2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МКАД частично может быть реконструирован на средства дорожного фонда

Протяженность новых и реконструированных столичных трасс составит четыре МКАД

В 2013 — 2016 годах в Москве будет построено и реконструировано 400 км дорог. Планируется, что из них около 30 км построят инвесторы, сообщил 10 сентября и.о. заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

«Из запланированных 400 километров дорог, которые мы будем реконструировать и строить, в первую очередь развивая на них общественный транспорт, порядка 30 километров будет в работе за счет внебюджетных источников. Это абсолютное новшество, раньше за счет инвесторов дороги не строили. При этом мы планируем достаточно активно использовать средства Дорожного фонда», — сказал Марат Хуснуллин.

По его словам, для привлечения инвесторов к дорожному строительству столичные власти планируют заниматься подготовкой территорий, а также готовить необходимую градостроительную и, частично, проектную документацию.

И.о. заммэра отметил, что в целом расходы на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры на 2013 — 2016 годы сохранились на уровне примерно 70 процентов от общего объема Адресной инвестиционной программы.

«Мы несколько сократили финансирование по дорогам, но при этом увеличили затраты на строительство дополнительных трамвайных линий, железнодорожную инфраструктуру (будем строить за счет бюджета шесть путепроводов) и подводящую инфраструктуру к железнодорожному транспорту — это переезды, переходы и прочее», — сказал М. Хуснуллин.

Напомним, в начале года столичные власти определили дорожные проекты, на которые пока нет средств в городском бюджете и они не относятся к числу первоочередных приоритетов, но которые готовы строить инвесторы.

Строительство возможно по двум вариантам. Во-первых, инвестор может получить право самостоятельно строить дорогу по утвержденному проекту. Во втором случае инвестор вносит определенные средства в Дорожный фонд, а город проектирует и строит объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом варианте финансирование планируется осуществлять, заключая договор о пожертвовании. Такой договор предусматривает безвозмездное перечисление в столичный бюджет денежных средств от юридических лиц на финансирование работ по строительству автомобильных дорог общего пользования.

Первый вклад в столичный Дорожный фонд весной сделала компания «Мортон», осуществляющая строительство жилого комплекса на Боровском шоссе. В качестве пилотных проектов, которые могут быть профинансированы за счет инвесторов, называются Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта, пересечение Волоколамского шоссе и МКАД, 68-й км кольцевой автодороги (около МВЦ «Крокус-Экспо»), 24-й км МКАД (у ТЦ «Вегас»), улично-дорожная сеть для обслуживания мкр. Славянский мир, участок МКАД от ул. Верхние Поля до Бесединского моста через Москву-реку, выезд с Поклонной улицы на Южный дублер Кутузовского проспекта.

Оксана Муравьева, собственный корреспондент

МКАД частично может быть реконструирован на средства дорожного фонда

Кобяков: Механизм финансирования строительства и содержания дорог нуждается в пересмотре

Механизм финансирования строительства дорог и содержания существующего дорожного хозяйства в Беларуси нуждается в пересмотре. К такому выводу пришли участники очередного заседания рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли, которое прошло под председательством главы Администрации президента Беларуси Андрея Кобякова в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.

В ходе заседания министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак и первый заместитель министра финансов Владимир Амарин представили сведения, из которых видно, что начиная с 2008 года финансирование дорожного хозяйства постепенно уменьшалось и в настоящее время составляет, по данным Минтранса, менее половины нормативной потребности. В долларовом эквиваленте в 2012 году по сравнению с 2008 годом объем финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог в Беларуси уменьшился в несколько раз. Постоянная нехватка финансирования называется одной из причин, по которым снизились потребительские характеристики белорусских дорог.

До 2008 года существовал Дорожный фонд, который формировался за счет поступлений от взимания налога с юридических лиц в размере 1% от выручки и 20% поступлений от взимания акциза на нефтепродукты. С августа 2008 год отдельный Дорожный фонд был упразднен, а оборотный налог был отменен в качестве одной из мер оптимизации налоговой нагрузки, что положительно сказалось на себестоимости продукции, товаров и услуг. При этом финансирование дорог предполагалось осуществлять за счет отчислений из консолидированного госбюджета, сохранив прежний объем финансирования исходя из установленных нормативов. Предполагалось также сохранить целевую направленность использования поступлений от взимания акциза на автомобильное топливо. Однако на практике финансирование уменьшилось.

«Необходимо незамедлительно исправить эту ситуацию, иначе мы рискуем потерять то, чем заслуженно гордились длительное время, — прекрасное качество дорог«, — отметил руководитель Администрации президента. Беларусь обеспечивала надлежащее финансирование строительства и содержания дорог даже в те времена, когда средняя зарплата не превышала сто долларов, поэтому нынешняя ситуация в данной сфере выглядит, по оценке Андрея Кобякова, странной, учитывая существующий уровень доходов, возросшее количество автомобильного транспорта и возросший, соответственно, уровень потребления нефтепродуктов.

Однако помимо очевидного снижения объемов финансирования есть проблемы и в самой дорожно-строительной отрасли. Главная из них, по мнению главы Администрации президента, отсутствие противозатратного механизма в структуре ведомств и организаций, занимающихся данным видом деятельности. В результате структурных преобразований, осуществленных по линии Минтранса, в дорожной отрасли произошло некоторое разграничение функций заказчика работ, подрядчика (исполнителя работ) и государственного контроля качества проводимых работ. Однако данное разграничение до конца не завершено. Кроме того, преобразования произошли лишь на уровне организаций, обслуживающих дороги республиканской собственности. Организации же, занимающиеся находящимися в коммунальной собственности дорогами районного и местного значения, до сих пор совмещают функции и заказчика, и подрядчика, и поставщика и другие функции. По мнению участников рабочей группы, такой запутанный хозяйственный механизм не может не породить отношений «круговой поруки», когда главной задачей является освоение как можно большего объема средств из бюджета, вместо задачи обеспечить надлежащее качество дорог за счет применения менее затратных и более эффективных технологий и оборудования.

Читать еще:  Южную часть обходной магистрали в Волгограде могут построить за 20 миллиардов рублей

Андрей Кобяков поручил Минтрансу, Минфину и прочим заинтересованным представить предложения по обеспечению должного объема финансирования дорог. Кроме того, Минтрансу и другим участникам заседания рабочей группы по данному вопросу, среди которых Комитет госконтроля и областные исполкомы, поручено детально проанализировать существующий механизм хозяйствования в дорожной сфере и разработать необходимые противозатратные меры.

По мнению главы Администрации президента, такой механизм может быть реализован двумя путями. Первый путь — технологический, при котором устанавливаются и жестко исполняются технические нормативы строительства и содержания автомобильных дорог. Второй путь — создать реальную конкуренцию в дорожной сфере. При этом первый путь в принципе применяется, однако особенного эффекта не принес, поскольку в таком случае никто не заинтересован в экономии средств. Второй вариант также реален, однако коммерциализация дорожных предприятий может привести к оттоку кадров и оборудования из Беларуси в другие страны с целью исключительно зарабатывания денег. «Но ведь автомобильные дороги являются важнейшими инфраструктурными объектами и их качество определяет, в конечном итоге, и поток туристов, и интенсивность транзитных пассажирских и грузовых потоков. Поэтому мы не можем допустить, чтобы наши дорожные предприятия превратились в коммерсантов, преследующих только свои интересы и забывающих об интересах государственных«, — резюмировал Андрей Кобяков.

В ближайшее время рабочая группа еще неоднократно вернется к рассмотрению проблем дорожно-строительной отрасли.

Дорожный сбор-2020: сколько соберут, для чего и как уплачивать

Структура доходов и расходов дорожного фонда на 2020 год определена, а вот как его наполнять, окончательно неясно.

Чтобы имеющиеся дороги отремонтировать, а новые — проложить, в бюджете формируется дорожный фонд. В следующем году расходы фонда могут составить около 350 млн долларов. Но далеко не все автовладельцы считают справедливой систему наполнения этого фонда деньгами.

Цена белорусских дорог

Напомним, с 2014 года для финансирования дорожной инфраструктуры все автовладельцы в Беларуси стали уплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — так называемый дорожный сбор. При этом госпошлину автовладельцы сейчас должны уплачивать во время прохождения техосмотра транспортного средства.

Проект президентского указа «О платежах за участие в дорожном движении», который был вынесен на общественное обсуждение в этом году, предполагал, что дорожный сбор автовладельцы будут уплачивать отдельно от техосмотра.

Предполагалось, что физлица получат возможность при единовременном внесении денежных средств за 12 и более месяцев оплачивать дорожный сбор со скидкой. А за те месяцы, когда транспортные средства не используются, пошлину можно было не платить.

Однако норму о том, что дорожный сбор должен уплачиваться отдельно от техосмотра, не поддержала Администрацией президента. На Карла Маркса, 38 посчитали, что предлагаемая система не совсем справедлива, так как не учитывает длительность эксплуатации транспортного средства.

В итоге, в июне этого года Минфин объявил о начале дискуссии на государственном уровне относительно механизма уплаты дорожного сбора. Между тем, в проекте бюджета на 2020 год предварительно уже определены источники наполнения дорожного фонда.

Предполагается, что в будущем году расходы республиканского дорожного фонда составят около 770 млн рублей. Бюджет фонда будет сформирован в основном за счет двух источников.

Первый — плата за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам. Ожидается, что по этой статье поступит около 270 млн рублей.

Второй — поступления казны от госпошлины, которая уплачивается автовладельцами за получение разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Предполагается, что по этой статье в бюджет поступит около 303 млн рублей.

В проекте бюджета оговорено, что половина этой суммы, то есть около 150 млн рублей, будет направлена в местные бюджеты. Эти деньги местные советы депутатов должны использовать на капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог, а также на уплату процентов по кредитам, которые привлекались на дорожное строительство.

Остальные средства дорожного фонда будут использоваться правительством на содержание республиканских автодорог, а также на погашение и обслуживание кредитов, которые привлекались в том числе на строительство второй кольцевой дороги вокруг Минска.

Таким образом, в проекте бюджета-2020 уже расписаны доходы и расходы дорожного фонда. Более того, сказано, что одним из основных источников, за счет которых будет наполняться фонд, станет существующая ныне госпошлина, взимаемая с автовладельцев за допуск транспортных средств к дорожной инфраструктуре.

Однако, как сообщили БелаПАН в конце прошлой неделе в госорганах, окончательное решение по вопросу о том, как именно будет уплачиваться в 2020 году дорожный сбор, пока не принято.

Проект бюджета уже внесен в Администрацию президента, и только после того, как он будет рассмотрен, может появиться ясность в дорожном вопросе.

Изменения неизбежны: какими они будут?

Минфин, как известно, предлагает отвязать дорожный сбор от техосмотра и позволить автовладельцев его уплачивать за то количество месяцев, которое эксплуатируется автомобиль. Однако противники этого предложения в госорганах весной этого года стали говорить, что такая схема не совсем справедлива, поскольку не учитывает длительность (километраж) использования транспортного средства.

В результате стала обсуждаться тема включение дорожного сбора в стоимость топлива. Но Минфин видит у этого предложения существенные минусы.

В частности, предполагается, что если сбор войдет в стоимость топлива, то коммерческий сектор заложит дополнительные расходы в цену товаров.

«Соответственно, те, кто зарабатывают меньше, получат самый негативный эффект от включения дорожного сбора в стоимость топлива. Пенсионер, который едет на дачу, заплатит на заправке за топливо меньше, но ему придется потом заплатить больше за другие товары», — подчеркнул министр финансов Максим Ермолович, выступая в июне в Палате представителей.

Читать еще:  Деду Морозу построят новый дворец за 350 млн рублей

Аргументацию Минфина разделяют некоторые экономисты.

«Каждый рабочий день немалая часть населения, чтобы добраться до работы, ездит в крупные города и особенно в Минск. Если дорожный сбор будет включен в стоимость топлива, это ударит по этой категории населения, а также будет чувствительно для малообеспеченных слоев населения, так как вслед за ростом цен на топливо подрастут цены на товары», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

В свою очередь, председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич полагает, что дорожной сбор стоит включать в стоимость топлива, а наименее обеспеченным категориям граждан следует оказывать адресную поддержку за счет средств бюджета.

«Существует разнообразный зарубежный опыт в части того, как собирать средства на финансирование дорожной инфраструктуры. Один из вариантов — включение дорожного сбора в стоимость топлива. В этом случае даже владельцы тех многочисленных транспортных средств, которые транзитом проезжают наши дороги, будут уплачивать такой сбор», — подчеркивает Сергей Михневич.

При этом он отмечает, что у любой системы взимания дорожного сбора существуют недостатки, но сегодняшняя система, когда этот платеж привязан к техосмотру, является самой несправедливой.

«Все блага в стране стоят денег, но желательно при этом уходить от перекрестного субсидирования, когда одни начинают платить за других. Пенсионеры, которые не используют автомобиль зимой, должны платить сегодня столько, сколько и автовладельцы, которые ездят каждый день. Таким образом, явную несправедливость мы видим уже сейчас», — подчеркивает Михневич.

Поэтому наблюдатели сходятся во мнении, что существующую систему уплаты дорожного сбора нужно менять.

К слову, по данным МВД, после введения дорожного сбора в 2014-м существенно сократилось количество автомобилей, которые проходят техосмотр. Если в 2013-м техосмотр прошли 1 млн 869 тыс. автомобилей, то в 2018-м — 1 млн 239 тыс. автомобилей, то есть на 34% меньше.

«Во многих странах для автовладельцев, которые не прошли техосмотр, предусмотрен крупный штраф. У нас также стоит по этому пути двигаться, но плата за техосмотр должна быть адекватной и ее нельзя увязывать с уплатой дорожного сбора», — полагает Ирина Точицкая.

Это мнение разделяет и глава Белорусской автомобильной ассоциации.

«Прохождение техосмотра, на мой взгляд, государство должно контролировать. Тем, кто его не проходит своевременно, нужно выписывать ощутимые штрафы. Но при этом нельзя отягощать стоимость техосмотра обязательным дорожным сбором, как сейчас. Стоимость техосмотра должна быть разумной, чтобы автовладельцы своевременно его проходили и не страдала безопасность на дорогах», — резюмировал Сергей Михневич.

Поручение Президента: Навести порядок в местной дорожной сети

  • Навести порядок в местной дорожной сети — такое поручение сегодня озвучил Президент на профильном совещании. Проанализировать все нюансы в этой сфере Александр Лукашенко решил еще в декабре во время открытия второй кольцевой. Проблема с региональными трассами назрела уже давно. Несколько тысяч километров покрытия в Беларуси требуют неотложного ремонта. Исправить положение дел намерены в ближайшие три года. На приведение в порядок местных автодорог будет направлено около 900 миллионов рублей. На совещании, которое длилось около трех часов, детально обсудили не только финансовые вопросы, но и рассмотрели технические аспекты реконструкции дорог. Главные критерии, по-прежнему, — эффективное использование средств, грамотные технические решения и хозяйский подход. Подробности обстоятельного разговора у Президента в репортаже Ольги Макей.

    В движении вода из стаканчика не разливается. Это лучший способ демонстрации хороших дорог, говорит Станимир Стойлов. Сербский водитель в Беларуси бывает часто, уже 15 лет колесит на фуре по просторам бывшего Советского Союза. За это время даже русский язык выучил. Водитель в третьем поколении по белорусским магистралям транзитом курсирует круглый год — на территорию Евразийского экономического союза доставляет краски. И без прикрас говорит о дорогах республики.

    Чистота, спокойствие и хорошие дороги — это чаще всего говорят иностранцы, приезжающие в Беларусь. Рассказывают об этом в своих роликах и блогеры-дальнобойщики, есть и такие.

    Общая протяженность дорог в Беларуси — более 86 тысяч километров. Сколько это? Если пересчитать на всех белорусов, то на каждого жителя приходится более 9 метров. Кстати, примерно такой же показатель в Японии — 9,4. На жителей Швейцарии и Германии приходятся отрезки покороче. А еще общей длиной белорусских дорог в 86 тысяч километров можно дважды опоясать земной шар по экватору. При этом 82 % дорог Беларуси имеют статус местного значения.

    Пути, которые соединяют деревни с райцентрами, небольшие города между собой, хоть и называют дорогами местного значения, важность их для страны не меньше, чем у республиканских магистралей. Ведь от таких маленьких сосудов, впадающих в масштабные транспортные артерии, зависит работа всего дорожного организма государства. Каждый день по таким маршрутам тысячи белорусов ездят на работу или в школу, возвращаются домой, на предприятия доставляют сырье и отправляют в магазины готовый продукт. Поэтому реконструкция таких малых дорог не должна оставаться на обочине.

    Несколько месяцев назад, открывая 2-ю минскую кольцевую, Президент поручает разработать план действий по обновлению местных дорог.

    Эту тему не стали откладывать в долгий ящик. Президент приглашает к беседе всех профильных специалистов — это и те, кто отвечают за развитие транспортных коммуникаций, строительство, финансы, контроль, и тех, кто знает о дорожных проблемах на местах: губернаторов всех областей Беларуси. Всего по стране более 6 тысяч километров местных дорог нуждаются в срочном ремонте, жителям этих регионов это доставляет большие неудобства. Президент не мог не откликнуться.

    С 2014 года к помощи в финансировании дорожных работ подключили и автолюбителей, ввели госпошлину за допуск машины к участию в дорожном движении.

    Читать еще:  Как создать колониальный стиль интерьера

    Кстати, такие транспортные сборы давно существуют во многих странах. В Германии и Франции, например, в отличие от Беларуси, плата взимается, не исходя из года выпуска или массы авто, а в зависимости от объема или мощности двигателя.

    В США заплатит дороже тот, кто больше ездит — транспортный налог включен в цену топлива.

    В Австралии придется выложить 10 % от стоимости машины, а в Дании при регистрации автомобиля с водителя возьмут все 105 % от цены авто.

    В Беларуси пошлину направляют как раз на ремонт дорог. Ведь это в наших интересах ездить по хорошим магистралям. Да и страна у нас транзитная. Прибыль — буквально под колесами. Пока от суммы сбора 61 % направляется в республиканский бюджет, 31 — в местный. Со следующего года делить собранные средства будут 50 на 50.

    Владимир Амарин, Министр финансов Беларуси: «На проведение капитального ремонта и приведение в порядок местных автомобильных дорог в период с 17 по 20-й год будет направлено около 900 миллионов рублей. Это средства республиканского дорожного фонда и местных бюджетов. В первую очередь будут направляться средства государственной пошлины, взимаемой за допуск автотранспортного средства к участию в дорожном движении. Из этих 900 миллионов примерно 40 % будут средства, поступающие от взимания госпошлины. Уже в текущем году будет направлено на улучшение местных дорог около 120 миллионов рублей за счет указанных источников».

    Дороги местного значения — это 71 тысяча километров. Они связывают 23 тысячи населенных пунктов. А это почти 200 городов, полторы тысячи агрогородков и более 20 тысяч деревень. И только 1 % этих маршрутов построен так, что разогнаться можно до 100 километров в час.

    Конечно, большинство малых дорог заасфальтированы. Но треть — это так называемые гравийки. А 16 % и вовсе грунтовые, в плохую погоду на таких можно завязнуть. Более того, у 80 % региональных дорог сроки эксплуатации и ремонтных работ просрочены вдвое. Поэтому в интересах раньше начать реконструкцию, а значит больше сэкономить.

    Например, этот маршрут в Ветковском районе связывает 2 крупных агрогородка. У дороги в этом году юбилей — 55 лет. Сколько она не видела ремонта, сказать трудно. Обновить автостраду вынудило не столько время, сколько развитие экономики. Несколько месяцев назад тут реконструировали и построили новые молочно-товарные фермы, а еще здесь будет крупнейшая в регионе птицефабрика. По проекту это 24 птичника и более тысячи новых рабочих мест. Не обновить дорогу сегодня — значит потерять прибыль завтра. Ведь это как минимум издержки на ремонт автомобилей, да и добираться на работу по бездорожью удовольствия не доставит.

    Игорь Кравченко, генеральный директор КПРСУП «Гомельоблдорстрой»: «Нормативный срок службы дороги после капитального ремонта должен составить 10 лет с учетом увеличивающихся нагрузок, фактического состояния автомобильной дороги, которое было на данный период времени, и увеличивающихся нагрузок, в первую очередь от создания новых производств».

    Кстати, в Гомельской области уже применяют новые дорожные технологии, разработанные в Академии наук. Ученые придумали, как импортозаместить дорогостоящие эмульгаторы и модификаторы битума, такие нужные в ремонте автострад. В итоге собственное ноу-хау позволяет на четверть снизить себестоимость работ и фактически утроить срок службы полотна. Белорусские эмульсионные технологии уже применяют и в России.

    Как продлить срок службы магистралей? Еще один пример – 2-я кольцевая. Цементобетонное покрытие, в отличие от асфальта, удваивает жизнь транспортной артерии, стоит примерно столько же, а содержание такой дороги обойдется дешевле в 2-3 раза.

    В том числе и такое эффективное покрытие Александр Лукашенко предлагает использовать в реконструкции местных дорог. А вот завершить обновление по всей стране нужно за 3-4 года.

    Если республиканские дороги можно назвать лицом страны, то дороги местные — имидж губернатора. На руководителях областей — ответственность за их реконструкцию, контроль — за профильными министерствами и госконтролем. План действий по обновлению дополнит Госпрограмму развития дорог на 2016-20 годы. В документе пропишут подробный перечень дорог, которые необходимо привести в порядок, четкий план работ и их стоимость. По оценкам Минтранса, отремонтировать предстоит 6 тысяч километров дорог. Но Президент нацеливает на грамотный подход к финансированию. Если сократить издержки и работать по хозяйски, за те же деньги можно реконструировать и 7 тысяч километров. Главное — соблюдать стандарты качества, не затягивать сроки и соблюдать технологии. Вплоть до того, что просчитать цену ремонта квадратного метра для каждого типа покрытия, такие рекомендации тоже включить в программу. Да и к дорогам подход избирательный, ведь масштабной модернизации требуют не все.

    Эффективность в реконструкции дорог — ключевой фактор. И касается он и профессионализма, и технологий, и финансов. Каждый день тысячи белорусов садятся в автомобили и отправляются по делам, вспоминая о дорогах, только натыкаясь на мелкую неровность. При этом мы вряд ли задумываемся о том, чего стоит, чтобы о наших дорогах говорили, что они лучшие.

    Дмитрий Бочкарев, декан строительного факультета БелГУТ: «Наша дорожная сеть достаточно хорошо развита, мы на уровне стран Восточной Европы по развитию дорожной сети. Мы по качеству дорожных покрытий тоже на высоком уровне, но это заслуга наших организаций дорожных, политики государственной в этой сфере. Я думаю, что все пользователи дорог, а это и граждане, и предприятия, и владельцы транспортных средств, могут принимать участие. Мы же хотим, чтобы лучше стали наши дороги».

    Именно наши дороги, а еще наши города, улицы и развитие нашей страны. Каким оно будет — зависит от каждого небезразличного белоруса, кто добросовестно трудится на местах, платит налоги, словом, заинтересован, чтобы экономика не сбавляла ход. Ведь именно совместные усилия — это и есть тот самый двигатель, который поможет держать курс вперед с нужной скоростью по любой дороге.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector