Росавтодор сообщил, что строительство моста через Керченский пролив в Крым начнется в 2016 году
Как строили мост в Крым через Керченский пролив и почему он уникальный
16 мая 2018 в 12:31
TUT.BY / Фото и видео: most.life
С 16 мая открывается автомобильное движение через новый мост в Крым через Керченский пролив. О нем мечтали еще полтора века назад, но победить стихию удалось лишь в 2018-м. Протяженность моста 19 км, и он один из крупнейших в Европе. TUT.BY собрал интересные факты об объекте.
Мост открыли накануне, и первыми по нему проехали сами строители на грузовиках. За рулем КамАЗа во главе колонны был российский президент Владимир Путин.
Фото: Reuters
Он назвал это событие историческим: «Историческим, потому что в разные исторические эпохи, в том числе при царе-батюшке, люди мечтали построить этот мост».
Керченский мост — всего лишь рабочее название. В декабре 2017-го прошло интернет-голосование, участвовали 380 тысяч человек. Теперь официально это Крымский мост (набрал 64% голосов). Среди альтернатив были «Мост Воссоединения», «Таврический», «Российский», «Мост Свободы», «Мост единства», «Мост Надежды».
Фактически сооружение состоит из двух параллельно расположенных трасс: четырехполосной автомобильной и железнодорожной. Общая протяженность — 19 км, хотя непосредственно над акваторией проходит 6 км.
Трасса начинается на Таманском полуострове (Краснодарский край России), далее проходит по уже существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
О мосте мечтали англичане, Николай II, Гитлер и СССР
Известно, что впервые идею построить мост озвучили англичане в 1870-м, они мечтали проложить прямую железную дорогу в Индию. Но цена испугала. Мысль подхватил Николай II — если бы не вмешалась Первая мировая война.
Во время Второй мировой войны переправу задумала сделать Германия: по поручению Гитлера был создан проект и даже началось строительство. Но вскоре Керчь и Тамань были освобождены Красной Армией.
Наконец, в 1944 году советские строители сумели возвести мост за 150 дней. По нему с Ялтинской конференции в Москву возвращалась правительственная делегация. Но укрепить сооружение не успели, и в результате сильного ледохода зимой несколько опор были повреждены. Мост решили временно разобрать.
С того момента в Союзе было несколько проектов, но они оставались на бумаге. В 1950-х Крым и Кубань связали паромы, как и было до недавнего времени.
В 2010 году тогдашние президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев договорились строить мост к Олимпийским играм в Сочи (2014). Крымские власти тогда оценивали проект в 1 млрд долларов.
После присоединения Россией полуострова Крым в марте 2014-го Владимир Путин поручил строить двойной мост: для машин и поездов.
40 тысяч машин в сутки и защита от землетрясения мощностью до 9 баллов
При строительстве нужно было учесть ряд сложностей: морской климат, сейсмическая активность и илистое дно. Глубина здесь варьируется от 2 до 10 метров.
Чтобы не препятствовать судоходству, были возведены несколько огромных арочных пролетов.
Они поднимаются над водой на высоту 35 метров, длина составляет 227 метров. Поэтому мост как бы идет в гору.
На автодорожной части между опорами и пролетами установили 760 шок-трансмиттеров. Это специальные устройства, защищающие конструкции от землетрясения, — по проекту выдержат толчки до 9 баллов.
«Это как ремни безопасности в автомобиле. Они позволяют пролетам моста „дышать“, то есть беспрепятственно смещаться при незаметных перемещениях, вызванных температурными условиями. А во время землетрясения шок-трансмиттеры срабатывают и распределяют сейсмическую нагрузку равномерно по опорам», — поясняли инженеры.
Кроме того, по этим соображениям пролеты относительно короткие — от 55 до 63 метров, а опор много, почти 600.
Секции сооружали на суше, а потом с помощью мощных домкратов по скользящим устройствам надвигали на основания с плавучих платформ (на фото снизу).
В итоге пропускная способность Крымского моста составит до 40 тысяч машин и 47 пар поездов в сутки. Автодорога состоит из четырех полос, покрытие — асфальтобетон. Только грузовики пустят к осени, а железнодорожное сообщение откроют в 2019 году.
На разделительной полосе и по краям моста имеются барьеры. Например, внешний в полтора метра высотой способен выдержать удар легковушки на скорости 100 км/ч или грузовика на 70 км/ч.
О сложных дорожных условиях водителей будут информировать специальные табло.
В проливе часто случаются густые туманы, поэтому по всей длине моста установлены мощные светильники. Они сконструированы так, чтобы выдержать воздействие морского климата.
Согласно проекту, на мосту можно безопасно организовать движение на скорости 120 км/ч. Но фактическую скорость еще согласуют с ГАИ, согласно ПДД она должна составить 90 км/ч.
Кроме того, были построены новые дороги с двух сторон моста. Например, в Крыму построили четырехполосную дорогу к новой трассе «Таврида», которая проходит через весь полуостров до Севастополя на 251 км. Со стороны Кубани построена новая дорога в 40 км, а берег укрепили во избежание оползней.
На строительстве моста с февраля 2016-го работали 10 тысяч человек. Заказчиком выступил «Росавтодор», генподрядчиком — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Цена составила 228 млрд российских рублей, что примерно равно 3,6 миллиарда долларов.
Видео: 27 месяцев строительства за 3 минуты
Украина негативно относилась к этой задумке России еще сначала и называла строительство незаконным. После открытия президент Петр Порошенко резко высказался: «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым».
Как всего за два года был построен Крымский мост
Сегодня, 15 мая, в присутствии президента России Владимира Путина состоится торжественное открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Движение автомобилей по нему начнется на следующий день – 16 мая в 5.30 мск.
Крымский мост – один из крупнейших в России. Его протяженность – 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной (по две полосы в каждую сторону) и железнодорожной (по одной колее) трасс. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
Автомобильный мост был построен с опережением графика на полгода. Правда, пока проезд по нему будет открыт только для легкового и общественного транспорта. Ожидается, что грузовики будут допущены на мост осенью этого года. Ввод в эксплуатацию строящегося параллельно автомобильному железнодорожного моста запланирован на декабрь 2019 г.
Зачем нужен мост
Впервые идея строительства моста появилась больше 100 лет назад. Но к реализации проекта приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя после потери Крыма объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров.
Проект обусловлен не столько экономическими, сколько политическими причинами, считает директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Крым мог бы обойтись и системой паромов, рассказывал ранее экс-глава севастопольского заксобрания Алексей Чалый Forbes. Но это нерегулярный вид транспорта. Иногда паромов приходится ждать часами, а в случае непогоды переправу и вовсе закрывают.
До сих пор две трети туристов прибывали в Крым через паромную переправу, говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Поэтому, по его словам, было важно обеспечить комфортный способ передвижения. Теперь от одного берега до другого можно доехать всего за 15 мин.
Как выбирали проект
Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.
В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.
Как назначали подрядчика
Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.
Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».
Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.
Как строили
Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.
Как тратили деньги
По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.
Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.
Мост к отпуску
Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.
Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.
Строительство Крымского моста за одну минуту
Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.
Стало известно, во что обойдется мост в Крым
Утверждена итоговая стоимость моста в Крым. Она составила на 380 млн рублей меньше, чем было утверждено распоряжением Правительства РФ от 30 января 2015 года. Об этом сообщила пресс-служба Росавтодора.
Общая стоимость строительства моста через Керченский пролив составит 227,92 млрд рублей в ценах соответствующих лет. В эту сумму входят затраты подрядчика компании «Стройгазмонтаж» — 223,14 млрд рублей (с НДС), и затраты заказчика строительства ФКУ Упрдор «Тамань» Федерального дорожного агентства.
В феврале этого года Главгосэкспертиза подтвердила достоверность сметной стоимости проекта в ценах четвертого квартала 2015 года — 211,8 млрд рублей. Позже произвели пересчет затрат подрядчика по годам с учетом прогнозной инфляции, установленной Минэкономразвития. Итоговые показатели строительства согласованы с Росавтодором и зафиксированы в дополнительном соглашении к госконтракту от 17 февраля 2015 года.
Цена контракта складывается из следующих составляющих: на проектные и изыскательские работы будет затрачено около 9 млрд рублей, на создание основной конструкции автодорожного и железнодорожного мостов, включая примыкающие к ним участки, — около 170 млрд рублей. Остальные средства пойдут на подготовку территории строительства, временные здания и сооружения (часть этих затрат — возвратные), объекты энергетического обеспечения, подсобного и обслуживающего назначения и тому подобное.
Затраты заказчика строительства составят около 4,78 млрд рублей. В эту сумму входят контроль за строительством, авторский надзор, выкуп земельных участков и оформление в постоянное пользование, а также незапланированные расходы.
Общая стоимость проекта — 227,922 млрд рублей, почти на 380 млн рублей меньше, чем его предельная стоимость, утвержденная распоряжением Правительства России № 118-р от 30 января 2015 года.
Главгосэкспертиза в феврале 2016 года подтвердила, что объемы и стоимость работ соответствуют нормативам.
Мостовой переход протяженностью около 19 км будет состоять из четырех автомобильных полос и двухпутной железной дороги. Движение автомобилей по нему начнется в декабре 2018 года, поездов — 1 декабря 2019 года.
- Не так давно в СМИ прошла информация о приостановке финансирования Крымского моста. Но в Минтрансе это опровергли, отметив, что деньги выделены, а задержка связана с бюрократическими проволочками.
- Ранее компания «Стройгазмонтаж» в своих отчетах указывала, что строительство мостового перехода обойдется в 228,3 млрд рублей, из которых в 2016 году потратят 65,4 млрд руб., в 2017-м — 60 млрд руб., в 2018 году — 40,8 млрд руб. и в 2019-м — 13,1 млрд рублей.
- Исторической миссией назвал президент России это строительство века. Мостовой переход был задуман еще при Николае Втором в 1910 году, к нему несколько раз приступали, но планам так и не дано было осуществиться по объективным причинам, хотя временный мост после войны был построен и просуществовал некоторое время.
Глава Росавтодора: дан старт проекту моста через Керченский пролив
МОСКВА, 20 фев — РИА Новости (Крым). Пятницу 19 февраля можно считать официальным стартом строительства моста через Керченский пролив, заявил руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
Мост длиной около 19 километров станет одним из самых сложных сооружений в инженерной практике России. Планируется, что он будет построен до 2018 года. Пока основной транспортной артерией, связывающей Крым с материковой Россией, является паромная переправа через пролив. Ее используют для переправы как грузовых, так и легковых машин.
“Вчера вечером мы получили положительное заключение Главгосэкспертизы на проект. Хочу отдельно подчеркнуть, что в ходе проектирования генеральному подрядчику удалось оптимизировать стоимость строительства без малого на 680 миллионов рублей. Сегодня в установленном порядке проект Керченского моста был утвержден Федеральным дорожным агентством и мною был подписано разрешение на строительство. Поэтому сегодняшнее число можно считать официально началом строительства этого грандиозного объекта, который не имеет аналогов сегодня в Российской Федерации”, — сказал Старовойт журналистам.
“Мостовое сооружение будет состоять из нескольких участков, и общая длина проекта 19 километров. Аналогов такого мостового сооружения на сегодняшний момент в Российской Федерации не существует. Поэтому с особой тщательностью подходили и на этапе проектирования и, безусловно, на этапе строительства будут соблюдены все нормы и правила, контрольные мероприятия при сооружению этого объекта”, — отметил он.
Для соблюдения сроков возведения моста зона строительно-монтажных работ разделена на восемь участков, работы в которых будут вестись одновременно. На некоторых из них уже идет подготовка оборудования для создания фундаментов опор, проведены опытные погружения свай, строители отрабатывают технологии, предусмотренные проектом. Планируется, что в пиковые периоды строительства в работе будут задействованы до 3,5 тысячи строителей в одну смену, в том числе из Краснодарского края и Крыма. Основной набор начнут весной 2016 года.