должна быть Дзержинская линия, как это транслирует Анатолий Локоть. Когда строили станцию «Золотая нива», по Программе развития метрополитена и других внеуличных видов транспорта Новосибирска до 2015 года следующей станцией собирались запускать «Площадь Станиславского». Но этот акцент примерно в 2012 году сместился на Дзержинскую ветку.
«Конечно, аргументация наших чиновников порой выглядит смешной. Вот приехал к нам Шпектор — в прессе и телевизоре мы слышим заявления, типа „Новосибирск утопает в пробках, а метро решит эту проблему“. Но здесь необходимо задействовать весь имеющийся в мировой транспортной практике инструментарий, в том числе меры по автомобилеподавлению. А уповать на одно метро — это либо незнание вопроса, либо голый популизм», — уверен Александр Колпаков.
Также он настаивает, что нельзя связывать продление Дзержинской линии с проведением Молодёжного чемпионата по хоккею 2023 года.
«Если в Казани перед Универсиадой построили три станции метро, то рядом с ними есть спортивные объекты. Если в Нижнем Новгороде только что завершено сооружение новой станции „Стрелка“, то рядом там расположен футбольный стадион на 40 тыс. зрителей. А у нас какой ледовый объект рядом с Дзержинской линией расположен?»
Станция «Спортивная», которую собираются открыть возле нового ледового дворца на Левом Берегу, будет пустовать, пока пойма Оби и соседние участки не будут обустроены.
«Есть пример — Сокольническая линия в Москве. Я застал ещё те годы, когда станция метро «Ленинские горы» на перегоне «Спортивная» — «Университет» была пустой. Состав останавливается, открываются двери вагонов, и ни одного пассажира не выходит и не заходит. Это нас ждёт и на «Спортивной», — считает эксперт.
Нет надежд и на то, что город получит на метро федеральное финансирование после визита Шпектора. Обращавшиеся недавно в Минтранс губернаторы Омской и Самарской областей получили отказ. По закону «О метро и внеуличных видах транспорта» развитие подземки в крупных городах не связано с государственными дотациями.
«Сегодня мы видим, что за метро в Новосибирске хлопочет мэр. Но губернатор Андрей Травников, который имеет прямой выход на президента, при встречах с ним не поднимает тему федерального софинансирования метрополитена — по крайней мере, в пресс-релизах нет такой информации. Значит, лоббистские возможности Новосибирска сильно снижены. А это лишь говорит о том, что перспективы весьма туманны. Но это моё субъективное мнение», — подытоживает Колпаков.
Мэр также просит поддержать проект «Городская электричка». Александр Колпаков считает, что этот агломерационный транспорт не может стать заменой внутригородскому, если «Экспресс-Пригород» за год перевёз 21 млн пассажиров по Новосибирской агломерации в целом, то метрополитен — более 80 млн только по городу. Электрички подхватывают четыре направления: западное, южное, восточное и на Первомайку. Но пути проложены по промышленным и складским зонам, а остановочные пункты расположены не совсем удобно для жителей.
«В новой инвестиционной программе РЖД в ближайшей перспективе запланировано развитие Новосибирского железнодорожного узла. Вот и надо создать условия для включения городских пассажиропотоков в общую железнодорожную систему», — считает эксперт.
Мэр Новосибирска проконтролировал строительство новой станции метро
“Спортивная” – надземная станция метрополитена, она будет встроена в левобережную эстакаду метромоста, “окружив” ее. Пути пройдут между перронами, как на станции “Речной вокзал”. Выход из станции, который уже можно “опознать” по железобетонным конструкциям, – рядом с новым ЛДС, который должны построить к 2023 году. Сейчас строится кассовый зал новой станции, в ближайшее время начнется возведение вестибюля, а площадка в зоне станции метро будет отсыпана и поднимется на полтора-два с половиной метра.
Важная особенность возведения новой станции – то, что работы ведутся на действующей линии метрополитена. Движение поездов не прекращается, график не изменился. Как заверили мэра на заседании штаба представители Новосибирского метрополитена, об остановке движения метро нет и речи. Да и время поездки между двумя конечными станциями осталось прежним, хотя на небольшом участке эстакады поезд и снижает скорость до 40 километров в час. Этого оказалось достаточно, чтобы обеспечить безопасность строительства.
– В ближайшее время метрополитен впервые запустит на линию состав из пяти вагонов (сейчас состав включает четыре вагона. – Прим. ред). Перроны новой станции рассчитаны на такое количество? – поинтересовался Анатолий Локоть. И получил утвердительный ответ.
При этом станция метро – только часть мощного транспортно-инфраструктурного комплекса, который возводится на левом берегу Оби. Сюда входят 1623 метра поверхностного водоотвода, коллектор, система очистных сооружений, дорожные развязки, подъемные лифты для маломобильных граждан (они будут установлены на площади Лыщинского) и масса других инженерных конструкций. Дамбу Октябрьского моста предполагается расширить, организовав там полноценное шестиполосное движение автотранспорта, будут расширены и три улицы – Блюхера, Немировича-Данченко и проспект Карла Маркса. А на надземно-подземный пешеходный переход дамбы Октябрьского моста будет потрачено 280 миллионов рублей. Сейчас здесь выполняется проходка туннеля через дамбу, и работы, как отметил Анатолий Локоть, уже привели к проблемам: дорожное покрытие на дамбе просело, и это вызвало массу хлопот и нареканий. “Ситуация требует объяснений”, – обратился градоначальник к директору МУП “Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений” Александру Мысику. По словам последнего, сейчас причина вымывания грунта дамбы устранена, на объекте сделаны дополнительные водоотводы, асфальтобетонное покрытие дамбы будет восстановлено.
– Главная цель сегодняшнего совещания – диспетчеризация хода работ на нескольких объектах. Это и станция метро “Спортивная”, и ливневая канализация с очистными сооружениями, а также пешеходный переход через дамбу Октябрьского моста, объездная дорога вокруг дамбы и, конечно же, дорожная развязка на площади Лыщинского. Сегодня мы убедились, что все работы идут по графику, а строительство станции метро ведется круглосуточно и опережающими темпами. Прогресс налицо, – прокомментировал итоги заседания штаба Анатолий Локоть.
Справка “РГ”
Общая сумма расходов на строительство станции метро “Спортивная” – 2,7 миллиарда рублей. Подготовительные работы начались в июле, основные – в сентябре 2019 года. На объекте предполагается возвести железобетонные конструкции объемом 16 тысяч кубометров, на сегодняшний момент выполнен объем 6,7 тысячи кубометров. До конца 2020 года предполагается закончить все строительно-монтажные работы и приступить к установке технологического оборудования станции. Главная и самая дорогостоящая часть этого оборудования – 12 эскалаторов, для изготовления которых требуется больше года и 600 миллионов рублей.
Мэр Новосибирска обозначил приоритеты на 2020 год
Социальная сфера, транспорт и образование станут ключевыми в развитии Новосибирска в 2020 году
Об этом заявил мэр Новосибирска Анатолий Локоть на прошедшем 17 января расширенном аппаратном совещании. В числе приоритетов развитие материально-технической базы школ, поддержка детей-сирот, демографическая политика и другие направления. В мероприятии принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников
Глава Новосибирска Анатолий Локоть в своём выступлении поставил задачи на текущий год, принимая во внимание недавнее Послание Президента РФ Федеральному собранию. В числе главных приоритетов – сфера образования. Мэр поручил ввести в эксплуатацию 10 новых детских садов (2135 мест), три новые школы (1625 мест) в ж/м “Родники”, “Матрёшкин двор” и новый корпус лицея № 130 имени академика Лаврентьева. Ещё около 700 дополнительных мест будут открыты в действующих школах за счёт переоборудования и ремонта классов. Также планируется приступить к строительству школ в микрорайоне Европейский Берег и Академгородке (гимназия № 3), а в рамках проекта “Цифровая образовательная среда” – начать замену оборудования новосибирских школ.
Мэр отметил, что поставленная в Послании Президента РФ задача по обеспечению горячим питанием учеников начальной школы будет решена. Это утверждение подтвердил и губернатор региона:
“Сроки поставлены жёсткие, потому что с 1 сентября 2020 года эта инициатива должна быть внедрена в жизнь. Это будет обязательно сделано. И даже в отношении тех школ, где сегодня технической готовности нет – это в основном малокомплектные сельские школы – мы не будем ждать установленного срока 1 сентября 2023 года. Постараемся это сделать намного раньше”, – заявил Андрей Травников.
Другой важный блок вопросов связан с развитием системы здравоохранения. Летом планируется начать строительство семи новых поликлиник, рассчитанных на приём более 6000 пациентов в сутки.
Приоритетным остаётся и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Так, в рамках национального проекта БКАД в этом году предстоит завершить первый этап реконструкции и расширения трёх выездов из города – на Гусинобродском шоссе, 2-й Станционной и ул. Большой, ул. Кедровой. На эти объекты направят более половины средств, запланированных на 2020 год. Особое внимание будет уделяться дорогам в отдалённых жилмассивах и дворах.
В рамках проекта “Комфортная среда” Новосибирск одним из первых в России получит Стратегию пространственного развития. Это позволит впоследствии предложить инвесторам привлекательные проекты для финансирования. Кроме того, в этом году должна быть завершена актуализация генерального плана города. Мэр поручил организовать публичные слушания уже в I квартале 2020 года. А сам документ должен быть утверждён Советом депутатов не позднее июня 2020 года.
Также глава города напомнил, что 2020 год пройдёт под знаком празднования 75-летия Великой Победы. Он поручил актуализировать списки ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников и узников концлагерей, чтобы никто не остался без внимания и помощи.
ЦИТАТА
“В развитии города мы придерживаемся направлений, выбранных жителями Новосибирска. Президент РФ подтвердил актуальность этих вопросов и готовность поддержать нас. Город не переставал стремиться к тому, чтобы наши программы, проекты, планы имели стратегический вектор, включали полный спектр задач, необходимых городу для развития. Многое сделано, чтобы при появлении финансирования Новосибирск был готов осуществить поставленные цели. И эта работа должна быть усилена”. Анатолий Локоть, мэр города Новосибирска
Также в 2020 году планируется:
- начать благоустройство территории Затулинского дисперсного парка;
- начать строительство трамвайных путей от метро “Золотая нива” до остановки “Стофато” и от трамвайного кольца на ул. Волочаевской до нового автовокзала на Гусинобродском шоссе;
- продолжить строительство станции метро “Спортивная” и нового ЛДС;
- заключить концессионные соглашения по созданию 250 “умных остановок”;
- начать реконструкцию здания для городского драматического театра С. Афанасьева (ул. М. Горького, 52);
- продолжить обеспечение жильём льготных категорий граждан, в том числе детей-сирот;
- продолжить развитие массовых видов спорта.