Рост тарифов жилищно-коммунальных услуг в России является слишком значительным
Удавка ЖКХ: Почему власти не могут остановить рост тарифов
Кто устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги и почему они постоянно растут
Кто устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги и почему они постоянно растут
Где сколько платят за ЖКУ
Сервис «Яндекс.Деньги» провёл исследование, целью которого было определить, сколько платят граждане России за коммунальные услуги. Оказалось, что самые большие суммы в платёжках у жителей Казани и Москвы. Причём столица Татарстана значительно обогнала федеральную столицу – 5970 рублей против 3937 рублей. В топ-5 этого рейтинга также попали Екатеринбург (3780 рублей), Новосибирск (3620 рублей), Челябинск (3482 рубля).
Меньше всего за услуги ЖКХ, согласно результатам исследования, платят в Волгограде и Воронеже – около 1500 рублей. При этом средний чек по стране равен примерно трём тысячам рублей.
Неправильные выводы
Многие из озвученных результатов вызвали недоумение, причём как у чиновников, так и у самих жителей России. Только вот удивление это разного порядка. Так, в мэрии Казани отметили, что некорректно делать выводы по оплатам исключительно через «Яндекс.Деньги» (это не только электронные кошельки, но и оплата по банковским картам через систему «Яндекс.Касса» – прим. Царьграда), поскольку многие до сих пор рассчитываются через портал госуслуг или интернет-банки. В администрации города привели другие данные – 2750 рублей в летние месяцы и 4760 рублей – в зимние. Не устроило казанских чиновников и сравнение с Москвой, поскольку там 50% стоимости ЖКХ возмещаются из бюджета, то есть реальная стоимость услуг для столичного жителя на самом деле вдвое больше, чем он платит.
Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
Что же касается граждан нашей страны, то беглый анализ комментариев в социальных сетях показывает, что приведённые сервисом «Яндекс.Деньги» показатели занижены. Больше всего интернет-пользователи зацепились за 3000 рублей в качестве среднего чека при оплате коммуналки. Данное значение мало кому кажется соответствующим действительности.
При этом в самой компании «Яндекс.Деньги» ответили (прежде всего, мэрии Казани), что анализировались не суммы, указанные в квитанциях на оплату, а реальные платежи, совершённые гражданами. Это мог быть платёж сразу за несколько месяцев или за конкретную услугу. На самом деле вывод простой – никаких нормальных выводов из обсуждаемого исследования не сделать. Разве что один – 3000 рублей в среднем жители России платят именно через платёжные сервисы «Яндекса». И это совершенно ни о чём не говорит в контексте того, сколько на самом деле мы платим за услуги ЖКХ.
Здесь гораздо красноречивее заявление руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, который в начале 2019 года сказал, что большая часть граждан России вдвое переплачивает за коммунальные услуги. Также он отметил, что подготовленный ФАС проект тарифного регулирования должен устранить эту несправедливость. Планируется, что соответствующий закон будет принят до начала 2020 года.
И. Артемьев. Фото: Russian Government /Globallookpress
Тарифы утверждают местные власти
Тема коммунальных платежей поднималась и в студии телеканала «Царьград», куда в качестве эксперта был приглашён председатель комитета торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. Гость программы обратил внимание на то, что тарифы устанавливает государство, причём каждый регион делает это по-разному, исходя из конкретных условий, в которых он находится. В региональную энергетическую комиссию ресурсоснабжающими организациями предоставляются расчёты, в которых показывается, почему тариф должен быть именно таким. РЭК должна их проверить и утвердить либо отправить на доработку. Таким образом, именно региональные власти несут полную ответственность за те тарифы, которые мы потом видим в платёжках за коммунальные услуги.
Что касается ценообразования, простому гражданину действительно сложно вникнуть в формирование тарифа – для этого просто не хватит знаний. К тому же на стоимость одного кубометра воды или одного киловатта электроэнергии влияет множество факторов. Поэтому именно на плечи местных властей ложится обязанность контролировать адекватность утверждаемых тарифов. Судя по тому, что говорит руководитель ФАС, этот процесс не налажен должным образом.
«Не понимаю, на что идут деньги»
Тем не менее Андрей Широков отметил, что собственник жилья имеет возможность влиять на то, сколько он платит, например, за электричество или воду, расходуя эти ресурсы более экономно. На самом деле, действительно мало кто об этом думает. Также он напомнил, что стоимость содержания жилья управляющей компанией или ТСЖ определяется на собрании собственников недвижимости, и многие тоже этого не знают.
А. Широков. Фото: Телеканал «Царьград»
В связи с этим показательны результаты опроса, который провёл Царьград в социальных сетях. «Оплачивая жилищно-коммунальные услуги, вы понимаете, на что идут деньги?» – такой вопрос был задан подписчикам телеканала. 76% ответили «Не понимаю и не знаю, как разобраться». Лишь 13% «понимают» (или думают, что понимают), и только 4% могут позволить себе оплачивать платёжки «не глядя». Остальные респонденты за ЖКУ не платят.
Комментарии пользователей Сети также указывают на то, что дело не только в том, сколько мы платим за услуги ЖКХ, но и в чей карман они уходят, кого обогащают. Если даже принять размер тарифов за адекватно рассчитанный и справедливый, то люди зачастую недовольны качеством предоставляемых услуг. Дополнительное раздражение вызывает плата за капитальный ремонт, который якобы будет когда-то в будущем. Что уж говорить о мусорной реформе. Как показал опрос «Левада-центра» в середине августа 2019 года, лишь 39% потребителей довольны качеством коммунальных услуг. Причём среди тех, кто проживает в своём доме, таких ещё меньше – 29%.
Надежда лишь на ФАС
Как известно, всё познаётся в сравнении. Оценивая, сколько он платит за коммунальные услуги, потребитель делает это, в том числе, исходя из размера собственной заработной платы или суммарного дохода семьи. 5 тысяч рублей за коммунальные услуги в месяц – много это или мало? Если зарплата 20 000 – много, если 50 тысяч – вроде бы уже и терпимо. Мы все живём в одной стране, но за многое платим совершенно по-разному, в том числе и за ЖКУ. К сожалению, по-разному много, а не по-разному мало. Да, есть субсидии на оплату ЖКХ для малоимущих, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами, других категорий населения, но и они компенсируют лишь часть затрат, не решая принципиально всех проблем.
В нашей большой стране, как выразился Андрей Широков, 85 маленьких государств. Получается, что каждое из них живёт своей жизнью, за которой ФАС не поспевает или не особенно к этому стремится. Бизнес налаживает связи с властью – коррупционную составляющую никто не отменял. Перефразируя Льва Толстого, в каждой такой «стране» несчастливы по-своему. Как именно навести порядок, сказать сложно. Попытки различных реформ уже были, а воз и ныне там. Пока можно надеяться, что будет принято указанное ранее в тексте предложение ФАС, которое позволит остановить рост тарифов. Терпение людей небезгранично.
Рост коммунальных тарифов угрожает стабильности государства
В правительстве не поддержали публичное обсуждение взрывоопасной темы
Вице-премьер Виталий Мутко глубоко погружен в тему тарифообразования в сфере ЖКХ. Фото РИА Новости
Тема завышенных тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), похоже, крайне неприятна для правительства из-за потенциальной взрывоопасности. Население годами заявляет о своем недовольстве, причина которого – несоответствие цены и качества услуг ЖКХ. Но стоило главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву объявить в телеэфире, что население в ряде случаев переплачивает за ЖКХ более 100% себестоимости, как из правительства послышался окрик. Хотя, по мнению ряда экспертов, если бы проблема завышенных тарифов действительно интересовала контрольные органы, то с ней давно боролись бы не на словах, а на деле.
В правительстве отреагировали на недавние заявления главы ФАС о переплате населением за услуги ЖКХ.
Напомним, что послужило поводом для реакции правительства. Игорь Артемьев в телеэфире заявил следующее: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают более 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья» (цитата ТАСС).
Как он пояснил, на различных станциях коммунальных услуг примерно три четверти регионов страны переплачивают за их предоставление, а остальные – около одной четверти – имеют заниженные тарифы, передает слова Артемьева информагентство.
В двух соседних областях разница в тарифах на воду может отличаться в 54 раза, несмотря на подготовку ресурса в одинаковых климатических условиях, добавил Артемьев. Глава службы отметил, что тарифное «хулиганство» наблюдается на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, где ФАС тяжело влиять на ситуацию из-за правовых полномочий местных властей.
Как уточнил Артемьев, для устранения этой проблемы ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который уже согласовывают в правительстве.
Спустя несколько дней, в конце минувшей недели, вице-премьер Виталий Мутко (курирует жилищное строительство и сферу ЖКХ) прокомментировал такие оценки. «Конечно, это не так. Нет таких различий – более 100% себестоимости. На самом деле это настолько поверхностно с обывательской точки зрения, все намного глубже. Тариф ведь зависит от многих факторов. Это прежде всего затраты на подготовку тепла. Вы работаете на газе – у вас современная котельная. А другой работает на мазуте, там стоимость другая. И вроде они в соседних деревнях, но вы будете платить в этой современной котельной меньше. Тариф – условно – на Чукотке и в центральной полосе, безусловно, разный», – пояснил Мутко.
По его словам, нужно исходить из того, что сегодня регионы устанавливают тарифы, а на федеральном уровне на них могут влиять только предельные индексы. «Мы регулируем только предельные индексы в ЖКХ. Есть разночтения, есть попытки обойти эти индексы в регионах. Эти обходные пути нам вместе с антимонопольной службой и нужно в первую очередь пресечь», – отметил Мутко.
Вице-премьер указал еще на одну проблему – привлечение инвестиций для модернизации ЖКХ. «Сегодня пока вся коммунальная система при всей глобальности в целом справляется, но требует замены 40% сетей водоснабжения и 32% теплосетей», – уточнил вице-премьер.
При этом стало понятно, что в правительстве в принципе не в восторге от столь смелого обсуждения такой болезненной для общества темы, как тарифообразование в сфере ЖКХ. «Это такой сложный вопрос, чтобы вот так просто в публичном поле такие вещи заявлять», – сказал Мутко.
Несоответствие цены и качества коммунальных услуг – одна из самых застарелых проблем для жителей страны. Например, в конце 2015 года, отвечая на просьбу Всероссийского центра изучения общественного мнения перечислить актуальные проблемы ЖКХ, около 70% из 9600 опрошенных указали на высокие тарифы за коммунальные и жилищные услуги. Причем около 37% респондентов упомянули низкое качество жилищных услуг и обветшание жилого фонда. Это самые часто упоминаемые проблемы (респонденты могли выбрать несколько вариантов из предложенного списка). Также в десятке наиболее значимых проблем оказались низкий уровень благоустройства придомовых территорий, несоответствие отопления погоде, плохое качество воды и т.п.
По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в последнее время увеличилась доля граждан, фиксирующих заметный рост цен на услуги ЖКХ. Последние два месяца она колеблется на уровне 43–45% из 3000 опрошенных. А в 2013-м эта доля составляла 38%, в мае 2018-го она была около 22%.
Кроме того, специалисты ФОМ ранее подвели итоги реализации майских указов президента от 2012 года. У граждан спросили, для решения какой задачи, по их мнению, за шесть лет не было сделано ничего полезного, в какой сфере ситуация даже ухудшилась. И 32% из 1500 опрошенных упомянули такую задачу, как повышение качества услуг в сфере ЖКХ. Этот вариант даже обогнал другой не менее значимый – «создание новых рабочих мест с достойными условиями труда и высокой оплатой». По мнению 31% опрошенных, в стране ничего не было сделано для создания таких рабочих мест.
Как пояснил «НГ» доцент Российского экономического университета Алексей Яшкин, «в системе расчета стоимости услуг ЖКХ ключевое место занимает вопрос себестоимости, в которой учитываются затраты не только на производство, но и на транспортировку». «Поэтому для граждан, проживающих в разных населенных пунктах, конечная стоимость, естественно, будет отличаться, – замечает эксперт. – На это будет влиять множество факторов, но наиболее важные – износ коммунальных сетей и закупочные цены на топливо, работы и т.п.» Обе эти проблемы, по мнению Яшкина, требуют серьезной проработки со стороны правительства, ФАС, Счетной палаты, общественных экспертов.
Осмелятся ли сами чиновники поднимать в публичных дискуссиях столь взрывоопасную тему, как непрозрачность коммунальных тарифов, а также несоответствие цены и качества услуг ЖКХ? Как считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, публичного обсуждения уже не избежать. «Пока не будет наведен порядок в расчетах тарифов и не удалена коррупция, инфраструктура продолжит разрушаться даже с учетом взносов на капремонт», – обращает внимание Жарский.
По мнению директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, «плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может стать идеальным инструментом для межэлитных конфликтов». «Сейчас настает период, когда тема ЖКУ будет появляться в новостях регулярно: каждый заинтересованный чиновник будет тянуть услуги на себя», – полагает эксперт.
Но в то же самое время, как уточняет Исаев, «высшему руководству страны очень не хотелось бы поднимать эту тему, ведь она теоретически может привести к массовому выражению недовольства людьми». «Проблем в сфере ЖКХ слишком много. Из-за повышения цен на ЖКУ у людей остается все меньше свободных денег. По сути, это бомба замедленного действия для социального взрыва», – полагает Исаев.
Так что «оклик» Мутко – это, возможно, «попытка спустить ситуацию на тормозах и сохранить спокойствие населения», говорит Исаев. Хотя, по его словам, нельзя исключать и других версий – например, что правительство охотно защищает интересы энергогенерирующих предприятий.
Однако, как замечают некоторые эксперты, критические замечания главы ФАС – это повод задать вопросы в том числе самой службе. «Если бы ФАС хотела бороться с завышенными тарифами не только на словах, то давно бы это делала. Вопрос не в том, какие статьи можно включать в тариф. Все критерии по включению эксплуатационных расходов четко определены в отраслевых основах ценообразования, многие из которых действуют уже более 10 лет», – сообщил директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием, эксперт Института экономики роста им. Столыпина Алексей Малоземов. Но, по его словам, «при неправильном контроле все равно существует масса возможностей завысить их уровень».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Фактические расходы россиян на услуги ЖКХ растут вдвое быстрее роста коммунальных тарифов. Почему?
Стоимость услуг ЖКХ регулируется правительством РФ и ежегодно повышается якобы не больше чем на уровень официальной инфляции, например, в 2017 году инфляция составила 2,51%. Из чего следует, что реальные расходы населения на оплату услуг ЖКХ в 2018 году должны были вырасти не более чем на 2,51% (при установлении тарифов текущего года учитывается уровень инфляции предыдущего года).
Однако рост фактических расходов россиян на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2018 году вдвое превысил официальные показатели роста тарифов, отмечает канал ПРАВО ИМЕЮ . Смотрим данные Росстата.
В 2018 году граждане отдали за жилищно-коммунальные услуги на 120 млрд рублей или на 5% больше, чем в 2017 году. Это в два раза превышает показатели официальной версии роста тарифов на 2,5%.
И так каждый год – рост фактических расходов россиян на оплату услуг ЖКХ минимум в два раза превышает заявленный правительством рост тарифов на эти услуги.
Да, в текущем году граждане оплачивают не только расходы текущего года, а ещё и возвращают долги за прошлые периоды, но ровно также в текущем году люди накапливают новые долги – не платят за коммунальные услуги сего года.
Предположение, что фактические расходы на оплату жилья выросли с 2,5 до 5% за счёт возврата старых долгов неверно, потому что фактические расходы могли вырасти за счёт возврата старых долгов только при условии не накопления новых долгов. Но жизнь устроена по-другому: сколько вернули старых долгов, столько накопили новых.
Условно говоря, россияне вернули в 2018 году долгов на 60 млрд и столько же (если не больше) накопили новых долгов – фактически не заплатили 60 млрд за жилищно-коммунальные услуги в 2018 году. И эти неоплаченные миллиарды по природе своей не могут входить в показатель статотчётности «фактически оплачено населением жилищно-коммунальных услуг».
Значит, рост фактических расходов населения на услуги ЖКХ происходит за счёт фактического роста цен на услуги ЖКХ. И фактический рост цен, как минимум, вдвое выше официального повышения цен на услуги ЖКХ.
Как такое возможно? За счёт каких механизмов? Может кто из читателей канала ПРАВО ИМЕЮ знает?
Тарифы должны быть на том уровне, на котором их установило правительство. Всё, что выше – незаконно. Не удивительно, что судебные тяжбы в сфере ЖКХ растут вместе с необъяснимым ростом тарифов.
В 2018 году судебные споры по долгам за жильё стали самыми массовыми в России, впервые опередив судебные разбирательства по долгам за кредиты.
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, суды общей юрисдикции рассмотрели в 2018 году около 6,7 млн исков о взыскании платы за жилую площадь, коммунальные платежи, тепло и электроэнергию.
Подавляющее большинство судебных споров – вокруг суммы долга до 50 тысяч рублей.
Подписывайтесь на канал ПРАВО ИМЕЮ и знайте свои права!
На сколько подорожают услуги ЖКХ в 2020 году: индексы по регионам
Правительство утвердило предельные индексы для повышения тарифов на услуги ЖКХ в 2020 году. Федеральные власти делают так каждый год. Они решают, каким будет максимальное удорожание коммунальных услуг в разных регионах.
Уже сейчас известно, на сколько вырастут тарифы в Москве, Ярославле, Краснодаре и на Чукотке и когда именно это отразится на суммах в квитанциях.
О каких индексах речь?
Каждый год правительство утверждает, каким будет удорожание коммунальных услуг. То есть на сколько процентов могут вырасти тарифы в конкретном регионе. Эта величина и называется предельным индексом изменения платы. Так государство контролирует стоимость коммунальных услуг, чтобы она не повышалась произвольно.
Эти индексы — максимально возможный рост тарифов. То есть федеральные власти как бы говорят региональным: вы там сами решайте, как подорожает вода, газ и электроэнергия, но чтобы не больше вот этих значений. Конкретное повышение цен установят в каждом регионе. Даже в Москве и Московской области удорожание будет разным. Оно может быть меньше или равно индексу из распоряжения правительства, но точно не выше.
Предельные индексы не касаются увеличения платы по нормативам — если нет счетчиков. Например, в квартире можно поставить счетчик, а собственники не хотят. Или долго не передают показания счетчиков. Тогда для них тариф будет на 50% выше, а расход воды и электроэнергии посчитают по нормативам.
Какие услуги подорожают?
Повышение тарифов в пределах утвержденных норм коснется только коммунальных услуг. Но не все строчки в квитанциях относятся к коммунальным услугам.
Индексы регулируют повышение цен на такие услуги:
- Горячая и холодная вода.
- Газ.
- Электроэнергия.
- Отопление.
- Канализация.
- Вывоз мусора.
Текущий ремонт дома, содержание общего имущества, охрана, парковка и домофон — это не коммунальные услуги. Их тоже надо оплачивать, но это не значит, что суммы изменятся в пределах утвержденных индексов. Жильцы сами решают, сколько будут платить за содержание дома, нужна ли им охрана и по сколько скидываться на установку шлагбаума. Правительство эти цены не регулирует. Так что фактически квартплата может вырасти не на 4%, которые указаны в распоряжении правительства, а больше.
Капитальный ремонт — это тоже не коммунальная услуга. У него свои правила расчета и свой тариф, на который эти индексы не влияют.
Как изменятся тарифы?
Тарифы на свет, газ и воду вырастут не больше, чем указано в списке правительства с новыми индексами. Там отдельное значение для каждого региона. Сильнее всего коммуналка может подорожать в Чечне: на 6,5%. В Москве — на 5%, в Московской и Новгородской областях — на 4,1%, а самый низкий показатель — в Ненецком автономном округе: 2,4%.
Найдите свой регион в списке и посмотрите, сколько придется доплачивать за коммуналку в следующем году. Конкретные индексы на 2020 год еще будут утверждать региональные власти, но ориентируйтесь на максимум. Например, если в 2019 году житель Ярославля платил за воду, свет и отопление в квартире 4000 Р , то в 2020 году он будет платить на 3,6% больше — 4144 Р . В Москве за тот же набор услуг придется платить на 5% больше — 4200 Р .