Примет ли участие Stroytransgaz Holding Геннадия Тимченко в строительстве Керченского моста в Крым
Интрига с участием Геннадия Тимченко в строительстве моста в Крым сохраняется
Структура Геннадия Тимченко Stroytransgaz (STG) Holding завершает продажу остальным владельцам строительной компании АРКС всего своего пакета в 25%. Об этом “Ведомостям” рассказали два человека, близкие к обеим сторонам сделки.
100% АРКС принадлежит сингапурской ARKS Group, сообщает ЕГРЮЛ. Другой владелец АРКС – ее основатель Александр Лавленцев, его структуры и купят пакет Тимченко, говорят собеседники газеты.
Эта сделка – продолжение реструктуризации строительных активов STG Holding, говорит человек, близкий к его акционерам: 25%-ная доля холдинга в СК “Мост” также продана другому акционеру.
Компании Тимченко рассматривались как подрядчики Керченского моста: “Стройтрансгаз” – генподрядчик, “Мост” – субподрядчик, говорили чиновники, курирующие проект. Но “Стройтрансгаз” испугался рисков, и генподрядчиком стал “Стройгазмонтаж” Аркадия Ротенберга.
Участие Тимченко в строительстве моста через Керченский пролив обсуждается и сейчас, рассказывают человек, близкий к Минтрансу, и человек, близкий к компании, работающей над проектом, но теперь речь идет о субподрядах: АРКС может взять на себя часть работ, в первую очередь подъездные дороги. АРКС мост не будет строить ни в каком качестве, уверяет человек, близкий к компании.
У “Моста” недостаточно мощностей, а АРКС как раз освобождается от крупных дорожных подрядов в Московском регионе, продолжает человек, близкий к одной из компаний керченского проекта: обсуждался вопрос, как технически свести к минимуму связь АРКС с Тимченко. Среди вариантов – структура, юридически не связанная с Тимченко, но использующая его технику, персонал и менеджмент.
“Была поставлена задача – предоставить мощности для начала строительства, а как это будет выполнено – дело техники, – цитируют “Ведомости” один из своих источников. – Никому не охота лишний раз светиться в проекте, настолько он рискованный и с экономической, и с политической точки зрения”.
Мост через Керченский пролив должен быть построен до 2018 года. Общая длина транспортного перехода составит 19 км. За реализацию проекта отвечает Росавтодор. Стоимость строительства мостового перехода установлена на уровне 228 млрд рублей.
Друг Путина взялся строить мост в Крым
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
30 января премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив открытое акционерное общество “Стройгазмонтаж”, контролируемое российским предпринимателем Аркадием Ротенбергом.
В распоряжении №118-р, опубликованном на сайте правительства, указан срок окончания работ – декабрь 2018 года.
Под транспортным переходом имеется в виду автомобильно-железнодорожный мост длиной около 19 километров, из которых надводный участок займет около шести километров (для сравнения: самый длинный морской мост в мире над заливом Цзяочжоу в Китае имеет протяженность 42,5 км).
Стоимость работ оценивается в 228,3 млрд рублей (около 3,3 млрд долларов по нынешнему курсу).
Специалисты не исключают, что по ходу дела цена возрастет, как обычно и бывает с крупными строительными проектами.
Всего на развитие транспортной инфраструктуры Крыма до 2020 года предусмотрено выделить 416,5 млрд рублей.
Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков призвал всех российских чиновников “отдать 10% процентов своей зарплаты на строительство моста для Крыма”. Относится ли его предложение также и к думцам, Худяков не уточнил.
В новой реальности
Во время Второй мировой войны немцы построили мост через Керченский пролив, по которому советская делегацию возвращалась с Ялтинской конференции, однако следующей зимой он рухнул под напором льдов, выносимых ветром из Азовского моря, и восстанавливать его не стали.
В 1999 году идею строительства моста, тоннеля или дамбы через Керченский пролив обсуждал с властями Крыма, тогда автономной республики в составе Украины, московский мэр Юрий Лужков.
Транспортная проблема резко обострилась после аннексии Крыма Россией в марте 2014 года. Президент Владимир Путин дал соответствующее распоряжение правительству 18 апреля.
Существующая паромная переправа с потоком пассажиров и грузов не справляется. Минувшим летом по обе стороны пролива ожидание в автомобильных пробках занимало несколько суток.
Без тендера
Официального тендера на проведение работ не проводилось. По имеющимся данным, окончательное решение было принято на совещании у премьера 20 января.
В интервью газете “Коммерсант” Ротенберг заявил, что ранее обсуждал вопрос лично с Владимиром Путиным.
Изначально планировалось, что мост построят за счет государственных и частных инвестиций, однако в конце июля прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что инвестором выступит только государство.
Единым заказчиком, контролирующим сроки исполнения и качество работ, выступит специально созданное Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань” Росавтодора России.
По словам Ротенберга, министерство транспорта рассматривало более 70 предложений, но общественности известно лишь об одном альтернативном кандидате – компании “Стройтрансгаз”.
Хозяин “Стройтрансгаза” Геннадий Тимченко в августе выразил готовность заняться проектом, “если доверят и поручат”, и заверил, что ресурсы для этого есть, но в начале декабря отказался, пояснив, что ему “не хочется брать на себя репутационные риски”.
“Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить”, – заявил он агентству Интерфакс.
Влиятельная фигура
63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным. Окончил Ленинградский институт физкультуры, работал тренером, в начале 1990-х годов выступал спарринг-партнером будущего президента на тренировках.
В настоящее время является владельцем или крупным акционером нескольких банков и компаний, занимающихся строительством и поставками нефтегазового оборудования.
В частности, структуры Ротенберга участвовали в сооружении наземной части газопровода “Северный поток”, газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи и платной автодороги Москва-Петербург через Химкинский лес.
Личное состояние бизнесмена, по экспертным оценкам, составляет около миллиарда долларов.
20 марта 2014 года Ротенберг вместе с некоторыми другими российскими предпринимателями, считающимися близкими к Владимиру Путину, попал под санкции США в связи с событиями вокруг Крыма. 30 июля его включил в свой санкционный список Евросоюз.
23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на его недвижимость на сумму около 30 миллионов евро.
8 октября Госдума приняла в первом чтении так называемый “закон Ротенберга”, согласно которому потери российских граждан от конфискации их зарубежной собственности могут возмещаться за счет государства.
“Черная метка”
В интервью “Коммерсанту” Ротенберг признал, что участие в строительстве моста означает для него окончательную изоляцию от Запада, “черную метку и в личной жизни, и в бизнесе”, но сказал, что этого не боится, так как все его активы сконцентрированы в России, и уезжать он не собирается: “Везде побывал уже”.
По словам предпринимателя, он задолго до санкций приступил к постепенной передаче дел сыну и готовился уйти на покой, но счел керченский проект достойным венцом карьеры, поскольку с годами стал задумываться “о том, что оставит после себя” и хочет внести “вклад в развитие страны”.
Компания “Стройтрансгаз”, созданная в 2007 году – один из крупнейших строительных подрядчиков в нефтегазовом секторе, занимающий 35-е место в мировом рейтинге, но мостами ранее не занималась.
По словам Ротенберга, он надеется на сотрудничество с некими турецкими и южнокорейскими фирмами, но в целом из-за санкций строительство придется вести, используя отечественные материалы и технологии и ранее закупленную западную технику.
Специалисты указывают, что, к примеру, некоторые марки стали, нужные для строительства мостов, в России не выпускаются.
Ротенберг согласен, что проблемы будут, но заверяет, что они решаемы.
“Мое личное мнение: быстро ничего не закончится. Они давят со всех сторон – и сейчас точно не финал. Не думайте, что меня это сильно волнует”, – сказал он в ответ на вопрос “Коммерсанта” по поводу санкций.
Мост или тоннель?
Поскольку Азовское море является совместной акваторией России и Украины, согласно международному морскому праву, на сооружение моста нужно согласие Киева, которое, с учетом нынешних обстоятельств, вряд ли будет дано.
“Есть юридические нормативы, которые говорят о том, что строительство моста нам придется согласовывать с Украиной, поскольку это зона общего судоходства в Азовском море. Есть юридические нормативы, которые на сегодня, на мой взгляд, не совсем могут быть преодолены. В ближайшее, по крайней мере, время”, – заявил на пресс-конференции в декабре глава пророссийской администрации Крыма Сергей Аксенов.
Некоторые специалисты ранее указывали, что лучше было бы строить не мост, а тоннель, для которого согласования с Украиной не требуется.
Ротенберг на это заметил, что прокладка тоннеля технически намного сложнее, и за такой проект он бы не взялся, а правовая сторона дела – проблема государства, а не его.
Глава законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый предлагал в качестве альтернативы мосту развитие паромного сообщения, подчеркивая, что для удвоения пропускной способности потребовалось бы всего пять мощных паромов стоимостью около семи миллиардов рублей каждый, при этом главными “воротами” переправы хотел сделать не Керчь, а свой родной город.
Мнения экспертов
Дмитрий Шевченко, заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу:
Есть в мире и более сложные с инженерной точки зрения мосты. Пролив узкий и, в принципе, построить мост можно. Единственно, там нестабильные грунты, дно пролива сложено наносами песка, чтобы добуриться до коренных пород, потребуются серьезные усилия. Конечно, стоить это будет безумно дорого. Тем более, учитывая, например, опыт строительства олимпийских объектов в Сочи, когда в процессе строительства цены вырастали в три-пять раз.
Никто такие сложные объекты за два-три года не строит. Можно в лучшем случае провести качественные геологические изыскания и подготовить технико-экономическое обоснование и проект.
Район Керченского пролива достаточно сложен и с геологической точки зрения, и с климатической. Это зона постоянных штормов. Азовское море в холодные зимы замерзает, а потом начинается вынос льда. Придется как-то защищать опоры.
Нас, естественно, волнует экология. Хорошо, что отброшен вариант дамбы с разрывом для пропуска судов. Это самый дешевый вариант, но экологически совершенно неприемлемый, потому что существенно нарушит водообмен между Азовским и Черным морями. Азовское море и так находится в критическом состоянии из-за обилия загрязнений. Плюс нарушение миграционного пути для рыб и морских млекопитающих.
Мост в этом плане, конечно, лучше. Но, учитывая нестабильные грунты и проведение серьезных буровых работ на протяжении нескольких лет, строительство может нанести непоправимый вред экосистеме Керченского пролива и прилегающего к нему мелководного Таманского залива. Нас это серьезно беспокоит.
Никаких общественных обсуждений и слушаний, так же, как экологической экспертизы, пока не было.
На нашем берегу пока никаких действий не проводится, но с той стороны, по слухам, что-то уже происходит. Я думаю, что Крым, скорее всего, и сделают основным плацдармом для строительства, потому что там сейчас практически нет общественного активизма, серьезно работает ФСБ. Соответственно, гораздо сложнее что-то контролировать и принуждать исполнителей работ соблюдать природоохранное законодательство.
Елена Юрченко, журналист-переселенец из Керчи, в настоящее время проживает в Киеве:
Мост людям нужен, родственники очень многих керчан, феодосийцев и ялтинцев живут на Кубани, но на генетическом уровне у жителей города выработалось недоверие к этой теме. Сколько себя помню, каждые выборы мы слышали обещания построить мост.
Местные жители считают, что выбран неудачный вариант – через косу Тузла, за который Украина и Россия долго спорили. Это намытый течением песок, который постоянно находится в движении, вбить туда сваю нереально.
Крепость Керчь, где должен находиться выход моста – фортификационный памятник конца XVIII века. Что они собираются с ним сделать, подумать страшно.
В Крыму мало строительных материалов, о чем говорят и крымские власти. Россия может привезти все морем, но крымские порты находятся под санкциями. Это серьезная вещь, любой корабль, который будет там замечен, попадет в черный список по всем портам мира. Ни один серьезный судовладелец на это не пойдет.
Игорь Федик, эксперт-обозреватель агентства Defense Express (Украина):
Ввиду санкций, которые были введены и вводятся из-за обострения ситуации на территории Украины, доступа к кредитам и займам у РФ не будет, доступа к новым технологиям тоже не будет. Мы это видим на примере других проектов, в том числе по освоению газовых месторождений в Арктике.
Юридический аспект данной проблемы следует рассматривать после экономического, технологического и экологического. Но уже сегодня можно сказать, что заручиться согласием Украины априори нереально. Станет ли керченский мост какой-то разменной монетой? Не думаю, что украинское руководство на это пойдет.
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия), эксперт в области внешней и внутренней политики, обороны и безопасности:
Понятно, что происходящее на востоке Украины – только начало больших и длительных процессов. Образно говоря, мы стоим на пороге Столетней войны между бывшими братскими народами. Крым при этом не может существовать без связи с Российской Федерацией.
Китай вряд ли станет туда ввязываться. По строителям из Турции – тоже сомневаюсь. Разве что строители из Северной Кореи могли бы подключиться.
Что касается российских организаций, то это будут компании, которым нечего терять. Если на Ротенберга уже давно наложены санкции и нет никакой надежды, что они будут сняты, его компания вполне может работать и зарабатывать на строительстве Керченского моста.
Должен быть четкий и простой проект, как это бывает на войне, то есть мост без каких-то изысков. Должна быть разбивка по срокам, причем под эти сроки должно быть обеспечено финансирование в нужном объеме. Должна быть абсолютно исключена коррупционная составляющая.
В полувоенных условиях на охране строительства придется держать армию. Там и водолазы, видимо, должны быть. И потом мост надо будет серьезно охранять.
На мой взгляд, самым правильным подходом со стороны Киева было бы втянуться в длительные торги и, соответственно, что-то за свое согласие получить. Хотя нет никакой гарантии, что юридически договорятся, а через месяц после сдачи какая-нибудь опора не будет подорвана неизвестно кем.
Российский бизнесмен Геннадий Тимченко отказался строить Керченский мост в Крым
09.12.2014 в 15:47, просмотров: 3702
“Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся. Не хочется брать на себя репутационные риски. Непонятно, какова будет стоимость, проекта-то нет. Никто не понимает, какая там геология. И мы не понимаем. Поэтому это очень рискованная история. Я просто боюсь взяться и не осилить”, – сказал он.
Ранее источник в “Стройтрансгазе” говорил ТАСС, что компания отказалась участвовать в строительстве мостового перехода через Керченский пролив. “Несмотря на то что ранее СТГ рассматривал возможность участия в проекте, в текущей ситуации реализация проекта не выглядит возможной для компании”, – сообщил он, отметив, что решение принято в результате тщательного анализа всех групп рисков проекта.
До конца года правительство РФ должно выбрать единственного исполнителя по контракту на строительство мостового перехода через Керченский пролив стоимостью 228 млрд руб. (без учета подходов со стороны Крыма и Краснодарского края).
Мост через Керченский пролив должен быть построен до 2018 года. Общая длина транспортного перехода составит 19 км. За реализацию проекта отвечает Росавтодор.
- Самое интересное
- По теме
- Комментарии
Оставьте ваш комментарий
Популярно в соцсетях
Опрос
Цифровые сервисы в условиях режима самоизоляции – как нельзя кстати
Многие из них не просто скрашивают наше пребывание дома, но и помогают получить важные услуги, за которыми многие привыкли обращаться «физически». Такие есть, например, у Почты России. Знаете ли вы о них? Помогают ли они вам в нынешней обстановке?
© ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец” Электронное периодическое издание «MK.ru»
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция – ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец”. Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель – П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон
Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.
Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Строительство Керченского моста собрались отдать Геннадию Тимченко
Единственным генподрядчиком моста стоимостью почти 250 млрд руб. может стать “Стройтрангаз” Тимченко, субподрядчиками – “Мост” и принадлежащий Ротенбергам “Мостотрест”
Москва. 26 августа. INTERFAX.RU – Генподрядчиком строительства мостового перехода через Керченский пролив может стать “Стройтрансгаз” Геннадия Тимченко, субподрядчиками – “Мостотрест” и “УСК “Мост”, сообщили “Интерфаксу” три источника в дорожной отрасли.
“Согласовано, что (строительство моста – ИФ) будет проведено как закупка у единственного поставщика в виде госзаказа”, – отметил один из собеседников агентства. По его словам, структура проекта выглядит следующим образом: существует генподрядчик “и два согласованных подрядчика”. “Скорее всего, генподрядчиком будет “Стройтрансгаз”, на субподряде – “Мостотрест”, вторым субподрядчиком – УСК “Мост”, – сказал источник “Интерфакса”. По его словам, совещание по ходу реализации проекта должно состояться до конца текущей недели.
“Де-юре это уже состоявшаяся история, ФЦП развития Крыма принята, в которой определено, что Росавтодор – заказчик строительства. Все остальное – это техника”, – отметил он, подчеркнув, однако, что распоряжения правительства о единственном поставщике еще нет. “По крайней мере, я не знаю о его существовании”, – уточнил он.
О том, что генподрядчиком строительства может быть выбран “Стройтрансгаз”, сообщил еще один источник “Интерфакса” в дорожно-строительной отрасли. По его словам, “Стройтрансгаз” – единственная компания, чьи представители участвовали в совещаниях по проекту строительства моста.
Пресс-секретарь Геннадия Тимченко отказался комментировать эту информацию. “Необходимо дождаться окончательного решения и официальных объявлений об этом. СТГ продолжает работу по оценке проекта”, – сказал он
В пресс-службе СТГ “Интерфаксу” сообщили, что компания участвовала в конкурентных переговорах у заказчика. “Они длились более месяца, активная фаза переговоров была в июле. Мы не комментируем, кто в них еще принимал участие”, – добавил представитель компании. По его словам, СТГ подготовил план организационно-технических мероприятий, сформировал организационно-функциональную структуру и провел конкурсный отбор потенциальных разработчиков проектной документации. Кроме того, был подготовлен график реализации проектных и изыскательских работ. Также СТГ провел переговоры с потенциальными подрядчиками, подготовил предложения по распределению работ между ними и определил их возможности для реализации проекта.
Согласно распоряжению Минтранса “О внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением через Керченский пролив” (копия имеется в распоряжении “Интерфакса”), представители “Стройтрансгаза” действительно являются единственными представителями дорожно-строительных компаний в составе группы. Членами группы значатся управляющий директор по инфраструктурному строительству “Стройтрансгаза” Владимир Гришкин, а также советник по транспортному строительству “Стройтрансгаза” Андрей Егоров.
Третий источник “Интерфакса” подтвердил информацию о том, что “Стройтрансгаз” и УСК “Мост” совместно с “Мостотрестом” могут стать генподрядчиком и субподрядчиками строительства.
В “Мостотресте” заявили, что такие комплексные проекты строительство моста через Керченский пролив всегда реализуются силами нескольких крупных компаний”. “В настоящий момент генподрядные мощности “Мостотреста” загружены, однако мы планируем детально проанализировать проектную документацию и не исключаем своего участия в проекте в статусе субподрядчика”, – отметил он.
Ранее генеральный директор компании Владимир Власов заявлял, что “Мостотрест” не намерен брать на себя функции генерального подрядчика проекта, рассчитывая на 30-50% работ. По оценкам аналитиков инвесткомпании “Открытие”, это может обеспечить компании 60-90 млрд руб. выручки при стоимости проекта 170-200 млрд руб.
Изначально мост через Керченский пролив планировалось построить с привлечением иностранных подрядчиков, в качестве источников финансирования рассматривались различные варианты, в том числе привлечение частного капитала, а также средства ФНБ. Позднее способ реализации проекта был изменен с конкурсного на размещение госзаказа, а источником финансирования строительства были определены средства ФЦП по развитию Крыма.
Как заявлял вице-премьер РФ Дмитрий Козак, строительство моста планируется начать уже в текущем году, на него будет выделено 247 млрд рублей. В качестве базового принят вариант совмещенного строительства мостового перехода с автомобильной и железной дорогой через Тузлинскую косу. Единственным инвестором будет государство. В числе возможных подрядчиков Козак также называл омское ООО “Мостовик”.
Группа “Мостотрест” является крупнейшей диверсифицированной компанией в сфере инфраструктурного строительства и ведущей мостостроительной компанией России. В нее входят ООО “Трансстроймеханизация”, ОССП, ЗАО “Мостотрест-Сервис” (ранее – ЗАО “Национальная индустриально-торговая палата”) и ООО “Северо-Западная концессионная компания”.
38,6% акций “Мостотреста” принадлежит Marc O’Polo Investment, бенефициарами которой являются Аркадий и Игорь Ротенберги и топ-менеджеры транспортной группы “Н-Транс” Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов, 29,4% акций находится во владении управляющих компаний НПФ “Благосостояние”, 32% – в свободном обращении.
ОАО “УСК “Мост”, входит в группу “СК Мост”, которая, в свою очередь, (наряду с ОАО “Стройтрансгаз” и “АРКС”) входит в группу “Стройтрансгаз”. Владельцами Stroytransgaz Holding являются предприниматель Геннадий Тимченко (63%) и его партнеры по бизнесу Михаил Кенин (5,7%) и Максим Воробьев (11,3%), а также Газпромбанк (19,99%).