7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минрегион будет следить за ситуацией в ЖКХ с помощью нового центра – Слюняев

Минрегион: Для успешного развития ЖКХ нужно 9 трлн руб. инвестиций

«Отрасль ЖКХ с учетом необходимых инвестиций можно отнести к категории мегапроекта инфраструктурного значения, который обладает колоссальным мультипликативным эффектом. Без мер государственной поддержки этот проект будет сложным», — отметил И.Слюняев.

В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал повышать долю частных инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве, признав, что пока отрасль не обладает инвестиционной привлекательностью, хотя и должна бы.

«Коммуналка огромна, и чтобы ни происходило на мировых рынках, коммунальное хозяйство должно обладать повышенной привлекательностью. Мы обязаны завершить формирование нормативной базы для повышения доли частных инвестиций в ЖКХ. Более активно этим должны заняться и субъекты Федерации», — сказал премьер на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

Д.Медведев сообщил, что в 2011-2013гг. в проекты в сфере ЖКХ было вложено около 53 млрд руб., отметив при этом изношенность инфраструктуры в этом секторе.

«Около 60% основных фондов отслужили нормативный срок. Это означает рост аварийности, потери в сетях, высокие эксплуатационные расходы. Средства уходят в текущее поддержание работоспособности системы, а модернизация финансируется по остаточному принципу», — отметил он.

Напомним, о том, что только на первичное восстановление фондов ЖКХ требуется свыше 9 трлн руб., говорилось еще на проведенном в мае 2013г. заседании Государственного совета. «Если не изменим ситуацию в целом, по сути, эта цифра будет расти», — заявил тогда президент РФ Владимир Путин.

Глава государства также говорил о необходимости привлекать в сферу ЖКХ частные инвестиции и вынужден был признать, что в настоящее время этот рынок бизнесу неинтересен.

«Причины известны: непрозрачность финансовых процедур, коррупция и кумовство», — сказал В.Путин.

Позднее в ходе организованной РБК пресс-конференции руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис заявил, что квалифицированные частные операторы по предоставлению жилищно-коммунальных услуг сумеют модернизировать систему и «вытащить коммуналку из болота, в котором она сейчас находится».

По словам А.Чибиса, полноценной модернизации ситуации в ЖКХ можно добиться только путем создания конкуренции за право управления инфраструктурой и постановки четких задач со стороны власти.

Не налететь на тарифы

С 1 июля повышаются тарифы ЖКХ. Как минрегион будет контролировать, чтобы рост платежей не превысил допустимую планку?

Игорь Слюняев: У нас две новости: одна хорошая, другая — плохая. Плохая заключается в том, что действительно произойдет плановое повышение тарифов с 1 июля. Хорошая новость в том, что в ближайшие пять лет по поручению президента тарифы на услуги естественных монополий будут «заморожены» и не будут превышать уровень инфляции.

Что касается предстоящего увеличения тарифов. Я просто напомню, что Предельный уровень их роста устанавливается на федеральном уровне. Конкретные бюджетно-тарифные решения принимаются регионами самостоятельно. Наше министерство совместно с минэнерго и Федеральной службой по тарифам проводит мониторинг всех решений, следит, чтобы совокупный платеж граждан, то есть та сумма, которая фигурирует в наших с вами платежках, не превышала допустимый уровень в шесть процентов в среднегодовом исчислении. Мы регулярно запрашиваем информацию о платежах по многим муниципалитетам и даже по отдельным домам. С июля регионы обязаны будут присылать копии квитанций как минимум из трех разных муниципалитетов.

Мы также настаиваем, что все решения муниципальных органов власти, выходящие за 6-процентный порог совокупного годового роста, должны дополнительно согласовываться с органами исполнительной власти субъектов, ФСТ и минрегионом.

Контролировать правильность начисления оплаты за ЖКХ должны и сами граждане. Если рост платежа больше установленного уровня, это повод для обращения в местные органы власти, к губернатору и в Госстрой.

Допустим, в каком-то регионе платежи повысились больше, чем следует. Минрегион может применить санкции, скажем, в отношении губернатора?

Игорь Слюняев: В ведении нашего министерства целый набор федеральных целевых программ.

Мы можем наказать рублем, доложить федеральному правительству, проинформировать президента. Но в большей степени ориентируемся все-таки на нормальное взаимодействие с руководителями регионов. Не припомню случая, чтобы мы обращали внимание главы субъекта на рост совокупного платежа, превышающий установленный уровень, или на какую-то проблему и не получали в ответ быстрой, адекватной реакции.

Самые большие опасения вызывает начало отопительного сезона, поскольку примерно 40-50 процентов в структуре совокупного платежа приходится на тепло и горячую воду. Эти составляющие сильно влияют на итоговую сумму в квитанции об оплате. Так что осенью контроль за ситуацией будет особенно строгим.

В минрегионе заработала «горячая линия» для застройщиков. Чем министерство может помочь им?

Игорь Слюняев: Застройщики часто жалуются на огромное количество административных барьеров в строительстве, избыточных требований и процедур. Для решения проблемы будет полезен ежедневный диалог с бизнес-сообществом, с субъектами Федерации в части выявления и устранения таких барьеров. Поэтому мы вчера открыли «горячую линию», через которую можно сообщать информацию обо всех фактах административного давления или излишнего усердия административных контрольно-надзорных органов, чтобы специалисты минрегиона смогли проанализировать все проблемы и найти решения. Это соответствует задаче, поставленной президентом, по улучшению инвестиционного климата в отрасли. Пока телефона всего два: 495-980-25-40 и 495-980-25-50. Но в самое ближайшее время будет налажена работа полноценного колл-центра. Кроме того, на официальном сайте минрегиона есть «иконка» с электронным адресом. Туда застройщики тоже могут направлять свои обращения. В перспективе этот раздел может перерасти в полноценный форум строительной отрасли нашей страны, где мы сможем делиться проблемами и обсуждать интересующие вопросы.

Читать еще:  Выбираем пластиковые рамы для балкона

Какие планы по вводу жилья в этом году?

Игорь Слюняев: По оптимистичному сценарию, планируем ввести на 6 процентов больше, чем в 2012-м, — 71 миллион квадратных метров. По пессимистичному — 65 миллионов — на уровне 2012 года. С января по июнь ввели 17,4 миллиона квадратных метров. Рост — 9,4 процента. Больше всего жилья строится в 17 регионах, включая Москву, Краснодарский край, Башкортостан, Санкт-Петербург и Татарстан. Есть субъекты, которые заметно отстают. В прошлом году план не выполнили 43 региона. Некоторые не справились даже с половиной обязательств. Это Мурманская область, Ингушетия, Чукотский АО.

Игорь Слюняев: Она комплексная, связана нехваткой платежеспособного спроса, земельных участков под застройку, инженерных сетей, недостаточной активностью инструментов, которые поддерживают рынок жилищного строительства, в том числе, различные жилищные программы. С регионами, где есть очевидные отставания, мы работаем в индивидуальном режиме.

А что происходит с ценами на жилье?

Игорь Слюняев: На первичном рынке квадратный метр, по данным на 1 июня, стоил в среднем 43,4 тысячи рублей. На вторичном еще дороже — 44,7 тысячи. Самые высокие цены в Москве и Санкт-Петербурге. А самые низкие — в Дагестане. Там стоимость квадратного метра на первичном рынке составляет 28,1 тысячи рублей. На вторичном — 38,6 тысячи. Жилье по-прежнему остается дорогим.

В будущем минимум 10 процентов строящегося жилья должно быть арендным. Сколько оно будет стоить?

Игорь Слюняев: В каждом регионе по-разному. В среднем, думаю, от 7 до 10 тысяч рублей в месяц. Первые успешные эксперименты в этой сфере в ряде субъектов уже есть: в Нижегородской области, Новосибирске, Новороссийске, Ростове-на-Дону. Массовое строительство начнется с 2014 года. Мы сейчас формируем экономические и правовые условия для создания этого рынка.

Полный отчет читайте в ближайших номерах «РГ».

На Госсовете по вопросам ЖКХ Владимир Путин жестко раскритиковал чиновников

Коммунальные тарифы, отношения с управляющими компаниями, расселение ветхого жилья. Одна из самых актуальных проблем России обсуждалась на высшем уровне. Все, что связано со сферой ЖКХ, рассматривал Госсовет, где Владимир Путин резко критиковал чиновников федерального уровня.

«Химическая очистка воды по итогам 2010 года». Так в управляющей компании объяснили немаленькую цифру, неожиданно появившуюся в платежке. Что такое «химическая очистка воды» и почему за нее нужно платить спустя 3 года, Марина Сибирцева так и не поняла. В 2010 году она вообще жила совсем в другом месте.

Выяснилось, что введена новая методика оплаты за горячую воду. Но жильцов об этом никто не предупредил. В итоге счета от 1,5 до 5 тысяч рублей за услугу, которую никто не оказывал, получили почти 200 человек. Управляющие компании в Новосибирске «ошибаются» в большую сторону очень часто. Одна из них, например, умудрилась начислить жильцам лишних 16 миллионов рублей.

В общем, несмотря на все принимаемые законы и решения, пока в сфере ЖКХ кардинальных изменений нет. Об этом говорил Владимир Путин. Проблема очень острая, и многие губернаторы и министры ушли из Кремля в плохом настроении после президентской критики.

От Правительства выступал глава Минрегиона Игорь Слюняев и предложил очередную программу по реконструкции отрасли.

Игорь Слюняев: Прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать разработку такой программы.

Владимир Путин: Вы где работаете?

Игорь Слюняев: В Правительстве Российской Федерации.

Владимир Путин: Вот ваше предложение создать федеральную целевую программу по реконструкции сферы ЖКХ – это консолидированная позиция Правительства Российской Федерации, вы же министр?

Игорь Слюняев: Правительство РФ по вопросу разработки и принятия федеральной целевой программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства не определилось пока.

Владимир Путин: А вы просите меня поддержать ваше предложение. Вы хотите таким образом повлиять на решение Правительства? Не кажется вам, что сначала в Правительстве надо рассмотреть, а потом вы как министр, как член Кабинета Правительства должны выступить с консолидированным мнением и предложить нам те решения, которые должны быть сбалансированными и реализуемыми. Или вы хотите всех граждан, включая меня, включить во внутреннюю работу Правительства Российской Федерации?

Игорь Слюняев: Владимир Владимирович, предложенный вами подход более правильный и рациональный.

Недовольство Президента вызвало и сравнение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство с расходами на систему ГЛОНАСС.

«Не нужно проводить таких параллелей. Министр регионального развития привел абсолютно некорректное сравнение с ГЛОНАСС. На ЖКХ нужно столько же денег, сколько ГЛОНАСС. Ну и что? Зачем это сравнение? Что, нам не развивать ГЛОНАСС? Абсолютно некорректные вещи. Не нужно этого делать, пожалуйста!» — попросил Президент.

Одна из причин плачевного состояния жилищно-коммунального хозяйства — кадровый кризис. Дефицит работников около 70%. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев выступил с предложением поднять зарплату работникам ЖКХ, чтобы было больше желающих трудиться сантехниками и электриками.

Валерий Шанцев: Мы повышаем учителям зарплату, доводим ее до средней в области. А у нас сейчас закладывается 16 тысяч в снабжающие организации при зарплате 24 тысячи в среднем по области. Мы говорим о кадрах, что привлекать надо. А как мы привлечем на такую зарплату?

Владимир Путин: Это система государственных приоритетов. И если мы признаем, что образование является одним из таких приоритетов, нужно действовать без оглядок на эти сравнения. Они неуместны, Валерий Павлинович. Уверяю вас. Я вас слушал внимательно и попрошу вас меня больше никогда не перебивать, пожалуйста. У нас не получится дискуссия. Вы будете говорить одно, я – другое. Значит, я вас прошу, всех собравшихся в этом зале, иметь в виду вот это обстоятельство: если мы признаем с вами, что образование является одной из важнейших сфер деятельности, определяющих будущее нашей страны, мы к этому так и должны относиться. Не нужно этого стесняться. И мы не можем заниматься уравниловкой.

Читать еще:  Vavilon-мы объединяем весь мир — здесь можно найти ответы на ваши вопросы

Губернаторы жаловались: проблему аварийного и ветхого жилья решить очень сложно. Как считает Президент, в первую очередь, надо переселять людей именно из аварийных домов.

«Не надо здесь вешать проблемы, которые сейчас решить трудно. Не надо путать аварийное жилье с ветхим. Я обращаюсь ко всем губернаторам: и не надо грузить то, что лошадь не вывезет. Нам нужно решать первоочередные задачи, самые острые. Нужно закрыть проблему с аварийным жильем. Из трущоб людей вытащить. Вот что нужно сделать. Хотя аварийное подчас мало чем отличается от ветхого. Но, тем не менее, нужно действовать поэтапно, а не сваливать все в одну телегу», — заявил Владимир Путин.

Что же касается ремонта жилья, губернаторы просили изменить параметры софинансирования для каждого региона отдельно. Сейчас 80% платит регион и только 20% — федеральный центр. Президент пытался добиться от министров ответа на вопрос, как быстро можно изменить эту пропорцию. Вопрос оказался для членов Правительства неожиданным.

Владимир Путин: В какой стадии находится проработка этого вопроса? Я к министру финансов обращаюсь.

Антон Силуанов: Подготовлены законодательные решения. В ближайшее время они будут внесены в Государственную думу.

Владимир Путин: В ближайшее время – это когда? Когда пройдет через Правительство?

Антон Силуанов: Мы готовы рассматривать вопросы увеличения взносов в фонд ЖКХ. Но это уже будет 16 и 17 годы. Это будет уже очередной бюджетный цикл. Мы в рамках подготовки бюджета эти вопросы будем также рассматривать в ходе бюджетного процесса.

Владимир Путин: Ну, вот кроме вас сейчас никто не понял, чего вы сказали. Я все-таки вас попрошу конкретизировать. Игорь Иванович, когда вы проведете это через Правительство?

Игорь Шувалов: Сам законопроект мы можем провести в течение 2 недель, если он в течение недели будет подготовлен…

Владимир Путин: Один говорит, 2 недели, второй говорит, нужно 2 месяца. Значит, Дмитрий Анатольевич сегодня в Минске с коллегами встречается. Вы, первый заместитель Председателя Правительства, еще раз назовите эту дату.

Игорь Шувалов: Мы берем обязательство к 15 июля этот вопрос решить. Владимир Владимирович, разрешите, я тогда скажу, у нас сейчас дополнительных запросов от органов…

Владимир Путин: Нет-нет, вот это не надо. Это я знаю. Вот мы этот вопрос будем решать или не будем?

Игорь Шувалов: Будем решать.

Владимир Путин: Не надо говорить, как вам тяжело. Я знаю. Я знаю, что вам тяжело. Это правда, это тяжелая работа – сбалансировать бюджет. Но мы решили, что это один из важных вопросов, и его нужно решать.

Основные фонды ЖКХ, то есть дома, трубы и другие коммуникации изношены 70-80 %. А на их первичное восстановление, по оценке экспертов, нужна гигантская сумма — 9 триллионов рублей. Только государственные деньги здесь не помогут.

«ЖКХ – это мощный рынок, огромный. Его оборот равен 4,2 триллиона рублей в год. Он не интересен для долгосрочного серьезного инвестора. Зато здесь раздолье – и мы знаем об этом хорошо – для тех, кто привык стричь купоны, не вкладывая при этом денег ни копейки. Причины известны – непрозрачность финансовых процедур коррупция, кумовство в этой сфере», — сказал Владимир Путин.

Чтобы было ясно, кто и за что платит, Президент предложил создать информационную систему, с помощью которой потребители могли бы отслеживать свои расходы на коммунальные услуги.

От губернаторов Путин потребовал постоянно следить за ситуацией в ЖКХ на местах и оперативно решать проблемы.

«Очень хорошо помню, как один из губернаторов сказал мне: ну вот я был членом Совета Федерации, занимался вопросами международных договоров, часто приезжал в Москву. И чего вы меня этого лишаете, и я теперь должен заниматься трубами всякими, дорогами, крышами. На что я ему сказал: да, надо заниматься трубами, дорогами, крышами. Именно для этого люди нашего с вами уровня приходят на те места, на которых мы сегодня работаем. Люди ждут от нас не каких-то красивых внешних действий, они ждут конкретной работы, от которой зависит их жизнь, их благосостояние, их будущее», — считает Владимир Путин.

В работе Госсовета участвовали и думские лидеры. Владимир Жириновский считает, что вообще не должно быть свободных квартир. Все пустующие надо обязать сдавать в аренду. А Геннадий Зюганов предложил заморозить тарифы ЖКХ. Путин ответил: не замораживать, а кардинально сдерживать. По мнению главы государства, тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ должны ограничиваться государством, но не в ущерб рентабельности бизнеса.

«При такой системе ни один губернатор не посмотрит в сторону Минрегиона»

Создание Министерства строительства и ЖКХ — не только трудоустройство «золотого мальчика» Михаила Меня. В столице снова делят сферы влияния: несколько лет владельцы строительных холдингов знали в какой кабинет заходить, чтобы получить госзаказ на стройку или ремонт домов в том или ином регионе. Мэры знали, кто их вызовет и скажет, какую компанию принять, в чью пользу провести аукцион. Отставка влиятельного Олега Говоруна — следствие этих договоренностей. И вот мир рухнул: куда нести деньги, от кого получать ЦУ. Минрегион уже не в моде (и дружба министра с женой премьера — не спасение), Минстрой еще не сложился, а еще министр Улюкаев хочет сесть на бюджеты. Советы опытным лоббистам от информированных бюрократов — на «URA.Ru».

1 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании нового министерства — Минстроительства и ЖКХ. Его министром стал Михаил Мень, вернувшийся в Москву с поста губернатора Ивановской области по семейным обстоятельствам. Новое ведомство создается на базе Госстроя, ранее входившего в систему Минрегиона. «Появление нового министерства — удар по позициям [главы Минрегиона Игоря] Слюняева. Это очевидный знак, что он не справился», — рассказывает на условиях анонимности чиновник из Госстроя.

Читать еще:  В Рязани начал работу консультационный пункт обманутых дольщиков

В аппаратном мире основной вопрос, что будет с Минрегионом, который всегда был на острие бюрократических и финансовых войн. Борьба за контроль над строительной отраслью началась фактически с первых дней работы правительства Дмитрия Медведева. Сначала возник конфликт бывшего главы Минрегиона Олега Говоруна с бывшим руководителем Госстроя Владимиром Коганом. Эксперты называют разногласия чиновников в числе одной из причин последующей отставки Говоруна: тот не обиделся на взыскание, выписанное президентом Путиным, просто заходя на Минрегион, чиновник рассчитывал контролировать финансово емкие госпрограммы, а они оказались ему неподконтрольны.

Ситуация изменилась только после назначения министром Игоря Слюняева. Будучи ангажирован с бизнес-структурами Ротенбергом, новый чиновник добился отставки Когана, но уже новый начальник Госстроя Владимир Токарев оказался Слюняеву не по зубам.

Внутриведомственная борьба за полномочия объяснялась очевидным фактом: тот, кто выигрывал право полного контроля, получал блок целевых программ. «А вместе с этим и огромное число просителей в приемной. Федеральные ФПГ, крупные региональные игроки приходили за подрядами. То же самое было в фонде реформирования ЖКХ — все заносили за право осваивать бюджетные деньги в том или ином регионе. Страну пилили только так», — рассказывает о ситуации один из региональных чиновников.

Новое Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет координировать работу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой). То есть фактически ведомство Михаила Меня получило все крупные строительные бюджеты.

«Министерство станет одним из центров притяжения региональных лоббистов. Всем понятно, что ему передаются очень большие федеральные деньги в рамках госпрограмм и федерально-целевых программ, которые будут выведены из-под Министерства регионального развития. А поскольку сама система ЖКХ — это система региональная, то теперь все средства будут генерироваться в новом министерстве. И соответственно все региональные лоббисты, и каждый губернатор обязательно должны будет взаимодействовать с новым ведомством», — считает Григорий Добромелов, исполнительный директор института политических исследований.

«Переговорщикам придется заново выстраивать отношения с федеральными чиновниками. Известно, что Мень намерен формировать свою команду: во всяком случае, никто из замов Слюняева к новому министру не переходит», — сообщает наш источник в Минрегионе.

По словам источника в Белом доме, у Меня сейчас карт-бланш от президента Владимира Путина на очень «широкую деятельность с ресурсоемкими полномочиями». «Во всяком случае, так это воспринимается в Белом доме», — поясняет он.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев рассказывает, что у Меня очень хорошие отношения и с Дмитрием Медведевым. «Они дружат семьями, и Дмитрий Медведев со своей супругой бывал у него в гостях в Ивановской области, — поясняет политолог. — Должность Меня, несмотря на всю сложность, нельзя сейчас называть расстрельной. В ближайшее время его точно не „расстреляют“. Он нужен федеральному центру и, может, только через пару-тройку лет станет мальчиком для битья, не раньше». Другие наши эксперты также рассказывают, что сейчас у Михаила Меня вдвойне крепкие политические позиции, благодаря поддержке и премьера, и президента. «Не каждый из чиновников кабмина может сегодня похвастаться таким политическим иммунитетом», — замечает наш собеседник в Белом доме.

Но не все так однозначно: Мень не уничтожил Слюняева, не стал единоличным победителем. Как рассказывают «URA.Ru» собеседники в Белом доме, появление нового министерства в правительстве создает новые аппаратные конфликты. «Центры, которые принимают решения по региональной политике, становятся почти автономными. По сути, эту сферу полномочий уже делят три влиятельных вице-премьера: Дмитрий Козак, Александр Хлопонин, Юрий Трутнев. У них есть министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр регионального развития Игорь Слюняев, теперь еще и Мень», — рассказывает наш источник в аппарате Белого дома.

В аппаратную игру за доступ к федеральным целевым программам вступает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Камень преткновения — конкуренция ведомств за курирование территориального планирования и Инвестфонда», — поясняет наш источник в Минрегионе. То есть речь идет о контроле над той сферой полномочий, которая позволяет определять ведомству, какой регион в рамках федеральной целевой программы получит деньги, а какой нет.

«Улюкаев также лоббирует тему о передаче под полный контрольный его министерства вопросов о территориальном развитии регионов. Если его план сработает, это означает уничтожение Министерства регионального развития как такового. Стройка и ЖКХ — под Михаилом Менем, инфраструктурные проекты и ФЦП — допустим, под Улюкаевым. При такой системе ни один губернатор не посмотрит в сторону Игоря Слюняева. Его министерством — станет министерство по делам национальностей», — уверен наш источник в правительстве.

«Но это будет очень слабым рычагом влияния на губернаторов. Даже при новом законе об ответственности региональной власти за межнациональные конфликты. Все понимают, что эту сферу все равно будет контролировать администрация президента», — поясняет один из федеральных чиновников. По мнению политолога Григория Добромелова, у Минэкономразвития и так уже достаточно полномочий, и ведомство должно заниматься макроэкономикой, а региональную политику оставить профильному министерству.

«Алексей Улюкаев совсем недавно получил дополнительные полномочия в связи с перераспределим функций ФАС в части регулирования госзаказа. С моей точки зрения, Минэномразвития, наоборот, должно полностью отдать сектор по курированию региональных программ Минрегиону. Потому что сейчас регионы отчитываются в рамках госпрограмм и федерально-целевых программ перед МЭРом, а нужно, чтобы перед Минрегионом. К тому же у Улюкаева и так много проблем. Все-таки ситуация в экономике далеко не лучшая. Особенно последние полгода, после ухода бывшего министра экономического развития Алексея Белоусова», — считает эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector