Оснований для прекращения работы фонда ЖКХ нет
Каков порядок приостановления коммунальных услуг неплательщикам?
Виталий Смирнов, заместитель министра ЖКХ:
– Порядок приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг определен Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466 (далее – Положение).
Согласно пункту 8 Положения организация, предоставляющая коммунальные услуги, вправе приостановить предоставление данных услуг гражданину, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется по почте заказным письмом или вручается гражданину под расписку. Указанное предупреждение должно содержать сведения о задолженности по каждому виду коммунальных услуг, а также период, в котором задолженность образовалась.
В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь коммунальными услугами являются – горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов.
Для целей Положения, в части приостановления предоставления гражданам, имеющим без уважительных причин задолженность, к коммунальным услугам относятся – горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение.
Техническое обслуживание – жилищно-коммунальная услуга по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периода года (пункт 55 статьи 1 Жилищного кодекса).
Таким образом, приостановление предоставления коммунальных услуг допускается лишь в отношении тех коммунальных услуг, по которым имеется задолженность (например, если у гражданина имеется задолженность только по оплате услуги водоснабжение, то приостановление предоставления ему услуги электроснабжения неправомерно). Техническое обслуживание – жилищно-коммунальная услуга, оказываемая по всему многоквартирному жилому дому и приостановление оказания услуги по техническому обслуживанию конкретному гражданину технически невозможно.
Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?
Что нужно знать о капитальном ремонте – консультация специалиста
Рано или поздно каждому собственнику придется столкнуться с капитальным ремонтом жилого дома. Что стоит знать о его проведении – в материале Портала коммунальной грамотности.
Основаниями для проведения капитального ремонта в жилом доме являются перспективные программы (на пять лет) и текущие графики (на один год). Их разрабатывают и утверждают местные органы власти. При включении дома в графики обычно учитываются:
- техническое состояние дома, его конструктивных элементов (стен, перекрытий), инженерных систем (отопления, водоснабжения);
- срок службы дома, его конструктивных элементов и инженерных систем;
- архитектурно-планировочные качества жилого дома и уровень его благоустройства (технологии и материалы, использовавшиеся при строительстве дома, нормы по количеству мест для парковки авто);
- генеральный план жилой застройки, в которой располагается дом;
- техническая эксплуатация жилого дома (отношение собственников, техническое обслуживание, устранение неисправностей и пр.);
- стоимость ремонта (стоимость квадратного метра не должна превышать норму, установленную Минстройархитектуры и Министерством ЖКХ, при превышении – дом включат в график, исходя из его технического состояния и экономической целесообразности).
Если капитальный ремонт не может быть сделан без выселения жильцов, то на время работ им предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Если собственник отказывается покинуть свое жилье, его могут выселить в судебном порядке.
Когда мы говорим, к примеру, о техническом состоянии дома, то нужно понимать, что у любого здания есть минимальный срок эффективной эксплуатации. Он зависит от условий (температуры, влаги, качества технического обслуживания) и от материалов, которые были использованы при строительстве дома (панельные, кирпичные). В среднем этот срок составляет от 15 до 25 лет. Однако нужно понимать, что это срок минимальный, и если по его истечении дом находится в хорошем состоянии, то это совсем не гарантирует вам проведение капитального ремонта.
Капитальный ремонт осуществляется за счет средств местных бюджетов и отчислений граждан. Ежемесячная оплата такой услуги, как «капитальный ремонт», перечисляется на специальные счета, которые открыты в местных органах власти или товариществах собственников. Если средства перечисляли на счета местных органов власти, то работы будут выполняться за счет собранных средств и средств местных бюджетов. Если же деньги поступали на счета товариществ, то капитальный ремонт в этих домах будут производить сугубо за счет этих средств. Но при этом у собственников такого жилья будет возможность перечислить собранную сумму местным органам власти и получить поддержку от государства.
Что будет сделано?
Все виды работ, которые будут выполнять в рамках капитального ремонта за счет средств местных бюджетов и отчислений граждан, определяются проектом на ремонт конкретного дома. Документ разрабатывается с учетом обследования в рамках перечня работ, относящихся к жилому дому. В проект не могут быть включены такие работы, как замена и ремонт сетей и сооружений, которые находятся в хозяйственном ведении других организаций (радио, телефон, телевидение, наружные сети электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты). За свой счет собственники должны заменить внутриквартирное, газовое и сантехническое оборудование, не включая системы отопления, противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации.
В постановлении Совета Министров от 21 апреля 2016 г. № 324 «Об утверждении Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда» прописаны все виды работ, которые могут выполняться в рамках капитального ремонта (за счет средств местных бюджетов и отчислений граждан).
Однако в проект могут включаться и дополнительные работы по модернизации (улучшению потребительских качеств дома), которые собственники будут готовы оплатить из своего кармана. Это могут быть мероприятия по повышению энергоэффективности или поквартирное регулирование потребление теплоэнергии.
Какова роль заказчика?
Интересы собственников при проведении капитального ремонта представляет заказчик (организация ЖКХ, ТС, ЖСПК или ведомственное жилье). Еще на стадии оформления проекта коммунальники должны провести общее собрание. Очень важно не игнорировать его проведение, так как на собрании будут обсуждаться ваши желания и требования как собственника, а также необходимость их включения в проектно-сметную документацию.
На общем собрании собственники должны выбрать своего представителя, который будет подписывать протоколы, проводить вместе с заказчиком и подрядчиком осмотр общего имущества и жилых помещений дома, а также составлять акт обследования.
На этом собрании также решаются вопросы, которые касаются утепления дома и установки индивидуальных приборов учета (за счет личных средств собственников). Представители заказчика должны проинформировать вас о результатах обследования жилого дома, о предстоящих видах работ и сообщить контактные данные ответственных лиц. Также собственники должны выбрать своего представителя на время проведения работ по капитальному ремонту. Результаты состоявшегося общего собрания должны быть оформлены протоколом.
Договоры на капитальный ремонт заключаются с каждым потребителем не позднее 10 дней до начала работ и оформляются в двух экземплярах.
Когда дом введут в эксплуатацию?
Срок ввода дома в эксплуатацию после проведения капитального ремонта должен быть прописан в вашем договоре. В целом нормы продолжительности работ по капитальному ремонту указаны в ТКП 180-2009, утвержденном Министерством ЖКХ. Однако сроки проведения капитального ремонта могут быть перенесены, но только при наличии объективных причин. Это могут быть форс-мажорные обстоятельства (один из собственников отказывается предоставить доступ в квартиру для выполнения определенного вида работ), значительные объемы дополнительных работ (их необходимость была выявлена при проведении капитального ремонта), а также отсутствие финансирования на проведение дополнительных работ. Причем важно знать, что ввести дом в эксплуатацию заказчик сможет только после проведения всех работ, которые были предусмотрены проектом.
Если работы по капитальному ремонту были проведены некачественно, потребители вправе направить претензию другой стороне по договору.
Генпрокуратура потребовала устранить нарушения в работе организаций ЖКХ
11 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Невзирая на принимаемый государством комплекс управленческих и правовых решений по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства, выявлены упущения в сфере обслуживания населения. Генпрокуратура потребовала устранить нарушения в работе организаций ЖКХ, сообщили БЕЛТА в Генеральной прокуратуре Беларуси.
Генпрокуратура проверила исполнение Министерством жилищно-коммунального хозяйства и организациями, входящими в его систему, Директивы о дебюрократизации госаппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения, законодательства об обращениях граждан, юридических лиц и о порядке ведения административного процесса на территории отдельных регионов страны.
Ежегодно организациями системы ЖКХ рассматривается более 75 тыс. обращений граждан и юридических лиц. 40% из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 20% – благоустройства, освещения, соблюдения санитарных правил. “Прокуроры установили многочисленные факты несоблюдения сроков рассмотрения обращений, в том числе сроков выполнения заявок по устранению недостатков при оказании услуг. В большинстве случаев это обусловлено низкой исполнительской дисциплиной и отсутствием должного контроля”, – проинформировали в ведомстве.
В частности, почти полгода понадобилось специалистам одного из ЖЭУ Минска для выполнения заявки собственника квартиры о разгерметизации стыков стеновых панелей жилого дома. При этом работа подлежала выполнению в течение семи дней. На основании предписания Генпрокуратуры все было сделано незамедлительно.
Прокуроры отметили, что изучение деятельности с обращениями граждан в министерстве сводилось к сравнению количественных показателей (рост, снижение) и описанию тематики заявлений. Отсутствовала аналитическая составляющая по выявлению проблем и нарушений, причин и условий, их порождающих. Соответственно не вырабатывались предложения по устранению имевшихся недостатков, повышению качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, не практиковалась оценка труда должностных лиц, действия или бездействие которых стали причиной обоснованных жалоб.
“Установлены системные недостатки в работе уполномоченных на ведение административного процесса в отношении граждан, которые не соблюдали правила пользования жилыми помещениями (ч.1 ст.21.16 КоАП). Распространены факты пропуска процессуальных сроков, нарушений норм о принятии достаточных мер по всестороннему исследованию обстоятельств правонарушений. Допускались случаи необоснованного прекращения дел на стадии их подготовки к рассмотрению, волокиты. Это позволяло избегать ответственности за истечением сроков наложения взыскания”, – подчеркнули в Генпрокуратуре.
Причины такого положения – не всегда правильное понимание и применение ответственными должностными лицами организаций ЖКХ законодательства о порядке ведения административного процесса. А со стороны руководства вышестоящих организаций – недостаточный ведомственный контроль за ходом его ведения и принятием решений по делам об административных правонарушениях.
В целях надлежащей организации работы по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Генпрокуратура внесла министру ЖКХ представление об устранении выявленных нарушений и недостатков. По результатам его рассмотрения министерство приняло комплекс организационно-практических мер. Он в том числе направлен на повышение квалификации должностных лиц в сфере применения профильного законодательства, ряд работников привлечен к дисциплинарной ответственности.
Надзорные мероприятия в этой сфере будут продолжены.-0-
Статья 118. Прекращение либо расторжение договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда
1. В случае, если наниматель жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда умер (объявлен умершим, признан судом безвестно отсутствующим), действие такого договора прекращается. При этом с одним из совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения, проживавших совместно с ним, заключается договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда на срок до трех лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
2. В случае отсутствия у членов семьи умершего (объявленного умершим, признанного судом безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, проживавших совместно с ним, в собственности в данном населенном пункте жилых помещений общей площадью пятнадцать квадратных метров и более (в городе Минске – десять квадратных метров и более) на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда может быть заключен с одним из них на срок до десяти лет, если он является:
инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья или профессионального заболевания, полученных при исполнении производственных или служебных обязанностей;
заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидом, в отношении которого установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
инвалидом войны или другим инвалидом из числа военнослужащих, ставшим им вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
участником Великой Отечественной войны, пребывавшим в составе действующей армии;
ветераном боевых действий на территории других государств;
инвалидом I или II группы;
гражданином, имеющим право на трудовую пенсию по возрасту (в том числе на льготных условиях), а также за выслугу лет;
членом семьи военнослужащих или партизан, погибших или пропавших без вести при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
3. В течение срока действия договоров, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, гражданам, проживающим в служебном жилом помещении государственного жилищного фонда, предоставляется право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения с привлечением льготных кредитов либо на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, если граждане в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами имеют право на получение таких жилых помещений.
4. В случае гибели (смерти) судьи, прокурорского работника, военнослужащего (за исключением военнослужащих срочной военной службы и курсантов военных учебных заведений, слушателей и курсантов дневной формы получения образования учреждений образования органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям), являвшихся нанимателями служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, в связи с исполнением ими обязанностей военной службы (служебных обязанностей), службы в Следственном комитете Республики Беларусь, в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (за исключением гибели (смерти) в результате своих противоправных действий) эти служебные жилые помещения могут быть переданы по письменному заявлению семьям погибших (умерших) во владение и пользование по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, если члены их семей являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо им в течение шести месяцев со дня гибели (смерти) местным исполнительным и распорядительным органом, в котором погибшие (умершие) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или на территории которого находится государственный орган, принявший на такой учет, предоставляется одноразовая субсидия на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения типовых потребительских качеств.
5. При переводе нанимателя жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда на работу в другую местность с предоставлением ему служебного жилого помещения, в том числе при избрании его на выборную должность в государственный орган, служебное жилое помещение по постоянному месту жительства может быть сохранено за ним по письменному заявлению нанимателя на срок не более трех лет (в случае выезда нанимателя служебного жилого помещения на временное проживание в другой населенный пункт в связи с избранием его на выборную должность в государственный орган – на срок не более четырех лет). При этом наниматель служебного жилого помещения, которое за ним сохранено и в котором не остались проживать члены его семьи, вносит плату за пользование жилым помещением, его техническое обслуживание, тепловую энергию и капитальный ремонт по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
6. В случае получения (приобретения) нанимателем служебного жилого помещения в данном населенном пункте жилого помещения общей площадью пятнадцать квадратных метров и более (в городе Минске – десять квадратных метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда расторгается, а проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Если один из совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения, проживавших совместно с ним, состоит в трудовых (служебных) отношениях с наймодателем и по характеру работы ему может быть предоставлено служебное жилое помещение, с ним заключается договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.
7. Договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда является срочным и подлежит прекращению либо расторжению в связи с утратой оснований для проживания в служебном жилом помещении государственного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.