2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сокращение финансирования не повлияет на строительство московских дорог

Ответственность за развитие. Переход на проектное финансирование грозит серьезно осложнить работу застройщиков

Комплексное освоение территорий обязывает застройщиков с большей щепетильностью подходить к формированию комфортной жилой среды в своих проектах. Правда, лишь в том случае, когда конкретная компания полностью отвечает за развитие локации, а не делит ее с многочисленными коллегами.

Переход на проектное финансирование грозит серьезно осложнить работу застройщиков. В подавляющем большинстве проектов в ближайшие 2–3 года квартиры будут продаваться по старым правилам. Поэтому существенных перемен в это время можно не ждать. А дальше возможны изменения.

Принудительный эскроу. Апартаменты переводят продажи на эскроу–счета

По мнению директора по маркетингу ЖК «Новоселье: Городские кварталы» Алексея Муравьева, в среднесрочной перспективе новые правила приведут к уменьшению предложения в новостройках. Девелоперам станут выгодны небольшие быстровозводимые объекты. Быстрый ввод в эксплуатацию позволит быстрее «вытащить» свои деньги.

Прогноз сулит сокращение объемов строительства не только из–за невозможности всех девелоперов получить кредиты, но также по причине отсутствия нужного количества покупателей. Спрос неизбежно сократится из–за роста цен, вызванного проектным финансированием и снижением объема нового предложения. По мнению Алексея Муравьева, строить много станет невыгодно.

Хорошо и выгодно

Сжимающийся рынок сбыта должен отразиться и на крупных, предусматривающих комплексное развитие территорий, проектах. Государственная власть, впрочем, к возможным проблемам застройщиков относится с пониманием. Проектам комплексного освоения территорий будет проще перейти на новую схему, чем остальным. Например, согласно Постановлению правительства РФ от 22.04.2019 №480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома…», у проектов КОТ снижен критерий для подтверждения степени строительной готовности, необходимый для продолжения реализации проекта без перехода на счета эскроу, — 15% вместо 30%.

Поможет забота государства застройщикам или нет, покажет время. Но эксперты настроены оптимистично. «Несмотря на изменения в законодательстве, крупный проект девелоперам будет выгоден, — уверена директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей. — Любая стройка, состоящая из нескольких этапов, позволяет выстроить маркетинговую стратегию проекта так, чтобы сохранить поддерживающий высокую рентабельность интерес к нему. К тому же рекламная кампания будет иметь накопительный эффект. Клубные или точечные проекты такого себе позволить не могут».

Переход на проектное финансирование не замедлит стройку и не повлияет на качество строительства, уверены в ГК «КВС». В целом девелоперам даже выгодно иметь в своем портфеле подобные проекты. «У проектного финансирования есть неоспоримый плюс для застройщиков, — отмечает начальник отдела по связям с общественностью ГК «КВС» Алена Глущенко. — Если есть разрешение на строительство и проектная декларация, то компания может начать строительство, не открывая продажи. Банк разрешает использовать до 40% денежных средств, указанных в проектном финансировании. Поэтому беспокойство о том, что стройка замедлится, излишне».

Сколько их развелось

Променада не надо. Как Смольный и бизнес благоустраивают набережные Петербурга

По данным консалтингового центра «Петербургская недвижимость», на территории Северной столицы и в ее пригородах в проектах КОТ общей площадью от 300 тыс. м2 реализуется порядка 35 проектов. Объем рынка в реализуемых очередях — 3,8 млн м2, что составляет треть рынка агломерации. На Петербург приходится 77% площади в 25 проектах. Объем спроса за первую половину 2019 года составил порядка 20 тыс. проданных квартир, или 38% сделок по агломерации. На проекты КОТ от 300 тыс. м2 в нашем городе приходится 30% сделок от общего спроса.

Большое количество проектов КОТ сосредоточено в портфелях крупных компаний — Setl City, «ЛСР. Недвижимость–СЗ», «ЦДС» и пр. Наиболее крупные КОТы–миллионники: «Цветной город» (2,7 млн м2), «Северная долина» (2,6 млн м2), «Юнтолово» (2,2 млн м2), «Солнечный город» (1,3 млн м2) и «Чистое небо» (1,2 млн м2).

Основной объем строительства КОТ (более половины) сосредоточен в спальных районах города, включая пригород внутри КАД. Там насчитывается более 2,2 млн м2, что составляет порядка 20% от объема рынка агломерации. За год этот объем увеличился на 2 п. п. «Предложение проектов растет и в статусных локациях города: вдоль Московского проспекта, на отдельных территориях Приморского и Выборгского районов города — в рамках редевелопмента», — отмечает руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.

Есть уже реализованные проекты. Например, «Славянка» (1,4 млн м2), «Семь столиц» (более 630 тыс. м2), «Юбилейный квартал» (около 500 тыс. м2), «София» (более 300 тыс. м2) и «Ладожский Парк» (около 300 тыс. м2).

В ГК «КВС» уверены, что именно комплексное освоение территории дает девелоперам стимул к формированию полноценной жилой среды. «Подобный тип застройки позволяет возводить город в городе, — говорит Алена Глущенко. — В таких условиях легко соединить размеренный быт загородной жизни с доступностью качественной медицины и образования. При строительстве КОТ застройщик не вписывает одно или несколько точечных зданий в существующий архитектурный ансамбль. Он может реализовать свое собственное концептуальное решение проекта».

Одна территория — один хозяин

Отчасти это действительно так. При строительстве микрорайона комфорткласса «Семь столиц» на пустынном месте в 2010–2018 годы вырос микрорайон с общеобразовательной школой и детскими садами, пешеходными бульварами и площадью Европы с фонтаном, ставшей центром квартала «Лондон». Брандмаэуры его домов даже украшены репродукциями самого известного австрийского художника Густава Климта, а также партитурой Венского вальса. «Оба квартала «Вена» с геометрически правильной застройкой, как в столице Австрии, — говорит Ольга Трошева. — «Лондон» с площадью Европы, которая создавалась по образу Трафальгарской площади, с красными телефонными будками — получились именно такими, как и задумывал девелопер».

Увы, оставшуюся территорию Кудрово развивали другие компании, чья работа разительно отличается от застройщика «Вены» и «Лондона».

«В объектах комплексного освоения территории приоритетно и правильно, чтобы развитием занимался один девелопер, — отмечает руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg Светлана Московченко. — Это позволяет сохранить целостность архитектурного образа территории. Но порой участки достаточно велики для освоения, и не каждый девелопер возьмется за такой большой объем. Спрос ведь может измениться. По праву проектами комплексного освоения можно назвать только несколько проектов на рынке».

Почему Минфин предложил сэкономить на ремонте дорог?

Минфин России предложил сократить отчисления в Федеральный дорожный фонд (ФДФ) с 2021 года более чем в два раза, направив средства в социальную сферу. Почему при профицитном бюджете министерство снова предлагает действовать по принципу «одно лечим, другое калечим» и что ждет российские дороги?

Минфин России предложил сократить отчисления в Федеральный дорожный фонд (ФДФ) с 2021 года более чем в два раза, направив средства в социальную сферу. Почему при профицитном бюджете министерство снова предлагает действовать по принципу «одно лечим, другое калечим» и что ждет российские дороги?

Читать еще:  Резьба по дереву для начинающих

Проблема развития дорожной инфраструктуры, ремонта дорог в регионах и строительства новых скоростных трасс стала одним из лейтмотивов последнего года. На эту проблему только в 2018 году несколько раз обращал внимание президент Владимир Путин. В начале сентября глава государства одобрил выделение Владивостоку из федерального бюджета 5 млрд рублей на ремонт дорог.

Однако проблема с качеством магистралей, разумеется, касается не только Дальнего Востока. В июне этого года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал доклад о качестве дорог в разных странах мира. В рейтинге лучших дорожных покрытий Россия заняла 114-е место из 137, причем дороги в нашей стране оказались хуже, чем в ряде государств Африки.

В этих условиях Минфин России придумал рокировку со средствами ФДФ, деньги из которого регулярно выделяются на ремонт магистралей по всей стране. В частности, к 2021 году фонд должен недополучить 340 млрд рублей, которые решено направить на социальные проекты. Как это скажется на российских автомобильных трассах и есть ли реальная необходимость потрошить ФДФ?

Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин призвал частных инвесторов строить дороги в России – неужели желающих нашлось так много, что можно сокращать государственные расходы?

Минфиновский подход

Подготовленный Минфином законопроект, выдержки из которого приводят «Известия», предлагает сократить отчисления в дорожный фонд средств от акцизов на бензин и масла с нынешних 83% до 36%. Справедливости ради отметим, что и сейчас ФДФ уже не получает 83% этих средств: с 2017 года действие этой нормы, зафиксированной в бюджетном кодексе, было приостановлено.

По задумке министерства Антона Силуанова, до конца 2020 года ФДФ будет получать из бюджета все меньше средств. Так, в этом году отчисления составляют 54%, в 2020 году они снизятся до 37%, наконец, к 2020 году они составят целевые 36%, которые Минфин намерен зафиксировать.

В министерстве уже, не стесняясь, оценили и потери для дорожного фонда. Как рассказал источник в Минфине, если законопроект будет принят, то к 2021 году ФДФ лишится 340 млрд рублей. Эта сумма потерь вычисляется из расчета тех 83%, которые по проекту бюджета получил бы фонд от акцизов. В Минфине оценивают эту сумму приблизительно в 600 млрд рублей.

Так станут ли дороги хуже, и если да, то насколько? В Минтрансе уверены, что резкая инициатива Минфина по очередному изъятию средств вовсе не навредит трассам. В транспортном министерстве считают, что лучшая защита у этой инфраструктуры уже есть: с 2014 года дорожники пользуются правом полного финансирования содержания и ремонта дорог по установленным на это нормативам.

По заявлению Минтранса, объем ФДФ будет корректироваться с учетом нового майского указа президента, по которому в фонд все же вольются новые средства. Однако получается, что глава государства фактически решает дофинансировать ФДФ, а на этом фоне Минфин оттуда деньги изымает. На все это со стороны спокойно взирает Минтранс, который не видит никакой проблемы.

Еще один важный момент: в законопроекте Минфина сказано, что средства ФДФ должны пойти на «социальные и иные нужды». При этом не уточняется, как в итоге будут распределены эти деньги и какие конкретно проекты поддержаны. И другое дело, если бы средства оставались в дорожном фонде, где хотя бы понятно, на что они в итоге пойдут. Разве хорошие дороги – не социальная необходимость?

По данным Минтранса, в 2017 году Федеральный дорожный фонд истратил 657 млрд рублей. На содержание дорог ушло 263 млрд рублей. Кстати, примерно эти же 260 млрд и планирует изъять Минфин к 2021 году. Однако фонду нужно больше денег, так как к этим тратам в прошлом году присоединились 255 млрд рублей на строительство и реконструкцию трасс, а 109 млрд пошло субъектам на региональные дороги.

Каковы последствия?

Как рассказал в интервью Царьграду член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев, инициатива Минфина по сокращению отчислений в ФДФ выглядит странно. Он отметил, что прямым следствием сокращения поддержки дорожного фонда могут стать проблемы с исполнением поручений президента по транспортной инфраструктуре.

А. Васильев. Фото: www.globallookpress.com

«Я не знаю, чем руководствуется Минфин. По идее, он должен ориентироваться на указ президента, где прописано четкое финансирование дорог на ближайшие пять лет. В этом указе совершенно не было речи о каком-либо сокращении средств, направляемых на дороги», – сказал господин Васильев, отметив, что предложение Минфина «очень странно выглядит».

Представитель комитета Госдумы сказал также, что инициативу Министерства финансов еще предстоит проанализировать. Деньги на дороги берутся и из других источников – кредиты в банках, работа с инвесторами. Однако система привлечения сторонних средств остается «крайне эпизодической и неустойчивой», добавил Васильев.

«Если мы сократим еще и ФДФ, то тогда мы точно не выполним никакого указа президента. Мы будем бюджет рассматривать и принимать уже в следующем месяце. Может быть, Минфин к этому моменту нас как-то посвятит в детали», – заметил он.

Отвечая на вопрос о том, почему нужно резать ФДФ, а не просто взять необходимые средства из профицитного федерального бюджета, Васильев отметил, что это задача программных методов – от выделения средств до их освоения.

Всегда была проблема с дорогами: сколько ни выделяй средств, встает вопрос их освоения, потому что нет столько рабочих, катков и так далее. Выделенные Владивостоку 5 млрд рублей предполагают, что там должен быть подрядчик, который вложит эти средства в дороги. А просто так деньги не уходят, иначе это будут неэффективные траты,

Таким образом, инициатива Минфина все еще является крайне сырой. В ней нет указания на конкретное распределение средств, изымаемых у дорожного фонда, как нет и никакого обоснования. Как заметил господин Васильев, едва ли разумно после указа президента по поддержке дорожной инфраструктуры говорить о сокращении расходов на ее содержание и ремонт.

Поэтому, следуя логике представителя комитета Госдумы, Минфину следовало бы заняться разработкой тех самых программных методов для выделения денег в те сферы, которые он хочет поддержать средствами ФДФ, а не грабить этот фонд. Ведь бюджет страны имеет внеплановый профицит порядка 2 трлн рублей.

Иначе мы так и будем видеть ямы и колдобины на дорогах, обвиняя в этой второй извечной проблеме России тех, кто является, согласно известной поговорке, проблемой номер один.

Российские застройщики адаптируются к новым правилам финансирования строек

Крупные федеральные и московские компании уже демонстрируют уверенность. Региональным застройщикам приходится труднее.

Покупателям все равно

В настоящее время в РФ возводится 118,2 млн кв. м жилья, из них 18,4 млн строятся и продаются с использованием эскроу-счетов, еще 70,7 млн можно продавать по старым правилам, таковы данные Минстроя. По заявлению Центрального банка РФ, на начало сентября из 120 млн кв. м около 57% достраивается по старой схеме, с использованием эскроу – 14%, еще 30% находятся в зоне риска и разбираться с ними планируется вручную. Девелоперы сконцентрировали усилия на увеличении строительной готовности текущих проектов, а не на запуске новых.

Негативные прогнозы не сбылись, делится гендиректор группы «Эталон» Геннадий Щербина, опираясь на опыт работы в Петербурге: «Резкого снижения спроса не произошло: в III квартале в Петербурге заключено 18 619 ДДУ (против 20 167 во II и 20 667 в I квартале), в Ленобласти – 4517 ДДУ (во II квартале было 5732, в I квартале – 7780 ДДУ)». По его данным, спрос просел в июле 2019 г. «Покупатели не понимали, какой механизм приобретения недвижимости защищает их вложения в большей степени. Однако уже в августе – сентябре, после прояснения всех нюансов нового законодательства, спрос вернулся на уровень II квартала», – говорит Щербина. По его словам, для покупателей выбор обусловлен не тем, продается новостройка через счета эскроу или нет, а другими факторами, такими как репутация компании, расположение объекта, концепция, цена и стадия готовности.

Читать еще:  Какую квартиру лучше купить — в новостройке или «б/у», однокомнатную или двухкомнатную?

Пока доля проектов, продажи в которых осуществляются через счета эскроу, в общем предложении невелика, и они в основном находятся на начальных стадиях строительства. Группа «Эталон» после 1 июля вывела на рынок два проекта – клубный дом «Счастье на Ломоносовском» в Москве и «Квартал Che» в Санкт-Петербурге. Немного другая статистика у «Брусники» – компания перешла на проектное финансирование и расчеты с дольщиками через счета эскроу в 2018 г., к концу 2019 г. половина проектов будет продаваться по новым правилам, сообщила пресс-служба компании.

Станислав Сагирян, директор по развитию компании «РКС девелопмент», отмечает, что покупатели вообще слабо информированы об эскроу-счетах: «Это не вызывает какой-либо реакции». Компания строит в Твери, там в ответ на информацию о наличии эскроу-счетов отвечают: «Мне все равно, у меня ипотека».

По данным ЦБ РФ на октябрь 2019 г., российские банки открыли более 17 000 эскроу-счетов с остатком на них 50 млрд руб. Банки одобрили кредитов почти на 500 млрд руб.

Без кредитных историй

«При квалифицированном финансовом менеджменте переход на реализацию через счета эскроу не будет иметь негативных последствий для экономики проектов», – уверены в «Бруснике». Но другие девелоперы, работающие в регионах, настроены не столь оптимистично. Большинство аналитиков недооценивают масштаб последствий от введения 218 ФЗ (счетов эскроу) и это в первую очередь связано с тем, что они рассматривают эффект через призму рынков Москвы и Санкт-Петербурга, уверен Сагирян. «Девелоперские компании, которые работают в этих городах, отличаются более высокой финансовой грамотностью, имеют доступ к развитому финансовому рынку и с высокой долей вероятности смогут привлечь как акционерное, так и кредитное финансирование, – объясняет он. – Ситуация в регионах кардинально иная, и локальные рынки жилья ожидают совсем иные последствия. Сейчас у 90% застройщиков отсутствует опыт привлечения проектного финансирования, у 80% застройщиков полностью отсутствует кредитная история».

По его подсчетам, за 12–18 месяцев в регионах будут завершены проекты, которые получили возможность продаж по старым правилам (это 70% строящегося сейчас жилья), и тогда можно будет наблюдать эффект от нововведений. «Учитывая отсутствие кредитной истории у подавляющего числа застройщиков и дефицит инвестиций в регионах, сохранение объемов строительства на текущем уровне маловероятно», – считает Сагирян.

«Нагрузка на проект с точки зрения строительства социальной инфраструктуры на 1 кв. м в регионе может быть очень тяжелой», – добавляет президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий.

В «РКС девелопменте» и компании «Макон» ожидают уменьшения предложения новостроек в региональных городах-миллионниках на 40% до конца 2020 г. – первой половины 2021 г.

«Одним из последствий такого сокращения будет существенный рост цен и консолидация рынка», – прогнозирует Сагирян.

Почему отказывают банки

Реформа долевого строительства радикально поменяла отношения банков и девелоперов, говорит коммерческий директор RDI (работает в МО) Валерий Кузнецов. «Ценовую политику застройщиков начинают определять кредиторы. Если раньше при проектном финансировании банки контролировали лишь расходы, то теперь они вынуждены интересоваться и доходной частью: участвовать в ценообразовании, обращать внимание на темпы продажи квартир. Кредиторы все глубже погружаются в рынок недвижимости, хотя и без особого огонька, – объясняет Кузнецов. – Как показывает наш опыт, банк при согласовании проекта уменьшает цену продаж, чтобы снизить риски. В результате ухудшаются финансовые показатели и падает доходность. Девелопер может продавать квартиры и по более высокой цене. Но банк при согласовании проекта не даст кредит больше той суммы, чем определит на основании собственных расчетов стоимости 1 кв. м. И денег оказывается меньше, чем нужно».

Кузнецов считает, что уход мелких застройщиков с рынка неизбежен: «Финансовые, административные, кадровые ресурсы у таких компаний слишком малы, чтобы рассчитывать на проектное финансирование, выполнить требования банков большинству просто не под силу».

В бизнес-модель принудительно добавляется новый элемент – банк со своим финансовым интересом и на это нужно закладывать приблизительно 7–10% от рентабельности проекта, говорит руководитель юридического департамента АН «Бон тон» Дмитрий Логинов. «То, что могут переварить столичные девелоперы, убивает экономику региональных игроков. На этом фоне закономерно выглядит статистика ЦБ РФ, по которой банковским сообществом удовлетворяется только каждая четвертая заявка на проектное финансирование, – рассуждает эксперт. – Причины отказа можно условно разбить на организационные (нет опыта работы с проектными кредиторами) и экономические. Да, банкиры выполнили грандиозную работу по упрощению согласительных процедур, и причины организационных отказов можно устранить. Но экономические выглядят нерешаемыми. Рентабельность проектов ниже 10% становится стоп-фактором, ведь ставки по кредитам для застройщиков находятся в диапазоне 7–12% годовых. Даже если кредит и одобрят, то как будет работать застройщик? Выходить в ноль строительной компании не интересно». Директор по маркетингу компании «Талан» Наталья Гарифуллина считает, что в ближайшие два-три года с рынка могут уйти до 25% средних и небольших застройщиков. «Если для Москвы требование к рентабельности в размере не менее 20% является реалистичным, то за ее пределами оно трудно выполнимо, так, данный показатель у региональных застройщиков в среднем составляет 10–15%», – подтверждает она. Как и то, что многие застройщики не готовы к большей прозрачности «внутренних процессов», как того требуют банкиры.

По данным Центробанка, всего российские банки заключили с девелоперами более 340 кредитных договоров на сумму более 300 млрд руб., через проектное финансирование было привлечено около 35 млрд. Минстрой готовит поправки в законодательство, направленные на увеличение выдачи проектного финансирования застройщикам. По словам замминистра строительства и ЖКХ РФ Никиты Стасишина, в весеннюю сессию Госдумы для этого будут вноситься точечные поправки.

В условиях ограниченного доступа мелких застройщиков к капиталу высока вероятность дружественных и недружественных поглощений со стороны крупных компаний, которые активно развиваются по модели франчайзинга, предлагая региональным застройщикам свои компетенции в области строительства и фандрайзинга, добавляет финансовый директор бизнес-юнита «Доброград девелопмент» Денис Зайков. «Переход на эскроу-счета практически закрыл для мелких застройщиков возможность применять упрощенную систему налогообложения. Раньше по своим показателям они попадали под требования НК и могли конкурировать на рынке за счет более низкой цены», – отмечает он.

Но главная проблема для всех застройщиков – низкий платежеспособный спрос, подчеркивает гендиректор «Азбуки жилья» Владимир Каширцев: «Банковское проектное финансирование, по идее, должно помогать застройщикам. Но во многих городах даже с населением 0,5–1 млн человек жилье продается по 30 000–40 000 руб. за 1 кв. м, что не намного больше себестоимости строительства. В долгосрочной перспективе можно ожидать снижения количества проектов, по крайней мере реализуемых коммерческими компаниями».

Облегчить жизнь застройщикам помогло бы постепенное раскрытие эскроу-счетов, но пока на это рассчитывать не приходится. Еще одна надежда девелоперов – снижение, вслед за ключевой, ставок на проектное финансирование. Также, по словам Логинова, идет обсуждение различных программ субсидирования кредитов для застройщиков.

Читать еще:  Как выбрать кухонный гарнитур — полезные советы

Альтернатива банкам

Поиск альтернатив банковскому кредитованию уже привел три компании на рынок ценных бумаг. В конце сентября группа ЛСР, ГК «Самолет» и ГК «Инград» заявили о начале процедуры привлечения инвестиций через выпуск облигаций. ЛСР готова предложить инвесторам облигации на 7 млрд руб. по ставке 8,5% годовых, «Самолет» – трехлетние закладные на общую сумму 3 млрд руб. «Инград» замахнулся уже на 50 млрд руб. Челябинский застройщик АПРИ «Флэй плэнинг» также планирует привлекать средства на новый подмосковный проект на долговых рынках. На биржу вышла ижевская компания «Талан-финанс», разместив бумаги в объеме 1 млрд руб. В перспективе такой способ заимствования может стать более выгодным для строительных компаний, чем проектное финансирование, считают эксперты «Метриума»: выплаты по облигациям для застройщиков с высоким рейтингом могут достигать от 6 до 8% годовых от номинала и в данном случае не требуется залог. «Облигационная ставка в недвижимости будет снижаться вместе с ростом доверия инвесторов к надежности рынка. Для сравнения – инвестиции в девелопмент Европы и США одни из самых низкодоходных (3–4%), так как являются наименее рискованными», – считает управляющий партнер «Метриума» Мария Литинецкая.

«По итогам этого года объем кредитов, взятых российскими строительными компаниями через механизмы проектного финансирования, может составить 1 трлн руб. Этой отметки рынок облигаций застройщиков может достичь уже к 2023 г. Не исключено, что до конца года мы услышим еще о нескольких громких эмиссиях крупных девелоперов. Это первые шаги к раскрытию традиционно непрозрачной отрасли жилой недвижимости, а значит – и первые шаги к ее оздоровлению и саморегулированию», – говорит Литинецкая. Правда, такой механизм работает только для крупных компаний, мелкие же вновь остаются за бортом.

В области вступит в силу особый режим работы для девелоперов

Специальный регламент, который позволит застройщикам продолжить работу, вступит в силу в Подмосковье со следующей недели, пообещал губернатор области Андрей Воробьев. По информации “Ъ”, речь может идти о сокращенном рабочем дне для строителей и жестких мерах санитарной защиты на стройплощадках. Впрочем, как выяснилось уже после публичного заявления главы региона, ранее введенный запрет на строительные и ремонтные работы пролонгирован до 1 мая. В Москве также до мая продлевается эмбарго, хотя в четверг на совещании с президентом девелоперы просили снять его, как можно скорее.

Со следующей недели в Подмосковье может быть введен особый регламент работы девелоперских и подрядных компаний, что позволит разморозить ранее остановленные стройки. Об этом в пятницу вечером в своем аккаунте в Instagram сообщил губернатор области Андрей Воробьев. «Московская область — один из крупных рынков жилищного строительства. Только в прошлом году у нас введено около 8 млн кв. м жилья»,— уточнил он и добавил, что длительная заморозка строительной отрасли может иметь негативные последствия.

Впрочем, позже стало известно, что губернатор своим постановлением продлил запрет на строительные и ремонтные работы до 1 мая. Эта мера не касается лишь строительства медучреждений и объектов связи, проведение работ непрерывного цикла, которые связаны с возведением и обслуживанием инфраструктуры наземного общественного и железнодорожного транспорта, аэропортов. Теперь очевидно, что новый регламент, о котором говорил в пятницу Андрей Воробьев, вступит в силу уже после снятия эмбарго.

В субботу днем Андрей Воробьев во время видеоконференции с областным правительством заявил: «Зампред правительства Подмосковья Максим Фомин и его команда «дотачивают» все требования регламента в сотрудничестве с главным санитарным врачом Ольгой Микаиловой. Эта подготовка ведется не для того, чтобы на следующей неделе открыть стройки, а для того, чтобы каждый собственник строительной компании подготовился к возобновлению строительства в регионе».

Губернатор пока не стал раскрывать детали нового регламента работы застройщиков, хотя новые правила, по его словам, обсуждались с каждой компанией, работающей в области.

Кроме того, девелоперы и подрядные компании при получении разрешения должны гарантировать лечение за свой счет персонала из числа граждан других стран. Предполагается, что будут продолжены открытые работы по монолитному и панельному строительству.

Господин Воробьев в своем выступлении дал понять, что решение разморозить стройки носит экстренный характер. Он напомнил, что в четверг на совещании по вопросам поддержки стройиндустрии Владимир Путин заявил о необходимости соблюдать баланс, уделяя внимание защите здоровья рабочих и не замораживая при этом стройки на фоне борьбы с распространением COVID-19. На вчерашнем совещании о необходимости снять эмбарго, которое было введено на прошлой неделе в Подмосковье вслед за Москвой, говорили и строительные компании. Так, основной владелец ПИК Сергей Гордеев заявил, что из-за простоя его компания может терять около 800 млн руб. в месяц. А гендиректор «Мостотреста» Владимир Власов просил составить список тех компаний, которые должны работать даже при карантине, и тех объектов, которые нельзя останавливать во время режима вынужденной самоизоляции граждан.

Что пообещал Владимир Путин строительной отрасли

Эмбарго вызвало крайне негативную реакцию со стороны практически всей отрасли. Перед совещанием с президентом руководство Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ), Клуба инвесторов Москвы, куда входят и девелоперы, Ассоциации застройщиков Московской области, ассоциации «Русская сталь» (объединяет, в частности, «Евраз», «Мечел», НЛМК, ММК) и топ-менеджмент российской «дочки» генподрядной компании Strabag направили письмо премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отменить мораторий в Москве и Подмосковье. Иначе, предрекают они, возникнут «крайне негативные экономические и социальные последствия» не только для строителей. Например, металлурги лишатся на время крупных потребителей металлоконструкций, а банкам придется решать вопрос с дефолтными кредитами, так как мораторий может стать причиной финансовых сложностей некоторых застройщиков. В Москве и области, по оценке члена правления «Опоры России» Дмитрия Котровского, за неделю простоя застройщики в целом теряют около 150–170 млрд руб.

В пятницу в эфире «Первого канала» вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что спецрежим, введенный для безопасности на стройках в некоторых регионах, может привести к задержкам ввода объектов. «Необходимо решить этот вопрос (со снятием этого спецрежима.— “Ъ”) сейчас, чтобы в будущем не остаться у разбитого корыта»,— считает губернатор Подмосковья.

По данным единой информационной системы «Наш.Дом.РФ», Москва и Подмосковье являются крупнейшими в стране рынками жилищного строительства.

В Москве, где сейчас строится 15 млн кв. м жилья, лидирует по объемам ПИК: на ее долю приходится 3,1 млн кв. м. В тройку крупнейших застройщиков также входят «А101 Девелопмент» (725,2 тыс. кв. м) и «Инград» (713,3 тыс. кв. м). К вечеру пятницы не поступало информации о возможной частичной или всеобщей разморозке ранее закрытых строек в Москве.

Чуть позже в своем блоге мэр Сергей Собянин сообщил, что временные ограничения деятельности предприятий в Москве, введенные 13 апреля из-за коронавируса, продлеваются до 1 мая.

Рынок жилья ждет обвал спроса

На фоне начавшегося кризиса из-за пандемии COVID-19 в марте незначительный рост цен на жилье в новостройках наблюдался только в пяти городах-миллионниках. Но в апреле, предупреждают эксперты, рост средних цен на первичном рынке остановится практически во всех городах-миллионниках. Девелоперы столкнутся с обвалом спроса и ростом пессимизма россиян относительно своей покупательной способности. На этом фоне застройщики будут вынуждены стимулировать продажи через прямое снижение цен и скидки. Но из-за перехода на проектное финансирование не у всех компаний есть такая возможность — многие региональные игроки могут уйти с рынка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector