Проектирование мест для стоянок автомобилей
Нормы проектирования стоянок автомобилей
Какими бывают стоянки для автомобилей:
- Одноэтажные и многоэтажные;
- Наземные и подземные;
- Отдельно стоящие, в виде пристройки, встроенные в здание;
- Боксового, открытого, закрытого типа;
- С лифтами и без, с механизмами транспортировки и без.
Для всех этих типов парковок имеются общие требования, которые необходимо соблюдать при проектировании стоянок.
Правила и нормы проектировки автомобильной стоянки
Общие нормы проектировки:
- Многоэтажные конструкции для размещения авто должны иметь в своем составе не более 9 этажей, уходящих вверх и не более 2 этажей под землей;
- План должен включать служебные и бытовые помещения для персонала, помещения для оборудования, санитарные узлы. Их количество и состав определяется заданием на проектирование;
- На площадке разрешено размещать терминалы для паркинга, кассовые автоматы и пункты, но запрещена установка торговых лотков и киосков.
Нюансы проектировки пола стоянки:
- Стоянки, располагающиеся на уровне земли, должны иметь твердую поверхность и уклоны;
- Если вы размещаете стоянку на плоской кровле крыши, то она должна соответствовать всем техническим требованиям. Например, верхний слой должен быть создан из огнеупорных материалов, не проводящих электричество.
Ограждение для безопасности пешеходов:
- Ограждать стоянку необходимо с помощью стальной сетки высотой не менее 1,2 метра. Если она расположена на крыше, то высота ограждения определяется техзаданием;
- Временные стоянки нельзя ограждать, в отличие от автоматизированных парковок.
Организация движения, въезд и выезд
- Необходимо организовать движение (одностороннее или двустороннее) при помощи разметки, максимально разделить пешеходные и транспортные зоны;
- Временные стоянки: раздельные въезд и выезд нужны площадкам с односторонним движением от 20 мест и с двусторонним движением от 50 мест. В других случаях они могут быть совмещенными. Въезд и выезд должны находиться на расстоянии не менее 15 метров друг от друга;
- Постоянное хранение: при вместительности от 50 машин площадки должны иметь минимум 2 выезда, размещенных в противоположных сторонах стоянки. Один из них должен быть рабочим, а другой аварийным;
- Все ограничители въезда должны быть согласованы с ГАИ!
Проектирование коммуникаций площадок стоянки автомобилей
В проект обязательно вносятся инженерные системы (кабельные сети), системы противопожарного водоснабжения, отопления, вентиляции, подъемная электротехника (лифты, подъемники, эскалаторы), а также раздел «Охрана окружающей среды».
Мы создаем свои проекты в соответствии со всеми требованиями безопасности! Нужна безопасная, удобная и современная парковка? Обращайтесь к нам!
Проектируем парковки и автостоянки: Часть1 Общие требования
Тема проектирования автомобильных стоянок и парковок достаточно объемная. Я решила разделить ее на 3 части. В первой части я обозначу общие требования к проектированию автомобильных парковок и стоянок. Вторая часть будет посвящена расчету необходимого количества машино-мест для парковок или автостоянок. А в третьей части рассмотрим требования по ширине противопожарных разрывов между площадками для хранения автомобилей и различными зданиями и сооружениями.
Терминология: парковка или стоянка?
Чтобы выполнить проект, нужно четко понимать разницу между понятиями парковка и автостоянка, ведь требования в нормативной документации к ним разные. В ТКП 45-3.01-116-2008 и ТКП 45-3.03-227-2010 даны следующие определения:
Автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589, «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.
Парковка
Автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589, «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.
Рекомендую их запомнить, точнее, понять разницу, лишним точно не будет.
Размеры машино-места как для автостоянок, так и для парковок следующие:
для легковых автомобилей — от 2,5х5,0 до 2,5х5,5 м (в зависимости от наличия свободной территории и назначения объекта, у которого устраивается парковка);
для спецавтотранспорта, управляемого инвалидом с нарушением функций опорно-двигательного аппарата или для транспорта, перевозящего такого инвалида, — 3,5х8,0 м;
для грузовых автомобилей — 3,0х8,0 ;
для автопоездов — 3,5х20,0;
для туристских автобусов — 3,5х15,0 м.
Размещать места для хранения авто необходимо в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта. Автомобильные стоянки и парковки размещают на обособленных площадках и на межмагистральных территориях. При этом парковки располагают в границах красных линий улиц с устройством дополнительных полос шириной 3 м в карманах (уширениях) проезжей части, на боковых разделительных полосах глубиной от 2,5 до 5,5 м в зависимости от принятой схемы расстановки транспортных средств. На картинке показана возможная схема расположения машино-мест на стоянке. Обратите внимание, если на машино-место необходимо въезжать, выполняя диагональную парковку, ширину и длину его увеличивают на 0,5 и 2 м соответственно. И если вам еще необходимо выполнить схему организации дорожного движения (ОДД): нанести разметку и расставить знаки, то делается это в соответствии с СТБ 1300-2014.
На улицах категорий М и А парковки следует размещать вдоль боковых проездов, для остальных категорий улиц и проездов парковки могут примыкать к проезжей части. В стесненных условиях для улиц категории А, в случае отсутствия боковых проездов, допускается размещение примыкающих к проезжей части парковок для легковых автомобилей.
Допускается размещать одноуровневые автостоянки и парковки над инженерными сетями водопровода, газопровода низкого давления, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, тепловыми и кабельными сетями, каналами и тоннелями с учетом требований действующих ТНПА, а также по согласованию с организациями, эксплуатирующими инженерные сети, в случаях обоснованных отступлений от требований ТНПА.
Одноуровневые автостоянки и парковки, размещенные на обособленной площадке, вместимостью 50 и более автомобилей должны иметь раздельные въезд и выезд на расстоянии не менее 15 м друг от друга; при меньшей вместимости — могут иметь совмещенный въезд и выезд шириной не менее 6 м.
На автостоянках и парковках с контролируемым режимом обслуживания транспортных средств (охраняемые автостоянки и парковки) допускается устройство совмещенного въезда и выезда шириной не менее 6 м и отдельно эвакуационных выездов в зависимости от вместимости автостоянок и парковок. Перед шлагбаумами следует устраивать накопительные площадки длиной не менее 12 м — при вместимости более 100 автомобилей и не менее 6 м — при меньшей вместимости.
По общим требованиям, пожалуй, всё. Как рассчитать количество мест для автомобилей разберемся в Части 2 данной темы.
Аренда территории для парковки автомобилей
Вопрос: Организация передает в аренду офисные помещения в принадлежащем ей здании и планирует сдавать в аренду участки прилегающей к зданию территории для парковки автомобилей арендаторов с заключением договоров аренды машино-места. Какие разрешения необходимо получить и какие формальности соблюсти для заключения таких договоров? В каких случаях указанные договоры не могут быть заключены?
Ответ: Порядок и условия заключения договора аренды зависят от того, какое имущество арендуется: машино-место или земельный участок.
Прежде всего, следует отметить, что необходимо различать такие объекты гражданских прав, как земельный участок и машино-место. Сделки с земельными участками осуществляются в соответствии с КоЗ. В свою очередь, машино-место является объектом недвижимого имущества, передача которого в аренду осуществляется в соответствии с ГК.
Машино-место — место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения (здания, сооружения, в том числе автомобильной стоянки), принадлежащее юрлицу или физлицу и зарегистрированное как объект недвижимого имущества в соответствии с правилами, установленными законодательством о госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для нежилых изолированных помещений .
Таким образом, для передачи в аренду машино-места оно должно физически существовать и быть зарегистрировано как объект недвижимого имущества вместе с возникновением права собственности на него у организации. При соблюдении данного условия для передачи в аренду машино-места достаточно заключить договор аренды в простой письменной форме в соответствии с ГК и другими законодательными актами.
Если же речь идет о передаче в аренду только части территории, прилегающей к зданию, то нельзя вести речь о заключении договора аренды машино-места, поскольку последнее как объект гражданских прав в данном случае отсутствует. В аренду же подлежит передаче земельный участок.
Следует отметить, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок .
Таким образом, часть земельного участка не является самостоятельным объектом гражданских прав, с которым могут быть совершены сделки. Договор аренды может быть заключен лишь в отношении земельного участка, зарегистрированного в качестве объекта недвижимого имущества и имеющего установленные на местности границы.
Возможность разделения на части земельного участка с целью последующей передачи в аренду его частей как самостоятельных земельных участков также зависит от того, на каком праве земельный участок принадлежит организации. Граждане, негосударственные юрлица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии сохранения их целевого назначения и с учетом ограничений, установленных КоЗ . Возможность передачи в аренду земельного участка, принадлежащего организации на праве постоянного или временного пользования, КоЗ не предусмотрена.
Следовательно, земельный участок может быть передан в аренду организацией только в случае, если он принадлежит ей на праве собственности. Еще одним условием, которое должно соблюдаться при передаче в аренду земельного участка, является сохранение его целевого назначения.
Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме и подлежит госрегистрации в порядке, установленном законодательством о госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним .
Перечень документов, которые необходимо представить в территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для госрегистрации вновь образованного земельного участка и договора аренды такого участка, предусмотрен п. 17.1 перечня административных процедур N 156.
Таким образом, для передачи в аренду машино-места необходимы:
1) государственная регистрация машино-места как объекта недвижимого имущества;
2) заключение договора аренды в письменной форме.
Для передачи в аренду земельного участка необходимы:
1) государственная регистрация земельного участка как объекта недвижимого имущества;
2) заключение договора аренды земельного участка;
3) государственная регистрация указанного договора аренды.
При этом договор аренды земельного участка не может быть заключен, если:
1) земельный участок принадлежит организации на праве постоянного или временного пользования;
2) передача земельного участка в аренду не соответствует его целевому назначению.
Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»
Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.
Подписка на журнал
№ 11, ноябрь 2019
Другие
наши издания
Рубрики в номере
Проектируем стоянку автомобилей: типичные ошибки
Рубрика «Проектировщику»
Е.В. Синица, главный специалист ОДО «ЭНЭКА»
Стоянки автомобилей в подавляющем большинстве случаев являются неотъемлемой частью проектных решений на возведение зданий или их благоустройство. Ни одно промышленное предприятие, торговый центр или жилой дом не смогут функционировать без стоянок автотранспорта.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
При разработке раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации на строительство автомобильных стоянок следует руководствоваться следующими основными нормативными документами и правовыми актами:
•ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»[1];
•ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования»[2];
•СНБ 3.03.02-97 «Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов»[3];
•ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»[4] (далее — ТКП 45-3.02-25-2006);
•Санитарные нормы и правила «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду»[5] (далее — СанПиН);
•ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»[6] (далее — ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
ОШИБКА 1. НЕВЕРНО ОПРЕДЕЛЕН САНИТАРНЫЙ РАЗРЫВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ СТОЯНКИ
Согласно п. 2 СанПиН санитарный разрыв — это расстояние от объекта с особым режимом использования, которое обеспечивает достаточный уровень безопасности для здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) на его границе и за ним, имеет режим санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) за исключением требования по разработке проекта СЗЗ.
В приложении 2 к СанПиН санитарные разрывы от автомобильных стоянок и автомобильных парковок с одинаковым количеством машино-мест до объектов различного назначения аналогичны[7].
Для правильного определения санитарного разрыва автомобильной стоянки экологу-проектировщику требуется:
1. Установить количество машино-мест автомобильной стоянки в соответствии с п. 22 СанПиН, согласно которому в случае размещения на смежных участках нескольких автомобильных парковок или автомобильных стоянок, расположенных на расстоянии не более 15 м друг от друга, санитарный разрыв от них определяется с учетом количества машино-мест на смежных автомобильных парковках или автомобильных стоянках. То есть даже если две автомобильные стоянки находятся на расстоянии друг от друга, но это расстояние не превышает 15 м, то санитарный разрыв от таких стоянок устанавливается общий с учетом суммарного количества машино-мест.
2. Определить все объекты, расположенные вблизи автомобильной стоянки, до которых исчисляется расстояние согласно приложению 2 к СанПиН. К таким объектам относятся:
- жилые дома;
- земельные участки (при усадебном типе застройки);
- учреждения дошкольного образования, общего среднего образования;
- площадки (зоны) отдыха, детские площадки;
- организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
- открытые и полуоткрытые физкультурно-спортивные сооружения.
3. Определить расстояние между автомобильной стоянкой и каждым объектом, до которого устанавливается санитарный разрыв. Это необходимо сделать в связи с тем, что размер санитарного разрыва для разных объектов может различаться. Так, например, для стоянки автомобилей вместимостью 10 машино-мест санитарный разрыв до фасада жилого дома устанавливается размером 10 м, а до границы земельного участка при усадебном типе застройки — 6 м.
4. Установить размер санитарного разрыва стоянки транспорта до каждого объекта, до которого исчисляется расстояние.
При определении размера санитарного разрыва для автомобильной стоянки важно помнить, что в СанПиН не предусмотрена возможность сокращения санитарных разрывов для автомобильных стоянок и автомобильных парковок. Следовательно, в том случае, если санитарный разрыв для автомобильной стоянки не соблюдается, необходимо либо перенести ее на требуемое расстояние, либо сократить количество машино-мест стоянки для соблюдения требуемого санитарного разрыва.
Обратите внимание, что приложением 2 к СанПиН не установлен санитарный разрыв для автомобильных стоянок вместимостью более 500 машино-мест. В этом случае санитарный разрыв определяется следующим образом:
- если автомобильная стоянка размещается на территории объекта, у которого имеется базовый размер СЗЗ, определенный согласно приложению 1 к СанПиН, то базовый размер СЗЗ применяется для всего объекта в целом с учетом автомобильной стоянки. Данное условие применяется для всех стоянок автомобилей, независимо от количества машино-мест;
- если автомобильная стоянка вместимостью 500 машино-мест представляет собой отдельный объект или входит в состав объекта, для которого устанавливать СЗЗ не требуется (например, магазин, спортивный комплекс и т.д.), для такой стоянки санитарный разрыв определяется на основании расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней физического воздействия. Проект СЗЗ при установлении расчетного санитарного разрыва не разрабатывается.
ОШИБКА 2. НЕВЕРНО ОПРЕДЕЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Источниками выбросов загрязняющих веществ при проектировании стоянок автотранспорта являются сами стоянки.
К СЛОВУ
Стоянки автотранспорта бывают разных типов, например (п. 3.1 ТКП 45-3.02-25-2006):
•стоянка — оборудованная открытая площадка, предназначенная для хранения автомобилей;
•гараж-стоянка — здание (часть здания), предназначенное(ая) для хранения автомобилей;
•гараж-стоянка закрытого типа — гараж-стоянка надземный с наружными ограждающими конструкциями;
•гараж-стоянка открытого типа — гараж-стоянка надземный без стенового ограждения или с частичным ограждением;
•гараж-стоянка подземный — гараж-стоянка, все этажи которого являются подземными.
Согласно п. 3 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[8] стационарные источники выбросов подразделяются на организованные и неорганизованные. При этом:
- к организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ;
- к неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.
Если проектом предусмотрено размещение открытой стоянки автотранспорта на выделенной территории, такой источник выбросов будет неорганизованным. К неорганизованному источнику выбросов также относится стоянка без стенового ограждения, т.е. гараж-стоянка открытого типа.
Если проектом предусмотрена закрытая стоянка (гараж-стоянка закрытого типа, гараж-стоянка подземный), источники выбросов от такой стоянки будут организованными. Закрытые стоянки в обязательном порядке оборудуются вентиляционной системой. Следовательно, выбросы загрязняющих веществ, выделяемые от автотранспорта, который перемещается по такой стоянке, будут осуществляться в атмосферный воздух посредством вентиляционных отверстий.
Кроме этого на территории стоянок автомобилей могут быть дополнительные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- согласно п. 7.5 ТКП 45-3.02-25-2006 при размещении гаражей-стоянок и стоянок вместимостью более 100 автомобилей необходимо предусматривать строительство очистных сооружений по очистке ливневого стока с территории стоянок. В соответствии с п. 3.7 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией объектов автомобильного транспорта, предусматривается строительство очистных сооружений дождевой канализации при размещении новых и реконструкции существующих автомобильных стоянок и автомобильных парковок:
– в водоохранной зоне водных объектов при общей вместимости 25 и более машино-мест для одного объекта;
– на других территориях общей вместимостью 100 и более машино-мест для одного объекта.
Следовательно, в данном случае источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух также будут являться очистные сооружения ливневых стоков;
- на основании п. 7.6 ТКП 45-3.02-25-2006 при размещении гаражей-стоянок коллективного пользования вместимостью более 200 автомобилей следует предусматривать строительство помещений для мойки автомобилей с оборотной системой водоснабжения. Таким образом, в данной ситуации источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух также будет являться мойка автомобилей.
НАШ СОВЕТ
В настоящее время в Республике Беларусь нет утвержденных методик расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, мойки автотранспорта и очистных сооружений. Рассчитывать выбросы загрязняющих веществ от данных источников выделения следует по методикам, действующим на территории Российской Федерации или других стран.
ОШИБКА 3. СТОЯНКА АВТОМОБИЛЕЙ РАЗМЕЩЕНА НА ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРОЙ ТАКИЕ ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩАТЬ ЗАПРЕЩЕНО
Строительство стоянок автотранспорта предусматривается проектной документацией в том числе при благоустройстве территорий, например зон отдыха в районе водоемов. В этом случае важно знать, что согласно ст. 54 Водного Кодекса Республики Беларусь (далее — ВК) в границах прибрежных полос не допускается стоянка механических транспортных средств до 30 м по горизонтали от береговой линии, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. То есть при проектировании благоустройства территорий, располагающихся в непосредственной близости от водоемов, важно не допустить размещение стоянок автомобилей в прибрежной полосе водных объектов.
В том случае, если в составе стоянки автомобилей предусмотрена мойка автотранспорта, следует знать, что согласно ст. 53 ВК в границах водоохранных зон не допускаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, мойка транспортных и других технических средств. То есть при проектировании мойки автотранспорта важно проверить, попадает ли данный объект в водоохранную зону водных объектов. Если попадает, такая проектная документация не может быть согласована в органе государственной экспертизы.
Также согласно п. 7.13 ТКП 45-3.02-25-2006 размещение на жилых территориях гаражей-стоянок (за исключением подземных) и стоянок постоянного хранения вместимостью более 300 автомобилей и стоянок временного хранения вместимостью более 50 автомобилей не допускается.
Помимо этого, при проектировании стоянок автомобилей, как и любого другого объекта, экологу-проектировщику в каждом случае следует проверять режим использования территории размещения проектируемого объекта.
РЕЗЮМЕ
При разработке раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации для объекта, в состав которого включена автомобильная стоянка, необходимо в обязательном порядке установить санитарный разрыв для стоянки автотранспорта в соответствии с СанПиН, определить организованные и неорганизованные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ и исключить возможность размещения стоянки на территории, где размещать такие объекты запрещено.
[1] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.11.2008 № 439; в ред. от 15.11.2018.
[2] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.12.2010 № 485; в ред. от 13.06.2018.
[3] Утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.1997 № 462; в ред. от 07.12.2009.
[4] Утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.01.2006 № 19; в ред. от 03.12.2018.
[5] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.10.2017 № 91.
[6] Утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т; в ред. от 20.12.2018.
[7] Отметим, что в утративших силу Санитарных нормах и правилах «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 № 35, санитарные разрывы от автомобильных стоянок и санитарные разрывы от автомобильных парковок с одинаковым количеством машино-мест до объектов различного назначения в отдельных случаях были различны (см. табл. 1 и 2 указанного документа).
[8] В ред. от 18.06.2019.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 11 (101), ноябрь 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.