35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Тольяттиазот» занимается строительством глубоководного порта на Черном море

Тамани не дают ходу

Строительство важнейшего для России южного порта тормозится на фоне роста грузооборота через Украину

Фото с сайта theins.ru

Уполномоченной организацией по строительству терминала для перевалки аммиака и карбамида в порту Тамань определено АО «Тольяттиазот». Планируется, что именно эта компания, как пишет издание «ПортNews» (14.05.19) со ссылкой на проект постановления правительства РФ, займется развитием проекта мощностью 5 млн тонн в год. Но до недавнего времени все попытки «Тольяттиазота» запустить в Тамани работу терминала по перевалке аммиака и сыпучих удобрений наталкивались на противодействие, которое не позволяет достроить объект, зато уже несколько лет помогает обогащаться портам Украины.

Суммарный грузооборот морских портов России по итогам марта 2019 года вырос всего на 3,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это следует из данных аналитического сервиса SeaNews. Так, в портах Балтийского бассейна грузооборот вырос более чем на 11%, в Дальневосточном бассейне – на 7,5%, и на 20,4% вырос оборот арктических портов России. Результат мог быть и лучше, но вниз статистику всей отрасли потянули результаты портов Азово-Черноморского бассейна, который снизили перевалку грузов на 12,3%. Более того, с начала года, по данным свежей статистики Минтранса, порты этого региона снизили грузооборот на 4,4% на фоне роста показателей в целом по России.

Основная причина в том, что российским портам в этом регионе для роста показателей не хватает мощностей, в том числе свежей инфраструктуры, говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. По ее словам, решить проблему могло бы расширение Тамани, но оно затягивается, даже несмотря на то, что проекты развития этого глубоководного порта обсуждаются уже много лет, имеют поддержку федерального центра, а интерес к порту проявляли как иностранные, так и крупные российские инвесторы.

Так, уже много лет свой терминал по перевалке аммиака и сыпучих удобрений в этом порту пытается построить «Тольяттиазот» (ТоАЗ). Проект начался еще в 1999 году, но в середине 2000-х был заморожен «по не зависящим от компании причинам». Возобновить проект компания смогла лишь в 2015 году. С тех пор между ТоАЗом и государством были согласованы или подписаны многочисленные документы по реализации строительства терминала, но реальное движение вновь тормозится, даже несмотря на то, что компания планирует реализовать проект исключительно своими силами, без привлечения финансовой поддержки со стороны государства.

По мнению представителей ТоАЗа, проект спотыкается о нежелание администрации края поддерживать инвестора – более того, как сообщали СМИ, в частности, «Лента.ру» (28.08.17), пар лет назад “в попытке получить контроль над уже готовой недвижимостью комплекса — рядом вспомогательных и инфраструктурных сооружений, они обратились в суд с иском”. А ведь он способен обеспечить рабочие места, развитие местной инфраструктуры и социально-бытовых объектов, а также значительные налоговые поступления. Более того, имеют место и просто вопиющие факты. Так, в конце 2016 года, как сообщает МК (08.09.17), несмотря на наличие соответствующего соглашения как с местными, так и с краевыми властями, арбитражный суд Краснодара принял решение в пользу администрации Краснодарского края, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта. В том числе речь о гидротехнической эстакаде, узле водоснабжения, очистных сооружениях, трансформаторных подстанциях и другой дорогостоящей инфраструктуре. Решение, как отмечает издание, было отменено в кассации в 2017 году, но это был далеко не последний пример весьма своеобразного понимания местными чиновниками принципов инвестиционной привлекательности регионов, развивать которую стремится федеральный Центр. Например, в конце февраля 2019 года, как сообщает «Интерфакс-Недвижимость» (07.03.19) краснодарский суд, вновь рассматривая иск администрации края в первой инстанции, обязал «Тольяттиазот» и вовсе снести эти постройки. По итогам заседания представитель компании заявил, о том, что «Тольяттиазот» обжалует это решение и намерен подать ходатайство о повторном рассмотрении ряда вопросов. В том числе о допустимости проведения судебной экспертизы «организацией, учрежденной истцом по данному делу».

В то же время, уже сейчас местные жители занимают около 90% рабочих мест, созданных при строительстве будущего терминала. А возможные налоговые поступления в бюджет края при полной загрузке будущего терминала оцениваются в десятки миллионов рублей. Так почему администрация края вопреки здравому смыслу не поддерживает проект? Тем более что его уже одобрило Федеральное агентство морского и речного транспорта, не в последнюю очередь потому, что в России пока нет ни одного терминала по перевалке аммиака.

Читать еще:  Татарстан может обзавестись новым мостом через Каму через год-два

Не так давно украинские СМИ сообщали о том, что накануне президентских выборов теперь уже бывший глава Украины Петр Порошенко закрытым указом наградил группу россиян орденом «За заслуги». Этот знак отличия вручается, в том числе, за заслуги в сфере экономической деятельности на благо Украины. Какие именно граждане России и за какие именно заслуги были удостоены ордена, не известно. Однако на месте президента Украины похоже логично было бы отметить подобным орденом деятельность некоторых чиновников Краснодарского края, поскольку она самым благоприятным образом отражается на экономике украинских портов.

Так, грузооборот Одесского морского порта, через который в отсутствие собственных портовых мощностей ТоАЗ осуществляет транзит аммиака, только в январе-марте 2019 года вырос по сравнению с прошлым годом на 5,1% и по данным местной Администрации морских портов составил 6,21 млн. тонн. В целом же грузооборот морских портов Украины (основная часть которых находится на этот бассейн) за 3 месяца 2019 года вырос на 12,4%.

Так в чьих же интересах действует администрация Краснодарского края?

Россия увеличит экспорт аммиака

Одно из крупнейших предприятий химпрома России ПАО “Тольяттиазот” (ТоАЗ) объявило о планах до 2020 года: ввести в эксплуатацию сразу два крупных объекта, появление которых существенно укрепит позиции нашей страны на мировом рынке.

Сегодня “ТольяттиАзот” входит в тройку основных производителей аммиака в стране и в десятку мировых лидеров. Это единственный в мире химкомбинат, способный ежегодно выпускать 3 миллиона тонн аммиака, из которого здесь же делают минеральные удобрения для сельского хозяйства. В целом завод производит почти 20% всего аммиака в России и около 10% в мире. Кроме того, аммиак экспортируется в 120 стран мира на 5 континентах. Бесперебойность поставок обеспечивается за счет того, что у ТоАЗ есть собственный железнодорожный парк и доступ к уникальному аммиакопроводу “Тольятти-Одесса” протяженностью более 2000 км.

Предприятие поддерживает статус производства – одного из самых значимых для развития химической отрасли страны – и способствует укреплению позиции российской экономики в мировой химической индустрии. Кроме того, ТоАЗ – один из главных кормильцев Самарской области, так как входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков региона и обеспечивает работой более 5000 человек.

Несмотря на кризис и колебания валют, ТоАЗ не только не сокращает объемы производства, но и планирует глобальное расширение. С 2012 года на предприятии запущена масштабная программа модернизации, воплощению которой в жизнь не смогли помешать никакие кризисы. Цель программы – укрепить конкурентоспособность на мировом рынке химической продукции, сделать бизнес еще более эффективным, снизить нагрузку на окружающую среду, улучшить экономическую ситуацию в регионе и во всей стране.

В рамках программы ремонтируются и модернизируются все объекты производственной инфраструктуры. Кроме того, производство расширяется. Так, к 2020 году будут сданы в эксплуатацию новые агрегаты – одна из лучших в мире по своим характеристикам установка по увеличению мощности 7 действующих агрегатов и третий агрегат по производству карбамида. Установка по увеличению мощности при получении аммиака мощностью 1860 тонн в сутки будет уникальной для российской химической промышленности: для синтеза аммиака начнут использоваться продувочные газы от действующих на территории ТоАЗа агрегатов. “Технология позволит ТоАЗу существенно нарастить производство аммиака и сохранить лидерские позиции на рынке. Она не только обеспечит увеличение мощностей, но и снизит энергопотребление и воздействие на экологию”, – поясняет генеральный директор ЗАО Корпорация “Тольяттиазот” Вячеслав Суслов.

Но для эффективной работы на международных рынках помимо модернизации производственных мощностей необходимо расширить территорию гарантированного сбыта продукции. Именно поэтому ТоАЗ принял решение о развитии собственного логистического морского узла в Тамани. Такое решение акционеров ТоАЗ было связано и с общим уходом российской промышленности из портов стран СНГ, но главное тут – интерес нашей страны к развитию собственной портовой инфраструктуры, независимой от иностранных партнеров. “Тольяттиазот”, в свою очередь, готов вложить в проект корпоративные средства, обеспечив, таким образом, внебюджетное финансирование значимого для государства объекта.

Уникальный инфраструктурный объект – глубоководный морской порт по перевалке аммиака и сыпучих удобрений на полуострове Тамань – уходит своей надводной портовой эстакадой на 2,5 километра в Черное море. Выход к черноморскому бассейну важен не только для развития “Тольяттиазот”, но и для экономики всей страны: ведь новый портовый терминал расширит географию поставок российской продукции на мировые рынки. Вот почему порт “Тамань” включен в государственную программу развития морских портов России. Предприятие строит порт без привлечения государственного финансирования: общий объем инвестиций может составить более 300 млн. долларов “Перевалочный комплекс на Черном море планируется к запуску в 2020 году. Таким образом, у “Тольяттиазот” появится независимый экспортный поток, а у России – новая территория бизнеса”, – говорит руководитель проекта Николай Федоров.

Читать еще:  На Васильевском острове в Петербурге построят квартал бизнес-класса

Создание независимых путей реализации экспорта – сегодня одна из приоритетных задач для российской экономики. Введение в эксплуатацию порта снизит зависимость российской химической промышленности от Украины. Сейчас, когда большая часть аммиака идет по аммиакопроводу транзитом через Украину, позиции российского бизнеса нельзя считать полностью защищенными. Кроме того, запуск порта в Тамани создаст новые рабочие места на территории Краснодарского края, существенно увеличит поступления в бюджет России и края и перенаправит прибыль из украинского бюджета, как происходит сейчас, в родную гавань.

Успешному развитию “Тольяттиазот”, увы, радуются не все: недобросовестные конкуренты пытаются помешать воплощению грандиозных планов в жизнь, инициируя надуманные иски в адрес ТоАЗ. Такие действия могут привести не только к нарушению сроков реализации строительства порта, но и в конечном итоге ставят под угрозу выполнение Федеральной целевой программы “Развития транспортной системы России до 2020 года” с финансированием за счет внебюджетной сферы. Впрочем, вряд ли недоброжелатели смогут помешать реализации планов компании, ведь планируемые объекты портового комплекса в Тамани находятся в высокой стадии готовности. А значит, уже в скором времени послужат укреплению позиций России на мировой арене.

Аммиаку прокладывают новый маршрут

Химические грузы получат собственный терминал в Тамани

ТОАЗ планирует ввести комплекс в эксплуатацию в 2020 году. Объём инвестиций в проект составит 14 млрд руб. без привлечения бюджетных средств.

По словам председателя совета директоров ПАО «Тольяттиазот» Петра Орджоникидзе, проект планировки территории и проект межевания уже утверждены Федеральным агентством морского и речного транспорта. «Благодаря этому уникальному терминалу экспортные потоки аммиака и минеральных удобрений будут перенаправлены с зарубежья в российский порт», – отметил Пётр Орджоникидзе.

В настоящий момент основной объём отгружается посредством аммиакопровода Тольятти – Одесса. Спроектировать ответвление от этого трубопровода в Воронежской области поручил в июне 2016 года президент РФ, так как Украина ставила дополнительные условия, и цена перекачки за два года увеличилась более чем в три раза.

ТОАЗ – единственное в мире химическое предприятие, способное производить ежегодно около 3 млн тонн аммиака. Завод экспортирует свою продукцию более чем в 120 стран мира, доля экспорта колеблется в районе 85% от общего объёма производимой продукции. ТОАЗ входит в десятку крупнейших мировых производителей с долей до 11%, по товарному аммиаку занимает до 50% российского рынка. В 2017 году объём производства аммиака составил 2,6 млн тонн – это ниже на 7,5% по сравнению с показателем за предыдущий год, так как ТОАЗ не мог экспортировать продукцию по украинской части аммиакопровода.

Строительство нового комплекса входит в проект создания морского порта Тамань, который является частью государственной программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2021 годы».

Также грузопотоки перевалочного комплекса учитываются в схеме развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей, а его размещение предусмотрено «дорожной картой» развития до 2020 года морских портов Азово-Черноморского бассейна.

Мощность строящегося перевалочного комплекса составит 5 млн тонн в год: 2 млн тонн карбамида и 3 млн тонн аммиака. Он полностью перекроет потребность ТОАЗа в перевалочных мощностях. Проектом предусмотрены береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс для принятия судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, а также комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Как пояснил «Гудку» руководитель проекта по строительству порта ПАО «Тольяттиазот» Михаил Тараскин, за счёт строительства нового терминала компания не будет зависеть от перевалки в портах иностранных государств, а также снизит логистические затраты.
«ТОАЗ рассматривает несколько вариантов доставки продукции в порт. Первый – исключительно по железной дороге. По второму варианту возможно частичное использование российского сегмента аммиакопровода в Воронежской области с дальнейшей перевалкой груза на железнодорожный транспорт. В самом порту уже проложены автомобильная дорога, железнодорожные пути, продуктопроводы, построены грузовые причалы и уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 км, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда», – говорит Михаил Тараскин. По его словам, в ТОАЗе рассчитывают, что первый в России комплекс по перегрузке аммиака позволит и другим отечественным производителям воспользоваться этим предложением.

Читать еще:  Строительство линии метро от станции «Улица Новаторов» до «Столбово» начнется в следующем году

По мнению заместителя директора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, ТОАЗ всё ещё зависит от Одесского порта на Украине. «С политической точки зрения планы полностью оправданны, так как у России подобного комплекса по перевалке аммиака и карбамида до сих пор не было. Это «импортозамещение» в сфере транспорта и логистики. Спрос на карбамид сейчас растёт в Австралии, Индии, ряде стран Латинской Америки, и проект выглядит перспективным. С другой стороны, фактически вся выручка компании будет работать на погашение кредитов, взятых под строительство нового комплекса. Только мощности по перевалке карбамида стоят около 180 млн евро, это сравнимо с ежегодной выручкой «Тольяттиазота» и аналогичных предприятий», – прокомментировала «Гудку» Наталья Мильчакова.
«Собственный терминал действительно может ускорить отправку продукции предприятия на экспорт, снизить стоимость транспортной составляющей и повысить надёжность поставок. В проект уже вложены значительные средства, и завершить его, построив эти мощности, будет правильным решением. Так что если проекту понадобится поддержка властей, то её следует оказать, чтобы ввести терминал в строй и он смог начать работу, увеличив тем самым несырьевой экспорт из РФ», – говорит директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. По его мнению, привлечь других производителей в проект возможно. Но для изготовителей химической продукции важно, чтобы мощности терминала позволяли переваливать грузы разной номенклатуры и по мере его развития увеличивался рост экспорта у всех партнёров.

Стоит отметить, что транзит через Украину осложняется не только геополитикой и валютными колебаниями, но и экологическими претензиями к российским грузам. К примеру, в феврале текущего года суда, гружённые аммиаком, в том числе производства ТОАЗа, не пропустила местная Госэкоинспекция, использовав как предлог нарушения природоохранного законодательства. ТОАЗ понёс убытки, так как на урегулирование ситуации понадобилось 10 дней.

По мнению российских специалистов, компания соблюдает все требования законодательства при транспортировке опасного груза. «Мы ежегодно посезонно проводим экологический мониторинг акватории порта в районе строительства перевалочного комплекса для ТОАЗа. Проверяем качество воды, донных осадков, обитателей в толще воды. И на протяжении довольно длительного периода никаких негативных влияний на окружающую среду не обнаружено», – сказала заведующая Новороссийским учебным и научно-исследовательским морским биологическим центром Лидия Болгова.

По её словам, компании ни разу не выдавали предписаний, так как все экологические требования она выполняет.

К 2020 г. «Тольяттиазот» построит глубоководный морской порт на Черном море

РБК сообщает о том, что на Таманском полуострове Краснодарского края продолжается строительство морского порта «Тамань».

Его возведением за собственные средства занимается ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ). Это предприятие заслуженно считается одним из крупнейших игроков на отечественном рынке химпрома. Планируется, что ТоаЗ вложит в строительные работы свыше 14 млрд. рублей.

Уникальный глубоководный объект будет служить для отгрузки на морские суда аммиака и сыпучих удобрений. Стройка началась в 2001 г. Через пять лет она была приостановлена по причине сложной рыночной конъюнктуры, а в 2011 г. — возобновлена. Объект должен быть сдан в эксплуатацию в 2020 г.

По состоянию дел на настоящий момент строительные работы на комплексе по перевалке аммиака завершены на 80-90%. Установлена надводная эстакада (она уходит в море на 2,5 км), по которой был проложен подключенный к аммиакопроводу «Тольятти-Одесса» трубопровод (его протяженность — 2417 км). Начато возведение комплекса по отгрузке сыпучих удобрений.

Вас может заинтересовать

Лукашенко: россияне оставили Белоруссию без гречки

«Украинскому резиденту» Сергею Янчукову скоро придется выбирать между малой Родиной и РФ

Инвестор из Германии планирует развивать в Калининградской области производство льна

Али Кавак принял участие в посвященной турецким цитрусовым пресс-конференции в Москве

Гендиректор фирмы в Калининграде «кинул» компанию из Польши на 30 тысяч евро

В Германии сокращается промышленное производство

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: