Муниципальный фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства начнет работать в Смоленске
Совещание по вопросу реализации на Смоленщине Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»
Под председательством Губернатора Алексея Островского состоялось совещание с руководителями органов исполнительной власти и главами муниципальных районов Смоленской области, представителями государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, в ходе которого обсуждалась реализация на территории региона Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В работе совещания приняла участие делегация Фонда во главе с его Генеральным директором Константином Цициным.
«Очень рад рабочему визиту в наш субъект Константина Георгиевича Цицина как минимум потому, что сфера жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, которые есть в ней, исходя из встреч с жителями области, – являются ключевыми и волнуют не только смолян, и россиян в целом», – отметил Алексей Островский во вступительном слове.
Губернатор подчеркнул, что Смоленская область с 2008 года активно участвует в реализации Федерального закона №185-ФЗ. За этот период из Фонда получено более 3 млрд. рублей на решение задач, связанных с проведением капитального ремонта более тысячи многоквартирных домов и переселением свыше 3,5 тысяч граждан из аварийного жилищного фонда. Во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Администрацией области утвержден план мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до октября 2017 года.
Кроме того, с целью организации на территории области региональной системы капремонта многоквартирных домов, 31 октября 2013 года областной Думой принят закон «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области», подготовлены также к утверждению необходимые нормативные правовые акты, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.
Алексей Островский сообщил Константину Цицину, что для развития правового просвещения и информирования граждан по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг создан и работает региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.
«Я очень рад, уважаемые коллеги, что мы, фактически, идем с небольшим опережением в рамках тех задач, которые ставятся Президентом Российской Федерации, Правительством, и в рамках которых работают Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Александрович Мень и уважаемый Константин Георгиевич, – отметил Алексей Островский. – Одна из ключевых составляющих в работе, которую мы обязаны делать, и делаем постоянно, это правильное и своевременное информирование населения. Чтобы люди понимали свои права, свои возможности, чтобы те реформы, которые проводятся государством, не были бы темным лесом. Для этого при администрации Смоленской области создан Координационный совет по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства с участием представителей общественных организаций, органов местного самоуправления, региональных отделений политических партий, средств массовой информации, организаций коммунального комплекса, председателей ТСЖ, советов многоквартирных домов. На территории региона функционирует Виртуальная приемная по вопросам в сфере ЖКХ. И в этих рамках мы стараемся выполнять все поручения Президента Российской Федерации и все требования, вытекающие из федерального законодательства. И администрации области, при активной помощи Фонда, удается, на наш взгляд решения Президента исполнять в полном объеме».
В свою очередь Константин Цицин заявил: «За теми цифрами, которые Губернатор назвал, стоят конкретные люди. И это очень отрадно, что более 3,5 тысяч человек в Смоленской области получили новое жилье. Задача стоит, как вы знаете, ликвидировать определенный на 1 января 2012 года аварийный фонд, и понятно, что регион с этой задачей в течение пяти лет справится. Мы это видим. У нас на сегодня в процессе работы особых претензий к области нет. Наладили нормальное взаимодействие, все вопросы решаются достаточно быстро и оперативно».
Далее Константин Цицин акцентировал внимание участников совещания на том, что со следующего года в стране начнет решаться очень масштабная задача – создание системы капитального ремонта уже непосредственно в регионах: «Цель нынешнего визита и совещания, убедиться, есть ли понимание у муниципалитетов, в первую очередь, зачем, почему и как этой проблемой заниматься. В первую очередь, мы должны обратить внимание на сохранность тех средств, которые будут собираться, чтобы они шли исключительно только на цели, предназначенные на капитальный ремонт домов. Мы должны эту задачу начать решать в едином ключе.
И второе. Вчера Президент обозначил еще одну очень серьезную проблему страны – экологическую, в том числе, по переработке бытовых отходов. И тут у области есть хороший реальный шанс оказаться в лидерах, поскольку, вы знаете, современное производство у вас строится. Сегодня посмотрим, насколько строительство продвинулось. Если все будет хорошо, то в первом квартале оно заработает».
В ходе дискуссии участники совещания всесторонне обсудили возможные «болевые точки» предстоящей общероссийской кампании по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта жилья в регионах.
Муниципальный фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства начнет работать в Смоленске
Ежегодно федеральный центр выделяет Смоленщине сотни миллионов на решение квартирного вопроса барачных жителей. Но они почему-то не всегда радуются новоселью. Фонд содействия реформированию ЖКХ попробовал выяснить , где сбоит система. И оказалось , что чиновникам лишь бы «освоить» деньги , а там хоть трава не расти.
В октябре мы писали , что регион 67 оказался в аутсайдерах по переселению из аварийного жилья. Сейчас выясняется , что у региона забирают часть выделенных денег , и множится число уголовных дел.
Госкорпорация промониторила , как в 2019 году регионы справлялись с программой расселения бараков. Проверяющие обнаружили в Смоленской области букет нарушений. Так , в отчетности за прошлые годы наши чиновники привирали о сроках реализации программы. От Смоленской области и еще шести регионов даже потребовали вернуть выделенные Фондом 500 тыс. рублей , говорится в сообщении госкорпорации.
Смоленские чиновники не особо утруждали себя соблюдением требований градостроительного законодательства. Так , в Ярцеве местная администрация выдала разрешение на строительство дома по просп. Металлургов , 52а , в котором приобретались жилые квартиры по программе , когда еще не было положительного заключения экспертизы на проект. А разрешение на ввод этого здания в эксплуатацию — без заключения о соответствии объекта требования техрегламентов и ПСД. Когда эти « шалости» всплыли , прокуратура направила в следственные органы материалы для проверки и решения вопроса о возбуждении « уголовки» по факту превышения должностных полномочий.
Не приходится удивляться , что построенное для переселенцев жилье подчас не выдерживает никакой критики. Смоленщина назвала в числе регионов , где заказчики строительства ( местные власти) не контролировали ход работ , а при приемке в эксплуатацию соответствующие комиссии не особо утруждались. То же и при приемке квартир , которые покупали у застройщиков. В результате , когда подрядчик отказывался делать гарантийный ремонт , выделялись бюджетные деньги на исправление допущенных им недоделок.
« По результатам выездных проверок , проведенных в 2019 году , выявлены 57 подрядных организаций ( застройщиков), допустивших срыв сроков строительства домов и ( или) существенные нарушения строительных норм и правил при возведении 126 домов в 25 субъектах», в том числе и на Смоленщине , говорится в сообщении Фонда.
По результатам проверок в органы внутренних дел направлены материалы о грубых нарушениях законодательства. По ним расследуются 18 уголовных дел в 15 регионах , в том числе в Смоленской области , отметили в департаменте внешних коммуникаций и связей с общественностью Фонда ЖКХ.
Фонд содействия реформированию ЖКХ снова оштрафовал Смоленскую область
Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий за 9 месяцев 2018 года.
Была проанализирована реализация программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также проверок хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами РФ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за 9 месяцев 2018 года.
В этом документе ряд регионов, в том числе и Смоленская область, как и в прошлом году, снова подверглись критике. В ходе контрольного выездного мониторинга подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Смоленской области были выявлены нарушения.
В частности, на Смоленщине зафиксированы нарушения условий договоров о предоставлении финансовой поддержки в части несвоевременной реализации этапов работ проектов модернизации; выявлены факты выполнения работ с отклонением от проектных решений; не были представлены соответствующие заключения государственных экспертиз после внесенных изменений в проектные решения; не представлены заключения о повторной проверке достоверности сметной стоимости после внесенных изменений в проектные решения, выявлены нарушения СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства; отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации.
В результате из-за невыполнения необходимых этапов работ в установленные сроки Фонд приостановил предоставление финансовой поддержки Смоленской области. Кроме того, по выявленным фактам подачи недостоверных сведений на Смоленскую область наложены штрафные санкции в размере 100 тыс. рублей, говорится в отчете Фонда содействия реформирования ЖКХ.
Напомним, это уже не первый случай, когда Фонд содействия реформированию ЖКХ обнаруживает нарушения в Смоленской области. Например, в итоговом документе за 2017 год Фонд также указывал на то, что в регионе были выявлены различные недостатки. А в апреле этого года Фонд уже штрафовал регион за нарушения.
концепция реформирования ЖКХ в Смоленске
В прошлую пятницу, на последней сессии горсовета была рассмотрена Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Этот документ был разработан московским Центром муниципальной экономики. Представители этого центра за 30 страниц текста запросили 650 тыс. руб. поэтому даже лично присутствовали на сессии горсовета, выступали и отвечали на вопросы. Речь зам. Директора была очень красивой, он то и дело расшаркивался перед городской администрацией и неоднократно подчеркивал, что этот суперважный документ они готовили в тесном сотрудничестве. Но тесное сотрудничество особого впечатления на депутатов не произвело. Кое-что в коммунальной сфере они уже начали понимать и красивых слов им оказалось мало. А когда разговор зашел о сути грядущих изменений, конкретике, то красноречие московских гостей существенно поубавилось. Им попытался помочь зам. мэра Александр Логутов, который достаточно просто и доходчиво объяснил, зачем нужна эта концепция и что будет получена в результате ее реализации. Но его помощь оказала разработчикам Концепции медвежью услугу. Поскольку объяснения Логутова и их собственные комментарии весьма существенно отличались от того, что было написано на бумаге. Причем, по некоторым моментам – принципиально. В итоге депутаты сочли документ недостаточно проработанным и отказались его утверждать. На следующий неделе должны состояться депутатские слушания, на которые будут приглашены все руководители коммунального комплекса. И лишь потом Концепция вновь будет вынесена на сессию горсовета.
Хотелось бы отметить, что в очередной раз важный документ, подготовленный москвичами для нашей Администрации оказывается настолько сырой, что не выдерживает никакой критики и сразу же отметается депутатами. Причем – вполне заслуженно. Да и сами москвичи выглядят не лучшим образом. И это повторяется на моей памяти уже несколько раз (проект строительства мусоросжигательного завода, Правила градостроительства). Понятно, что впаривать туфту за вполне нормальные деньги – задача неблагодарная. Но за 640 тыс. руб. довести 30-страничный документ до состояния, когда ошибки и несуразности не будут резать глаза, думаю, можно. А здесь юридическая безграмотность составителя видна невооруженным глазом. Впрочем, о самом документе – чуть позже. А сейчас – о сути изменений, которые должны пройти в нашем ЖКХ уже в ближайшее время.
Во- первых, напомню, что в течение этого года вышли новые правила предоставления коммунальных услуг, новые нормативы потребления коммунальных услуг и новые правила розничного рынка электроэнергии. Эти Постановления Правительства совместно с Жилищным кодексом определяют функционирование ЖКХ.
До 1 января 2007 года во всех многоквартирных домах должны пройти общие собрания собственников жилья, на котором будет выбран способ управления общим имуществом дома. Правила предоставления коммунальных услуг подразумевают, что с 1 января 2007 года с жильцами договоры оказания коммунальных услуг заключаться не будут. Воду, тепло, электроэнергию соответствующие организации будут поставлять управляющим компаниям или ТСЖ и рассчитываться с ними по общим приборам учета. А уже управляющие организации будут собирать с жильцов оплату за коммунальные услуги. Соответственно, для управляющих компаний предусматривается надбавка к тарифам, за счет которой она и будет осуществлять этот вид деятельности. Кроме того, управляющие компании будут обслуживать общее имущество дома. А точнее – нанимать субподрядчиков для выполнения этих работ. Подразумевается, что субподрядчиками будут нынешние МПЖРЭП, поскольку иных эксплуатирующих организаций в Смоленске нет и их появление не предвидится. Для приведения в соответствие с законом МПЖРЭП реорганизуются из муниципальных предприятий в акционерные общества со 100% долей муниципалитета в уставном капитале (вносится имуществом).
На данный момент профессиональных управляющих компаний практически нет и их появление до 1 января 2007 года предельно маловероятно. Поэтому они создаются искусственно усилиями городской администрации. Существующее в настоящее время МП «Жилищник» преобразуется в акционерное общество. ОАО «Жилищник» создает 23 дочерних акционерных обществ (по числу нынешних МПЖРЭП), которые и будут управляющими компаниями.
Таким образом, реализация требований Жилищного кодекса, согласно Концепции, сведется к появлению посреднических фирм, организованных городской администрацией, которые еще больше удлинят цепочку между населением и непосредственными исполнителями работ, а также между населениям и тепло- водо- и электроснабжающими организациями. А вся система коммунального хозяйства пока остается без изменений.
Чтоб произошли изменения (по мнению разработчиков концепции, которые были высказаны в ходе сессии горсовета) необходимо появление частных компаний. А появятся они только тогда, когда оказание коммунальных услуг станет выгодно. И чтобы эта коммерческая выгода появилась, необходимо (опять-таки, со слов разработчиков концепции), необходимо увеличение тарифов в 2-3 раза по сравнению с текущим уровнем.
И, судя по всему, Концепция это учитывает, не даром в ней записано, что доля семей, получающих дотации из бюджета на оплату коммунальных услуг должна увеличиться с 3,7% в 2006 году до 18% в 2010. Это означает, что к 2010 году доля семей, сумма оплаты коммунальных услуг в которых превысит 20% от совокупного дохода, составит почти пятую часть от общего числа. Городской бюджет это явно не потянет…
p/s При первой отправке этого сообщения форум глюкнул и всместо моего текста просто последовательно вставились использованные в нем слова в алфавитном порядке. Я ржал минут пять над такой интерпритацией – слова те же, а понять, о чем идет речь – невозможно.
А теперь, собственно, выдержки из Концепции. И мои комментарии – удержаться не в силах.
Так какой же все-таки процент многоквартирных домов имеют различные виды благоустройства? Неужели подсчитать, сколько из 2400 многоквартирных домов имеют различные виды благоустройства настолько трудно, что результат представлен как диапазон. И как можно повысить уровень благоустройства с 96,5% до 95%? Впрочем, у нас все возможно.
К концепции прилагается и план мероприятий. И снова чушь собачья. Первый пункт гласит, что реализация концепции (в 2010 году) приведет к тому, что не менее 50% многоквартирных домов будут управляться управляющими компаниями и не менее 10% – ТСЖ. Что будут делать жители оставшихся 40% многоквартирных домов? Особенно, если учесть, что Жилищный кодекс требует, чтобы уже в 2007 году все многоквартирные дома определились со способом управления. Это, во-первых. А во-вторых, управляющие компании не управляют многоквартирными домами. Управляющая компания – один из трех способов управления общим имуществом многоквартирных домов. Самим же домом никто не управляет. Так и хочется в связи с этим, отправить разработчиков почитать ЖК, но, боюсь, в ответ они меня пошлют гораздо дальше. Ведь за составленный ими 30-и страничный весьма сомнительного содержания документ администрация города обещала им заплатить 640 тыс. руб. А это – свыше 20 тыс. руб. за страницу. Мне б такие гонорары…