44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Популярные методы обучения сотрудников технике безопасности на производстве

Обучение безопасным методам труда. Виды и порядок проведения инструктажей

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация — логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
– рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
– рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
– рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

– сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует – оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

– принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

– проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

– использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

– представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.

Популярные методы обучения сотрудников технике безопасности на производстве

Обучение безопасности труда должно проводиться в соответствии с государственным стандартом ГОСТ 12.0.004-90, который устанавливает порядок обучения и проверки знаний по безопасности труда рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, концерны, ассоциации, колхозы, совхозы, арендные коллективы, учебные и учебно-воспитательные учреждения.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделении (цех, участок, мастерская, лаборатория) – на руководителя подразделения.

Различают следующие виды обучения по охране труда:

– изучение основ и требований безопасности труда в учебных заведениях,

– обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям,

– инструктажи по безопасности труда,

– обучение и проверка знаний руководителей и специалистов,

– специальное обучение и проверка знаний рабочих,

– обучение безопасности труда при повышении квалификации.

Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы, при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских или в учебно-производственных комбинатах. Подобное обучение проводится в профессионально-технических училищах, в которых у будущих рабочих формируется более квалифицированный и ответственный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Читать еще:  Монтаж систем видеонаблюдения и сигнализации

Безопасность труда и других видов деятельности в обязательном порядке изучают все студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с утвержденными учебными планами и программами. Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», включающей курс «Охрана труда», а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы.

Дипломные проекты и курсовые работы студентов указанных вузов содержат разделы по вопросам безопасности труда.

Формой контроля знаний по окончании изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является экзамен.

Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений.

Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на предприятии организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций. В учебных программах по безопасности труда должны быть предусмотрены теоретические занятия и производственное обучение.

Производственное обучение проводят в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах под руководством преподавателя, мастера (инструктора) или высоко квалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проведение обучения на существующих рабочих местах предприятия.

Производственные инструктажи в зависимости от характера и времени проведения подразделяют на:

– первичный инструктаж на рабочем месте,

Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях мастерских, участках, полигонах.

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях – преподаватель или мастер производственного обучения.

Вводный инструктаж проводят в кабинете по охране труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.д.) по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия.

О проведении вводного инструктажа делается соответствующая запись в журнале регистрации вводного инструктажа и в личной карточке прохождения обучения (хранится в личном деле вместе с документом о приеме на работу).

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

со всеми вновь принятыми на предприятие (совхоз, кооператив, колхоз, арендный коллектив), переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ

с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда. Программы должны быть согласованы с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Такой инструктаж можно проводить и с группой лиц, но при условии обслуживания ими однотипного оборудования и в пределах общего рабочего места. При этом все работники, в том числе и выпускники профтех-

училищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.). После прохождения стажировки и проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных методов работы работники допускаются к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие, за исключением лиц, не связанных с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов (от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте они освобождены – ГОСТ-0.004-90). Срок проведения повторного инструктажа для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до одного года) по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими органами государственного надзора.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят:

– при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним,

– при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда,

– при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению,

– по требованию органов надзора,

– при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные ) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для всех остальных –60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание такого инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы, проведении экскурсий на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте или в личной карточке работника с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Обучение персонала охране труда и технике безопасности

“Кадровик. Кадровое делопроизводство”, 2010, N 6

Обучение персонала охране труда и технике безопасности

Организация работы в области охраны труда и техники безопасности невозможна без организации соответствующего обучения персонала. В данной статье рассматриваются основные вопросы в области организации данного обучения с последующим оформлением документации.

Каждый руководитель обязан знать.

На сегодняшний день все более пристальное внимание уделяется организации вопросов охраны труда и техники безопасности, поскольку сейчас разработка данного направления является одной из основных обязанностей работодателя.

В рамках государственной программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса проводятся различные мероприятия, направленные на оказание практической и методической помощи руководителям малых и средних организаций. Проведение таких мероприятий (тематические семинары, мастер-классы, круглые столы, тренинги) позволяет руководителям получить необходимые знания для организации работы в области охраны труда и техники безопасности, направленных на улучшение условий и охраны труда работающего населения, профилактику и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Развитие сферы охраны труда способствует повышению качества жизни населения, снижению смертности от предотвратимых причин и оказывает положительное влияние на улучшение демографической ситуации в стране.

Основные положения законодательства об охране труда заключаются в определении:

– сферы деятельности и принципов государственной политики в области охраны труда;

– гарантий и прав работника на безопасные условия труда;

– ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью в процессе трудовой деятельности, за невыполнение требований по созданию определенных условий труда, за нарушение законодательных и иных нормативных актов в области охраны труда;

– дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы с вредными и опасными для жизни условиями труда;

Читать еще:  Подрядчики начали строительные работы над судоходной частью Керченского моста в Крым

– основных функций и ответственности органов осуществления государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства об охране труда, имеющих полномочия по приостановке деятельности предприятий или по их закрытию за нарушение нормативных требований по охране труда;

– управления охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне организаций;

– обязанности работодателя по проведению обучения и инструктажа сотрудников в области охраны труда и проведению медицинских осмотров.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ об охране труда и технике безопасности устанавливают основные правила, процедуры и критерии, определяющие ключевые направления сохранения жизни и здоровья сотрудников организации в процессе их трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Для осуществления данной обязанности руководителям организаций необходимо обеспечить регулярное обучение сотрудников охране труда и технике безопасности, для чего данное направление необходимо в обязательном порядке включить в общую систему обучения сотрудников. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководителей и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации. В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в т. ч. руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Постановление Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (далее – Порядок обучения по охране труда).

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В основу системы обучения охране труда входят следующие мероприятия:

– разработка и утверждение локальных нормативных актов по охране труда и технике безопасности;

– организация обучения и проверки знаний по охране труда и технике безопасности.

Локальные нормативные акты в обязательном порядке включают в себя положения и инструкции по охране труда и технике безопасности, по организации обучения, методические рекомендации по проведению инструктажа, должностные инструкции сотрудников, непосредственно отвечающих за охрану труда и технику безопасности в организации, и т. п.

Инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда могут быть предназначены как для работников отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Не следует считать, что инструкции по охране труда нужны только производственным предприятиям. Здоровье офисных работников тоже может пострадать, если они не будут соблюдать определенные правила при работе на персональных компьютерах. В нашей статье мы решили привести именно инструкцию по охране труда при работе на персональных компьютерах.

Данная инструкция должна содержать следующие разделы:

– общие требования безопасности;

– требования безопасности перед началом работы;

– требования безопасности во время работы;

– требования безопасности в аварийных ситуациях;

– требования безопасности по окончании работы.

Она пересматривается не реже одного раза в 5 лет.

Выдача инструкций руководителям подразделений производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций.

У всех руководителей подразделений должны постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для сотрудников всех должностей данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем организации.

Подготовкой данных документов занимается специально созданная служба охраны труда или сотрудник, в чьи должностные обязанности входит решение организационных вопросов в данной области.

Организация обучения и проверки знаний предполагает набор последовательных действий по инструктажу персонала в части требований, затрагивающих охрану труда и технику безопасности.

Учитывая специфику конкретной организации, условий труда и вредных факторов, разрабатываются инструкции проведения инструктажа, адаптированные к реально существующим условиям труда в каждой конкретной организации с учетом общих санитарно-технических требований и норм техники безопасности.

Инструктажи работников организации проводятся в соответствии с вышеуказанным Порядком обучения по охране труда и ГОСТ 12.0.004-90 “Организация обучения безопасности труда”.

По характеру и времени проведения инструктажа предусмотрены следующие его виды:

– первичный инструктаж (непосредственно на рабочем месте);

Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу сотрудниками. Как правило, его проводит специалист по охране труда или сотрудник, на которого возложены данные обязанности. Программа вводного инструктажа разрабатывается службой охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда и особенностей организации.

О его проведении делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого, а также в документе о приеме на работу. Журналы регистрации инструктажей по охране труда должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью и подписью руководителя.

Если деятельность сотрудника не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, то ему необходимо пройти только вводный инструктаж. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

– со всеми вновь принятыми или переводимыми из одного подразделения в другое сотрудниками;

– с сотрудниками, выполняющими новую для них работу, командированными или временными работниками;

– со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории предприятия;

– со студентами и учащимися, прибывшими на обучение или практику перед выполнением новых видов работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Инструктаж проводится по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки на рабочем месте (первые 2 – 14 смен в зависимости от характера работы и квалификации работника), проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных методов работы.

Повторный инструктаж проводится со всеми, прошедшими первичный, один раз в полугодие, для некоторых категорий сотрудников – 1 раз в год. Его проводят индивидуально или с группой сотрудников одной профессии по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводится в случае введения новых или усовершенствованных стандартов, правил, инструкций по охране труда, при изменении технологии производства, замене оборудования, при перерывах в работе от 30 до 60 дней для специалистов, в требования которых входит повышенное внимание к безопасности труда, по требованию органов надзора и т. д.

Целевой инструктаж используется при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т. п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ и т. д.

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний и приобретенных навыков в области безопасности труда и здоровья. При неудовлетворительных результатах проверки для получения допуска к самостоятельной работе сотрудник проходит дополнительный инструктаж.

О проведении любого вида инструктажа сотрудник, отвечающий за его проведение, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Внеплановый инструктаж проводится по специально подготовленным программам в случае:

– введения в действие новых или измененных законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования и инструкции по охране труда;

– изменения технологии производства, замене или модернизации оборудования;

– нарушения сотрудником (или сотрудниками) требований охраны труда и техники безопасности, повлекшего за собой угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай, авария и т. п.);

– требования органов государственного надзора и контроля;

– длительного перерыва в работе (от 30 до 60 дней – в зависимости от вредных и опасных условий работы);

– решения работодателя или уполномоченного им лица.

Проверка знаний по охране труда

Работодатель организовывает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, а также не допускает к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Читать еще:  Как выбрать пластиковые окна для дачи

Аттестации и (или) проверке знаний подлежат:

А) работники организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также работы по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств для опасных производственных объектов;

Б) работники проектно-конструкторских и других организаций, разрабатывающие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Внеочередная проверка знаний не заменяет аттестацию и может проводиться по решению руководителя организации, а также по требованию органов Ростехнадзора. Порядок проведения внеочередной проверки знаний определяется руководителем организации по согласованию с соответствующими органами.

Администрация организации на основании действующих правил по охране труда должна определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие такого обучения.

Результаты аттестации оформляются протоколами. Место хранения протоколов аттестационной комиссии определяется руководителем организации, проводившей подготовку и аттестацию. Протоколы сохраняются до очередной аттестации.

Лица, не прошедшие аттестацию, должны в течение месяца вторично пройти аттестацию. Вопрос о соответствии занимаемой должности работника, не прошедшего аттестацию, решается в порядке, установленном действующим законодательством. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать действия аттестационной комиссии в порядке, установленном действующим законодательством.

Ответственность за своевременное проведение аттестации несет руководитель организации. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливаются руководителем предприятия. Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем предприятия по согласованию со службой охраны труда.

Таковы основные составляющие системы обучения персонала требованиям охраны труда и техники безопасности. Поскольку данные требования обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, необходимо уделить очень пристальное внимание данному направлению работы.

Примечание. Администрация организации на основании действующих правил по охране труда должна определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие дополнительного обучения.

Прием на работу рабочего без профессиональной подготовки, обучение работника

Обучение на производстве – старый и проверенный способ подготовки кадров. Эта форма обучения особенно важна для узкопрофильных предприятий, на которых необходимо применение труда работников с нетипичными для нашей республики профессиями. Поскольку такие профессии редки, то специалистов в учреждениях образования РБ не готовят. Есть, конечно, учебные заведения в России, но отправление туда работника на обучение связано с большими затратами для нанимателя, поэтому для нужд предприятия приходится готовить кадры непосредственно на производстве.
Рекомендации о том, как организовать обучение на производстве, читайте в данной статье. Мы надеемся, что материал окажется полезным для вас.

Нормативная правовая база, регламентирующая профессиональное обучение рабочих

Порядок организации непрерывного профессионального обучения рабочих (присвоение квалификационных разрядов) регулируется нормами Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессии рабочих, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954, Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34, Перечнем профессий для подготовки рабочих, утвержденным постановлением Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 11.08.2011 № 221/74/73/129 (далее – Перечень).

Справочно: наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяет наниматель (ст. 2201 ТК).

Преимущества прохождения работником профессиональной подготовки на предприятии

Обучение профессиям рабочих возможно провести в организации, если профессия рабочего содержится в Перечне, а также если в организации имеются специалисты, способные обеспечить теоретическую и практическую подготовку своему сотруднику.

ЭТО ВАЖНО! Профессия рабочего в рамках профессиональной подготовки на производстве должна быть указана в Перечне, в котором помимо наименований профессий рабочих содержатся сроки обучения, а также диапазон присваиваемых квалификационных разрядов по профессиям.

Прохождение работником профессиональной подготовки на предприятии имеет следующие преимущества:

– это менее затратное мероприятие, чем обучение с отрывом от основной работы;

– обучение проводится именно на том оборудовании, которое фактически используется на предприятии и на котором в дальнейшем будет работать работник;

– работнику не придется адаптироваться к незнакомой обстановке и незнакомым людям, он сразу «входит» в трудовой коллектив.

Заключение трудового договора с работником

На практике организационную и учебно-методическую работу по обучению работника поручают отделу кадров. Однако специалистам по кадрам следует также позаботиться об оформлении трудовых правоотношений с принимаемым на работу сотрудником. Для этого необходимо заключить с ним трудовой договор. В нем нужно указать, что работник принят с условием предварительного обучения. Помимо этого условия трудовой договор должен содержать:

– обязанность нанимателя обеспечить работнику возможность обучения по определенной профессии;

– обязанность работника пройти обучение, а по его окончании сдать квалификационный экзамен;

– конкретный срок обучения;

– обязанность работника проработать у нанимателя определенное время по полученной профессии после окончания обучения. Данная обязанность обусловлена теми затратами, которые наниматель понесет, обучая работника;

– возможность расторжения трудового договора в случае несдачи работником квалификационного экзамена.

ЭТО ВАЖНО! Некоторые профессии не требуют профессиональной подготовки (они не содержатся в Перечне). Наниматель вправе присвоить работнику 1-й, 2-й разряд в порядке, установленном нанимателем, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Образец фрагмента трудового договора, содержащего условия предварительного обучения работника по профессии, смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

Издание приказа о приеме и приказа об организации обучения на предприятии

После того как трудовой договор будет готов, специалист по кадрам должен подготовить приказ о приеме на работу и приказ об организации обучения работника. В этой ситуации он может задаться вопросом: а действительно ли необходимо издание двух приказов или же достаточно издать один приказ о приеме на работу, в который можно включить и условие об обучении?

В этом случае ошибки не будет, однако следует учитывать, что помимо самого условия об обучении и указании профессии, которой работник будет обучаться, также следует назначить «наставника», который будет обучать работника. Поэтому, по мнению автора, лучше издать 2 приказа: один о приеме на работу, второй – непосредственно об обучении работника.

«Наставником», который будет обучать работника, может быть руководитель (начальник), имеющий высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии, и необходимый опыт работы. Руководитель, отвечающий за обучение работника, обязан разработать программу (план) обучения (профессиональной подготовки), дать достаточные теоретические знания и обучить практическим навыкам.

Образец приказа о приеме на работу по трудовому договору с условием производственного обучения по профессии рабочего смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Внесение записи о приеме на работу с условием предварительного обучения

После подписания трудового договора и приказа о приме на работу специалист по кадрам должен внести в трудовую книжку работника запись о приеме на работу.

Справочно: в трудовую книжку вносятся (п. 11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30): сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность); сведения о работе (прием на работу, перевод на другую постоянную работу, заключение контракта, увольнение); сведения о награждениях и поощрениях за успехи в работе; сведения о подготовке, повышении квалификации и переподготовке; сведения о назначении пенсии.

Специалист по кадрам должен помнить, что он принимает на работу не просто работника, а лицо, не имеющее профессиональной подготовки. Поэтому запись в трудовой книжке, также должна указывать на это обстоятельство. К примеру, данная запись может быть сформулирована так: «Принят маляром с предварительным обучением по данной профессии».

После окончания обучения, как говорилось выше, работник должен сдать квалификационный экзамен. Основанием для проведения экзамена (аттестации работника) служит докладная записка руководителя обучения на имя руководителя организации.

Издание приказа о создании квалификационной комиссии

Квалификационная комиссия создается на основании приказа (распоряжения) нанимателя. Возглавляет комиссию председатель – уполномоченное должностное лицо нанимателя. В состав комиссии, как правило, входят специалисты, руководители отделов. При наличии профсоюза в состав членов комиссии может входить его представитель. Состав комиссии не должен быть менее 3 человек.

По результатам сдачи работником экзамена комиссия принимает решение.

Решение комиссии оформляется протоколом, содержащим заключение о присвоении или неприсвоении разряда работнику. На его основании наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении квалификационного разряда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: