Первый участок ЦКАД обойдется в 52,4 миллиарда
«Автодор» объявил конкурс на строительство первого участка ЦКАД стоимостью 52,4 млрд руб
МОСКВА, 6 ноя – Прайм. ГК “Автодор” объявила открытый конкурс на строительство, содержание и ремонт участка первого пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области протяженностью 49,5 километра, максимальная цена – 52,4 миллиарда рублей, сообщила в среду госкомпания.
Правительство РФ приняло 5 ноября пакет постановлений по инвестированию средств Фонда национального благосостояния, в том числе было закреплено решение о выделении из ФНБ на строительство ЦКАД до 150 миллиардов рублей. Средства фонда будут инвестированы в облигации “Автодора” с доходностью не ниже уровня инфляции плюс 1%.
“Автодор” будет принимать заявки на участие в конкурсе до 12.00 мск 3 декабря, а соглашение с победителем планирует подписать уже в конце декабря.
Общая стоимость строительства участка ЦКАД в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения составляет 52,4 миллиарда рублей, из которых госфинансирование – 45,62 миллиарда рублей, инвестиции исполнителя – 6,77 миллиарда рублей. Срок действия соглашения составит 23 года.
Ранее в информационном меморандуме компании сообщалось, что общая стоимость работ по объекту не должна превышать 57,537 миллиарда рублей. Как пояснили агентству “Прайм” в “Автодоре”, в эту цифру включаются затраты госкомпании на этот участок ЦКАД вне инвестиционного соглашения. Всего такие расходы составят 5,143 миллиарда рублей, включая 955,244 миллиона рублей на установку и наладку системы взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением.
Магистраль пройдет по территории городского округа Домодедово, Подольского и Наро-Фоминского районов Московской области, Троицкого административного округа Москвы. Трасса будет соответствовать категории IA – автомагистраль с расчетной скоростью движения 140 километров в час. Прогнозная интенсивность движения составит от 33,1 тысячи до 39,5 тысячи машин в сутки. На этом участке будет возведено четыре развязки в разных уровнях, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”
На строительство ЦКАД нужно ещё 45 млрд бюджетных рублей
«Автодор» обнаружил 11 проблемных точек, которые помешают движению на будущей Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Почти все работы касаются пускового комплекса №5. На ликвидацию проблемных точек потребуются дополнительные 44–45 млрд руб. из бюджета.
«Иначе теряется весь смысл ЦКАД, только так дорога справится с планируемым грузопотоком, в том числе с международными перевозками», — рассказал газете «Ведомости» источник, близкий к госкомпании.
Он настаивает, что это не увеличение стоимости дороги, а дополнительный проект по «расшивке» узких мест. При этом окончательная смета будет известна после того, как проект пройдёт Глагосэкспертизу.
По данным издания, «Автодор» за свой счёт готовит проект ликвидации критических точек: на него предстоит потратить около 800 млн руб., а заключение Главгосэкспертизы планируется получить к концу 2019 года.
В пресс-службе Минтранса подтвердили «Коммерсанту», что на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) потребуются дополнительные средства. При этом точную сумму в ведомстве не назвали.
Проблемы на пусковом комплексе №5
Почти все работы касаются пятого пускового комплекса (участка) ЦКАД. Этот пусковой комплекс ЦКАД проходит через Одинцовский, Истринский, Солнечногорский и Наро-Фоминский городские округа. Общая протяжённость участка составляет более 76 км, и треть из них проходит по Одинцовскому округу (участки с 18-го по 36-й км и с 43-го по 50-й).
Пусковой комплекс №5 проходит по Одинцовскому округу с севера на юг — в обход Звенигорода и вдоль Малого московского бетонного кольца. Трасса пересекает основные транспортные артерии муниципалитета — Минское и Можайское шоссе.
Пятый пусковой комплекс ЦКАД
По словам участника совещаний в Минтрансе, на участке предстоит построить пешеходные переходы, обходы, транспортные развязки (например, на пересечении ЦКАД с Можайским и Волоколамским шоссе), реконструировать мост через Москву-реку в Звенигороде.
Изначально вся стоимость ЦКАД-5 оценивалась примерно в 42 млрд руб. Строительство планируется начать в 2020 году и завершить в 2024. На работы потребуется финансирование из федерального бюджета. Поскольку пятый участок — единственный бесплатный на ЦКАД, то «расходы невозможно разделить с инвесторами», объясняет источник «Ведомостей».
Помимо пятого, на первом пусковом комплексе потребуется переустроить инженерные коммуникации, реконструировать Калужское шоссе на пересечении с ЦКАД, на третьем — построить развязки, а на четвёртом – эстакады на съездах.
ЦКАД: срыв сроков и увеличение стоимости работ
ЦКАД — проект развития транспортной инфраструктуры столичного региона. Он был разработан и утверждён в начале нулевых годов. Основное назначение кольцевой автодороги — разгрузка МКАД и федеральных дорог. Общая протяжённость ЦКАД составит 525 км.
На большей части пути дорога пройдёт в 400-800м от Московского малого кольца. Стоимость проезда составит около 3 руб. за километр, жители Подмосковья льгот не получат. Платными будут все пусковые комплексы, кроме пятого.
Стройка началась в 2015 году. Сроки ввода участков проекта в эксплуатацию неоднократно переносили.
На данный момент движение запущено только на одном участке ЦКАД-5 в обход Звенигорода. На церемонии его открытия в ноябре 2017 года губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЁВ заявил о планах по завершению работ на всём пусковом комплексе до конца 2018 года.
В апреле 2018 года Счётная палата отчиталась о выявленных многомиллиардных нарушениях при строительстве ЦКАД в период 2016-2017 годов и сообщила об увеличении стоимости строительства на 13,5 млрд руб. В октябре президент Владимир ПУТИН поручил Генпрокуратуре, Следственному комитету и Счётной палате проверить удорожание строительства ЦКАД.
В феврале 2019 Счётная палата сообщила об итогах проверки. По мнению контрольного ведомства, строительство не будет завершено в установленные сроки, причиной чему — системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом: «На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 ранее IV квартала 2020 года, а на пусковом комплексе №4 — ранее II квартала 2021 года».
Также проверка выявила нарушения, которые привели к увеличению стоимости работ на пусковых комплексах №1 и №5 на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб. соответственно, и неэффективные расходы на 415 млн руб. при подготовке территории для строительства пускового комплекса №3.
В феврале по поручению правительства у «Автодора» сменился руководитель: Сергея КЕЛЬБАХА отправили в отставку, его место занял Вячеслав ПЕТУШЕНКО. Новый руководитель заявил, что отставание при строительстве ЦКАД произошло из-за качества проекта, земельных вопросов и искусственных сооружений.
Строительство ЦКАД. Первый пусковой комплекс.
- © roads.ru
ЦКАД — Центральная кольцевая автомобильная дорога — один из приоритетных государственных инфраструктурных проектов. Общая протяжённость трассы 530 км. Автодорога состоит из 5 пусковых комплексов. Стоимость трассы 300 млрд. рублей.
ЦКАД — самый масштабный транспортный проект Московской области. Эта скоростная бессветофорная 8-полосная автодорога, которая призвана разгрузить радиальные трассы и МКАД.
После долгих разговоров работы начаты.
В ноябре 2017 года открыто движение на первом участке пятого пускового комплекса — 3,6 километровом обходе Звенигорода на западе Московской области.
Одновременно начались строительные работы и на других участках.
- © img-fotki.yandex.ru
Пусковой комплекс № 1.
Пусковой комплекс № 1 протянулся по югу Московской области от Наро-Фоминска на западе до трассы М-4 «Дон» в Домодедовском районе на востоке.
Он разделён на 2 части:
— участок 1 — 50 км по территории Домодедовского и Подольского районов Подмосковья, Троицкого округа Москвы (отметка 0 км — пересечение трассы М-5 «Дон», отметка 50 км — у д. Лисицына Наро-Фоминского района).
— участок 2 — 64 км по территории Наро-Фоминского района Подмосковья.
Объект нашего интереса — строительные работы на 1 участке. Практически они начаты в 2016 году.
В конце декабря 2017 года основные работы велись на восточном отрезке 0 — 6 км на траверзе г. Домодедово. Здесь сосредоточены 20-30 единиц техники и до сотни рабочих. Ведётся монтаж эстакады, 3 мостовых переходов, укладка ложа трассы.
1. Сбивка в восточном направлении с 4-м пусковым комплексом (Домодедовский и Раменский районы).
- https://lh3.googleusercontent.com/80Rtbc3kgNkXHsnFgb9qLmscvURLOzeYWzGS6CV7FRc0gISzfmJQAKtiwJ-HqVo2s9LEsq2MGYhdyrcaqsuqCUFk9EmoOOgLBWB38VAF-T2_rjfAnwDpKBzH8s7zqrxY1URaQA7XJ-sJbzAfsGa_bFhSMKkendScuQdBIgbWsH4JpqcXPi1NZxDx081vGE0X10ONcLfQL27WaIDOu6eckCbrlGfUss3WTyAbhDV2nv8GSYEBFLltPXgOBvUK3BMIzE1iZi127ZKLmdshae2YHWoTKuSWWLI3clTB7ZiPg_NlaKo1JQwo4Tyrm-3kmd20QKZyPY7iMZ_-8a75pUBLxopxk7wPXRJJ9iUq0rv3w_fkyF-UhVKbPVzxb72JteaE5w-xoIdShPvLw_pbEvd3DZ8iTodphzpCNVmQ-ulSSRhaVdkneUPJIaySjLBrushBhrggy6qmR9fMO05W4k7BYr4pXs0E1N5gntMnT4HQ6A94GlKaANjtqlDA8okhVvhM-OwUkS9t3WfxBiuPuVfKR7v2i-1JQ_1xMjElWmPeOaf_6UMLo2hR3eTUj1NRr15388H3Lh9zKUKmQdfqrS9bD6puEkKWGJxgUrFZGYo=w1082-h811-no
- © roads.ru
- © roads.ru
А так это будет … думаю, уже в этом году:
- © img-fotki.yandex.ru
2. Отметка 0 км. Строительство эстакады через старое Каширское шоссе. Это сейчас явно эпицентр строительства. Металлические и железобетонные конструкции смонтированы на отрезке эстакады примерно в 200 — 250 м, строители вплотную подошли к старому Каширскому шоссе с запада.
- © roads.ru
3. Поворачиваем на бетонное кольцо и идём на запад.
- © roads.ru
- © roads.ru
4. Строительство переходов через ручьи на отметках 2 и 3 км у д. Калачёво.
- © roads.ru
- © roads.ru
5. Отметка 6 км. Переход через р. Рожайку у д. Тургенево.
- © roads.ru
- © roads.ru
- © roads.ru
6. На отметках 7-10 км строятся эстакады через поперечные ответвления бетонного кольца.
- © roads.ru
- © roads.ru
- © roads.ru
7. Следующий участок работ — отметка 12 км (отворот на Романцево). Здесь сооружается переход через р. Рогожку.
- © roads.ru
Идём на запад. Трассу А-2 проскакиваем без остановок, здесь работ почти не предусматривается.
- © img-fotki.yandex.ru
А вот на старом Симферопольском шоссе тормознёмся.
8. 18 км — сооружение эстакады через старое Симферопольское шоссе. Также начато строительство эстакады через железную дорогу Курского направления чуть западнее.
- © roads.ru
После железнодорожного переезда и до конца всего участка строительные работы видны лишь спорадически. Строители явно отсюда ушли. На отметках 18 — 34 км частично отсутствует насыпь дороги.
9. 25 км — перекрёсток Никулино — Климовск.
- © roads.ru
10. Отметка 40 км — пересечение с автодорогой, А — 130 (старая Калужская дорога). Пожалуй только здесь на всём западном отрезке видны рабочие на сооружении эстакады через А-130.
- © roads.ru
- © roads.ru
Далее до конечного 50-го километра тишина. Трасса отсыпана, строители видимо на других объектах.
- © roads.ru
11. Отметка 48 км — отворот к д. Шарапово.
- © roads.ru
12. Конечная отметка 50 км у д. Лисицыно. Здесь строящаяся трасса пересекает бетонку и уходит влево (на юг). А мы поворачиваем назад.
- © roads.ru
- © roads.ru
- © roads.ru
Охрана не спит — дважды на остановках у строящихся объектов ко мне подходили ребята в форме и настоятельно рекомендовали проехать чуть дальше. Это правильно, мало ли кто шляется по вверенному объекту.
Из всего виденного выводы неоднозначные. Энергично работы ведутся на восточном отрезке, точечные работы в центре, тишина на западе. Вероятно, интенсивность работы возрастёт к лету 2018 года. Явно в 2018 году участок не запустят, срок окончания строительства первого пускового комплекса ЦКАД продлён до конца 2019 года.
До новых встреч на стройках Подмосковья!
Экс-главу «Автодора» Сергея Кельбаха подозревают в трех эпизодах злоупотреблений
4 июля стало известно, что в отношении бывшего председателя правления государственной компании «Автодор» Сергея Кельбаха возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями. Бывшему чиновнику, являющемуся сейчас советником генерального директора ОАО РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам, вменяются три криминальных эпизода, включая неправомерное авансирование в 2017 году в размере 2 млрд руб. АО «Крокус интернешнл», задействованного при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье. Куда ушли эти деньги, предстоит выяснить Следственному комитету России (СКР).
Уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении Сергея Кельбаха было возбуждено главным управлением по расследованию особо важных дел СКР по результатам совместной проверки, которую проводили Генпрокуратура и Счетная палата. Она началась после того, как первый участок ЦКАД не был сдан в срок, к июню 2018 года. В октябре того же года президент Владимир Путин поручил надзорным органам разобраться в причинах этого, а также проверить обоснованность увеличения стоимости строительства дороги с 300 млрд до 313 млрд руб. Отметим, что первым о процессуальном решении, принятом по результатам проверки, сообщил генпрокурор Юрий Чайка.
Основная претензия правоохранителей к госкомпании «Автодор», являвшейся заказчиком строительства ЦКАД со стороны государства, свелась к необоснованной выдаче в 2017 году аванса в размере 2 млрд руб. АО «Крокус интернешнл», возглавляемой Арасом Агаларовым. Его организация пришла в 2015 году на смену прежнему подрядчику — компании «Стройгазконсалтинг», которая за год после выигрыша тендера так ничего и не построила.
Отметим, что ранее господин Агаларов уже претендовал на строительство первого участка ЦКАД. Однако к конкурсу его фирму не допустили, поскольку она не смогла подтвердить объем выполненных работ по строительству дорог первой категории на сумму 16 млрд руб. Сам «Крокус» оценил его в 16,1 млрд руб., но привлеченные «Автодором» эксперты сократили эту сумму до 3,99 млрд руб.
Как уже рассказывал “Ъ”, строительство скоростной трассы A113 (ЦКАД), платной альтернативы «Малой бетонки» (А107) протяженностью 530 км, началось в 2014 году. В ходе первой очереди планировалось возвести четырехполосное замкнутое кольцо вокруг Москвы длиной около 339 км: эту работу «Автодору» в правительстве поручали закончить сначала в 2018 году, а затем передвинули сроки на декабрь 2020 года. Вся ЦКАД была поделена на пять участков, четыре из которых должны были построить к чемпионату мира по футболу 2018 года на деньги Фонда национального благосостояния, госбюджета и частных инвесторов. В ноябре 2017 года ввели в эксплуатацию лишь часть пятого — в обход Звенигорода.
Тогда же глава «Автодора» Сергей Кельбах заверял, что участки между Ленинградским и Киевским шоссе, а также между Киевским и Варшавским шоссе общей протяженностью 125 км будут открыты в декабре 2018 года, а секции, соединяющие Ленинградское и Варшавское шоссе, сдадут в эксплуатацию в конце 2019 года.
Почему дорожает ЦКАД
Господин Кельбах занимал должность главы госкомпании «Автодор» с 2011 по 2019 год (организация была создана в 2009 году для развития сети скоростных платных автомагистралей в РФ). Свой пост менеджер покинул по собственному желанию в феврале 2019 года, однако правительственному указу о его отставке предшествовал скандал вокруг строительства ЦКАД в Подмосковье. В Счетной палате РФ накануне отставки заявили, что один из самых масштабных проектов госкомпании «Автодор» не будет выполнен в срок. В ведомстве отчитались о строительной готовности ЦКАД от 0% до 66%, что не позволяет завершить основные работы ранее конца 2020 года, а на одном из участков — ранее середины 2021 года.
В Счетной палате РФ основными причинами срыва сроков окончания работ называли «низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков», а также заявляли о невозможности определить полную стоимость скоростной трассы из-за неутвержденной «Автодором» сметной документации на некоторые работы на ЦКАД. Сразу после отчета палаты заговорили о скорой отставке Сергея Кельбаха, причем раньше он уже был объектом критики правительства: в 2015 году премьер Дмитрий Медведев объявлял экс-чиновнику выговор «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». Это произошло после того, как в Федеральной антимонопольной службе предъявили претензии к организации некоторых конкурсов по строительству той же ЦКАД.
Как следует из официального заявления СКР, «незаконные действия Кельбаха повлекли тяжкие последствия и существенные нарушения охраняемых законом интересов государства, повлекшие причинение ущерба в сумме более 2 млрд руб.». Также в ходе расследования было установлено, что в 2015 году Сергей Кельбах согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн руб. в АО «Газпромбанк», а кроме того, «необоснованно» оплатил ОАО «Союздорпроект» за счет средств субсидии на реализацию проекта строительства ЦКАД разработку документации в сумме 132,6 млн руб., что не было предусмотрено федеральной целевой программой. Кроме того, в СКР отмечают, что продолжается сбор доказательств и установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также выявляются иные нарушения со стороны Сергея Кельбаха.
Получить комментарии в АО «Крокус интернешнл» “Ъ” не удалось. В ГК «Автодор» подтвердили, что ей поступали запросы по уголовному делу, связанному с бывшим председателем правления госкомпании, а ответы на них были переданы в правоохранительные органы.