10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Восточном экономическмо форуме прошли переговоры о строительстве моста через Лену

Глава Якутии подтвердил строительство первого моста через реку Лену

Глава Якутии Айсен Николаев подтвердил, что президент Владимир Путин одобрил строительство моста через реку Лену в Якутии. «На сегодня проект организации строительства моста готов. Есть поддержка федеральных министерств, определен вариант прохождения трассы, проведены переговоры с потенциальными инвесторами», – написал Николаев в Facebook, опубликовав скан резолюции Путина.

«Ситуация созрела для реализации», – поставил Путин резолюцию на письме Николаева от 8 ноября. Глава Якутии в письме попросил президента предусмотреть в бюджете средства на строительство моста. В свою очередь Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву внести предложения по реализации проекта.

Ранее 18 ноября об одобрении проекта Путиным сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В распоряжении газеты также оказалось письмо Николаева. Как отмечает издание, проект предполагает строительство 3,1 км моста и 10,9 км подходов к нему. Согласно предварительной оценке, стоимость строительства моста составит 63,7 млрд руб., из которых 9,5 млрд – расходы инвестора. Основная часть суммы – капитальный грант на 54,2 млрд руб., из них 47,8 млрд руб. – из федерального бюджета, 6,4 млрд руб. – из регионального. С учетом НДС стоимость проекта оценивается в 82,9 млрд руб., расходы по уплате НДС понесут инвесторы, чьи совокупные инвестиции в итоге составят 28,6 млрд руб., сообщила газета.

В случае выделения гранта окончание строительства моста произойдет в 2025 г. Как пишет Николаев, ввод моста в эксплуатацию обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 г. до 70% в 2025 г., а ВРП Якутии увеличится на 2,5–3%, ежегодные затраты на северный завоз будут снижены на 4,1 млрд руб.

Якутск – единственный из крупнейших российских городов, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автомобили едут по зимнику, летом их переправляют на пароме. Восточная и западная части Якутии не имеют стабильного автомобильного сообщения 152 дня в году. Возможность строительства моста через Лену рассматривалась с 1980-х гг. В 2013 г. был проведен конкурс на его строительство. Тендер выиграл консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)». Соглашение с компанией так и не было подписано. Власти решили отложить реализацию проекта, а выделенные на него деньги направить на нужды Крыма. Росавтодор в декабре 2014 г. пояснял, что строительство моста отложили из-за роста политических и экономических рисков, а также сложной ситуации на финансовых рынках. Работа над проектом была возобновлена в 2018 г., после подписания меморандума о сотрудничестве между правительством Якутии, АО «ВИС» и китайской государственной корпорацией CRCC.

Инфраструктурный проект для Якутска одобрен президентом

Как выяснил “Ъ”, проект автомобильного мостового перехода через Лену в районе Якутска получил поддержку президента. Владимир Путин, по данным источников “Ъ”, поручил правительству представить предложения, отметив, что «ситуация созрела до реализации». По текущей финансовой модели стоимость трехкилометрового моста с 11 км подходов оценивается в 83 млрд руб. с НДС, предусмотрен капитальный грант в 54 млрд руб. и участие частного инвестора. Легковые автомобили смогут ездить по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны будут платить 1–4 тыс. руб. в зависимости от категории и года реализации проекта. По мнению аналитиков, не в пример мосту на Сахалин эта стройка нужна.

9 ноября Владимир Путин фактически утвердил проект строительства автодорожного моста через Лену в районе Якутска. Он наложил на письмо, в котором глава Якутии Айсен Николаев просит предусмотреть в бюджете средства на проект, резолюцию: «Ситуация созрела до реализации». Там же президент поручил правительству внести предложение, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ходом оборота документа. В аппарате правительства комментариев не дали, представитель президента Дмитрий Песков оперативно не ответил на запрос “Ъ”.

Читать еще:  В Москве зоны платных парковок увеличат с 25 декабря почти в два раза

В письме от 8 ноября господин Николаев сообщает, что власти республики провели переговоры «с потенциальными инвесторами о реализации проекта Ленского моста в районе Якутска на основе частной концессионной инициативы». Определена трассировка мостового перехода — 3,1 км моста и 10,9 км подходов. По предварительной финансовой модели стоимость строительства составит 63,7 млрд руб., из них лишь 9,5 млрд руб.— расходы инвестора. Основная часть суммы — капитальный грант на 54,2 млрд руб. (47,8 млрд руб.— федеральный бюджет, 6,4 млрд руб.— региональный). С НДС суммарная стоимость проекта — 82,9 млрд руб., расходы по уплате НДС ложатся на инвестора, чьи совокупные инвестиции, таким образом, составят 28,6 млрд руб.

Если грант будет выделен, строительство моста предполагается завершить в 2025 году. Как пишет господин Николаев, ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 году до 70% в 2025-м, увеличит ВРП Якутии на 2,5–3%, снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд руб. Глава региона просит изыскать в бюджете 2021–2024 годов средства на стройку.

Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом — на пароме, который ждут по два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году.

Концепция моста через Лену существует с 1980-х годов, в 2013 году даже состоялся конкурс на его строительство, но соглашение так и не было заключено. Активную работу над проектом возобновили год назад, когда был подписан меморандум о сотрудничестве между правительством Якутии, АО ВИС и китайской CRCC. В группе ВИС “Ъ” сообщили, что проект до сих пор ей интересен.

В июне о мосте в ходе прямой линии упомянул Владимир Путин. В августе его внесли в проект нацпрограммы развития ДФО, в сентябре Айсен Николаев говорил, что основные федеральные ведомства дали положительное заключение на строительство. Тогда же мост был включен в «лист ожидания» федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ).

Почему в 2016 году было приостановлено строительство моста через реку Лену в районе Якутска

«Мост через Лену — первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала,— сообщил “Ъ” представитель вице-премьера Максима Акимова.— В этом его ключевая сложность: обеспечить баланс интересов жителей региона, создав надежную всесезонную транспортную связь, и интересов частного партнера. Вокруг финансовой модели проекта были многолетние дискуссии. На данный момент правительство Якутии при поддержке федеральных министерств и ведомств настолько качественно проработало проект, что он может быть включен в КПМИ. Мы рассмотрим этот вопрос на ближайшей правкомиссии по транспорту». В Минтрансе “Ъ” сообщили, что поддерживают проект, с регионом ведется работа по структурированию финансовой модели с потенциальными исполнителями.

По текущим расчетам, мост вантовой конструкции будет иметь две полосы движения. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, в том числе каждый пятый автомобиль — грузовой (около 20% трафика). К 2043 году поток превысит 2 млн машин, причем количество грузовиков практически удвоится. Грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн, среди предприятий, обеспечивающих загрузку,— Жатайская судоверфь, «Сахатрансгаз», ЯТЭК и другие.

Почему завершение модернизации БАМа в 2020 году вызывает сомнения в отрасли

На данный момент предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Такой подход заложен в финансовую модель, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ее содержанием. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 0,95–1 тыс. руб. за транспортное средство II категории (LCV) в первый год эксплуатации до 4 тыс. руб. за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд руб. Другой источник “Ъ” уточняет, что на стадии эксплуатации не покрытые сборами расходы предполагается дополнительно субсидировать через механизм минимально гарантированной доходности на 42 млрд руб. Эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Тарас Коваль полагает, что с учетом длительного отсутствия сообщения между берегами за проезд будут готовы платить. Для сравнения он приводит стоимость проезда через пролив Эресунн между Данией и Швецией, которая для легковой машины составляет €17–18 (1,2–1,3 тыс. руб.), минивэнов и грузовиков — €34–36 (2,4–2,5 тыс. руб.), но можно купить годовой абонемент за €34,40 (2,4 тыс. руб.) для любой категории.

Читать еще:  Как правильно выбрать шкаф в квартиру

В отличие от моста на Сахалин, экономическая целесообразность которого совершенно неочевидна, в данном случае есть явный социальный и прослеживается экономический эффект, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

« Это, наверное, последняя из застарелых проблем, которая требует инфраструктурного решения, и если бы не начали строить Крымский мост, мост через Лену был бы построен раньше,— полагает он.

— Накопленный, в том числе за счет повышения НДС, бюджетный профицит должен активнее расходоваться на инфраструктурные проекты, однако они не должны быть надуманными». А у проекта моста через Лену есть явная логика и экономическая модель, и присутствие в проекте частного инвестора — дополнительное подтверждение его экономической эффективности, говорит господин Бурмистров.

Группа ВИС стала первым претендентом на строительство моста через Лену

Группа ВИС Игоря Снегурова подала первую заявку на строительство моста через реку Лену в Якутии, следует из материалов закупки. Сбор заявок на реализацию проекта продлится до 17 января 2020 года, других претендентов пока нет.

Тендер был объявлен 2 декабря, тогда же «дочка» ВИС, Восьмая концессионная компания, направила заявку на заключение концессионного соглашения с правительством Якутии. Она оценила стоимость моста в 83,1 млрд руб. (с НДС): 54,2 млрд руб. планируется получить из республиканского бюджета, оставшиеся 28,9 млрд — заемные средства. Предполагается, что концессия будет заключена на 25 лет.

Представитель ВИС подтвердил РБК подачу заявки, отказавшись от дальнейших комментариев до завершения конкурса. «Нам интересны проекты, которые отвечают миссии группы, — это реализация стратегических инфраструктурных проектов для развития России», — говорил Снегуров в интервью РБК в марте 2018 года. Через полгода после этого на Восточном экономическом форуме группа ВИС, правительство Якутии и китайская China Railway Construction Corporation (CRCC) подписали меморандум о строительстве дорожной инфраструктуры в республике, включая строительство моста через Лену.

Зачем нужен мост через Лену

Проект строительства моста через Лену с платной автодорогой получил поддержку президента Владимира Путина, заявил 18 ноября глава Якутии Айсен Николаев. «За прошедший год проделана большая работа. На сегодня проект организации строительства моста готов. Есть поддержка федеральных министерств, определен вариант прохождения трассы, проведены переговоры с потенциальными инвесторами», — написал тогда он в Facebook. РБК направил запрос в пресс-службу правительства Якутии.

Из-за отсутствия моста Якутск — единственный из крупнейших городов России, который не имеет круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автомобили передвигаются по зимнику, летом — на пароме. «В целях ускоренного экономического роста Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия), повышения инфраструктурной связности территории и укрепления единого экономического пространства страны приказываю по результатам предложения общества с ограниченной ответственностью «Восьмая концессионная компания» принять решение о возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях», — говорится в приказе министра экономики республики Майи Даниловой от 2 декабря, с которым ознакомился РБК. В случае если в 45-дневный срок с момента объявления тендера (до 17 января 2020 года) не будут поданы другие заявки, концессионное соглашение будет заключено без конкурса с инвестором, выступившим с инициативой построить мост, то есть с «дочкой» ВИС.

Согласно заявке «дочки» ВИС, мост планируется открыть к 2025 году, среди заявленных целей его строительства — обеспечить круглогодичную транспортную доступность к федеральной дорожной сети для 70% населения региона. ВИС уже не первый раз берется за строительство мостов. В декабре 2017 года она начала строить мост через Обь в Новосибирске стоимость около 40 млрд руб., а в июне 2019 года заключила контракт на строительство моста через Калининградский залив стоимостью 35 млрд руб.

Предполагается, что легковые автомобили через Лену смогут ездить по мосту бесплатно, для всех остальных транспортных средств (преимущественно грузовиков) оплата составит от 1 тыс. до 4 тыс. руб. в зависимости от категории и года реализации проекта. Длина моста — 3 км, а подходов к мосту — 11 км.

Читать еще:  Мини солнечные системы, портативные солнечные электростанции

Какие еще есть претенденты на этот проект

Работа над проектом строительства моста через Лену начиналась еще в 2013 году. Тогда правительство Якутии провело тендер, по итогам которого в марте 2014 года победителем стала компания «Транспортные концессии Саха», но контракт с ней так и не был заключен. Тогда строительство моста оценивалось в 64 млрд руб., из них концессионеры должны были взять на себя только 15% этой суммы (9,6 млрд руб.), а оставшиеся 54,4 млрд руб. планировалось привлечь из федерального бюджета. Однако проект был заморожен, официальная причина его приостановки не называлась, но вместо моста через Лену правительство решило выделить средства на строительство Крымского моста через Керченский пролив, необходимость которого возникла после присоединения Крыма в 2014 году (обошелся в 228 млрд руб.).

«Тогда мы потратили существенные ресурсы на подготовку, вели переговоры с потенциальным генподрядчиком и было готово финансирование», — сказал РБК руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитала» Олег Панкратов (ВТБ контролирует компанию «Транспортные концессии Саха»). У компании сохраняется интерес к этому проекту, добавил он, но не стал комментировать возможность подачи заявки на тендер или партнерства с группой ВИС.

Об интересе к проекту заявлял и гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. «Мы обязательно будем подавать заявку планируем участие и ближневосточных, и азиатских фондов в этом проекте», — говорил тогда он. 5 декабря представитель фонда отказался от комментариев РБК.

Вице-премьер Максим Акимов в ноябре 2019 года говорил, что у моста через Лену может быть несколько инвесторов, не уточняя деталей. Проект строительства моста через Лену интересный, и участников тендера будет несколько, уверен гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Концепция [строительства и эксплуатации моста] очень жизнеспособная. И параметры возврата средств инвесторов за счет сбора с грузовых автомобилей выглядят привлекательно», — пояснил эксперт.

Китайцы хотят построить мост через Лену за 3,5 года

ООО «Компания Хуа Цинь Ань Цзю» из Китая заявила, что заинтересована в реализации проекта строительства мостового перехода через реку Лена в Якутии, сообщает пресс-служба министерства федеральных отношений и внешних связей Якутии.

Председатель совета директоров китайской компании Чжу Чхунь Юй заявил, что такой крупномасштабный проект, как строительство мостового перехода через Лену, их интересует. Однако он отметил, что на этот проект нужно смотреть в перспективе на 30-50 лет.

«Сейчас мы не можем даже предугадать, какой вид транспорта будет ездить по этому мосту через 20-40 лет, при разработке проекта необходимо учитывать все. При использовании мировых технологий, разработок и опыта китайских компаний мы бы могли построить мост за 3,5 года», — заявил Чжу Чхунь Юй.

В свою очередь министерство экономики Якутии напомнило, что также стоит учитывать технические особенности строительства на вечной мерзлоте при ежегодном ледоходе на реке.

Как уточняет пресс-служба, китайская компания планирует продолжить переговоры по данному проекту на Восточном экономическом форуме. Первый Восточный экономический форум должен пройти 3-5 сентября во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета на острове Русский.

Напомним, ранее власти Якутии заявляли, что мост через Лену является «жизненно важным для региона», поскольку в республике в настоящее время безальтернативный завоз товаров.

В ноябре 2012 года власти Якутии и Минтранс договорились о строительстве автомобильного моста через Лену, включив его в число основных проектов на предстоящую перспективу. Победителем конкурса по строительству моста через Лену в районе города Якутска стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» (банк ВТБ, ОАО «УСК «Мост» Геннадия Тимченко, ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект»).

Однако в декабре 2014 года руководство страны поручило перенести строительство моста через реку Лена на период после 2020 года. Подписание концессионного соглашения не состоялось в связи с ростом политических и экономических рисков, сложной ситуацией на финансовых рынках, в том числе рынках привлечения долгового капитала.

Тем не менее, как сообщает «Интерфакс», в июне 2015 года Росавтодор возобновил работу по проекту строительства моста через Лену. Отмечалось, что проектом заинтересовались китайские компании.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector