7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Под строительство дублера Щелковского шоссе уйдет более 30 гектаров леса

Содержание

Для строительства дублера Щелковского шоссе понадобится больше земли, чем планировалось

Минприроды разработало проект постановления правительства, исключающего из состава нацпарка «Лосиный остров» 140 га территории для дублера Щелковского шоссе. Росавтодор несколько лет безуспешно пытался решить этот вопрос, в итоге его пришлось вынести на уровень премьера Дмитрия Медведева, который и поручил Минприроды выделить земли. Ранее речь шла об исключении из состава нацпарка не более 100 га территории. Документ уже раскритиковали экологи.

Проект постановления правительства по изменению границ нацпарка «Лосиный остров» разработан Минприроды. 21 марта ведомство направило документ (есть у “Ъ”) на согласование в Минфин, Минэкономики, Минтранс, Минобороны, Рослесхоз, правительство Московской области и другие ведомства. Минприроды просит согласовать проект «в возможно короткий срок». Из состава нацпарка исключается 140 га территории (включая 54 га, занятых лесными насаждениями) «в целях обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области» — строительства 19-километрвого дублера Щелковского шоссе. Этим же проектом к нацпарку присоединяется более 1,8 тыс. подмосковных лесов, входящих сейчас в Монинское и Горенское лесничества.

Вопрос о расширении Щелковского шоссе — одного из самых перегруженных в Московской области — обсуждается с 2013 года. Росавтодор выбрал в качестве оптимального варианта строительство дублера через лес, так как для реконструкции трассы нужно сносить много домов. Лесной массив, через который пройдет дорога, входит в состав «Лосиного острова», но на территории ООПТ строить нельзя — нужно двигать границы нацпарка. Проект долгое время не согласовывался Минприроды, несмотря на готовность подмосковных властей (заинтересованных в новой дороге для ликвидации пробок) компенсировать своими лесами потери нацпарка.

Почему не могут построить новые дороги в Москве и Подмосковье

В середине марта нынешнего года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев рассказал о проблеме премьеру Дмитрию Медведеву, тот поручил Минприроды разработать постановление об изменении границ. Ранее ведомство уже публиковало проект о расширении нацпарка, но про исключение территории в нем не упоминалось. В документе, который есть в распоряжении “Ъ”, это заложено впервые.

В конце марта строительство дублера поддержал и спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. «Это вполне приемлемый вариант, потому что иначе москвичи будут стоять в пробках,— заявил он.— Рано или поздно из-за выхлопных газов стоящих в пробках автомобилей от »Лосиного острова» вообще ничего не останется». Строительство дублера оценивается в 37–45 млрд руб. (оценки подмосковных властей и Росавтодора разнятся). Проекта дороги пока нет, по оценкам экспертов, строительство будет вестись в 2021–2024 годах.

Эта же цифра звучала на мартовской встрече премьера и губернатора. Позже зампред подмосковного правительства Дмитрий Куракин называл цифру в 120 га. В проекте Минприроды речь идет уже о 140 га, что на 40% больше, чем в первоначальном проекте. Любопытно также, что встреча с Андреем Воробьевым проходила 12 марта, а поручение Дмитрия Медведева по ее итогам датируется почему-то 7 марта.

На увеличении изымаемых площадей обращает внимание и эксперт «Гринпис России» Михаил Крейндлин. «Есть вероятность, что изымаемые участки захотят также использовать, например, для строительства торговых центров»,— считает он. Господин Крейндлин указывает и на то, что то закон об особо охраняемых природных территориях запрещает изымать участки из границ нацпарков: «Если сейчас Минприроды обойдет каким-то образом закон, то такая практика может распространиться и на другие ООПТ». В этом случае проект строительства дороги не будет проходить экологическую экспертизу, а значит, меры по минимизации ущерба экологии не будут обязательными.

«По сути, руками федерального правительства кто-то пытается узаконить незаконную стройку,— сообщил в Facebook эколог »Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Антон Хлынов.— В результате может быть создан опаснейший для всей системы федеральных ООПТ прецедент, когда лишь постановлением правительства РФ могут произвольно изменяться границы этих ООПТ в угоду бизнеса (застройщиков), недропользователей и иных интересантов». По его словам, координаты изменяемых границ, заложенные в проекте постановления, свидетельствуют о планах исключить из состава нацпарка участок площадью около 30 га, где в настоящее время в интересах компании «Ташир» ведется строительство торгового центра. «О незаконности этой стройки неоднократно заявляли местные активисты и ОНФ, однако решение все равно пытаются продавить — теперь вот подложив каталог координат с нужным изменением границ на стол премьер-министру»,— пишет господин Хлынов.

«Земли национального парка относятся к федеральной собственности, поэтому процедура изъятия в данных случаях не должна применяться,— говорит руководитель направления »Коммерческие споры» компании »Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин.— В противном случае получается так, что Российская Федерация изымает у себя землю, что противоречит логике здравого смысла и закону. Если власти планируют осуществить строительство дороги в границах национального парка, то это возможно сделать без изъятия, но только если автодорога необходима для функционирования национального парка и расположенных в его границах населенных пунктов».

«Однако для строительства автомагистрали, эксплуатация которой не связана с функционированием национального парка или расположенных в его границах населенных пунктов, действительно требуется изъятие участков,— говорит юрист НЮС »Амулекс» Андрей Еремин.— Законодатель допускает такую возможность, если изымаемые участки не имеют самостоятельного особого природоохранного значения (не входят заповедную зону и особо охраняемую зону)».

Антон Хлынов указывает, что часть изымаемых участков относится к рекреационной и хозяйственным зонам. Также вырезаемый участок в восточной части «Лосиного острова» находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия, который ранее входил в заповедную зону нацпарка. «Но сейчас законом не предусмотрено изменение границ нацпарков,— не соглашается господин Хлынов.— Об этом как минимум говорят непрекращающиеся попытки внесения поправок на эту тему в законодательство, которые не приводят к успеху».

В Лосином Острове вырубят 140 га леса ради торговых центров, новых дорог и жилого комплекса (4 фото + 1 видео)

Для строительства дублера Щелковского шоссе и торгового центра из парка хотят исключить 140 гектаров, что больше площади парка Горького

Изначально из состава Лосиного Острова хотели вывести 100 гектаров земли. В марте 2019 года об этом губернатор Подмосковья Андрей Воробьев попросил премьер-министра России Дмитрия Медведева. Однако позже цифра выросла до 120 гектаров, а через месяц — до 140. Все это ради дублера Щелковского шоссе длиной 19 километров (110 гектаров) и строительства торгового центра в совершенно другом месте на Ярославском шоссе (30 гектаров). Стоимость дублера составит 37–45 миллиардов рублей. Сейчас проект постановления правительства об изъятии 140 гектаров находится на согласовании в правительстве.

Лосиный Остров — уникальный заповедник, самый большой в мире лес в черте города. На его территории обитают около 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев, а также четыре вида птиц, занесенных в Красную книгу. По словам эксперта по особо охраняемым территориям Михаила Крейндлина, лоси рядом с новой восьмиполосной трассой жить не станут и уйдут в глубь леса, а мелкие животные никуда не уйдут и погибнут. Кроме того, если раньше животные могли перейти через трассу и оказаться в Горенском лесопарке, то теперь для этого им понадобится перейти две дороги, что уменьшает их шансы на выживание. Животные могут оказаться зажаты меж больших дорог.

Также дублер Щелковского шоссе отгородит жителей Гольянова от леса и частично уничтожит памятник природы Алексеевскую рощу.

«Если бы это был национальный парк площадью миллион гектаров, то вырубка была бы незначительной потерей, но для Лосиного Острова 140 гектаров уничтоженной территории — это большой ущерб», — считает эколог Михаил Крейндлин.

Главная претензия к проекту в том, что он нарушает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (33-ФЗ), в котором прямо написано, что «земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности». Также проект нарушает Положение о национальных парках.

Эколог Общероссийского народного фронта Антон Хлынов считает, что «руками федерального правительства кто-то пытается узаконить незаконную стройку». По его словам, ситуация с Лосиным Островом — это прецедент, поскольку «произвольно меняются границы особо охраняемых природных территорий в угоду бизнесу». Гринпис указывает на то, что Верховный суд неоднократно признавал, что у нацпарков нельзя отнимать земли.

Минприроды хочет схитрить и показать, что вырубка деревьев для дороги не навредит национальному парку

Для этого предлагается присоединить к Лосиному Острову Горенское и Монинское лесничества общей площадью 1 800 гектаров (сейчас общая площадь Лосиного Острова равна 11,6 тысячи гектаров). На деле эти два лесничества никак не связаны с Лосиным Островом: первое отделяет от нацпарка Щелковское шоссе и поселок Восточный, а второе находится еще дальше, за несколькими населенными пунктами и еще одной дорогой. Занятно, что в постановлении правительства и его обсуждении о расширении нет ни слова об изъятии земель Лосиного Острова. ФАКТИЧЕСКИ МИНПРИРОДЫ СКРЫВАЕТ САМУЮ ВАЖНУЮ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев уверяет, что лесу не будет нанесен ущерб: «Первое, что мы сделали, понимая, что и экологи, и жители беспокоятся о состоянии леса, о состоянии парка, мы добавили порядка 2 тысяч гектаров дополнительно к Лосиному Острову, а для строительства дороги нам нужно вывести чуть более 100».

Читать еще:  Пол с подогревом: 5 фактов, которые нужно знать

Логика власти такова: вырубить в Лосином Острове сотни тысяч деревьев, а взамен на бумаге присоединить к парку новую территорию, где уже и так растут деревья.

Расширение границ Лосиного Острова — это всего лишь формальное изменение, которое, по сути, ни на что не влияет. Судя по всему, решение о строительстве дублера принято давно. Так, еще в 2015 году Лосиный Остров за 69 миллионов рублей заказал координатное описание границ парка с учетом расширения его территории. При этом на сайте парка новостей о предполагаемом изъятии территории нет.

Новая дорога породит еще больше пробок

По задумке, дублер должен разгрузить Щелковское шоссе. При этом шоссе уже реконструировали несколько раз: там построили шестиполосную эстакаду, а также построили боковые проезды (по сути дублер дороги). Таким образом, в некоторых местах ширина Щелковского шоссе — 14 полос. По оценкам департамента градостроительства, пропускная способность дороги увеличилась на 30 %.

Урбанист Аркадий Гершман уверен, что дублер не решит проблемы с пробками, а только ухудшит ее. «Расширение кажется интуитивно правильным решением, потому что с одной стороны МКАД будет много полос и с другой стороны много полос, — считает Гершман. — Но в долгосрочной перспективе это совершенно не решит проблему пробок, потому что сейчас пробки отпугивают людей, и из-за них многие используют электрички и общественный транспорт. Но когда построят шоссе и в первые годы ситуация немного улучшится, случится спровоцированный спрос и эти люди сядут за машину. Чем больше дорог мы делаем, тем больше машин по ним ездит. Эту закономерность выявили еще в прошлом веке».

На замену дорогому строительству урбанист предлагает подумать над общественным транспортом: пуск трамвая или создание выделенной полосы для общественного транспорта из Москвы в область с экспрессами повысит пропускную способность шоссе. «В рамках одной полосы обычно едут 30 человек в час. В одной машине находится 1,3 человека, которые и создают пробку. Если же мы говорим о выделенной полосе для автобусов, то на ней может ехать до 5 тысяч человек в час. А трамвай позволяет перевозить десятки тысяч человек в час. Важно повышать не просто количество полос, а эффективность дороги. К тому же если сейчас через шоссе вечером проезжает условно 5 тысяч машин в час, то, когда дорогу расширят, в Москву будет въезжать условно 15 тысяч машин в час. Машины будут разъезжаться дальше по улицам, и мы ухудшим транспортную ситуацию во всем городе», — объясняет Гершман.

На территории парка незаконно строят торговый центр площадью 30 гектаров. Строительством занимался сын генпрокурора Артем Чайка

Из территории парка исключают не только землю под строительство дороги, но и 30 гектаров около Ярославского шоссе. Здесь очередной ТЦ уже несколько лет незаконно строит группа компаний «Ташир» (которая построила «Ереван Плаза», «Европарк», три торговых центра «Рио» и другие). Стройка нарушает 33-й Федеральный закон. В 2018 году против объекта выступал Общероссийский народный фронт. На строительство 2-этажного здания с бутиками, кинотеатром и ресторанами планируют потратить 300 миллионов долларов. Сотни свай под будущий фундамент уже вбиты, хотя, согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может «нанести ущерб природным комплексам и противоречит целям национального парка».

Любопытно, что строительство ведет компания «Георесурс», которая до лета 2018 года на треть принадлежала Артему Чайке (сыну генпрокурора РФ), а еще на четверть — самой компании «Ташир». Сейчас, впрочем, доля Чайки отошла компании «Марьина Роща Плаза» — владельцу ТЦ «Райкин Плаза», который в конечном счете связан с тем же «Таширом».

Еще один торговый центр уже отсудил у Лосиного Острова 17 гектаров земли

Презентация туристско-торгового комплекса «Абрамцево» площадью 320 тысяч квадратных метров была еще в 2008 году. Девелопер проекта ООО «Крона-Маркет» обещал открыть торговый центр в 2009 году, но выяснилось, что строить хотят частично на особо охраняемой территории Лосиного Острова (104-й километр МКАД, возле Хабаровской улицы). Владелец земли, компания ТТК «Абрамцево», много лет судился с администрацией Балашихи и Росреестром, чтобы доказать, что территория их будущего торгового центра не является особо охраняемой и не принадлежит парку. Суд всегда вставал на сторону Лосиного Острова. Однако в июле 2018 года суд решил, что все предыдущие решения за пять лет были неверными и земля (около 17 гектаров) все-таки не принадлежит парку и не является особо охраняемой территорией.

Через Лосиный Остров хотят провести еще одну большую дорогу

По схожей схеме с присоединением новой территории через Лосиный Остров хотят проложить Северо-Восточную хорду. Сейчас дорога уперлась в Лосиноостровскую улицу, однако, по плану, будет проходить прямо в парке, от района Богородское до Ростокина рядом с линией МЦК. Власти планируют проложить восемь километров дороги с шестью полосами движения. А также съезды транспортной развязки, шесть эстакад. Ущерб от вырубки деревьев для строительства предлагается компенсировать опять же присоединением к Лосиному Острову новой территории. На этот раз — 76 гектаров парка «Сокольники» (общая площадь парка — 599 гектаров). При этом в проекте и пояснительной записке к нему снова нет ни слова об изъятии земель под строительство дороги. Против объединения земель выступают и некоторые любители «Сокольников», которые считают, что после изменения статуса их парк превратится в «лес Бабы-яги».

Урбанист Аркадий Гершман давно критикует проект четвертого хордового кольца и в частности Северо-Восточную хорду: «Этот дорогой проект будет обслуживать очень небольшое количество людей. Потому что в Москве в течение суток на машинах перемещается лишь 20 % жителей. И эта дорога ухудшит положение огромного количества местных жителей. Хорда нарушает связи между районами, с нее очень мало съездов в районы, и она становится рукотворной рекой, через которую люди не могут ни перейти, ни переехать. Людям приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы перейти с одной стороны дороги на другую. Получается, мы за очень большие деньги режем город и создаем неудобства для всех».

Ранее Северо-Восточная хорда уже затронула другой парк. Так, «Усадьба Кусково» лишилась как минимум 12 гектаров земли. Местная активистка Дарья Громова говорит, что вырубили 20 гектаров.

Прямо в лесу строят жилой комплекс

Прямо в лесу планируют построить жилой комплекс «Сказочный лес». Квартиры в 11-этажном доме на Лосиноостровской улице (владение 45) уже продают покупателям, несмотря на то, что разрешения от Минприроды на строительство еще нет. И по идее, его и не должно быть, потому что охранная зона Лосиного Острова — 150 метров, и на этом расстоянии от леса нельзя ничего строить. Представитель «Сказочного леса» сообщил The Village, что разрешение от Минприроды точно дадут, потому что уже есть «разрешение на строительство от города».

Это не первое незаконно построенное жилье в Лосином Острове, ранее в нацпарке уже построили «Гольяново-парк»: четыре четырехэтажных дома. При этом строительная компания «Эверест Эссет Менеджмент» пыталась оспорить в суде принадлежность земли к Лосиному Острову. В итоге компания проиграла суд, но здания к тому моменту были уже почти построены. Сейчас они одиноко гниют возле нацпарка. На сайте «Яндекс. Недвижимость» указано, что обещанный срок сдачи незаконных домов — второй квартал 2019 года.

Местные жители борются, но пока безрезультатно

Протестующие запустили петицию в защиту границ нацпарка, которую подписали более 124 тысяч человек. Жители ближайших к парку районов обращались в Минприроды, администрацию президента, прокуратуру, правительство, министерство транспорта, Госдуму. 17 мая они инициировали круглый стол на тему сохранения парка в Мосгордуме, а на следующий день на Гольяновском пруду прошел митинг в формате встречи с депутатом Валерием Рашкиным. В начале же месяца у здания Минприроды прошла серия одиночных пикетов против застройки Лосиного Острова. У протестующих против вырубки Лосиного Острова есть группа в Facebooke, «ВКонтакте» и телеграм-канал.

Российское отделение Гринпис просило генерального прокурора предостеречь Минприроды о недопустимости изъятия земли из территории нацпарка. О нарушении закона при строительстве торгового центра в Минприроды, Росприроднадзор и Генпрокуратуру направил письма Сергей Митрохин. Председатель совета депутатов Красносельского округа Илья Яшин предлагает массового отправлять сообщения в электронную приемную правительства и критиковать проект , по которому из территории парка хотят изъять 140 гектаров.

Руководство Лосиного Острова хочет вырубить еще 90 гектаров деревьев

В 2016 году Лосиный Остров сильно пострадал от урагана: многие деревья вывернуло и сломало ветром. Чтобы очистить лес от погибших и опасных для посетителей деревьев, руководство парка хочет провести сплошные санитарные вырубки — то есть, по оценке руководителя лесного отдела Гринпис Алексея Ярошенко, уничтожить 90 гектаров деревьев, среди которых многие здоровы. Санитарные рубки проводятся для борьбы с вредителями и болезнями леса. Обычно во время рубки уничтожаются все деревья на территории. Ярошенко считает, что руководство парка выбрало самое простое решение: пригнать тяжелую технику, все уничтожить, а потом искусственно на ровной территории посадить новые деревья. По словам эколога, в парке уже пошло естественное восстановление, поэтому санитарную рубку проводить нельзя.

Гринпис предлагает отменить сплошную рубку и убрать только опасные деревья и оставить их гнить в лесу. По мнению Ярошенко, это дешевле, чем рубить все, но более сложная работа. Также эколог указывает на плохое качество последних санитарных вырубок в Лосином Острове: «Когда я пару лет назад попал на такую вырубку, у меня было ощущение, что я на исторической реконструкции, потому что там работала техника 70-летней давности, которая показывала, как рубили лес в тайге в середине ХХ века. Никакого бережного отношения к лесу. Причем большинство посаженных новых деревьев погибли».

Охранную зону рядом с заповедником хотят сократить с километра до пяти метров

В марте 2019 года Минприроды предложило еще один проект, который ухудшает сохранность лесов и заповедников. Ведомство хочет сократить минимальную площадь охранной зоны охраняемых заповедников с километра до пяти метров, то есть в 200 раз. Охранная зона — это территория вокруг заповедника, на которой запрещены основные виды хозяйственной деятельности (охота и строительство), она нужна для плавного перехода в лес, поскольку многие животные выходят за его границы. Также, согласно проекту, в охранной зоне разрешаются любительская охота, выборочные рубки леса, разведка и добыча полезных ископаемых.

Читать еще:  Через пять лет вблизи новомосковской Коммунарки могут появиться первые станции метрополитена

Сейчас у Лосиного Острова средняя длина охранной зоны — 150 метров, но после 2022 года она может сократиться до пяти метров. В Минприроды согласны, что пять метров — это недостаточно для охранной зоны, но добавляют, что у большей части заповедников и нацпарков этой зоны не существует вовсе. Однако с новым постановлением в пяти метрах от Лосиного Острова можно будет официально построить торговый центр.

На момент публикации материала ни министерство природных ресурсов, ни администрация парка «Лосиный Остров» не ответили на вопросы The Village.

Щелчок по «Лосиному Острову»

Дублер Щелковского шоссе разрежет национальный парк на куски. Более 200 тысяч человек — против

  • В национальном парке «Лосиный Остров» уже стоит «Гольяново парк», строится торговый центр от компании-застройщика «Ташир», а сейчас от «Лосиного Острова» хотят отрезать 140 га на строительство дублера Щелковского шоссе. Активисты и жители Москвы и Московской области уверены, что чиновники собираются использовать землю нацпарка в коммерческих целях, и готовы бороться за сохранность границ «Лосиного острова».

    Около ржавого шлагбаума на окраине балашихинского квартала Абрамцево — остановка маршруток до метро Черкизовская. За ними небольшое поле и лес — начало «Лосиного Острова».

    — И че ты встал? Давай догоняй, Барбос, Барбос, — полная женщина с хворостиной в руке подгоняет козла, отставшего от стада. — Пойдем!

    Женщина с животными уходит по дорожке в квартал Щитниково, который растянулся по обе стороны Щелковского шоссе. Скоро, согласно проекту Минтранса, этот квартал окажется в тисках четырехполосного Щелчка и его будущего восьмиполосного дублера.

    О том, что здесь будет проходить трасса, местные узнали 11 марта 2019 года… по телевизору. Тогда губернатор Московской области Андрей Воробьев на встрече с Дмитрием Медведевым попросил того выделить 100 га земли по границе «Лосиного Острова» на строительство дублера Щелковского шоссе, который «разжижил» бы пробки в этом районе.

    Сегодня в пояснительной записке к проекту, которая случайным образом оказалась в руках у активистов, речь уже идет об изъятии 140 га земель «Лосиного Острова».

    Проект постановления с лукавым названием «О расширении территории национального парка «Лосиный Остров», как и положено по Градостроительному кодексу РФ, начали проталкивать за несколько месяцев до встречи Воробьева с Медведевым: в Балашихе прошли публичные слушания.

    Почему судьбу национального парка федерального значения решила одна Балашиха, активистам до сих пор непонятно.

    Потом в феврале устроили голосование за проект на официальном сайте regulation.gov. В итоге 1257 человек (75% от общего числа участников голосования) проголосовали «за расширение «Лосиного Острова».

    Уже потом местные жители выяснили, что о действительном расширении парка речи вовсе не шло.

    Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

    — Люди искренне считали, что они голосуют за увеличение территории национального парка. А почему так получилось: вроде бы как расширение, а на самом деле изъятие? — возмущается Ольга, местная жительница. Двадцать лет она жила в северо-восточном районе Москвы — Метрогородке, потом переехала с семьей в соседний район Богородское. На территориях обоих этих районов расположен парк «Лосиный Остров». Ольга показывает нам увесистую папку с фотографиями, документами, которую она собрала за два года борьбы за заповедник. В ней зафиксированы все изменения, произошедшие с национальным парком.

    Гектары, отрезанные от «Лосиного Острова» под предполагаемое строительство, компенсируют за счет Московской области, от которой, по проекту правительственного постановления, отщипнут 2000 га, а со стороны Москвы добавят еще 75,6 га. Так, Московская область пожертвует Монинское, Горенское и Ногинское лесничества, которые отделены от нацпарка дорогами и поселками, со стороны столицы присоединят землю от Сокольников, кусок у Ростокинского проезда.

    По словам активистов, публикация проекта постановления «о расширении» на сайте regulation.gov была сделана с грубыми нарушениями: голосовавшие не нашли приложения, которое бы наглядно разъяснило, как изменятся границы «Лосиного Острова». Лишь позже стало понятно, что в московской части нацпарка пройдет Северо-Восточная хорда и часть МЦК, а в Московской области построят не только дублер Щелковского шоссе, но и ТЦ на Ярославском шоссе.

    То есть люди голосовали фактически вслепую, на слово поверив властям, что те собираются расширить территорию заповедника без изъятия.

    — Существует Федеральный закон № 33, который говорит, что нельзя отрезать земли особо охраняемых территорий. Голосование жителей не может влиять на действие федерального закона. Закон надо соблюдать, — уверена Ольга.

    Пожалуй, действительно единственная защита, к которой сейчас могут апеллировать активисты — это Федеральный закон № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», в котором написано, что «земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности». Получается, по закону нельзя просто так изъять 140 га от «Лосиного Острова».

    — У национального парка есть свои функции. Это некое единое целое. Чиновники говорят: «Ну мы же расширяем». Вы не расширяете. Вы, во-первых, отрываете от целого. А взамен вы прикладываете то, что не имеет с парком общих границ, находится в удалении, — говорит жительница района Гольяново и участница объединенной группы «Спаси Лосиный Остров» Мария Каплан.

    «Для чиновников земля — это мертвечина, кусочки, которые можно делить, кроить. Это только для экологов и дураков «Лосиный Остров» — это цельный живой организм».

    Впрочем, законодательный запрет на использование особо охраняемых территорий до сих пор нисколько не останавливал застройщиков. В 2015 году прямо в «Лосином Острове» был возведен квартал «Гольяново парк» компании «Астерра инвест». Сейчас этот квартал — четыре четырехэтажных корпуса — стоит заброшенный за деревянным забором посреди поля, на котором пасутся козы. Новоселам так и не удалось пожить в новых квартирах — застройщик не смог оспорить в суде, что занятый домами участок относится к национальному парку.

    Вот и в том, что касается новой дороги: местные опасаются, что это всего лишь прикрытие, чтобы в дальнейшем использовать изъятые земли национального парка в коммерческих целях. Выяснилось, что 42 га изъятой от нацпарка территории пойдут на строительство дублера, об этом сообщил Минтранс. Остальные 98 га приспособят под инфраструктуру, которая будет обслуживать шоссе.

    Такая «инфраструктура» строилась в «Лосином Острове» и ранее, вот, к примеру, ТЦ в двух километрах от МКАД по Ярославскому шоссе. Высокие сваи, равномерно торчащие на 30 га «Лосиного Острова» — следы замороженного строительства. По проекту, размещенному на сайте компании-застройщика «Ташир», на двух этажах будущего ТЦ разместится около 300 магазинов. В июле прошлого года Общероссийский народный фронт обратился в Генпрокуратуру по поводу незаконного строительства этого комплекса. Сейчас работы заморожены.

    Сваи будущего ТЦ на Ярославском шоссе. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

    Казалось бы, за «Лосиный Остров» может вступиться Минприроды, но само министерство предложило проект постановления о сокращении границ буферных зон особо охраняемых природных территорий. Согласно этому проекту, минимальная охранная зона особо охраняемых природных территорий уменьшится в 200 раз: с километра до пяти метров. То есть граница, которая должна защищать заповедные места, напрочь сотрется, что даст возможность строить прямо около забора, где начинается национальный парк. Сейчас минимальная ширина охранной зоны «Лосиного Острова» 1 км. Но, несмотря на это, согласно постановлению правительства 1992 года, строительство на охранной зоне запрещено в 150 метрах от границ национального парка.

    По вечерам Маша, жительница Метрогородка, вместе с сыном лет пяти гуляет в «Лосином парке», раздает листовки (на них большими буквами: «Спаси «Лосиный Остров»!») и собирает подписи. Национальному парку грозят масштабные вырубки».

    — Вот тут раздаю листовки. Рассказываю тем, кто не в интернете, что нам грозит, и подписи собираю. Подпишите? — дает мне Маша ручку.

    Активистка Маша с листовками «Спаси Лосиный Остров!». Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

    В 60 годах в Метрогородке давали квартиры метростроевцам, поэтому сейчас здесь живут много пожилых людей. И зимой, и летом старики, живущие рядом с «Лосиным Островом», занимаются там скандинавской ходьбой или просто гуляют. По рассказам Маши, многие из них не в курсе происходящего — сейчас вся информация в интернете. Прочитав листовку, они без разговоров подписываются, но на этом их активизм заканчивается.

    Пока проект постановления правительства «О расширении территории национального парка «Лосиный Остров» находится на согласовании в правительстве, активисты разместили на сhange.org петицию о сохранении границ «Лосиного Острова». Сегодня ее подписали 202 216 человек. Также во время последней прямой линии активисты пожаловались Владимиру Путину на «уничтожение нацпарка». Но их жалоба осталась незамеченной.

    В среду 10 июля планируется пикет в защиту парка «Лосиный Остров» на берегу Гольяновского пруда.

    Спасибо, что прочли до конца

    Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

    В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

    Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

    В Лосином Острове вырубят сотни тысяч деревьев ради торговых центров, новых дорог и жилого комплекса

    27 мая 2019 в 19:32

    Лосиный Остров — уникальный национальный парк, единственное место в Москве, где можно ехать по лесу на велосипеде много часов и встретить лося. На парк не первый год засматриваются застройщики, и не первый год на его территории находят незаконные вырубки и объекты. Однако еще никогда национальному парку не угрожало так много опасностей.

    Текст
    Андрей Яковлев

    Для строительства дублера Щелковского шоссе и торгового центра из парка хотят исключить 140 гектаров, что больше площади парка Горького

    Изначально из состава Лосиного Острова хотели вывести 100 гектаров земли. В марте 2019 года об этом губернатор Подмосковья Андрей Воробьев попросил премьер-министра России Дмитрия Медведева. Однако позже цифра выросла до 120 гектаров, а через месяц — до 140. Все это ради дублера Щелковского шоссе длиной 19 километров (110 гектаров, из которых для строительства самой дороги нужно 60 гектаров, а остальные 50 вырубят ради «дорожной инфраструктуры») и строительства торгового центра в совершенно другом месте на Ярославском шоссе (30 гектаров). Стоимость дублера составит 37–45 миллиардов рублей. Сейчас проект постановления правительства об изъятии 140 гектаров находится на согласовании в правительстве.

    Читать еще:  Фибробетон расширяет возможности строительства

    Лосиный Остров — уникальная природная территория, самый большой в мире лес в черте города. На его территории обитают около 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев, а также четыре вида птиц, занесенных в Красную книгу. По словам эксперта по особо охраняемым территориям Михаила Крейндлина, лоси рядом с новой восьмиполосной трассой жить не станут и уйдут в глубь леса, а мелкие животные никуда не уйдут и погибнут. Кроме того, если раньше животные могли перейти через трассу и оказаться в Горенском лесопарке, то теперь для этого им понадобится перейти две дороги, что уменьшает их шансы на выживание. Животные могут оказаться зажаты меж больших дорог.

    Также дублер Щелковского шоссе отгородит жителей Гольянова от леса и частично уничтожит памятник природы Алексеевскую рощу.

    «Если бы это был национальный парк площадью миллион гектаров, то вырубка была бы незначительной потерей, но для Лосиного Острова 140 гектаров уничтоженной территории — это большой ущерб», — считает эколог Михаил Крейндлин.

    Главная претензия к проекту в том, что он нарушает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (33-ФЗ), в котором прямо написано, что «земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности». Также проект нарушает Положение о национальных парках.

    Эколог Общероссийского народного фронта Антон Хлынов считает, что «руками федерального правительства кто-то пытается узаконить незаконную стройку». По его словам, ситуация с Лосиным Островом — это прецедент, поскольку «произвольно меняются границы особо охраняемых природных территорий в угоду бизнесу». Гринпис указывает на то, что Верховный суд неоднократно признавал, что у нацпарков нельзя отнимать земли.

    Минприроды хочет схитрить и показать, что вырубка деревьев для дороги не навредит национальному парку

    Для этого предлагается присоединить к Лосиному Острову Горенское и Монинское лесничества общей площадью 1 800 гектаров (сейчас общая площадь Лосиного Острова равна 11,6 тысячи гектаров). На деле эти два лесничества никак не связаны с Лосиным Островом: первое отделяет от нацпарка Щелковское шоссе и поселок Восточный, а второе находится еще дальше, за несколькими населенными пунктами и еще одной дорогой. Занятно, что в постановлении правительства и его обсуждении о расширении нет ни слова об изъятии земель Лосиного Острова. ФАКТИЧЕСКИ МИНПРИРОДЫ СКРЫВАЕТ САМУЮ ВАЖНУЮ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

    Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев уверяет, что лесу не будет нанесен ущерб: «Первое, что мы сделали, понимая, что и экологи, и жители беспокоятся о состоянии леса, о состоянии парка, мы добавили порядка 2 тысяч гектаров дополнительно к Лосиному Острову, а для строительства дороги нам нужно вывести чуть более 100».

    Логика власти такова: вырубить в Лосином Острове сотни тысяч деревьев, а взамен на бумаге присоединить к парку новую территорию, где уже и так растут деревья.

    Расширение границ Лосиного Острова — это всего лишь формальное изменение, которое, по сути, ни на что не влияет. Судя по всему, решение о строительстве дублера принято давно. Так, еще в 2015 году Лосиный Остров за 69 миллионов рублей заказал координатное описание границ парка с учетом расширения его территории. При этом на сайте парка новостей о предполагаемом изъятии территории нет.

    Новая дорога породит еще больше пробок

    По задумке, дублер должен разгрузить Щелковское шоссе. При этом шоссе уже реконструировали несколько раз: там построили шестиполосную эстакаду, а также построили боковые проезды (по сути дублер дороги). Таким образом, в некоторых местах ширина Щелковского шоссе — 14 полос. По оценкам департамента градостроительства, пропускная способность дороги увеличилась на 30 %.

    Урбанист Аркадий Гершман уверен, что дублер не решит проблемы с пробками, а только ухудшит ее. «Расширение кажется интуитивно правильным решением, потому что с одной стороны МКАД будет много полос и с другой стороны много полос, — считает Гершман. — Но в долгосрочной перспективе это совершенно не решит проблему пробок, потому что сейчас пробки отпугивают людей, и из-за них многие используют электрички и общественный транспорт. Но когда построят шоссе и в первые годы ситуация немного улучшится, случится спровоцированный спрос и эти люди сядут за машину. Чем больше дорог мы делаем, тем больше машин по ним ездит. Эту закономерность выявили еще в прошлом веке».

    На замену дорогому строительству урбанист предлагает подумать над общественным транспортом: пуск трамвая или создание выделенной полосы для общественного транспорта из Москвы в область с экспрессами повысит пропускную способность шоссе. «В рамках одной полосы обычно едут 1000 человек в час. В одной машине находится 1,3 человека, которые и создают пробку. Если же мы говорим о выделенной полосе для автобусов, то на ней может ехать до 5 тысяч человек в час. А трамвай позволяет перевозить десятки тысяч человек в час. Важно повышать не просто количество полос, а эффективность дороги. К тому же если сейчас через шоссе вечером проезжает условно 5 тысяч машин в час, то, когда дорогу расширят, в Москву будет въезжать условно 15 тысяч машин в час. Машины будут разъезжаться дальше по улицам, и мы ухудшим транспортную ситуацию во всем городе», — объясняет Гершман.

    На территории парка незаконно строят торговый центр площадью 30 гектаров. Строительством занимался сын генпрокурора Артем Чайка

    Из территории парка исключают не только землю под строительство дороги, но и 30 гектаров около Ярославского шоссе. Здесь очередной ТЦ уже несколько лет незаконно строит группа компаний «Ташир» (которая построила «Ереван Плаза», «Европарк», три торговых центра «Рио» и другие). Стройка нарушает 33-й Федеральный закон. В 2018 году против объекта выступал Общероссийский народный фронт. На строительство 2-этажного здания с бутиками, кинотеатром и ресторанами планируют потратить 300 миллионов долларов. Сотни свай под будущий фундамент уже вбиты, хотя, согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может «нанести ущерб природным комплексам и противоречит целям национального парка».

    Любопытно, что строительство ведет компания «Георесурс», которая до лета 2018 года на треть принадлежала Артему Чайке (сыну генпрокурора РФ), а еще на четверть — самой компании «Ташир» (по данным сервиса «Контур.Фокус»). Сейчас, впрочем, доля Чайки отошла компании «Марьина Роща Плаза» — владельцу ТЦ «Райкин Плаза», который в конечном счете связан с тем же «Таширом».

    Еще один торговый центр уже отсудил у Лосиного Острова 17 гектаров земли

    Презентация туристско-торгового комплекса «Абрамцево» площадью 320 тысяч квадратных метров была еще в 2008 году. Девелопер проекта ООО «Крона-Маркет» обещал открыть торговый центр в 2009 году, но выяснилось, что строить хотят частично на особо охраняемой территории Лосиного Острова (104-й километр МКАД, возле Хабаровской улицы). Владелец земли, компания ТТК «Абрамцево», много лет судился с администрацией Балашихи и Росреестром, чтобы доказать, что территория их будущего торгового центра не является особо охраняемой и не принадлежит парку. Суд всегда вставал на сторону Лосиного Острова. Однако в июле 2018 года суд решил, что все предыдущие решения за пять лет были неверными и земля (около 17 гектаров) все-таки не принадлежит парку и не является особо охраняемой территорией.

    Через Лосиный Остров хотят провести еще одну большую дорогу

    По схожей схеме с присоединением новой территории через Лосиный Остров хотят проложить Северо-Восточную хорду. Сейчас дорога уперлась в Лосиноостровскую улицу, однако, по плану, будет проходить прямо в парке, от района Богородское до Ростокина рядом с линией МЦК. Власти планируют проложить восемь километров дороги с шестью полосами движения. А также съезды транспортной развязки, шесть эстакад. Ущерб от вырубки деревьев для строительства предлагается компенсировать опять же присоединением к Лосиному Острову новой территории. На этот раз — 76 гектаров парка «Сокольники» (общая площадь парка — 599 гектаров). При этом в проекте и пояснительной записке к нему снова нет ни слова об изъятии земель под строительство дороги. Против объединения земель выступают и некоторые любители «Сокольников», которые считают, что после изменения статуса их парк превратится в «лес Бабы-яги».

    Урбанист Аркадий Гершман давно критикует проект четвертого хордового кольца и в частности Северо-Восточную хорду: «Этот дорогой проект будет обслуживать очень небольшое количество людей. Потому что в Москве в течение суток на машинах перемещается лишь 20 % жителей. И эта дорога ухудшит положение огромного количества местных жителей. Хорда нарушает связи между районами, с нее очень мало съездов в районы, и она становится рукотворной рекой, через которую люди не могут ни перейти, ни переехать. Людям приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы перейти с одной стороны дороги на другую. Получается, мы за очень большие деньги режем город и создаем неудобства для всех».

    Ранее Северо-Восточная хорда уже затронула другой парк. Так, «Усадьба Кусково» лишилась как минимум 12 гектаров земли. Местная активистка Дарья Громова говорит, что вырубили 20 гектаров.

    Прямо в лесу строят жилой комплекс

    Прямо в лесу планируют построить жилой комплекс «Сказочный лес». Квартиры в 26-этажных домах на Лосиноостровской улице (владение 45) уже продают покупателям, несмотря на то, что разрешения от Минприроды на строительство еще нет. И по идее, его и не должно быть, потому что охранная зона Лосиного Острова — 150 метров, и на этом расстоянии от леса нельзя ничего строить. Представитель «Сказочного леса» сообщил The Village, что разрешение от Минприроды точно дадут, потому что уже есть «разрешение на строительство от города».

    Это не первое незаконно построенное жилье в Лосином Острове, ранее в нацпарке уже построили «Гольяново-парк»: четыре четырехэтажных дома. При этом строительная компания «Эверест Эссет Менеджмент» пыталась оспорить в суде принадлежность земли к Лосиному Острову. В итоге компания проиграла суд, но здания к тому моменту были уже почти построены. Сейчас они одиноко гниют возле нацпарка. На сайте «Яндекс. Недвижимость» указано, что обещанный срок сдачи незаконных домов — второй квартал 2019 года.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector