1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С 2012 года в столице ожидается небольшое увеличение тарифов ЖКХ

Как рост тарифов на услуги ЖКХ увязать с повышением их качества?

31 мая 2012 в 08:55
Руслан АНАНЬЕВ, Марина БРУЯКО, Народная газета

С 1 июня услуги ЖКХ для населения подорожают. За ближайшие несколько лет, как рассчитывают в правительстве, вклад граждан в оплату таких услуг должен существенно вырасти. Однако это не означает, что жильцам придется платить в несколько раз больше. Параллельно с изменением тарифов предполагается значительно сокращать себестоимость услуг за счет оптимизации структуры ЖКХ и штата работников, а также благодаря уменьшению сроков проведения ремонтных работ.

На жировку — не больше 10 процентов семейного бюджета

С первого месяца лета коммунальные платежи для семьи из трех человек, проживающей в типовой двушке общей площадью 48 квадратных метров, вырастут на 17 тысяч рублей, или на 8,6 процента. Соответствующее постановление было принято Советом Министров 28 мая нынешнего года. В первую очередь подорожает тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения — на 10 тысяч рублей — и услуги водоснабжения и канализации — на 7 тысяч. Отныне владельцам типовых двухкомнатных квартир в летнее время придется платить за услуги ЖКХ около 138 тысяч рублей, а в отопительный период — более 216 тысяч рублей в месяц.

В правительстве отмечают, что тарифы на водоснабжение и канализацию не пересматривались с февраля минувшего года. С учетом мер, которые принимает правительство по повышению доходов населения в 2012 году, удельный вес платежей за услуги ЖКХ в бюджете среднестатистической семьи в данном случае не увеличится. Сейчас он составляет около 5—8 процентов.

Вклад жильцов увеличится

С учетом инфляционных процессов повышение тарифов на некоторые виды услуг ЖКХ в правительстве считают вынужденной мерой. Чтобы сдержать такой рост, принимаются меры по снижению себестоимости оказываемых услуг для того, чтобы растущие цифры в жировках не нанесли большого ущерба семейному бюджету. Так, по итогам работы за первый квартал текущего года затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению в целом снижены на 10,5 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.

На данный момент население возмещает менее 20 процентов затрат на услуги ЖКХ. Однако, как отметил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Шагун во время онлайн- конференции на сайте БелТА, к концу 2012 года это возмещение планируется увеличить до 35 процентов. По словам замминистра, повышение тарифов на услуги ЖКХ в Беларуси будет проводиться поэтапно. Программой социально-экономического развития предусмотрено к 2015 году выйти на 60 процентов возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. До стопроцентного возмещения могут быть повышены в первую очередь тарифы на те услуги, себестоимость которых невысокая: например, водоснабжение, канализацию, вывоз отходов, обслуживание лифтов.

Дорогие приписки

Резервов для снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) есть еще немало. В этом убедились представители Комитета госконтроля, которые провели проверку расходования средств в жилищно-коммунальной сфере Минска.

Контролеры проанализировали работу 25 организаций из более чем 180 действующих в столице структур соответствующего профиля. В итоге общую сумму потерь госсредств оценили в 48 миллиардов рублей. “Если просчитать, что такие же потери могут быть в других организациях, то общая сумма может составить около 120 миллиардов рублей”, — высказал предположение на заседании коллегии председатель КГК Александр Якобсон. По его мнению, это сопоставимо с годовыми затратами на развитие ЖКХ крупного райцентра Беларуси.

Потери средств происходят по разным причинам. Например, в одном из столичных парков свыше 100 миллионов рублей потратили на установку ограды вокруг здания, несмотря на планы по сносу этого объекта.

Конкуренция заставит экономить?

“Нужен более жесткий контроль за фактическими объемами выполнения работ, — называет один из резервов снижения госзатрат на ЖКУ гендиректор ГПО “Минское городское жилищное хозяйство” Владимир Реентович. — Каждый рубль должен быть учтен. Кроме того, необходимо сокращать сроки выполнения работ, активнее привлекать средства населения”.

В сфере ЖКХ, по некоторым оценкам, около половины себестоимости составляет зарплата работников. Поэтому если выполнить тот же капремонт дома за более короткий срок, можно существенно сэкономить. “Сейчас ведутся работы по перекладке инженерных сетей внутри квартир за счет средств населения. Рассматриваются и другие предложения по снижению общих госзатрат на выполнение капитального ремонта”, — отмечает Владимир Реентович.

В КГК с этим отчасти согласны. “Население должно в большей степени оплачивать услуги, — объясняет логику эволюции в сфере оплаты ЖКУ начальник главного управления контроля по Минску Комитета госконтроля Иван Романович. — Тогда люди будут более бережно относиться к жилищному фонду”.

Читать еще:  Площадь транспортно-пересадочного узла «Выхино» будет составлять около 200 тысяч квадратных метров

Однако вместе с тем должны повысить эффективность работы и сами коммунальники. В Минске в жилищном хозяйстве, обратил внимание представитель КГК, занято свыше 100 организаций. “Это непозволительная роскошь, — считает он. — Нужно реформировать структуру, оптимизировать численность работников”.

Как предусматривается в планах развития сферы ЖКХ на ближайшие годы, в этой отрасли должна развиваться конкурентная среда, чтобы каждый жилец мог выбирать, чьими услугами воспользоваться. Если организации в сфере ЖКХ будут соревноваться за привлечение клиентов, тогда, видимо, себестоимость услуг снизится, гражданам не придется расплачиваться за бесхозяйственность коммунальников.

Коммуналка опять подорожала. Годовой лимит исчерпан за один месяц

Реальные доходы населения падают. В такой ситуации люди могут просто не вытянуть новое повышение цен на услуги ЖКХ.

В Минске увеличили тарифы на жилищно-коммунальные услуги, тем самым приблизив жителей столицы к стопроцентной их оплате. Правда, какой процент стоимости услуг ЖКХ возмещают жители страны сейчас, похоже, не знает никто.

Тарифы на услуги ЖКХ пошли в рост

24 января стало известно, что в Минске вновь увеличены тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Тем самым столичные власти реализовали свое право устанавливать тарифы в рамках, определенных постановлением Совета министров от 16 декабря 2016 года № 1035, в котором были утверждены размеры цен (тарифов) на ЖКУ на 2017 год.

Как же изменились тарифы ЖКХ для минчан?

Выросли цены на услуги по субсидируемым государством тарифам. Тарифы же, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат, по сравнению с прошлым годом не изменились.

Ранее, с самого начала года, была увеличена стоимость теплоэнергии – на 17% до 15,6098 рубля за 1 Гкал. На столько же выросла и цена на природный газ в отопительный период для населения. Стоимость электроэнергии пока не увеличилась.

Таким образом, минские власти в первый же месяц полностью использовали лимит повышения стоимости услуг ЖКХ на 2017 год, так как установили максимально возможные цены, определенные постановлением правительства.

Лимит в пять долларов исчерпан

В указе президента № 555 от 5 декабря 2013 года закреплена норма о ежегодном повышении тарифов на ЖКУ не более чем на пять долларов.

Вот что говорил Александр Лукашенко 11 сентября 2016 года о повышении тарифов на ЖКХ, общаясь с журналистами на избирательном участке после голосования на парламентских выборах: «В этом году все исчерпано. Никаких повышений не будет. В следующем году — еще на пять долларов. Во сколько это выльется процентов, не знаю».

В конце ноября 2016 года вице-премьер Анатолий Калинин подтвердил, что с января тарифы на услуги ЖКХ вырастут на пять долларов в эквиваленте. И других планов у правительства на тот момент не было.

Свои обещания власти даже перевыполнили — для семьи из трех человек цифры в жировке увеличатся больше, чем на пять долларов. По подсчетам экономистов, при увеличении тарифов расчетные платежи семьи из трех человек, проживающей в типовой двухкомнатной квартире, при нормативном потреблении услуг возрастут на 10,98 рубля и составят в отопительный период 79,38 рубля.

Напомним, что повышение тарифов ЖКХ является одним из условий Международного валютного фонда, у которого Беларусь просит кредит в размере 3 миллиарда долларов США на поддержание экономики.

Какой процент стоимости услуг ЖКХ возмещают жители страны?

По словам первого заместителя министра экономики Александра Заборовского, в переговорах с белорусской стороной МВФ предлагает рассматривать тарифы на услуги ЖКХ не обособленно, а в увязке с тремя важнейшими темами: серьезным снижением затрат монополий, развертыванием эффективной системы адресной социальной защиты населения, постепенным уравниванием цен на энергоносители в рамках ЕАЭС.

Первый замминистра подчеркнул, что правительством определены две основные точки повышения возмещения затрат на услуги ЖКХ населением: до конца 2017 года необходимо выйти на 75-процентное возмещение, к концу 2018 года — на 100%.

«Эти цифры не являются новостью, они отражены в программе деятельности правительства. Другой вопрос, насколько должны быть повышены тарифы в абсолютной величине, чтобы мы достигли цели по уровню возмещения тарифами затрат», — сказал он.

Весь вопрос в том, какой процент платят белорусы за услуги ЖКХ в настоящее время.

Вице-премьерАнатолий Калинин 30 ноября утверждал , что в результате снижения затрат в сфере ЖКХ к концу 2016 года тарифы должны были возмещаться населением на 60%.

Позже,18 января 2017 года, о достижении 60%-го возмещения заявилгенеральный директор Минского городского жилищного хозяйства Виталий Смирнов.

В этой связи любопытно, что в марте 2016 года министр жилищно-коммунального хозяйстваАлександр Терехов констатировал ,что население возмещает около 40% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

«Тарифы определены, и Министерство экономики четко просчитало, сколько сегодня возмещаем стоимости ЖКУ мы, граждане, по стандартной двухкомнатной квартире. Уровень возмещения сейчас составляет чуть больше 40%. При этом к концу года перед нами поставлена задача выйти на уровень не менее 50%. И не за счет повышения тарифов, а за счет снижения внутренних издержек и непроизводительных затрат»,— сказал тогда министр.

Читать еще:  Лучшее оборудование для бассейнов по самой доступной цене

Но как быть с его заявлением месяцем ранее о том, что затраты на все услуги ЖКХ, кроме отопления, население возмещает практически полностью: «Если брать по водоснабжению, это уже почти 70%. Если брать по техническому обслуживанию, то это уже почти 85%. То есть, осталась одна услуга, которая нам доставляет серьезный довесок, — это теплоснабжение… Теплоснабжение население возмещает на 15% от реальной стоимости услуги».

Стоит ли радоваться тому, что без существенного увеличения тарифов система ЖКХ как-то сама собой оздоравливается, а доля возмещения услуг населением увеличивается? Или дьявол кроется в непонятной системе подсчета, которой пользуются чиновники?

«Население может не вытянуть очередное повышение цен ЖКХ»

Экономист Александр Синкевич не верит в чудесное исцеление системы ЖКХ.

«Мы не знаем точных цифр, отражающих возмещение населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, прежде всего потому, что система учета далека от совершенства. Только в случае, если каждая квартира или дом будут оснащены приборами учета воды, тепла, электричества, можно будет оценить, кто сколько компенсирует»,— говорит экономист.

Однако организации поквартирного учета расхода тепловой энергии препятствует то, что значительная часть жилого фонда страны конструктивно к этому не приспособлена. Около 70% жилых домов в Минске были построены до 1994 года. Это означает, что в них вертикальная разводка отопления, не предполагающая наличие и установку индивидуальных приборов регулирования и учета тепла. А для реконструкции систем отопления таких домов нужны гигантские средства.

Кроме того, по данным Минжилкомхоза, меньше половины домов, где есть возможности индивидуального учета тепла, используют их на самом деле.

Синкевич обращает внимание еще на одно обстоятельство:«Какова реальная себестоимость услуг? Стоимость энергоносителей из России является дотированной, а чиновники апеллируют к стоимости коммунальных услуг в соседних странах, где платят за энергоносители совсем по другим ценам».

В ситуации неопределенности более реальным ориентиром является не процент возмещения услуг, а те самые пять долларов, на которые власти договорились ежегодно повышать квартплату, считает Синкевич.

«Понятно, власти хотели бы увеличить тарифы в этом году еще раз. Однако реальные доходы населения падают. В такой ситуации власти не станут повышать тарифы во избежание социального недовольства. Ведь население может и не вытянуть очередное повышение цен на услуги ЖКХ. Платить не из чего», — заключил эксперт.

По данным Национального статистического комитета, реальная зарплата (с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015-го уменьшилась на 2,6%, а в целом по итогам прошлого года сократилась на 4 процента.

Стало известно, как будут считаться платежи за ЖКУ в 2020 году

Стало известно, что в 2020 году платежи за жилищно-коммунальные услуги «потяжелеют» не более чем на 5 долларов.

В декабре 2019 года в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси утвердили обновленные тарифы на 2020 год.

Согласно новым тарифам, в 2020 году платеж по типовой квартире при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг вырастет как минимум на $5 в эквиваленте.

Подорожание коммунальных услуг связано с необходимостью возмещения затрат по всему комплексу услуг более чем на 80 %.

Напомним, что ранее первый вице-премьер Александр Турчин заявил, что к 2026 году планируется выход на 100 % оплату коммунальных услуг.

Ожидается, что в 2026 году белорусы будут в полном объёме возмещать затраты на услуги по отоплению. В последующие годы будет расти и стоимость других коммунальных услуг.

В связи с изменениями у белорусов возникают вопросы, как будут считать платежи на ЖКУ в 2020 году?

Ответ на этот вопрос опубликовала пресс-служба Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Пресс-служба отмечает, что фактический платёж за ЖКУ будет зависеть не только от тарифов, но и от площади квартиры и количества зарегистрированных жильцов.

Посмотреть наглядно как изменяться тарифы на ЖУК можно в инструкции на сайте МАРТ.

Стоит отметить, что в качестве примера стоимость услуг по ЖКУ была рассчитана на основе имеющейся стандартной двухкомнатной квартиры общей площадью 48 кв.м, в которой проживают 3 человека.

Предполагается, что квартира оборудована горячим водоснабжением, системой централизованного отопления и газовой плитой.

Расчёты были проведены в рамках принятых норм употребления.

Таким образом, можно увидеть, что при заданных условиях, в 2020 году больше всего подорожает отопление и электроэнергия (1,24 рубля и 1,04 рубля).

На 77 копеек подорожают услуги канализации. За капитальный ремонт троим жителям типовой квартиры придётся отдать на 64 копейки больше, чем в прошлом году.

Читать еще:  Пуск станций метро на Люблинско-Дмитровской ветке линии может быть передвинут на 2015 год

Также на незначительные суммы подорожают и другие услуги. Как видно из инструкции, при норме потребления в 2020 году за ЖКУ действительно придётся заплатить на 5 долларов больше, чем в 2019 году.

Стоит отметить, что фактический платёж будет отличаться у разных владельцев квартир, поскольку конечная сумма рассчитывается исходя из многих показателей.

Как и в прошлые годы, при выставлении платежа будет учитываться количество зарегистрированных жильцов и общая площадь квартиры.

Разумеется, если жильцы будут потреблять услуги свыше установленных норм, за ЖКУ придётся заплатить больше.

Кто больше всех в Беларуси пострадает от повышения тарифов на коммунальные услуги

Повышать тарифы необходимо, чтобы не тратить бюджетные средства на тех, кто в этом не нуждается. Однако от реформ рискуют пострадать и те граждане, которые не имеют высоких доходов. Этот вопрос сейчас требует срочного решения, так как реформирование ЖКХ уже запущено.

Кто больше всех пострадает от повышения тарифов на коммунальные услуги и можно ли смягчить для них удар по кошельку, Тhinktanks.by узнал у эксперта Исследовательского центра ИПМ Глеба Шимановича. Об этом сообщает tut.by.

Эксперт проанализировал данные обследования домохозяйств, которое проводит Белстат, в разрезе уровней доходов населения. Оказалось, что доля расходов на услуги ЖКХ примерно одинакова у всех слоев населения.

«Нет такого, что обеспеченные категории тратят на ЖКХ больше, а малообеспеченные – меньше», – отметил Глеб Шиманович.

Но при этом у богатых потребление коммунальных услуг более чувствительно к изменению доходов. Если у них растут доходы, то они начинают потреблять больше ЖКУ. У бедных эта зависимость не так выражена.

«Получается, если рассматривать абсолютные значения, услугами ЖКХ в большем объеме пользуются обеспеченные домохозяйства. Получается, когда мы субсидируем сектор ЖКХ, большую часть субсидий получают относительно обеспеченные слои населения», – пришел к заключению Глеб Шиманович.

Это говорит о том, что государство расходует средства на ЖКХ неэффективно, а, следовательно, изменение системы финансирования, в том числе повышение тарифов для населения, действительно необходимо.

Как известно, в планах правительства схема выглядит следующим образом: к концу этого года население будет возмещать половину стоимости услуг ЖКХ, к 2018 году выйдем на 100%.

Бедные могут пострадать заодно с богатыми

Повышать тарифы необходимо, чтобы не тратить бюджетные средства на тех, кто в этом не нуждается. Однако от реформ рискуют пострадать и те граждане, которые не имеют высоких доходов и в поддержке государства действительно нуждаются.

Этот вопрос сейчас требует срочного решения, так как реформирование ЖКХ уже запущено.

По оценкам ИПМ, существующая система адресной поддержки в решении проблемы не поможет.

«Сегодня гражданин может обратиться за компенсацией выплат по коммунальным услугам, если доля его расходов на эти услуги превышает определенный процент от доходов домохозяйства. Однако государство готово компенсировать лишь саму эту сумму превышения», – подчеркнул Глеб Шиманович.

Проанализировав статистику, эксперты определили, что под установленный государством критерий для адресной помощи попадает лишь небольшой процент домохозяйств. К тому же суммы компенсаций очень малы.

«Люди, которые даже имеют право на субсидию, часто не видят смысла за ней обращаться – издержки на само обращение будут слишком высоки», – сказал исследователь.

И самое главное – под этот критерий не всегда попадают действительно бедные домохозяйства, ведь у богатых больше возможностей потреблять услуги ЖКХ.

Напомним, с 1 мая в Беларуси появится новый вид субсидий на оплату «коммуналки». Помощь будет безналичная. Ожидается, что малообеспеченные люди смогут рассчитывать на оплату государством горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, канализации, газо- и электроснабжения, технического обслуживания лифта, а также обращения с твердыми коммунальными отходами. Правда, субсидии дадут, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 20% совокупного дохода семьи (для тех, кто живет в городе или поселке городского типа) и 15% (в сельском населенном пункте). По подсчетам tut.by, претендовать на такую поддержку смогут только семьи, у которых доход не превышает минималку (сейчас – 2,3 млн рублей).

Защитить одиноких

Эксперты предлагают упростить существующую систему компенсации и предоставлять ее наиболее чувствительным к росту коммунальных тарифов группам населения. Эксперты Исследовательского центра ИПМ определили наиболее уязвимые группы.

Во-первых, это неполные семьи, где работает только один человек, а также пенсионеры, особенно пенсионеры одинокие – оплата ЖКУ для них является весьма существенными расходами. Сюда же попадают и просто одинокие люди.

«Поэтому мы бы предложили поиск инструментов, которые направлены на поддержку именно пенсионеров и неполных семей. Как вариант – сделать для них исключение и не повышать тарифы на ЖКУ», – сказал Глеб Шиманович.

По подсчетам специалистов, в таком случае бюджет недополучит около четверти от всего притока денег в бюджет, обеспеченного повышением тарифов. Тем не менее, данная мера позволила бы избежать значительного ухудшения материального положения людей вследствие удорожания коммунальных услуг.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector