77 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средний срок получения разрешения на строительство сократился до 120 дней

Средний срок получения разрешения на строительство сократился до 120 дней

Постановлением Совмина от 25.02.2016 № 151 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее – постановление № 151, Положение).

В соответствии с п. 3 Положения выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее – СМР), внесение изменений и продление срока действия разрешений осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта (далее – органы строительного надзора).

Разрешение на производство СМР в указанных органах строительного надзора получает заказчик, застройщик.

Подрядчику запрещено приступать к производству СМР при отсутствии у него заверенной заказчиком копии разрешения на производство СМР.

Рассмотрим более подробно порядок действий заказчика, застройщика при получении, изменении, продлении разрешения на производство СМР.

1. Получение, изменение, продление разрешения

Заказчик, застройщик для получения разрешения на производство СМР подают в органы строительного надзора заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Положению, и пакет необходимых документов, указанных в п. 3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).

Постановлением № 151 внесено изменение в п. 3.12 перечня № 156.

Одними из документов, подаваемых в органы строительного надзора, являются копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации. Однако при подаче данных документов необходимо учитывать некоторые особенности.

При проектировании в одну стадию независимо от источников финансирования объекта или при проектировании в две стадии по объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств бюджета и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для строительного проекта.

При проектировании объектов в две стадии, финансирование строительства которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для архитектурного проекта, а также разделов и отдельных технических решений строительных проектов объектов 1–4-го классов сложности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки, в объеме согласно выводам заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту.

Для объектов, проектирование и строительство которых осуществляются параллельно, разрешение на производство СМР выдается при наличии положительного заключения государственной экспертизы по архитектурному проекту на весь объект (очередь строительства, пусковой комплекс) и по строительному проекту на соответствующие этапы работ, объект или очередь строительства, пусковой комплекс. При этом в разрешении могут быть указаны конкретные этапы работ, пусковые комплексы, очереди строительства.

При необходимости внесения изменений или дополнений в разрешение на производство СМР заказчик, застройщик в течение 10 календарных дней с момента изменения условий, при которых производилась выдача разрешения, представляют в орган строительного надзора документы и сведения, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156. В п. 7 Положения перечислены условия, при возникновении которых необходимо вносить изменения и дополнения в разрешение на производство СМР.

Для продления срока действия разрешения на производство СМР заказчик, застройщик не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения подают в орган строительного надзора, выдавший такое разрешение, заявление с обоснованием необходимости продления срока действия разрешения, прилагая к нему другие документы, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156 (п. 8 Положения).

Основанием для продления срока действия разрешения на производство СМР по истечении проектной продолжительности строительства объекта для заказчиков, застройщиков является согласование изменения (продления) сроков строительства.

Продолжительность строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, может быть продлена только в исключительных случаях по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики. При возведении объектов за счет собственных средств заказчика либо иных источников, включая объекты жилищного строительства, продление или изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами (п. 17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301). Исключение составляют объекты, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.

Положением установлены действия заказчика, застройщика по перерегистрации разрешения на производство СМР при переходе права собственности на объект строительства.

Для осуществления указанной процедуры новый заказчик, застройщик не позднее одного месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства обращаются в орган строительного надзора, выдавший разрешение.

При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения, при этом оформляется разрешение на производство СМР с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним.

Решение о выдаче, внесении изменений, продлении или об отказе в проведении данных процедур принимается руководителем или уполномоченным лицом органа строительного надзора.

Отказ о выдаче, внесении изменений, продлении разрешения на производство СМР производится в случаях:

  • указания не в полном объеме либо указания недостоверных сведений в заявлении для получения разрешения на производство СМР (внесения изменений, продления срока действия);
  • отсутствия аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или индивидуального предпринимателя, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным.

2. Прекращение и приостановление действия разрешения

Орган строительного надзора своим решением может прекратить действие разрешения на производство СМР при выявлении факта представления заказчиком, застройщиком документов или сведений (в т.ч. указанных в заявлении для получения разрешения), не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов. В указанных случаях разрешение признается недействительным.

Также орган строительного надзора своим решением может признать разрешение на производство СМР утратившим силу:

  • если строительство объекта не начато в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения;
  • если строительство объекта не осуществлялось более одного года;
  • при консервации объекта.

Заказчик, застройщик после подписания акта о консервации объекта незавершенного строительства обязаны в течение 10 календарных дней информировать об этом орган строительного надзора с представлением заверенной копии акта о консервации объекта незавершенного строительства (п. 13 Положения).

В соответствии с п. 10 Положения при прекращении действия разрешения на производство СМР орган строительного надзора в течение 5 рабочих дней информирует местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешительную документацию на строительство объекта, о прекращении действия разрешения на производство СМР и снятии объекта с учета органа строительного надзора.

В соответствии с п. 15 Положения действие разрешения на производство СМР может быть также приостановлено. Это осуществляется в случаях:

  • окончания срока действия или прекращения действия соответствующих договоров строительного подряда, на осуществление авторского или технического надзора, заключения государственной экспертизы по проектной документации, за исключением случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной;
  • если заказчиком, застройщиком в течение 10 календарных дней в орган строительного надзора не представлены документы и сведения об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения на производство СМР, в соответствии с п. 7 Положения;
  • отсутствия на объекте комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект» с отметками заказчика, застройщика «К производству работ» по выполненным или выполняемым работам.
Читать еще:  Как создать интерьер в маленькой комнате

Действие разрешения на производство СМР приостанавливается с момента возникновения обстоятельств, указанных выше, и возобновляется с момента устранения причин и условий, в соответствии с которыми оно было приостановлено.

В случае прекращения действия разрешения на производство СМР выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Положением.

Наталья Ходорик, инженер

Как получить разрешение на строительство? Юристы объясняют новые нормы, установленные правительством 5681

Декрет № 7 вступил в силу 26 февраля, но представители бизнеса среагировали осторожно. Самовольно толковать нормы и пользоваться новыми льготами никто не спешил. В госорганы отправлялись сотни вопросов по применению положений декрета. Юристы Arzinger&Partners изучили документ и попытались понять: а стало ли лучше? Подробности — на Realt.by.

До принятия декрета № 7 каждый представитель строительного или около строительного бизнеса хоть раз сталкивался с проблемой получения разрешения на производство строительно-монтажных работ. Для этого приходилось отстоять очередь в Госстройнадзоре, отдать пакет документов, дождаться решения, потом исправить документы и подать их повторно (после ещё одного ожидания в очереди), дождаться нового решения, и только тогда можно было начинать строить.

Зимой активно заговорили про Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», который обещал упростить эту процедуру. 26 февраля документ вступил в силу. Однако у бизнеса остались вопросы, так как на тот момент не были приняты все необходимые акты. 12 мая pravo . by опубликовал утверждённый Совмином порядок направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Разбираемся, что изменилось и стало ли лучше.

— Разрешений на производство СМР больше нет?

— Всё верно. Разрешение на производство строительно-монтажных работ получать больше не нужно. Процедура направления уведомления вводится вместо них.

— Когда и в каких случаях нужно направлять уведомление?

— Уведомление нужно направлять до начала производства СМР на всех объектах, где раньше получали разрешение на производство СМР (то есть где ведётся государственный строительный надзор). Перечень объектов и работ, для которых уведомление не потребуется, можно прочитать вот здесь.

Если лень читать:

  • временные объекты на территории строек;
  • садовые домики товарищества садоводов;
  • хозяйственные застройки/пристройки площадью до 30 кв.м к усадьбам в сельской местности;
  • индивидуальные жилые дома высотой до 2 этажей;
  • строительные объекты пятого класса сложности ;
  • работы по текущему ремонту;
  • работы по ремонту/реконструкции зданий, при которых не затрагиваются несущие конструкции зданий;
  • некоторые другие.

— Кто должен направлять уведомление?

— Уведомление может направить: заказчик, застройщик, генподрядчик (при строительстве «под ключ»), а также инженер или инженерная организация (с ними должен быть заключён договор на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью).

— Как оформить уведомление?

— Форма уведомления установлена самим постановлением (см. приложение № 1). Сложностей в заполнении уведомления возникнуть не должно: в него включаются всё те же сведения, которые раньше включались в заявление на выдачу разрешения на производство СМР.

Есть два варианта отправки уведомления:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в виде электронного документа с электронной цифровой подписью (ЭЦП) (можно подать в том числе через сайт Госстройнадзора).

При втором варианте документы подаются мгновенно, а при первом необходимо будет ждать доставки почтового отправления. Поэтому рекомендуем задуматься над оформлением ЭЦП, если у вас её ещё нет.

— А куда направлять?

— В зависимости от объекта: в специализированную инспекцию Госстройнадзора или в инспекцию Госстройнадзора соответствующей области или г. Минска.

В специализированную инспекцию направляются уведомления в отношении:

  • объектов атомной энергетики;
  • объектов тепловой энергетики мощностью выше 50МВт и (или) расположенных в г. Минске или Минской области;
  • аэродромных сооружений, железнодорожных путей и сооружений на них, кроме железнодорожных путей общего пользования;
  • резервуаров подземных хранилищ, трубопроводов нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • некоторых иных объектов (полный перечень — в приложении № 3 к постановлению).

Уведомления в отношении остальных объектов направляются в территориальную инспекцию Госстройнадзора. В случае направления уведомления не по адресу оно будет перенаправлено в течение 3 рабочих дней после получения.

— Направил уведомление — и можно строить?

Можно, но мы рекомендуем не торопиться. После получения уведомления у инспекции Госстройнадзора есть 3 рабочих дня на то, чтобы зарегистрировать объект строительства либо ответить уведомителю о нарушениях при оформлении документов. В любом случае вам будет направлено извещение о результатах рассмотрения уведомления.

Если нарушений нет, вам сообщат, что уведомление получено и объект строительства зарегистрирован. В случае нарушений порядка информирования вам также сообщат.

Согласно постановлению, если в уведомлении были нарушения, то начинать СМР можно только после исправления нарушений и направления надлежащего уведомления.

То есть в принципе можно начинать работы уже после направления уведомления и не дожидаться ответа. Но поскольку вы не узнаете о наличии ошибок в направленных документах до получения ответа от Госстройнадзора, лучше не торопиться строить (особенно с учётом того, что ответ нужно будет ждать всего неделю). Это особенно актуально в том числе и с учётом ответа на следующий вопрос.

— Что если не направить уведомление?

— Без направления уведомления производство СМР не допускается. Если вы начнёте СМР, не направив надлежащее уведомление в инспекцию Госстройнадзора, работы необходимо остановить. Продолжать работы можно будет после направления уведомления о возобновлении работ в ту же инспекцию (форма также установлена постановлением).

Внимание: если до направления надлежащего уведомления будут выполнены работы по монтажу строительных конструкций, к уведомлению о возобновлении работ необходимо приложить заключение экспертов по надёжности, несущей способности и устойчивости конструкций. У эксперта должен быть аттестат соответствия на обследование зданий и сооружений необходимой категории для вашего объекта.

Таким образом, у вас будет шанс исправить ситуацию, если вы начнете строить объект без направления уведомления. Но имейте в виду, что несоблюдение установленного порядка приведёт к тому, что Госстройнадзор откажет в выдаче заключения о готовности объекта к приёмке в эксплуатацию.

— Нужно ли направлять уведомление, если у меня есть действующее разрешение?

— А что делать, если его сроки действия недавно закончились?

— Если срок действия вашего разрешения истёк, то необходимо направить уведомление о возобновлении СМР на объекте.

— Учёт объектов строительства, что нужно знать?

— В соответствии с новым постановлением органы Госстройнадзора принимают на учёт все объекты строительства, в отношении которых они получили уведомления о начале СМР. Объекты строительства снимаются с учёта в следующих случаях:

  • Госстройнадзор выдал заключение о готовности объекта к приёмке в эксплуатацию;
  • на объекте не ведутся работы в течение как минимум 1 года;
  • заказчик, застройщик или лицо, направившее уведомление о начале СМР, обратятся в Госстройнадзор с заявлением о снятии с учёта.

В случае снятия объекта с учёта для возобновления работ на нём необходимо будет направлять в Госстройнадзор уведомление о возобновлении СМР. Уведомление о возобновлении СМР направляется также:

  • при смене собственника объекта строительства;
  • при необходимости производства СМР на объектах, в отношении которых ранее было выдано разрешение на производство СМР, если оно истекло до 12 мая.

А если с момента снятия объекта строительства с учёта пройдёт как минимум 5 лет, то необходимо направлять уведомление о начале СМР.

Выводы и рекомендации Arzinger & Partners :

1. Очевидное: при направлении уведомления обязательно убедитесь в корректности всех указанных сведений и наличии всех необходимых приложений. В противном случае уведомление придётся направлять заново (и затягивать сроки реализации проекта).

2. Лучше дождитесь извещения из Госстройнадзора перед тем, как начинать СМР. Иначе вы рискуете сэкономить несколько дней, но затем потерять несколько недель (если ответ будет отрицательным). К тому же всегда можно позвонить в Госстройнадзор и уточнить статус вашего уведомления, если сроки «горят» и нет времени ждать извещения.

Читать еще:  Порошковая покраска металлоизделий после плазменной резки

3. Не забывайте, что если вы не направите уведомление в установленном порядке, то у вас будут серьёзные трудности при приёмке объекта в эксплуатацию. Поэтому с самого начала стройки следуйте букве закона при оформлении всех документов.

Утверждена новая редакция Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов

Совет Министров утвердил подготовленные Минстройархитектуры изменения в Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов . Они коснулись вопросов сноса, предоставляемых и получаемых документов, терминологии и т. д. Среди основных новшеств – усиление роли градостроительного паспорта, который смогут получать и физлица, наделение КУП правом подготовки разрешительных документов и введение «Декларации о намерениях» застройщика. Документ вступает в силу с 31 января 2019 г.

Новая редакция документа определяет порядок подготовки и выдачи заказчику, застройщику разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, снос и благоустройство на землях общего пользования. Главной целью было приведение документа в соответствие с нормами Декрета № 7

Собирать документы станет исполком

Одним из важнейших нововведений стало упрощение самого порядка получения разрешения на строительные работы. Внедрили своеобразный принцип «одного окна».

– Если раньше для получения разрешения нужно было пройти от 16 до 21 административной процедуры(в зависимости от объекта), то сейчас мы сократили этот перечень до одной, – рассказал начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстройархитектуры Артём Юшкевич. – Она называется «Выдача разрешительной документации». Для этого достаточно один раз обратиться в местный исполком. И уже задача исполкома – самостоятельно собрать нужные документы от всех заинтересованных органов государственного управления и организаций.

Кроме того, получать разрешительную документацию смогут не только заказчики и застройщики, но и подрядчики (при строительстве объектов «под ключ»), а также инженер либо инженерная организация (при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью).

Лишние требования включать нельзя

Разработчики пересмотрели понятийный аппарат. Обновились содержания определений «архитектурно-планировочное задание», «технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта», «градостроительный паспорт земельного участка». Впервые в нормативных документах получили однозначное определение термины «технические требования» и «неиспользованный объект».

В частности, положение четко определяет, какие требования должно включать в себя архитектурно-планировочное задание, а какие – нет

– Не подлежат включению в архитектурно-планировочное задание, например, требования к внутренней отделке, – объясняет Артём Юшкевич. – Ведь этот документ определяет, как эстетически, со стороны должен выглядеть объект. Исполком не имеет права вмешиваться во внутренние конструктивные особенности, например, выбор несущей системы. У проектировщика появляется большая свобода для маневра.

Минстройархитектуры пересмотрело и перечень требований к техническим условиям на инженерно-техническое обеспечение объекта. Общий подход не изменился – в технические условия должна быть включена необходимая для проектирования и строительства информация. В том числе и связанная с присоединением к газораспределительной системе, электрической и тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения и дождевой канализации.

– Ранее у нас не было общего подхода к этому документу. И эксплуатирующие организации нередко выставляли дополнительные, ненужные требования.Сейчас документ приведен к однозначной форме, четко указано, что должно там содержаться. Не допускается вписывать туда требования, которые противоречат этой форме и создают дополнительную финансовую нагрузку на бизнес.

Так, эксплуатирующие организации больше не смогут, например, требовать провести модернизацию либо ремонт объектов инженерной инфраструктуры. По словам разработчиков, новый подход в отношении технических условий соответствует нормам Декрета № 7 и направлен на установление прозрачных условий ведения бизнеса.

Вместо заключений – «Технические требования»

Впервые вводится термин «Технические требования». Отныне заказчик будет получать список требований от организаций, принимающих объект в эксплуатацию, на стадии выдачи разрешительных документов.

– Ранее существовали такие документы, как заключения согласующих организаций на разработку определенной проектной документации, а также технические условия на разработку раздела гражданской обороны. Все это мы трансформировали в документ, который назвали «Технические требования». Его введение также было предусмотрено Декретом № 7, – пояснил Артём Юшкевич.

Эти изменения коснулись, в частности, заключений Минобороны, заключений органов госпожнадзора МЧС и технических условий на разработку раздела ИТМГО, выдачи разрешений, заключений владельцев республиканских и местных автомобильных дорог, железной дороги, а также технических условий управлений ГАИ. Они трансформированы в выдачу технических условий этими органами.

Усилена роль градостроительного паспорта

В новой редакции постановления прописано, что градостроительный паспорт станет комплексным документом, содержащим в себе полную информацию о земельном участке. В его состав будут включены нормы, которые определены архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями и техническими требованиями.

Одно из главных новшеств коснется граждан, планирующих строительство индивидуального жилого дома и хозпостроек на занятом участке. Теперь они вправе самостоятельно выбирать набор выдаваемых исполкомом разрешительных документов. Это может быть либо решение исполкома и градостроительный паспорт, либо решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, технические условия и технические требования. Если гражданин в будущем собирается возводить несколько построек, то он получает в исполкоме градостроительный паспорт, в котором будет обозначен сам земельный участок, и отмечены в его границах «зеленые» и «красные» зоны. В «красных» зонах любое строительство запрещается по противопожарным, санитарно-гигиеническим и другим нормам.

Также в документе будет указан перечень объектов, которые гражданин может построить на занимаемом участке без точной привязки к месторасположению и без указания временных сроков.

– Это может быть баня, сарай, хозблок и прочие постройки, – комментирует эксперт.

–Таким образом, гражданину не нужно будет снова идти в исполком для получения необходимой документации. Можно будет, единожды получив документ, сначала построить, допустим, дом, через два-три года баню, еще через год сарай и так далее. Если человек, кроме дома, строить больше ничего не планирует, то в исполкоме он может получить решение, архитектурно-планировочное задание, технические условия, технические требования на одну постройку, и на этом вопрос закрыть.

Новый порядок сноса

– Раньше порядок сноса не был урегулирован, – продолжает Артём Юшкевич. – Не было понятно, нужно ли обращаться в исполком и какие получать документы. Согласно Декрету № 7 принятие решения о сносе отдано на откуп местным властям. Новая редакция постановления конкретизировала порядок этого процесса. Мы четко обозначили, что для сноса заказчик обращается в исполком с письменным заявлением, в котором предлагает, что делать с материалами, отходами, которые образуются при сносе. В составе исполкома действует постоянная комиссия по рассмотрению самовольных построек. Она выезжает на место, оценивает объект и вносит предложения: разрабатывать либо не разрабатывать проектную документацию, согласовывать или нет порядок сноса.

Кроме того, в решении исполкома будет указано, что делать с материалами и отходами, которые образуются при сносе, как восстановить плодородие нарушенных земель и вернуть их в сельскохозяйственный оборот.

Разрешения будут готовить КУП

Новая редакция положения разрешает местным коммунальным унитарным предприятиям (КУП), созданным по Указу Президента от 16.11.2006 № 676, разрабатывать разрешительную документацию на договорной основе. То же самое касается и территориальных органов архитектуры и строительства.

КУП сегодня созданы практически в каждом районе, но если их в конкретной местности нет, то исполком может поручить разработать разрешительные документы КУП на другой территории. Заказчик должен будет самостоятельно заключить договор с КУП.

– В этих предприятиях сосредоточены компетентные специалисты, которые смогут более эффективно и качественно подготавливать документы. Здесь не может идти речи ни о монополизации, ни о лишних посредниках, поскольку выдача разрешительной документации – это государственная функция, – отметил Артём Юшкевич.

Кроме того, исполкомы получат право вносить изменения в разрешительную документацию, но только если такое решение не приведет к нарушениям требований нормативных правовых актов. Также по решению исполкома можно будет изменить технические условия и технические требования. По словам разработчиков, такие нормы позволят оперативно реагировать на изменение условий строительства и производственную необходимость.

Читать еще:  Строительство станции метро «Мичуринский проспект» близится к завершению

Появится «Декларация о намерениях»

Со вступлением в силу постановления пополнится и перечень документов, которые нужно предоставить для выдачи разрешения на строительства. Новым документом станет «Декларация о намерениях»

– Декларация о намерениях – это примерная информация об объекте строительства: габариты, потребность в инженерной инфраструктуре и т. д., – комментирует Артём Юшкевич. – Эта информация нужна для исполкома, чтобы понимать, что заказчик собирается построить. Ведь сегодня зачастую местные власти не в полной мере представляют, что на выделенном участке собирается возводить инвестор. Получив Декларацию о намерениях, исполком сможет выдать более полный перечень технических условий, понимая, например, какие мощности будут в здании. Может быть, такой объект и вовсе не нужен в этой местности. Такая информация на начальном этапе позволит избежать многих проблем в будущем.

Новая редакция Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, а также дополнения и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156 утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 785.

Документ разработан в целях реализации Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства» и совершенствования порядка выдачи разрешительной документации на строительство объектов.

Он вступает в силу через три месяца после официального опубликования – с 31 января 2019 г.

Новый порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов

Очередным важным событием в строительной отрасли Республики Беларусь в развитие Декрета № 7 1 стало изменение порядка подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов. 31 октября 2018 г. Советом Министров было утверждено Постановление № 785 2 , которое устанавливает новую редакцию Положения о порядке подготовки и выдачи вышеуказанной документации. Данное Постановление вступит в силу с 31 января 2019 г., т.е. спустя три месяца с момента его официального опубликования.

В данном положении определяется порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования, снос. Основным изменением стало сокращение количества обращений в государственные органы до одной административной процедуры под названием «выдача разрешительной документации»: теперь при обращении в исполком заявитель получит весь набор необходимой документации. Данная документация действует до даты приемки объекта в эксплуатацию либо до истечения установленных сроков ее действия, за исключением градостроительного паспорта, действие которого продолжается на весь период эксплуатации построенного объекта.

Важно: действие данного Положения не распространяется на:

  • военное строительство;
  • переустройство и (или) перепланировку квартир в многоквартирных жилых домах;
  • реконструкцию гражданами жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах;
  • переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории;
  • строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения;
  • строительство садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей.

Положение также расширяет перечень лиц, которым может быть выдана разрешительная документация, а именно заявителем теперь может выступать не только непосредственно заказчик (застройщик), но и подрядчик (при строительстве объектов под ключ) либо инженер или инженерная организация (при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью). Напомним, что ранее вышеуказанная документация выдавалась исключительно заказчику.

Подготовка разрешительной документации возлагается на коммунальные унитарные предприятия (КУП), функционирующие в каждом районе, городе, либо территориальные подразделения архитектуры и строительства. Планируется, что при заключении договора с КУП, заявитель сможет получить необходимый пакет документов в короткие сроки. Задача исполкома будет заключаться в том, чтобы собрать необходимые документы от всех заинтересованных органов государственного управления, эксплуатирующих организаций и т.п.

Положением предусматривается, что исполкомы смогут принимать решения о внесении изменений в разрешительную документацию (при их не противоречии требованиям НПА), изменении технических условий и (или) технических требований, что позволит принимать оперативные решения в случае изменения условий строительства либо возникновения таковой производственной необходимости. Порядок принятия вышеуказанных решений аналогичен порядку выдачи разрешительной документации.

В Постановление № 785 устанавливаются новые термины

  1. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) – документ, содержащий в себе требования, исходя из месторасположения земельного участка, к архитектурно-пространственным характеристикам объекта, застройке и использованию земельного участка, архитектурно-художественному оформлению прилегающей городской среды, по выполнению инженерных изысканий, исполнительной съемки инженерных коммуникаций объекта, по благоустройству застраиваемого земельного участка, по разработке проектов наружной рекламы. В АПЗ не устанавливаются требования к конструктивным решениям, внутренним планировке, отделке, оборудованию объекта строительства;
  2. Технические условия – это документ, содержащий информацию о подключении (отключении) здания (сооружения) к объектам инженерной инфраструктуры), дополнительно уточняется перечень информации, которая должна содержаться в данных условиях. Общий перечень организаций, выдающих технические условия, устанавливается местным исполнительным и распорядительным органом;
  3. Технические требования – это документ, содержащий в себе перечень требований, предъявляемый к конкретному объекту, позволяющих обеспечить его безопасную эксплуатацию. Общий перечень организаций, выдающих технические требования, установлен в приложении 1 к Положению № 7852 ;
  4. Градостроительный паспорт земельного участка – комплексный документ, разрабатываемый на основании утвержденной градостроительной документации, определяющий регламенты, параметры застройки и использования земельного участка с учетом его характеристик и градостроительных, архитектурных, инженерно-технических, охранных требований к застройке земельного участка, требований по изысканиям.

Пакет разрешительной документации на строительство

При предоставлении земельного участка в случае, если необходимо предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением № 6673 :

  • утвержденный акт выбора места размещения земельного участка;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • технические условия;
  • технические требования;
  • решение местного исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка;
  • решение исполкома о разрешении строительства объекта.

При предоставлении земельного участка в случае, если не требуется предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением № 6673 :

  • решение исполкома или администрации свободной экономической зоны об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта;
  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • технические условия;
  • технические требования;
  • градостроительный паспорт, если его разработка предусмотрена законодательством.

При возведении, реконструкции, реставрации на предоставленном земельном участке:

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • градостроительный паспорт.

При сносе объектов, за исключением сноса гражданами нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке:

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и сноса объекта;
  • технические условия.

При сносе неиспользуемых объектов:

  • решение исполкома о разрешении сноса объекта с указанием в таком решении необходимости разработки проектной документации;
  • согласование исполкома порядка, способа сноса неиспользуемого объекта, порядка обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта; порядка восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.

При благоустройстве на землях общего пользования:

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.

При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке:

  • разрешение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • градостроительный паспорт либо архитектурно-планировочное задание и технические условия.

О других важных нововведениях и изменениях в строительной отрасли вы всегда можете узнать из нашего раздела «Новости», где содержатся разъясняющие статьи на самые актуальные темы и вопросы строительной сферы.

Ссылки на использованные НПА:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector