35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

По мнению «Автодора» при возведении трассы через лес в Химках закон не нарушался

ВС встал на сторону властей в их тяжбе с экологами по поводу трассы через Химкинский лес

Верховный суд РФ в понедельник признал законным распоряжение правительства, по которому часть Химкинского леса была отдана под строительство трассы Москва – Санкт-Петербург.

«В удовлетворении иска отказано», — сообщил «Интерфаксу» представитель суда в понедельник.

В свою очередь лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, являющаяся одной из заявителей по делу, рассказала агентству: «Суд решил не удовлетворять наш иск, в котором мы требовали признать незаконным распоряжение правительства». По ее словам, «в зале была напряженная обстановка, народ кричал «позор» такому решению суда».

«Мы будем подавать кассационную жалобу», — подчеркнула Чирикова. «Правительство, которое было ответчиком по данному вопросу, должно было предоставить доказательства того, что закон в проекте строительства трассы был не нарушен. Оно их не предоставило. Но суд вынес решение не в нашу пользу», — сообщила она.

Поводом к подаче иска послужило распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года, согласно которому «земли лесного фонда площадью 144,8821 гектара переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги».

С жалобой в суд обратились трое защитников Химкинского леса — Чирикова, Серафима Наумочева и Андрей Маргулев. В сообщении движения «Экологической обороны Московской области», опубликованном на сайте организации, отмечается, что решение об уничтожении Химкинского леса является незаконным, поскольку «существуют официально признанные альтернативные варианты размещения трассы Москва — Санкт-Петербург, не затрагивающие лесопарковую зону».

Как ранее сообщила Чирикова, распоряжение правительства, из-за которого часть Химкинского леса планируется вырубить под строительство трассы Москва — Санкт-Петербург, посчитал незаконным «Гринпис» и подал заявление в прокуратуру. В тоже время проект строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург прошел экспертизу Ростехнадзора.

Между тем председатель правления «Автодора» Сергей Костин сообщил, что к настоящему времени выбран оптимальный вариант строительства дороги, как с экономической, так и с экологической точки зрения. Он пояснил, что проект предполагает строительство трассы по лесу шириной 100 метров. Речь идет о 43-километровом участке — на 23 километрах будут поставлены шумозащитные экраны и высажены лесозащитные полосы.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, «загогулина» в сторону Химкинского леса транспортной логики не выдерживает, зато приближает дорогу к Шереметьевскому аэропорту и соответствует планам областных чиновников по неограниченной урбанизации территории — планам, противоречащим интересам ее жителей.

Руководитель неправительственной организации «Национальный антикоррупционный комитет», один из экспертов президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов тоже считает очевидной коррумпированность проекта: «Почему Минтранс утвердил проект прохождения дороги с петлей, с заходом в «Шереметьево»? Ответ очевиден: министр транспорта фактически является председателем Совета директоров аэропорта «Шереметьево», бизнес выстаивается по некоему взаимному одобрению. Хороший признак, что люди начали публично отстаивать свои права, и самое главное, что они объединились. Сейчас будет сложнее протащить свои интересы в ущерб достаточно большому количеству людей», — полагает Кабанов. Его слова приводит радио «Свобода».

Возобновилась борьба за Химкинский лес

Заместитель председателя правления «Автодора» Андрей Журавлев рассказал журналистам о ближайших планах по реализации проекта строительства трассы. Он сообщил, что за следующие два месяца техника должна расчистить просеку на участке 15-58 км трассы от срубленных в прошлом году деревьев — они прогнили и с наступлением тепла могут стать причиной пожара.

Параллельно планируется расширить участок под трассу в пределах границ полосы отвода (100 м). А.Журавлев отметил, что площадь предназначенного под вырубку лесного массива была сокращена с изначальных 144 до 100 га.

Представители «зеленых» во главе с руководителем лесной программы Greenpeace Алексеем Ярошенко и лидером движения «В защиту Химкинского леса» Евгенией Чириковой представили 11 альтернативных вариантов строительства скандальной трассы. «Если будет выбран любой из существующих 11 альтернативных вариантов, лес может быть спасен. Сейчас же используется единственный вариант, который полностью его разрушает», — подчеркнул А.Ярошенко. По его словам, от Химкинского леса вырублено примерно 1,5%. «Большой угрозы от этой просеки пока нет, но всего запланировано вырубить 10% от площади леса», — заявил он.

«Срубленные деревья, которые сейчас хотят вывезти — это несколько миллионов рублей. Они хотят вывезти госсобственность и замести следы летнего преступления», — отметила Е.Чирикова. Она напомнила, что проект трассы признан коррупционным на уровне правительства. «На сегодняшний день мы имеем несколько еще более жестких доказательств того, что это действительно коррупционный проект и деньги из госбюджета выводятся через целую сеть компаний, в том числе французских, в офшорные структуры», — рассказала она. По словам Е.Чириковой, территория вдоль трассы — лакомый кусочек, ее уже начали распродавать по 6-8 тыс. долл. за сотку, тогда как при оценке проекта за гектар платили 4 тыс. руб. по кадастру.

«Если земли находятся вне полосы отвода трассы и принадлежат частным лицам, они могут ими распоряжаться», — отметил первый зампред «Автодора» Сергей Кельбах. Он добавил, что необходимо разобраться, как эти территории оказались в чьей-то собственности.

Читать еще:  В Нижнем Новгороде подрядчик монтировал второе пролетное арочное сооружение дублера Борского моста

Как выяснили корреспонденты газеты «Коммерсантъ», участки земли по 6 тыс. и 8 тыс. долл. за сотку сейчас продает основатель Mirax Group Сергей Полонский. Ему принадлежат 350 га, сообщил один из брокеров. По его словам, совладелец Mirax Group начал выкупать земли в Химках в начале 2000-х. При этом в пресс-службе Mirax Group сообщили, что еще в 2009г. С.Полонский продал участки под строительство трассы ФГУ «Дороги России».

Химкинский лес — модель для решения конфликтов?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Обсуждение судьбы Химкинского леса в Совете по правам человека прошло за закрытыми дверями. Как выяснилось позже, глава совета Михаил Федотов, на которого экологи возлагали большие надежды, фактически солидаризировался с лесорубами.

    Спустя больше года после начала подготовительных работ по прокладке трассы Москва-Петербург через Химкинский лес строительство, по существу, так и не началось. На пути автотрассы неожиданно встало гражданское общество в лице экологов и сторонников движения Евгении Чириковой «В защиту Химкинского леса».

    На этой неделе в конфликт вмешался Совет по правам человека при президенте России. На примере Химкинского леса, по словам главы совета Михаила Федотова, он попытается найти «механизм для решения подобных конфликтов» в будущем.

    К этому моменту возможность найти компромисс в споре кажется призрачной.

    Евгения Чирикова надеется на пересмотр маршрута трассы, проходящего через лес и одобренного президентом.

    В свою очередь, в компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), строящей дорогу, уверены, что «решение по проекту принято и пересматриваться не будет».

    Желание властей создать культуру разрешения конфликтов гражданского общества и властей именно на примере ситуации в Химках, понятно, говорит французский социолог Карин Клеман, изучающая протестные движения в России. «Это символический пример, о котором знает вся страна, конфликт вызвал большой резонанс, по нему высказался даже президент».

    При этом компромисс в Химках, по ее мнению, маловероятен: речь сейчас идет уже не столько о лесе, сколько о «защите достоинства и своего права на гражданственность: что я гражданин и имею право влиять на то, что происходит».

    Федотов на стороне «Автодора»

    На заседании правозащитного совета в понедельник активистка Евгения Чирикова напомнила, что защитники леса по-прежнему не согласны с утвержденным маршрутом автодороги, которая должна пройти через Химкинский лес.

    По ее словам, некоторое время назад они направили президенту Медведеву новое обращение с просьбой вернуться к пересмотру маршрута трассы. Это обращение поддержали члены Президентского совета по правам человека — глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и Сергей Цыпленков из организации «Гринпис».

    Глава совета Михаил Федотов, через которого и было передано Медведеву новое обращение, на заседании в понедельник твердо стоял на том, что решение по маршруту уже принято, рассказала Чирикова.

    «Речь, ведь, здесь идет не о позициях. Речь идет о государственном решении. По поводу маршрута прокладки дороги решение принято. Это решение принял президент как глава государства»,- пояснил Федотов в беседе с bbcrussian.com свою точку зрения. Хотя защитники леса имеют право на свое мнение и протест, отметил он.

    Теперь решение нужно искать совместными усилиями. «Если это решение находится в сфере допустимого, то значит, это решение будет достигнуто. Если это решение находится в пределах недопустимого, то, естественно, оно достигнуто быть не может. Но можно найти какие-то альтернативные компенсационные решения и я думаю, что это будет самое правильное», — поделился с bbcrussian.com Михаил Федотов.

    «Я прекрасно знаю, что во многих странах мира, в частности, в Западной Европе, очень многие дороги […] проходят через леса, и никому в голову не приходит, что тем самым наносится непоправимый вред окружающей среде. Всегда есть возможности этот вред компенсировать».

    Его позицию разделяет и «Автодор»: «Для нас компромисс разумный – это совместная работа по минимизации возможного воздействия на окружающую среду этой дороги», заявила bbcrussian.com пресс-секретарь компании Екатерина Варенова.

    «Я считаю, что надо исходить из законов России, — сказала Евгения Чирикова в интервью Би-би-си. — Если закон говорит о том, что данная трасса вне закона, то в данном случае компромисса с законом быть не может. То есть это моя гражданская позиция».

    «А у нас на сегодняшний день есть законы, которые на нашей стороне и которые не видят упорно. И мы со своей стороны в экологической комиссии сделаем все возможное, чтобы показать, какие законодательные нормы нарушаются».

    Не участвуют, но следят за событиями

    Конфликт по поводу строительства автодороги через лес в Химках продолжается с 2008 года. Противники этого проекта считают, что просека шириной 100 метров, вырубленная под трассу, уничтожит экосистему города. Они также настаивают, что при принятии решений в пользу такого маршрута сыграли роль коррупционные факторы.

    В ноябре 2010 года был жестоко избит главный редактор газета «Химкинская правда» Михаил Бекетов, выступавший против строительства дороги через лес. В результате полученных травм Бекетов не может говорить, а также передвигаться без посторонней помощи.

    В августе 2010 года началась вырубка леса. В связи с массовыми протестами общественности, президент Медведев приостановил работы для проведения дополнительных экспертиз и общественных слушаний. В конце 2010 года он объявил о решении возобновить строительство по изначальному проекту.

    В 2011 году активисты Химкинского леса продолжили свои протесты против возобновленных вырубок леса, которые они считают незаконными. В последнее время в Химках участились стычки между активистами с одной стороны и правоохранительными органами и строителями — с другой.

    За время развития спора защитники леса неоднократно обращались за поддержкой к международному сообществу.

    По мнению Карин Клеман, власти не могут не реагировать на эту ситуацию, поскольку она получила «легитимность в публичном пространстве».

    Читать еще:  К строительству автодорог, не вошедших в АИП, Москва намерена привлекать инвесторов

    «Несмотря на то, что не очень много людей задействовано в этой борьбе, но все равно, я думаю, что почти все общество отслеживает ход событий», — говорит социолог.

    Терпеть до последнего

    В свою очередь, Михаил Федотов заявил интервью bbcrussian.com, что конфликт, подобный химкинскому, может возникнуть в любой момент вокруг любой проблемы.

    «Давайте организуем движение против пробок в Москве. Давайте выходить на московские улицы, которые перегорожены пробками, и протестовать против этого. Толк будет? Не будет. Но протест — да». Поэтому важно сейчас «сформировать культуру разрешения подобных конфликтов».

    «Химки — реальный конфликт, который надо урегулировать», убежден Федотов. «Но это не означает, что нужно сказать: вы не хотите, чтобы дорога шла здесь, — хорошо, мы проведем ее в другом месте».

    По его мнению, чьи-то интересы всегда оказываются ущемлены. «Просто это нужно решать не в закрытых кулуарах, а решать вместе с людьми”.

    Под механизмом решения таких конфликтов, как в Химках, Федотов видит диалог между гражданскими активистами и представителями власти — «всевозможные формы общественных обсуждений и общественного контроля».

    По мнению же социолога Клеман, российское общество само по себе «неконфликтно» — люди обычно»мирно терпят» и начинают действовать, когда уже слишком поздно.

    Вообще, рост активности в обществе, считает эксперт, начался с момента выступлений против монетизации в 2005 году и особенно усилился в последние два года. На этот период пришлась эскалация конфликта вокруг Химок, борьба граждан против строительства небоскреба Газпрома в Петербурге и социальные протесты в Калининграде в 2010 году, когда на улицы вышли 10 тыс. человек.

    Однако большинство конфликтов в России, уверена Клеман, начинаются не на улице, а с обращений в государственные органы: «с того, что люди писали письма [. ], просили разъяснить ситуацию, а им не отвечали, либо сказали, что ваше письмо передано в нижестоящие органы, — обычно тем, на кого они жалуются».

    То есть власти сами часто не идут на диалог с гражданами, подчеркивает Клеман.

    Ценная дубрава

    Вместе с тем, на встрече всех сторон конфликта вокруг Химкинского леса, которую организовал правозащитный совет, прозвучало, что подмосковные власти не намерены препятствовать санкционированным акциям общественности.

    В свою очередь, пресс-секретарь госпредприятия «Автодор» Екатерина Варенова рассказала Би-би-си, что вырубка леса на данный момент завершена на участке до границ дубравы, входящей в Химкинский лес.

    Сейчас экологическая комиссия «Автодора» намерена провести ее исследование и установить, действительно ли дубовый лес представляет ценность. О том, что дубрава, через которую также частично должна пройти автотрасса, является реликтовой, заявляют противники строительства.

    Никакие работы в дубраве вестись не будут, пока идет исследование, а затем — общественные обсуждения по его результатам, заверяют в «Автодоре».

    Продиктованы ли все заявления, сделанные в ходе заседания президентского совета, реальным желанием властей разрешить конфликт вокруг Химкинского леса, или стремлением как-то контролировать гражданскую активность в предвыборный период, покажет время.

    Куда уходят миллиарды «Автодора»?

    Руководство этой компании заподозрили в хищении 3 млрд.руб. при реконструкции дороги М4 «Дон», а так же в «распиле» почти 5 млрд.руб. при строительстве участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км. Об этом сообщили корреспонденту The Moscow Post в силовых структурах.

    Подрядные «махинации»

    Госкорпорация «Автодор», которой руководит Сергей Кельбах, опять «засветилась» в ряде скандалов, связанных с хищением бюджетных средств. Эти инциденты объединяет то, что все они были связаны с подрядами на строительство новых трасс. В этот раз «распил» замечен во время работ по реконструкции дороги М4 «Дон» и по прокладке одного из участка трассы Москва — Санкт-Петербург.

    Первый из двух скандалов, произошедших с «Автодором» за последнее время, связан с контрактом этой госкорпорации и «Волгомоста». Этот контракт госкомпания-заказчик ГК «Автодор» заключила с ОАО «Волгомост» еще в 2012 году. По условиям договора строительно-инженерная компания должна была провести реконструкцию на ряде участков автомагистрали М-4 «Дон».

    Цена договора составила без малого 19 миллиардов рублей. Впрочем, в этой сделке был «подвох».

    Смету проекта «раздули»?

    Вскоре выяснилось, что заказчик («Автодор») не выполнил и малой части из взятых на себя по контракту обязательств. В частности, не был обеспечен и оформлен надлежащим образом землеотвод, не были получены согласования и учтены интересы многих хозяйствующих субъектов в зоне строительства.

    Более того, что вскоре при разрешенных законом 10%, проектная документация за время строительства изменилась, по свидетельству работников «Волгомоста» не менее, чем на 80%.

    То есть, по сути, «Автодор» шел на намеренное «раздутие» сметы. Но для чего же все жту нужно было главе госкорпорации Сергею Кельбаху?

    Как «Автодор» обманул «Волгомост»?

    Вскоре выяснилось, что завершение реконструкции трассы и полюбовное закрытие контракта с «Волгомостом» в планы «Автодора» явно не входило. Вместо этого, создав, по сути, блокирующие строительство препоны, госзаказчик обвинил в срыве сроков строительства подрядчика и решил разорвать контракт с «Волгомостом». То есть, по сути, произошел банальный «кидок».

    Здесь необходимо отметить, что действия «Автодора» против «Волгомоста» были начаты еще до формального объявления о расторжении договора и письма-уведомления. Еще 21 мая руководители «Автодора» подали в Арбитражный суд г.Москвы иски: один о взыскании с ПАО «Волгомост» неустойки в размере 51,2 млн рублей, а второй – о взыскании с него же неустойки в размере 1 млрд 100,2 млн рублей. Получается, что Кельбах мог хотеть не только вывести бюджетные средства, но и постараться забрать в «Автодор» с помощью суда финансы «Волгомоста», хотя тот был ни в чем не виноват.

    Читать еще:  Новый каталог ванн от Ravak — стильно, практично, доступно

    «Гениальная простота и смысл этой рокировки «Автодора» (смены подрядчика — прим.ред.) становятся понятными, если взглянуть за цифры. Цена контракта с «Волгомостом» была зафиксирована в 2012 году в размере 19 млрд руб. (если совсем точно, то 18,999). На момент направления «Автодором» уведомления о расторжении контракта стоимость принятых и подписанных заказчиком работ составляла 10 млрд 867,6 млн руб., а с выполненными, но пока не принятыми объемами – 13,656 миллиардов рублей. То есть, осталось чуть более 5 миллиардов неосвоенных рублей, и никто из руководства «Волгомоста» никогда не говорил, что этих денег может не хватить для завершения строительства», — считает блоггер Олег Лурье.

    В чем выигрыш Кельбаха?

    Вскоре «Автодор» заключил новый договор. В этот раз цена контракта с ОАО «Донаэродорстрой» – 8,447 миллиардов рублей. Это превышает остаток на условном «депозите» «Волгомоста» на 3,1 млрд руб. Получается, что эти три миллиарда «ушли в никуда».

    Вероятно, они были распилены Кельбахом и его подчиненными. Кстати, недавно стало известно и о втором вероятном «распиле». Все дело в том, что госкомпания «Автодор» «внезапно» решила компенсировать потери инвестора при строительстве участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км.

    Партнером государства по проекту выступила Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), с которой заключено концессионное соглашение. СЗКК — совместное предприятие «Мостотреста» (в числе совладельцев которого сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь) и структуры французской группы Vinci. Генподрядчиком на строительстве был сам «Мостотрест». Стоимость строительства этого участка — 59,6 млрд руб.

    Новый «распил»?

    Сумма компенсации составит примерно 4,5-4,7 млрд руб. . Эксперты уже обратили внимание на то, что компенсации будут выплачены за задержку работ из-за протестов защитников Химкинского леса (и ряда других причин).

    Вот только не ясно, зачем «Автодору» расплачиваться с «Мостотрестом» за те обстоятельства, в которых нет его вины. Похоже, что Кельбах просто нашел причину, чтобы передать Ротенбергу почти 5 млрд.руб. Не исключено, что вскоре эти деньги будут «распилены».

    Кто «прикарманил» 6 миллиардов?

    Кстати, ранее эксперты уже усматривали «коррупционные признаки» в отношениях главы «Автодора» с хозяином ОАО «Мостотрест» Аркадием Ротенбергом, чья компания и строит автодорогу Москва—Санкт-Петербург .

    Не так давно Счетная палата выявила завышение сметы на строительство участка платной дороги Москва—Санкт-Петербург в Тверской области составило 6,6 млрд руб. . Не сложно догадаться, что столь серьезное «раздувание сметы» — это явный признак «распила».

    А с учетом того, что и Ротенберг, и Кельбах являются членами так называемой «питерской команды», возможность сговора между ними крайне велика. А ведь у главы дорожной корпорации «пропадали» и куда большие суммы.

    Как расходуются бюджетные финансы?

    Теперь вспомним, что Кельбах перевыполнил план инвестиций аж на 73% (рекорд – прим.ред.) и задумаемся, в каких пропорциях расходуются частные и государственные средства. Возьмем, к примеру, все тоже строительство трассы Москва — Санкт-Петербург. Итак, известно, что инвестиции компании Ротенберга в проект дороги Москва—Санкт-Петербург составляют 5,2 млрд руб., а затраты «Автодора» — 1,432 млрд руб.

    В 2011–2012 годах в проект было вложено 11,8 млрд руб., из них доля исполнителя (то есть «Мостотреста») в общем объеме капитальных вложений составила 2%. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2% при реализации проектов государственно-частного партнерства »,— заявил аудитор Максим Рохмистров.

    Таким образом, получатся, что Ротенберг фактически строит частную трассу на бюджетные деньги, потом будет сам снимать с нее «маржу»? Но почему Кельбах допускает это? Или же Ротенберг просто «делится» с ним бюджетными финансами?

    Масштабные хищения при строительстве ЦКАД

    По мнению экспертов, стройка дороги Москва—Санкт-Петербург, а так же ЦКАД стали одними из самых «распильных» проектов Сергея Кельбаха. Кстати, кража денег, выделенных на ЦКАД, уже расследовалась компетентными органами. К примеру, Следственное управление ФСБ РФ ранее возбудило уголовное дело № 678354 о хищении около 9 млрд рублей , предназначавшихся именно для ЦКАД.

    По версии контрразведчиков, эти деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных мошеннических схем «неустановленные лица» похитили эти средства.

    Часть из них была обналичена. Ходят слухи, что к хищению этих 9 млрд рублей был причастен и нынешний глава «Автодора». Ведь похищены были средства, которые выделялись еще через ФГУ «Дороги России» .

    Ранее именно это ФГУ являлось заказчиком проекта ЦКАД, но в конце 2010 года этот проект передали госкомпании «Автодор». Напомним, что 27 декабря 2011 года Владимир Путин освободил от должности председателя «Автодора» 53-летнего Сергея Костина. На его место был назначен Сергей Кельбах.

    Сумма всех предполагаемых хищений составляет 23,3 млрд.руб.?

    Любопытно, но именно Кельбах в 2008 – 2009 годах занимал должность генерального директора того самого Федерального государственного учреждения «Дороги России» из которого в неизвестном направлении «утекли» 9 млрд рублей, выделенных на ЦКАД.

    А так как о будущем выделении 520 млрд рублей на создание ЦКАД на тот момент премьер Владимир Путин объявил 2008 года, то с высокой вероятностью можно предположить, что эти «исчезнувшие» миллиарды были выведены из бюджета именно в тот период, когда Кельбах возглавлял ФГУ «Дороги России». Таким образом, господина Кельбаха эксперты реально могут заподозрить в коррупции.

    Если просуммировать все предполагаемые «распилы» (известные прессе на данный момент) при стройке трасс «Дон», Москва-Петербург и ЦКАД, то получится 23,3 млрд.руб. Возможно, что все эти деньги могли быть украдены руководством «Автодора» в сговоре с подрядчиками. Но, если в работе главы «Автодора» так много «коррупционных проявлений», то, быть может, Кельбаха пора отправить в отставку?

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector