Керченский мост в Крым пока останется без работ «Мостотреста»
«Важно для Крыма, юга России и всей нашей страны»: Путин открыл железнодорожное движение по Крымскому мосту
Президент России Владимир Путин проехал на поезде по Крымскому мосту, открыв тем самым пассажирское железнодорожное сообщение между полуостровом и континентом. Глава государства проследовал из Керчи в Тамань.
«Значительно мягче идёт, чем автомобильный», — сказал Путин, сравнивая две части моста через Керченский пролив.
Как пояснили президенту, такое ощущение складывается потому, что железнодорожные пути проложены по более пологой траектории, нежели автомагистраль, на которой есть перепады высот.
Президент пообщался в кабине с главой Минтранспорта Евгением Дитрихом, который отметил, что расчётная скорость движения по мосту достигает 120 км/ч. Затем российский лидер перешёл в вагон-ресторан. Здесь железнодорожники и строители рассказали ему о ходе возведения объекта. Они также отметили, что скорость товарных поездов, которые начнут движение по мосту летом 2020 года, составит до 80 км/ч. Кроме того, было отмечено, что строительство моста позволило молодым кадрам получить бесценный опыт, который они смогут применить при реализации других проектов.
Доехав до Тамани, Путин обратился к собравшимся там строителям, поблагодарив их за качественную и быструю работу.
«У нас сегодня с вами приятное и очень важное событие. Оно важно для Крыма, Севастополя, всего юга России, да и для всей нашей страны, потому что, безусловно, такие объекты инфраструктурного характера, как этот грандиозный мост, который вы построили, будут влиять на всю экономику», — заявил глава государства.
«Вы показали, что мы можем на основе собственной технологической базы осуществлять такие масштабные проекты. Это вселяет — без всякого преувеличения — практически в каждого из нас уверенность в том, что мы и другие подобного рода проекты можем и обязательно будем делать в будущем», — добавил президент.
Он также напомнил, что пассажирское движение между Санкт-Петербургом и Севастополем началось 145 лет назад.
«Мы не запускаем его с начала, а восстанавливаем это движение», — подчеркнул он.
«Подарок к Новому году»
В этот же день в 14:00 из Санкт-Петербурга в Севастополь отправился состав №7/8 «Таврия». Поезд пересечёт Керченский пролив 25 декабря примерно в 02:10—02:40 по мск. Он должен прибыть в Севастополь в 09:25, время в пути составит 43,5 часа. Состав пройдёт 2471 км, сделав остановки на 20 станциях в девяти областях и трёх городах федерального значения, а также пересечёт 118 рек.
За отправлением поезда с Московского вокзала Санкт-Петербурга в режиме телемоста наблюдал президент РФ и представители мостоотрядов на Таманском полуострове.
«В добрый путь!» — сказал Путин перед отправкой состава.
24 декабря в Крым отправится первый поезд из Москвы, время в пути должно составить 33 часа. Состав отправится из столицы в 23:44 и прибудет в Симферополь 26 декабря в 08:50.
Начальник ФКУ Упрдор «Тамань» — заказчика строительства — Кайрат Турсунбеков назвал запуск железнодорожной части Крымского моста в конце декабря «подарком к Новому году».
Продажа билетов на поезда, следующие по новому маршруту, началась в ноябре. Как сообщили в пресс-службе компании-перевозчика «Гранд Сервис Экспресс», за первый месяц было продано более 50 тыс. билетов. В первые сутки покупали примерно три билета каждую минуту. Минимальная стоимость проезда из Москвы составила 2966 рублей, из Петербурга — 3500 рублей.
Глава регионального Минтранса Сергей Карпов заявил, что к 1 июня 2020 года будет открыто железнодорожное сообщение и с другими городами материковой России. Конечными пунктами назначения, кроме Симферополя и Севастополя, станут Евпатория и Феодосия. В курортный сезон 2020 года железнодорожным сообщением с Крымом могут воспользоваться около 3 млн пассажиров, сообщает «Крыминформ» со ссылкой на Карпова.
Уникальная постройка
Крымский мост стал самым длинным в России и Европе: его протяжённость составляет 19 км. По нему проходят автомобильная и железная дороги. Команде из 15 тыс. инженеров со всей России удалось закончить строительство за рекордные четыре года. Работы длились с февраля 2016-го по декабрь 2019 года.
По данным центра «Крыминформ», строительство велось круглосуточно в две смены и не прекращалось ни на минуту даже в сложных метеоусловиях. Как отмечается, за время возведения моста метеостанции зафиксировали в Керченском проливе 10 тыс. часов шторма.
Генеральный директор компании «СГМ-Мост» Александр Островский рассказал, что сильный ветер в самом начале не позволял собрать даже базовые конструкции.
«Нам трижды пришлось собирать опалубку. Первый раз мы собрали опалубку и арматурный каркас, но налетевший шторм разбомбил их в пух и прах. Как мы ни защищались, ветер оказался сильнее нас», — пояснил он.
По его словам, морская операция по установке главных арок стала одним из уникальных этапов строительства. Рабочим нужно было собрать металлоконструкции на берегу, а затем подготовить специальные пирсы, которые бы выдержали вес арок — более 5 тыс. тонн.
- Владимир Власов о роли инженеров «Мостотреста» в строительстве Крымского Моста
Заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин, со своей стороны, отметил, что строительство Крымского моста позволило получить ценный опыт инженерам нескольких поколений.
«Тот коллектив, который тут сложился, — это сплав опытности и мастерства, молодости и седин. Это действительно коллектив с определённой преемственностью поколений, и мы считаем, что аксакалы (как мы их называем) свою работу выполнили на отлично. Они многому научили молодёжь, которая продолжит их дело», — подчеркнул Леонид Рыженькин.
Задачу построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив поставил президент Владимир Путин сразу после воссоединения Крымского полуострова с Россией по результатам референдума 2014 года. Активная фаза строительства моста и подходов к нему с крымской и краснодарской сторон началась в феврале 2016 года.
В декабре 2017 года завершилось онлайн-голосование, в ходе которого выбиралось название сооружения. В результате 64% проголосовавших выбрали вариант «Крымский мост».
Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста
В мая 2018 года Владимир Путин за рулем оранжевого «Камаза» открывал автомобильное движение по Крымскому мосту. Добравшись до Керченского полуострова, он выпрыгнул из кабины и подошел к ожидавшим его людям. Среди них стоял давний друг президента миллиардер Аркадий Ротенберг, чьи компании «Стройгазмонтаж» и «Мостотрест» построили мост. Путин что-то с улыбкой сказал ему и шутя ткнул кулаком в плечо, так что Ротенберг покачнулся.
В декабре 2019 года на Крымском мосту откроют железнодорожное движение. И «стройка века», на которую государство потратило более 300 млрд рублей (с учетом железнодорожных и автомобильных подходов), будет официально завершена. Как стало известно Forbes, заработать на ней у компаний Ротенберга не получилось. Почему он четыре с половиной года назад ввязался в этот проект и с чем подошел к его завершению?
Осторожный Тимченко
О том, что России нужен мост, соединяющий ее с Крымом, Владимир Путин заявил в середине марта 2014 года — еще до подписания указа о присоединении полуострова. Кто мог взяться за такой проект? Закончившаяся недавно грандиозная олимпийская стройка мощно прошлась по строительной отрасли, выкосив таких грандов, как «Мостовик» Олега Шишова, «Инжтрансстрой» Ефима Басина и «Трансстрой» Олега Дерипаски. В первые месяцы интерес к строительству моста проявляли иностранные компании, например, в июле ответственный за строительство вице-премьер Дмитрий Козак утверждал, что от подрядчиков, в том числе китайских и итальянских, нет отбоя. Но по мере того, как ухудшались отношения между Россией и мировыми державами из-за украинского конфликта, становилось понятно, что строить мост придется своими силами и за государственный счет. Из реальных кандидатов остались две структуры, контролируемые старыми друзьями Владимира Путина, — «Мостотрест» Аркадия Ротенберга и СК «Мост», долей в которой владел холдинг «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.
Наибольшую вовлеченность в строительство моста демонстрировал «Стройтрансгаз» — компания проводила выездные семинары с экспертами по инфраструктуре, собирала мнения проектных институтов. «Мы перекрестились все, когда «Стройтрансгаз» начал проработку моста. Мы консервативно сказали, что не пойдем туда как генподрядчик — только на субподряд», — вспоминает свои ощущения Владимир Власов, возглавляющий «Мостотрест» с 2006 год. Почему не было желания? Акции «Мостотреста» обращались на бирже — free float превышал 30%, и иностранные инвесторы хотели четко понимать, есть ли у них риски оказаться акционерами подсанкционной компании. Менеджмент «Мостотреста», по словам Власова, пообещал инвесторам, что компания не пойдет на генподряд по Крымскому мосту.
Но неожиданно к началу осени отношение компании Тимченко к проекту изменилось. Группа менеджеров «Стройтрансгаза» пришла к заключению, что сроки очень сжатые, политическая ответственность большая, а большой прибыли проект не сулит, вспоминает Власов. Представитель Volga Group Тимченко не стал давать комментарий Forbes для статьи.
Стоимость моста оценивалась в 228,3 млрд рублей, и чиновники дали понять, что возможности выйти за рамки этой суммы государство не предоставит. Ответственный за стройку вице-премьер Дмитрий Козак настоял на том, что даже санкции не могут стать аргументом для пересмотра объема финансирования, писали «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Минтрансу. При этом мост надо было возводить в сейсмически опасной зоне и в сложных метереологических условиях. А Владимир Путин просил закончить строительство к концу 2018 года — об этом он рассказывал позже, на прямой линии в 2016 году. Проект мог вообще оказаться убыточным, и это оттолкнуло Тимченко, говорит источник Forbes, знакомый с обсуждениями тех лет.
«Я боюсь репутационных рисков. Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить», — объяснял сам Тимченко свой отказ от строительства в декабре 2014 года. А спустя полгода он и вовсе продал долю в СК «Мост». Тогда же миллиардер вышел и из капитала дорожного подрядчика АРКС, отказавшись от идеи создать на базе «Стройтрансгаза» строительный мегахолдинг (этими планами Тимченко делился с Forbes в 2012 году).
Решительный Ротенберг
Аркадий Ротенберг согласился строить мост довольно спонтанно, сообщив об этом Владимиру Власову «однажды утром», вспоминает топ-менеджер. «Мы, конечно, прогнозировали, что что-то такое может быть, но не ожидали, что человек уже взял на себя обязательства, да еще и с лимитированной ценой», — говорит Власов. Взяться за проект Ротенберга попросил лично Путин, знает знакомый миллиардера. «Президент сказал — и надо сделать», — вспоминал миллиардер в интервью Наиле Аскер-заде.
Генподрядчиком по строительству и проектированию моста назначили не «Мостотрест». В подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце января 2015 года распоряжении фигурировала компания «Стройгазмонтаж» (СГМ) — головная структура одноименной группы Аркадия Ротенберга. Попавший под американские санкции еще весной 2014 года СГМ прежде не строил ни мосты, ни дороги. Это был один из крупнейших подрядчиков «Газпрома».
Но уже в марте 2015 года в структуре СГМ была создана специальная компания «СГМ-Мост» — именно она стала гендподрядчиком. Возглавил ее 64-летний выходец из «Мостотреста» Александр Островский, с 2007 года работавший заместителем Власова. В марте 2016 года «СГМ-Мост» определился с субподрядчиками и «Мостотрест» получил контракт на 97 млрд рублей. В число субподрядчиков вошли еще восемь небольших региональных компаний. К этому времени формально ни Аркадий Ротенберг, ни его родственники отношения к «Мостотресту» не имели.
Рокировка с «Благосостоянием»
До того, как в январе 2015 года государство поручило Ротенбергу строить Крымский мост, у «Мостотреста» были два основных акционера — компания «ТФК-Финанс» с долей 25%, которой владел через пять компаний НПФ «Благосостояние», и офшор Marc O’Polo Investments, владевший 38,63% акций. Совладельцами офшора были сын Аркадия Ротенберга Игорь (68,45%) и основатели группы транспортных компаний «Н-Транс» Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов.
В апреле 2015 года Marc O’Polo Investments продал «Благосостоянию» всю свою долю в «Мостотресте». Следом «Благосостояние» через «ТФК-Финанс» выкупил акции других миноритариев и консолидировал 94,2% строительной компании. «К тому моменту появились другие интересные нам направления, и мы приняли решение о продаже нашей доли в активе», — сообщили Forbes в «Н-Трансе». Сделка состоялась, потому что покупатель предложил «хорошую цену», утверждал в 2015 году представитель Игоря Ротенберга.
Но даже продав компанию, семья Ротенбергов все равно сохранила ее в орбите своего влияния, о чем подробно рассказывал Forbes. На выкуп акций Ротенберга и других акционеров «ТФК-Финанс» потратила 17,99 млрд рублей. Эти деньги она фактически взяла у Ротенбергов — весной и летом 2015 года «Стройгазмонтаж» выдал ей два кредита на общую сумму 18 млрд рублей. Кроме того, в руководство «ТФК-Финанс» вошли несколько человек из структур Ротенбергов. Ротенберги действительно сохранили контроль над «Мостотрестом», подтверждали собеседники Forbes и «Ведомостей».
Кредит «Мостотресту» понадобился, чтобы СГМ как генподрядчик Крымского моста смог обеспечить «стабильное финансовое положение и беспрерывную реализацию проекта», объяснял позднее представитель Ротенбергов. Источник в дорожной отрасли говорил Forbes, что сделка с НПФ «Благосостояние» связана с санкциями США и якобы является попыткой «скрыть следы» Ротенбергов. В сентябре 2016 года американские власти все-таки внесли «Мостотрест« в санкционный список SDN, то есть ввели де-факто экстерриториальный запрет на ведение дел с компанией. «По нам, безусловно, санкции ударили», — сожалеет Власов. По его словам, менеджмент «Мостотреста» рассчитывал, что бизнес будет расти, как и в прошлые годы, на 10-15% и готовился к участию в различных концессионных проектах. Для этого еще в декабре 2015 года компания зарегистрировала несколько облигационных выпусков на 100 млрд рублей. Разместить удалось только два выпуска по 5 млрд рублей летом 2016 года.
А в начале 2018 года Ротенберг неожиданно выкупил «Мостотрест» обратно. Его представитель объяснял это тем, что компания нарастила компетенции в инфраструктурном строительстве, к которому у миллиардера якобы вновь проснулся интерес.
В НПФ «Благосостояние» не ответили на этот вопрос, удалось ли заработать на «Мостотресте». По условиям сделки Ротенберг на компанию «Стройпроектхолдинг» выкупал все 100% акций «ТФК-Финанс». Таким образом структуры пенсионного фонда освобождались от возврата кредита СГМ. В 2015-2018 годах «ТФК-Финанс», согласно расчетам Forbes, получила около 9,7 млрд рублей дивидендов от «Мостотреста». Но, по данным «СПАРК-Интерфакс», за все эти годы «ТФК-Финанс» не выплачивала дивиденды в адрес материнских структур. Их часть (по оценкам Forbes, минимум 2,7 млрд рублей) осела в СГМ в виде выплат по кредитам.
Сумма сделки с Ротенбергом не раскрывалась. Исходя из рыночных котировок пакет «Мостотреста», которым владела «ТФК-Финанс», мог стоить порядка 38 млрд рублей. Источник «Коммерсанта» говорил, что из-за долга перед СГМ и субподряда на Крымский мост сделка может пройти с дисконтом до 40%. По итогам 2018 года «Стройпроектхолдинг» впервые отразил в отчетности долгосрочные финансовые вложения (обычно под ними подразумеваются инвестиции в акции) в размере 7,6 млрд рублей. Представители Ротенберга и НПФ «Благосостояние» не ответили, соответствует ли эта сумма цене сделки.
После моста
Смог ли сам «Мостотрест» заработать на «стройке века»? К ее окончанию компанию подошла не в лучшем состоянии. В 2018 году «Мостотрест» получил самую низкую с момента выхода на IPO в 2010 году чистую прибыль — 1,7 млрд рублей и отказался платить акционерам дивиденды. Портфель заказов сократился с 419 млрд рублей в 2016 году до 275 млрд рублей. В годовом отчете Власов объяснял падение прибыли высоким долгом — «Мостотресту» требовался оборотный капитал для крупных проектов. Менеджер посетовал и на тяжелую конъюнктуру рынка: на горизонте 2019 года крупных заказов не предвиделось.
Крымский мост, скорее всего, принесет нулевую прибыль, рассказал Forbes Власов: «Будет хорошо, если генподрядчик «Стройгазмонтаж» не будет в минусе». Одновременно с Крымским мостом компания завершала работы по крупным строительным подрядам с московским правительством и работу на трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург.
«Можно сказать, что нулевой результат — это даже хороший результат, могли оказаться и серьезные убытки», — полагает старший аналитик «Атон» Михаил Ганелин. По его словам, на низкую рентабельность проекта повлияли высокие темпы скорости его реализации. Строительная отрасль в последние годы работает с очень низкой рентабельностью — 0-3%, говорит партнер консалтинговой компании «НЭО Центр« Алексей Ефанов: «Это происходит из-за того, что в смету закладываются только расходы, которые впоследствии еще урезаются различными контролирующими органами. Получается, что прибыль, которая должна образовываться за счет более эффективного проведения работ, почти обнуляется уже на старте».
«Для меня это, видимо, заключительный большой проект — и не с целью зарабатывания денег, — говорил Ротенберг после того, как согласился строить Крымский мост. Весной 2019 года стало известно, что миллиардер договорился продать СГМ «Газпрому». В ноябре, по словам представителя Ротенберга, сделка была закрыта. По словам источников РБК, сумма сделки — порядка 75 млрд рублей.
Аналогичные переговоры с газовой монополией ведет и Тимченко, говорили источники РБК и подтвердил Forbes знакомый миллиардера. На базе СГМ и «Стройтрансгаза» «Газпром» планирует создать собственного мегаподрядчика. Знакомый миллиардеров утверждает, что оба якобы устали от работы с «Газпромом» — монополия плохо выплачивает авансы, иногда меняет параметры проекта на его середине. В свою очередь, у обоих бизнесменов есть ресурс, чтобы продвигать собственные интересы в спорах с монополией, продолжает источник, что вызывает недовольство уже руководства «Газпрома». Кроме того, подходят к концу масштабные проекты «Газпрома», и в ближайшее время крупных заказов не предвидится. Представитель Ротенберга заявил Forbes, что сделка по продаже СГМ была рыночной, но не стал уточнять причины, по которым миллиардер вышел из этого бизнеса. При этом из состава холдинга была выведена компания «СГМ-Мост» — она все еще принадлежит Ротенбергу.
В отношении «Мостотреста» у Ротенберга теперь другие планы. На ПМЭФ-2019 «Стройпроектхолдинг» и ВЭБ договорились создать крупнейшего игрока на рынке инфраструктурного строительства. В периметр сделки могут войти «Мостотрест», «ТЭК-Мосэнерго» (принадлежит Игорю Ротенбергу) и «Группа 1520» — один из крупнейших подрядчиков РЖД, на которого, как утверждают источники «Ведомостей», Ротенберги имеют сильное влияние. В чем логика партнерства? ВЭБ — один из ключевых исполнителей 13 нацпроектов стоимостью почти 26 трлн рублей, утвержденных, чтобы выполнить новые майские указы Путина. Источники «Ведомостей» полагают, что «Мостотрест» в перспективе может получить крупные подряды на строительство моста через Волгу (130-140 млрд рублей) или трассы Джубга-Сочи (около 1 трлн рублей). В беседе с Forbes Власов сказал, что «Мостотрест» смотрит и анализирует любые возможные проекты.
По мнению Ганелина из «Атона», «Мостотрест» — лучший и, возможно, единственный подрядчик, который может браться за крупные и сложные заказы в мостостроении. В других отраслях инфраструктуры, например в дорожном строительстве, у компании еще есть конкуренты, например «Автобан» или ВАД. Список конкретных проектов еще не утвержден, но Аркадию Ротенбергу всегда удавалось получать крупные государственные подряды. В 2018 году, отвечая на вопрос, готов ли он взяться за строительство моста на Сахалин (включен в магистральный план развития инфраструктуры), Ротенберг только пожал плечами: «Если будет такая задача, то мы справимся».
Как всего за два года был построен Крымский мост
Сегодня, 15 мая, в присутствии президента России Владимира Путина состоится торжественное открытие автомобильного моста через Керченский пролив. Движение автомобилей по нему начнется на следующий день – 16 мая в 5.30 мск.
Крымский мост – один из крупнейших в России. Его протяженность – 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной (по две полосы в каждую сторону) и железнодорожной (по одной колее) трасс. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, а затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
Автомобильный мост был построен с опережением графика на полгода. Правда, пока проезд по нему будет открыт только для легкового и общественного транспорта. Ожидается, что грузовики будут допущены на мост осенью этого года. Ввод в эксплуатацию строящегося параллельно автомобильному железнодорожного моста запланирован на декабрь 2019 г.
Зачем нужен мост
Впервые идея строительства моста появилась больше 100 лет назад. Но к реализации проекта приступили лишь после присоединения Крыма к России. До этого попасть на полуостров удобнее было через Украину. Но последняя после потери Крыма объявила о его полной блокаде, прекратив не только транспортное сообщение, но также и любые поставки, в том числе электроэнергии и воды. Фактически полуостров превратился в остров.
Проект обусловлен не столько экономическими, сколько политическими причинами, считает директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Крым мог бы обойтись и системой паромов, рассказывал ранее экс-глава севастопольского заксобрания Алексей Чалый Forbes. Но это нерегулярный вид транспорта. Иногда паромов приходится ждать часами, а в случае непогоды переправу и вовсе закрывают.
До сих пор две трети туристов прибывали в Крым через паромную переправу, говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Поэтому, по его словам, было важно обеспечить комфортный способ передвижения. Теперь от одного берега до другого можно доехать всего за 15 мин.
Как выбирали проект
Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.
В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.
Как назначали подрядчика
Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.
Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».
Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.
Как строили
Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.
Как тратили деньги
По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.
Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.
Мост к отпуску
Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.
Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.
Строительство Крымского моста за одну минуту
Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.
Новое в блогах
Кремль кидает россиян через Керченский мост
Публикуем интересную статью про Керченский мост, который в РФ называют стройкой века. Публикацию подготовили участники общественной организации «Європростір» Олег Батурин и Дмитрий Лисунов специально для сайта международного волонтерского сообщества InformNapalm.
Строил мост в Крым, а ушел пешком на Урал
На «главной российской стройке века» массово обманывают работников и привлекают студенческие стройотряды.
Почти 3 тысячи километров пешком до своего дома едва не пришлось пройти простому работяге с Урала, жителю Златоуста Вячеславу Абдуллину. По дороге домой он много раз клял себя за то, что откликнулся на объявление одной из екатеринбургских фирм, обещавшей работу в Челябинской или Свердловской областях вахтовым методом: «30 дней с проживанием и питанием, а после – 15 дней отдых дома».
Уже после подписания необходимых документов выяснилось, что на Урале никакой работы нет и не предвидится.Поэтому Вячеславу и другим рабочим предложили ехать в Крым. Их погрузили на автобусы и повезли к побережью Черного моря, на строительство Керченского моста. Когда вахта закончилась, домой везти работяг, как выяснилось, никто не собирался. Бригадир сослался на отсутствие транспорта, поэтому Вячеслав Абдуллин с коллегой решили добираться домой самостоятельно. Поскольку за выполненную работу им так и не заплатили, строители рассчитывали добраться до Урала автостопом, однако дальнобойщики не решались брать попутчиков, и им пришлось идти пешком.
Супруга Вячеслава Оксана разместила объявление на странице «Дальнобойщик» «ВКонтакте» с просьбой помочь Вячеславу доехать домой. По словам женщины, к этому времени ее муж прошел пешком 4 дня, питаясь ягодами и дикими фруктами.
«Мы прошли Батайск. Коллеге Роме позвонили, и он уже уехал. Мы идем по трассе М4 до Москвы. Кто сколько может, подвезите! Я вас умоляю!» – от имени мужа написала 27 июля Оксана, указав номер его мобильного. Но никто так и не откликнулся.Поэтому женщине пришлось оформлять небольшой займ, высылать мужу деньги, на которые он и приобрел билет на поезд. «У нас плохо сейчас с деньгами, – объяснила она. – Дом наш сгорел, снимаем квартиру. Муж мой строитель, хотел подзаработать…»
Российские сварщики делятся опытом работы на «стройке века»
Это далеко не единственный случай, когда нанятых на строительство Керченского моста работников разводят на деньги. На днях немалую шумиху вызвало разошедшееся в интернете видео с горьким рассказом сварщиков и монтажников, живущих в бывшем керченском детском лагере по адресу ул. Орджоникидзе, 80, – они не получают зарплату уже более двух месяцев. Кроме того, плата за отработанный час при наборе на работу была обещана в полтора раза больше, чем та, которую им закрыли в наряде.
«Мы работаем 2 месяца на строительстве моста с крымской стороны, фирма называется ООО «Бизнес ресурс». Зарплату не выплачивают. В договоре написана сумма 23,50 в час, а по договору, по которому нас набирали на работу, нам обещали 1500 рублей в день за 12-часовой рабочий день с часовым перерывом, без выходных. Мы все приезжие, по договору нам должны были предоставить жилье и питание. Все устраивались по объявлению на (доске объявлений) «Авито», – рассказал молодой строитель из Воронежа.
Рабочим обещали двухразовое питание, которое доставалось далеко не всем. «После нашего 11-часового рабочего дня в ночную смену они считают, что мы сильно устали, хотим спать, и завтрак нам не нужен. Да и по условиям нашим видно: на 50 человек предусмотрено всего 2 туалета и бойлер на 110 литров», – добавил рабочий.
По словам строителей, они дошли до такого состояния, что готовы получить деньги на проезд и вернуться домой. В то, что им вернут зарплату, никто из них не верит.
Еще одно колоритное видео о строительстве Керченского моста было опубликовано сварщиком 5-го разряда ранее (осторожно, нецензурная лексика):
Строить мост зовут и жителей других оккупированных Россией территорий
Между тем интернет продолжает пестрить предложениями работы на строительстве Керченского моста. Хорошими заработками пытаются привлечь на «стройку века» и жителей так называемых ДНР и ЛНР. Схема всё та же: желающим обещают зарплату в 45–55 тысяч рублей в месяц.
«Разумеется, питание и проживание – за свой счёт. Только из нашего города на строительство моста поехало 15 человек, и все вернулись. Ведь никто людям не объяснил, что жильё и питание в Крыму стоят очень дорого, а многие цены там выше московских», – поделился своим опытом житель Дебальцево. Правдивость его слов подтвердили и жители Харцызска, Авдеевки, Ясиноватой, ведь многие из них этот способ заработка уже опробовали на себе.
Нехватку рабочих рук на строительстве моста в России решили испытанным советским методом – привлечением так называемых студенческих стройотрядов. Первые такие отряды были сформированы из студентов шести ведущих профильных вузов РФ: Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета, Тюменского государственного архитектурно-строительного университета и других.
В состав стройотрядов включили студентов-отличников, которых разместили в поселке строителей в районе Тамани. Еще одна группа задействована на строительстве автомобильного подхода к мосту в Крым со стороны Краснодарского края.
По словам директора по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «Стройгазмонтаж» Леонида Рыженькина, студенты выполняют «не самые сложные и, безусловно, неопасные работы на площадках строительства моста». Практику студентов на объектах планируют закончить за два месяца, до 31 августа. Всем участникам стройотрядов обещана 5-дневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем, бесплатное проживание и трехразовое питание. Для одних это практика, ну а мы видим, что это чистой воды пиар.
К «стройке века» в России подготовились основательно. Все основные этапы работ широко освещаются в российских СМИ, а в соцсетях созданы специальные аккаунты, которые ведутся от имени «Крымского моста». В них «мост» поздравляет россиян с Днем Военно-морского флота РФ, Всемирным днем китов и дельфинов и даже Днем Победы. Также он подробно повествует о процессе забивания свай и строительстве фарватерных опор.
Голые цифры имперской гордости
Сам мост возводится исключительно за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Сметная стоимость проекта составляет 211,9 млрд рублей в ценах IV квартала 2015 года. Движение автомобилей по мосту оккупационные власти обещают открыть в декабре 2018 года, поездов – в 2019 году. Государственный контракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив подписан 17 февраля 2015 года между Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства РФ и ООО «Стройгазмонтаж».
Едва в России была озвучена идея строительства моста, как многие из россиян сразу же одобрительно отнеслись к затее своего руководства. Забыв, что реализовываться она будет за их деньги в условиях финансового и экономического кризиса, безработицы, массовых сокращений рабочих мест. Так, по данным Росстата, число бедных людей в РФ в 2015 году резко возросло – сразу на 3,1 млн человек, составив 19,2 млн человек, что стало максимальным показателем с 2006 года. Уровень бедности в России в 2015 году составил 13,4% (в 2014 году – 11,2%). При этом Росстат уточняет, что информация дается без учета данных по аннексированному Крыму и Севастополю. Прожиточный минимум в РФ, согласно данным Росстата, в IV квартале 2015 года составил 9 тыс. 452 рубля на человека в месяц, в III квартале – 9 тыс. 673 рубля, во II квартале – 10 тыс. 17 рублей и в I квартале – 9 тыс. 662 рубля.
В целом по России средний доход на душу населения в IV квартале 2015 года составил 35 тыс. 586 рублей в месяц.
И в таких условиях гражданам России предлагают профинансировать проект, реализация которого сделает их еще беднее, а эффект для них будет нулевым. Поскольку Крым для России есть и останется сугубо дотационной территорией, ожидать возвращения вложенных в него инвестиций не приходится, а зоной отдыха для россиян он не станет никогда. Аннексия Крыма и получение еще одного дотационного региона даже без учета давления международных санкций только ускорили падение экономики РФ и уровня жизни рядовых россиян.
Не следует забывать и о том, что строительство моста происходит без согласия Украины, что само по себе является грубейшим нарушением международных юридических норм, согласно которым Азовское море является зоной общего судоходства. Это признал и бывший ставленник Кремля в Крыму Сергей Аксёнов. «Получить согласие Украины вряд ли возможно», – отметил он, добавив, что строительство подземного перехода будет дешевле и согласования не требует.
Опрошенные юристы и эксперты по морскому праву утверждают, что без согласия Украины построить мост практически невозможно. В соответствии с договором 2003 года применяется Венская конвенция о праве международных договоров. А это означает, что РФ не может нарушать эти условия, сославшись, например, на положения статьи 62 «Коренное изменение обстоятельств», имея в виду одностороннее изменение статуса Крыма.
Юристы также отмечают, что большинство стран не признают переход Крыма под юрисдикцию РФ, и Украина, которая в случае реализации этого проекта окажется под угрозой блокировки пролива для транзита своих судов, имеет все шансы оспорить это «коренное изменение» в международном суде или в согласительной комиссии ООН. Как показывает практика, подобные процессы могут тянуться десятилетиями.
Таким образом, не исключено, что строительство моста в силу и финансовых, и юридических факторов может так и не завершиться. Россиянам, как всегда, это объяснят происками врагов, а о том, что миллиарды российских рублей к тому времени уже будут выброшены на ветер, никто особо переживать не станет.
На дорогостоящий и бессмысленный проект строительства Керченского моста всего планируется потратить 70% бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт мостов и дорог по всей России. Никакой четкой экономической модели у авторов этой затеи, разумеется, нет. На нее решено выделить деньги исключительно для того, чтобы обеспечить свободный проезд на территорию Крымского полуострова, с которым у России нет сухопутного коридора. Главный подрядчик «стройки века» – компания Аркадия Ротенберга, друга Владимира Путина, – получит все необходимые средства в полном объеме, и даже больше, чем нужно.
“В России подобные бессмысленные проекты всегда имеют определенную цель, – отмечает американское издание Newsweek. – Они представляют собой инструменты, при помощи которых Кремль может реализовывать свои замыслы и при этом держать своих олигархов и губернаторов под контролем. Крупные, спонсируемые государством проекты являются частью регулируемой среды, которая, как считает Кремль, необходима для того, чтобы Россия менялась эволюционным, а не революционным путем. Формирование более здоровых, но менее контролируемых инвестиционных условий считается опасным для нынешнего российского режима”.