Изменен порядок получения разрешений на строительство
Изменен порядок получения разрешений на строительство
Совмин пересмотрел порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов. Что конкретно изменится в этом направлении с момента, когда заработает постановление Совета Министров от 31 октября 2018 года №785, корреспонденту МЛЫН.BY рассказал начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстройархитектуры Артем Юшкевич.
Пожалуй, самое значимое для гражданина нововведение — упрощенный порядок получения разрешения на строительные работы. Чиновники обещают, что уже в следующем году, чтобы начать строительство, достаточно будет обратиться лишь в одну инстанцию.
— Артем Владимирович, судя по всему, перемены грядут серьезные…
— Действительно, постановление №785 предусматривает немало новшеств, которые значительно упростят жизнь желающим строиться. Начать этот процесс станет гораздо проще уже буквально с 31 января 2019 года. Почему? Хотя бы потому, что мы сократили — причем очень заметно — перечень административных процедур, необходимых для начала строительных работ. Например, сейчас на получение разрешения требуется пройти от 16 до 21 процедуры (все зависит от объекта). А с момента вступления в силу постановления — лишь одну: нужно будет обратиться в исполком с просьбой выдать разрешительную документацию.
— Другими словами, теперь нет необходимости бегать по инстанциям и собирать подписи и документы?
— Именно так. Не гражданин, а специалисты исполкома должны будут самостоятельно собрать нужные документы от всех заинтересованных органов государственного управления и организаций. По сути, мы в этой сфере внедрили принцип «одного окна». Более того, получать все документы, разрешающие строительство (не важно — дома или иного объекта), смогут как сами заказчики, застройщики, так и подрядчики — при строительстве «под ключ», а также инженер или инженерная организация — при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.
— Но придется подавать большее количество документов, чем ранее. Например, в списке появилась Декларация о намерениях.
— Да, это новый документ, но какой-то особой сложности подготовить его нет. Вдобавок он не требуется для получения разрешения на строительство жилых домов. Документ представляет инвестор, который желает что-то построить, магазин например. Эта декларация служит источником примерной информации об объекте строительства и нужна для исполкома, чтобы было ясно, что заказчик собирается построить на выделенном участке. Ведь сегодня зачастую местные власти не владеют полной информацией о планах инвестора. Получив Декларацию о намерениях, исполком сможет выдать более полный перечень технических условий в соответствии с тем, например, какие мощности будут в здании. Не исключено, что подобный объект и вовсе не нужен в этой местности. Такая информация на начальном этапе позволит избежать многих проблем в будущем.
— Насколько я знаю, постановление №785 также коснулось терминологии в сфере строительства. Отсутствие ясности в определениях порой здесь очень мешает, тормозит процесс…
— Есть такой момент. Мы откорректировали содержание определений «архитектурно-планировочное задание», «технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта», «градостроительный паспорт земельного участка». Впервые в нормативных документах получили однозначное определение термины «технические требования» и «неиспользованный объект».
Что это дает? Например, появились четкие требования архитектурно-планировочного задания. В частности, не будет обязательных правил по внутренней отделке: как хотите, так и обустраивайте. Дело в том, что документ определяет, как должно выглядеть построенное здание со стороны, насколько оно вписывается в существующую застройку и тому подобное. С чего вдруг должны быть важны исполкому внутренние конструктивные особенности? К примеру, выбор несущей системы? Это сфера деятельности проектировщиков, архитекторов.
Подвергся анализу и перечень требований к техническим условиям на инженерно-техническое обеспечение объекта. Документ приведен к единой форме, где конкретно указаны все требования. Отмечу, что ранее у нас не было общего подхода к этому вопросу и эксплуатирующие организации нередко выставляли дополнительные, ненужные требования — например, провести модернизацию либо ремонт объектов инженерной инфраструктуры.
— Артем Владимирович, сейчас речь идет и об усилении роли градостроительного паспорта. Он станет комплексным документом, содержащим в себе полную информацию о земельном участке. А если детализировать, то о какой практической пользе для владельцев участков можно говорить?
— Это важнейшее новшество, которое, как мне кажется, должны будут оценить граждане, планирующие строительство индивидуального жилого дома и хозпостроек на занятом участке. Они смогут самостоятельно выбирать набор выдаваемых исполкомом разрешительных документов: либо решение исполкома и градостроительный паспорт, либо решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, технические условия и технические требования. Если гражданин намерен возводить несколько построек, то он получает в исполкоме градостроительный паспорт, где будет обозначен сам земельный участок, а в его границах — «зеленые» и «красные» зоны (территории, на которых любое строительство под запретом из-за противопожарных, санитарно-гигиенических и других норм).
Также в документе укажут перечень объектов (таких как баня, сарай, хозблок), которые хозяин участка сможет построить у себя без точной привязки к месторасположению и без указания временных сроков. И что важно — гражданину не понадобится вновь идти в исполком для получения необходимой документации, как это происходит сейчас. Единожды получив документ, можно сначала построить дом, потом возвести хозблок, а лет через пять — затеять строительство бани. Если же владелец участка ничего, кроме дома, строить не собирается, то в исполкоме он может получить решение, архитектурно-планировочное задание, технические условия, технические требования на одну постройку и на этом вопрос закрыть.
— Поговорили о возведении построек, теперь предлагаю затронуть тему сноса. Как следует действовать, чтобы ничего не нарушить?
— Да, порядок сноса также будет урегулирован. И как нам представляется, вопрос ликвидации неиспользуемых объектов существенно упростился. Ранее не было понятно, куда обращаться с данной проблемой, как действовать. Согласно Декрету №7 решения о сносе принимались местными властями. Новая редакция постановления внесла ясность в этот процесс. Мы четко обозначили: для сноса заказчик обращается с письменным заявлением в исполком, где, кстати, предлагает свое решение вопроса по использованию или утилизации материалов и отходов, которые образуются при сносе. Далее постоянная комиссия по рассмотрению самовольных построек (в составе исполкома) выезжает на место, оценивает ситуацию и вносит предложения: разрабатывать либо не разрабатывать проектную документацию на объект, согласовывать порядок сноса или нет и так далее, вплоть до мер по восстановлению плодородия нарушенных земель, если таковое имело место быть.
Дополнительно
Новая редакция «Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов», а также дополнения и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. №223 и от 17 февраля 2012 г. №156 утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. №785.
Документ разработан в целях реализации Декрета Президента №7 «О развитии предпринимательства» и совершенствования порядка выдачи разрешительной документации на строительство объектов. Он вступит в силу через три месяца после официального опубликования — с 31 января 2019 г.
Как получить разрешение на строительство? Юристы объясняют новые нормы, установленные правительством 5681
Декрет № 7 вступил в силу 26 февраля, но представители бизнеса среагировали осторожно. Самовольно толковать нормы и пользоваться новыми льготами никто не спешил. В госорганы отправлялись сотни вопросов по применению положений декрета. Юристы Arzinger&Partners изучили документ и попытались понять: а стало ли лучше? Подробности — на Realt.by.
До принятия декрета № 7 каждый представитель строительного или около строительного бизнеса хоть раз сталкивался с проблемой получения разрешения на производство строительно-монтажных работ. Для этого приходилось отстоять очередь в Госстройнадзоре, отдать пакет документов, дождаться решения, потом исправить документы и подать их повторно (после ещё одного ожидания в очереди), дождаться нового решения, и только тогда можно было начинать строить.
Зимой активно заговорили про Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», который обещал упростить эту процедуру. 26 февраля документ вступил в силу. Однако у бизнеса остались вопросы, так как на тот момент не были приняты все необходимые акты. 12 мая pravo . by опубликовал утверждённый Совмином порядок направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Разбираемся, что изменилось и стало ли лучше.
— Разрешений на производство СМР больше нет?
— Всё верно. Разрешение на производство строительно-монтажных работ получать больше не нужно. Процедура направления уведомления вводится вместо них.
— Когда и в каких случаях нужно направлять уведомление?
— Уведомление нужно направлять до начала производства СМР на всех объектах, где раньше получали разрешение на производство СМР (то есть где ведётся государственный строительный надзор). Перечень объектов и работ, для которых уведомление не потребуется, можно прочитать вот здесь.
Если лень читать:
- временные объекты на территории строек;
- садовые домики товарищества садоводов;
- хозяйственные застройки/пристройки площадью до 30 кв.м к усадьбам в сельской местности;
- индивидуальные жилые дома высотой до 2 этажей;
- строительные объекты пятого класса сложности ;
- работы по текущему ремонту;
- работы по ремонту/реконструкции зданий, при которых не затрагиваются несущие конструкции зданий;
- некоторые другие.
— Кто должен направлять уведомление?
— Уведомление может направить: заказчик, застройщик, генподрядчик (при строительстве «под ключ»), а также инженер или инженерная организация (с ними должен быть заключён договор на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью).
— Как оформить уведомление?
— Форма уведомления установлена самим постановлением (см. приложение № 1). Сложностей в заполнении уведомления возникнуть не должно: в него включаются всё те же сведения, которые раньше включались в заявление на выдачу разрешения на производство СМР.
Есть два варианта отправки уведомления:
- заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в виде электронного документа с электронной цифровой подписью (ЭЦП) (можно подать в том числе через сайт Госстройнадзора).
При втором варианте документы подаются мгновенно, а при первом необходимо будет ждать доставки почтового отправления. Поэтому рекомендуем задуматься над оформлением ЭЦП, если у вас её ещё нет.
— А куда направлять?
— В зависимости от объекта: в специализированную инспекцию Госстройнадзора или в инспекцию Госстройнадзора соответствующей области или г. Минска.
В специализированную инспекцию направляются уведомления в отношении:
- объектов атомной энергетики;
- объектов тепловой энергетики мощностью выше 50МВт и (или) расположенных в г. Минске или Минской области;
- аэродромных сооружений, железнодорожных путей и сооружений на них, кроме железнодорожных путей общего пользования;
- резервуаров подземных хранилищ, трубопроводов нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа;
- автомобильных дорог общего пользования;
- некоторых иных объектов (полный перечень — в приложении № 3 к постановлению).
Уведомления в отношении остальных объектов направляются в территориальную инспекцию Госстройнадзора. В случае направления уведомления не по адресу оно будет перенаправлено в течение 3 рабочих дней после получения.
— Направил уведомление — и можно строить?
— Можно, но мы рекомендуем не торопиться. После получения уведомления у инспекции Госстройнадзора есть 3 рабочих дня на то, чтобы зарегистрировать объект строительства либо ответить уведомителю о нарушениях при оформлении документов. В любом случае вам будет направлено извещение о результатах рассмотрения уведомления.
Если нарушений нет, вам сообщат, что уведомление получено и объект строительства зарегистрирован. В случае нарушений порядка информирования вам также сообщат.
Согласно постановлению, если в уведомлении были нарушения, то начинать СМР можно только после исправления нарушений и направления надлежащего уведомления.
То есть в принципе можно начинать работы уже после направления уведомления и не дожидаться ответа. Но поскольку вы не узнаете о наличии ошибок в направленных документах до получения ответа от Госстройнадзора, лучше не торопиться строить (особенно с учётом того, что ответ нужно будет ждать всего неделю). Это особенно актуально в том числе и с учётом ответа на следующий вопрос.
— Что если не направить уведомление?
— Без направления уведомления производство СМР не допускается. Если вы начнёте СМР, не направив надлежащее уведомление в инспекцию Госстройнадзора, работы необходимо остановить. Продолжать работы можно будет после направления уведомления о возобновлении работ в ту же инспекцию (форма также установлена постановлением).
Внимание: если до направления надлежащего уведомления будут выполнены работы по монтажу строительных конструкций, к уведомлению о возобновлении работ необходимо приложить заключение экспертов по надёжности, несущей способности и устойчивости конструкций. У эксперта должен быть аттестат соответствия на обследование зданий и сооружений необходимой категории для вашего объекта.
Таким образом, у вас будет шанс исправить ситуацию, если вы начнете строить объект без направления уведомления. Но имейте в виду, что несоблюдение установленного порядка приведёт к тому, что Госстройнадзор откажет в выдаче заключения о готовности объекта к приёмке в эксплуатацию.
— Нужно ли направлять уведомление, если у меня есть действующее разрешение?
— А что делать, если его сроки действия недавно закончились?
— Если срок действия вашего разрешения истёк, то необходимо направить уведомление о возобновлении СМР на объекте.
— Учёт объектов строительства, что нужно знать?
— В соответствии с новым постановлением органы Госстройнадзора принимают на учёт все объекты строительства, в отношении которых они получили уведомления о начале СМР. Объекты строительства снимаются с учёта в следующих случаях:
- Госстройнадзор выдал заключение о готовности объекта к приёмке в эксплуатацию;
- на объекте не ведутся работы в течение как минимум 1 года;
- заказчик, застройщик или лицо, направившее уведомление о начале СМР, обратятся в Госстройнадзор с заявлением о снятии с учёта.
В случае снятия объекта с учёта для возобновления работ на нём необходимо будет направлять в Госстройнадзор уведомление о возобновлении СМР. Уведомление о возобновлении СМР направляется также:
- при смене собственника объекта строительства;
- при необходимости производства СМР на объектах, в отношении которых ранее было выдано разрешение на производство СМР, если оно истекло до 12 мая.
А если с момента снятия объекта строительства с учёта пройдёт как минимум 5 лет, то необходимо направлять уведомление о начале СМР.
Выводы и рекомендации Arzinger & Partners :
1. Очевидное: при направлении уведомления обязательно убедитесь в корректности всех указанных сведений и наличии всех необходимых приложений. В противном случае уведомление придётся направлять заново (и затягивать сроки реализации проекта).
2. Лучше дождитесь извещения из Госстройнадзора перед тем, как начинать СМР. Иначе вы рискуете сэкономить несколько дней, но затем потерять несколько недель (если ответ будет отрицательным). К тому же всегда можно позвонить в Госстройнадзор и уточнить статус вашего уведомления, если сроки «горят» и нет времени ждать извещения.
3. Не забывайте, что если вы не направите уведомление в установленном порядке, то у вас будут серьёзные трудности при приёмке объекта в эксплуатацию. Поэтому с самого начала стройки следуйте букве закона при оформлении всех документов.
Изменен порядок получения разрешений на строительство
Постановлением Совмина от 25.02.2016 № 151 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее – постановление № 151, Положение).
В соответствии с п. 3 Положения выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее – СМР), внесение изменений и продление срока действия разрешений осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта (далее – органы строительного надзора).
Разрешение на производство СМР в указанных органах строительного надзора получает заказчик, застройщик.
Подрядчику запрещено приступать к производству СМР при отсутствии у него заверенной заказчиком копии разрешения на производство СМР.
Рассмотрим более подробно порядок действий заказчика, застройщика при получении, изменении, продлении разрешения на производство СМР.
1. Получение, изменение, продление разрешения
Заказчик, застройщик для получения разрешения на производство СМР подают в органы строительного надзора заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Положению, и пакет необходимых документов, указанных в п. 3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).
Постановлением № 151 внесено изменение в п. 3.12 перечня № 156.
Одними из документов, подаваемых в органы строительного надзора, являются копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации. Однако при подаче данных документов необходимо учитывать некоторые особенности.
При проектировании в одну стадию независимо от источников финансирования объекта или при проектировании в две стадии по объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств бюджета и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для строительного проекта.
При проектировании объектов в две стадии, финансирование строительства которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для архитектурного проекта, а также разделов и отдельных технических решений строительных проектов объектов 1–4-го классов сложности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки, в объеме согласно выводам заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту.
Для объектов, проектирование и строительство которых осуществляются параллельно, разрешение на производство СМР выдается при наличии положительного заключения государственной экспертизы по архитектурному проекту на весь объект (очередь строительства, пусковой комплекс) и по строительному проекту на соответствующие этапы работ, объект или очередь строительства, пусковой комплекс. При этом в разрешении могут быть указаны конкретные этапы работ, пусковые комплексы, очереди строительства.
При необходимости внесения изменений или дополнений в разрешение на производство СМР заказчик, застройщик в течение 10 календарных дней с момента изменения условий, при которых производилась выдача разрешения, представляют в орган строительного надзора документы и сведения, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156. В п. 7 Положения перечислены условия, при возникновении которых необходимо вносить изменения и дополнения в разрешение на производство СМР.
Для продления срока действия разрешения на производство СМР заказчик, застройщик не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения подают в орган строительного надзора, выдавший такое разрешение, заявление с обоснованием необходимости продления срока действия разрешения, прилагая к нему другие документы, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156 (п. 8 Положения).
Основанием для продления срока действия разрешения на производство СМР по истечении проектной продолжительности строительства объекта для заказчиков, застройщиков является согласование изменения (продления) сроков строительства.
Продолжительность строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, может быть продлена только в исключительных случаях по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики. При возведении объектов за счет собственных средств заказчика либо иных источников, включая объекты жилищного строительства, продление или изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами (п. 17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301). Исключение составляют объекты, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.
Положением установлены действия заказчика, застройщика по перерегистрации разрешения на производство СМР при переходе права собственности на объект строительства.
Для осуществления указанной процедуры новый заказчик, застройщик не позднее одного месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства обращаются в орган строительного надзора, выдавший разрешение.
При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения, при этом оформляется разрешение на производство СМР с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним.
Решение о выдаче, внесении изменений, продлении или об отказе в проведении данных процедур принимается руководителем или уполномоченным лицом органа строительного надзора.
Отказ о выдаче, внесении изменений, продлении разрешения на производство СМР производится в случаях:
- указания не в полном объеме либо указания недостоверных сведений в заявлении для получения разрешения на производство СМР (внесения изменений, продления срока действия);
- отсутствия аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или индивидуального предпринимателя, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным.
2. Прекращение и приостановление действия разрешения
Орган строительного надзора своим решением может прекратить действие разрешения на производство СМР при выявлении факта представления заказчиком, застройщиком документов или сведений (в т.ч. указанных в заявлении для получения разрешения), не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов. В указанных случаях разрешение признается недействительным.
Также орган строительного надзора своим решением может признать разрешение на производство СМР утратившим силу:
- если строительство объекта не начато в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения;
- если строительство объекта не осуществлялось более одного года;
- при консервации объекта.
Заказчик, застройщик после подписания акта о консервации объекта незавершенного строительства обязаны в течение 10 календарных дней информировать об этом орган строительного надзора с представлением заверенной копии акта о консервации объекта незавершенного строительства (п. 13 Положения).
В соответствии с п. 10 Положения при прекращении действия разрешения на производство СМР орган строительного надзора в течение 5 рабочих дней информирует местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешительную документацию на строительство объекта, о прекращении действия разрешения на производство СМР и снятии объекта с учета органа строительного надзора.
В соответствии с п. 15 Положения действие разрешения на производство СМР может быть также приостановлено. Это осуществляется в случаях:
- окончания срока действия или прекращения действия соответствующих договоров строительного подряда, на осуществление авторского или технического надзора, заключения государственной экспертизы по проектной документации, за исключением случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной;
- если заказчиком, застройщиком в течение 10 календарных дней в орган строительного надзора не представлены документы и сведения об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения на производство СМР, в соответствии с п. 7 Положения;
- отсутствия на объекте комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект» с отметками заказчика, застройщика «К производству работ» по выполненным или выполняемым работам.
Действие разрешения на производство СМР приостанавливается с момента возникновения обстоятельств, указанных выше, и возобновляется с момента устранения причин и условий, в соответствии с которыми оно было приостановлено.
В случае прекращения действия разрешения на производство СМР выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Положением.
Наталья Ходорик, инженер
Утверждена новая редакция Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов
Совет Министров утвердил подготовленные Минстройархитектуры изменения в Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов . Они коснулись вопросов сноса, предоставляемых и получаемых документов, терминологии и т. д. Среди основных новшеств – усиление роли градостроительного паспорта, который смогут получать и физлица, наделение КУП правом подготовки разрешительных документов и введение «Декларации о намерениях» застройщика. Документ вступает в силу с 31 января 2019 г.
Новая редакция документа определяет порядок подготовки и выдачи заказчику, застройщику разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, снос и благоустройство на землях общего пользования. Главной целью было приведение документа в соответствие с нормами Декрета № 7
Собирать документы станет исполком
Одним из важнейших нововведений стало упрощение самого порядка получения разрешения на строительные работы. Внедрили своеобразный принцип «одного окна».
– Если раньше для получения разрешения нужно было пройти от 16 до 21 административной процедуры(в зависимости от объекта), то сейчас мы сократили этот перечень до одной, – рассказал начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстройархитектуры Артём Юшкевич. – Она называется «Выдача разрешительной документации». Для этого достаточно один раз обратиться в местный исполком. И уже задача исполкома – самостоятельно собрать нужные документы от всех заинтересованных органов государственного управления и организаций.
Кроме того, получать разрешительную документацию смогут не только заказчики и застройщики, но и подрядчики (при строительстве объектов «под ключ»), а также инженер либо инженерная организация (при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью).
Лишние требования включать нельзя
Разработчики пересмотрели понятийный аппарат. Обновились содержания определений «архитектурно-планировочное задание», «технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта», «градостроительный паспорт земельного участка». Впервые в нормативных документах получили однозначное определение термины «технические требования» и «неиспользованный объект».
В частности, положение четко определяет, какие требования должно включать в себя архитектурно-планировочное задание, а какие – нет
– Не подлежат включению в архитектурно-планировочное задание, например, требования к внутренней отделке, – объясняет Артём Юшкевич. – Ведь этот документ определяет, как эстетически, со стороны должен выглядеть объект. Исполком не имеет права вмешиваться во внутренние конструктивные особенности, например, выбор несущей системы. У проектировщика появляется большая свобода для маневра.
Минстройархитектуры пересмотрело и перечень требований к техническим условиям на инженерно-техническое обеспечение объекта. Общий подход не изменился – в технические условия должна быть включена необходимая для проектирования и строительства информация. В том числе и связанная с присоединением к газораспределительной системе, электрической и тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения и дождевой канализации.
– Ранее у нас не было общего подхода к этому документу. И эксплуатирующие организации нередко выставляли дополнительные, ненужные требования.Сейчас документ приведен к однозначной форме, четко указано, что должно там содержаться. Не допускается вписывать туда требования, которые противоречат этой форме и создают дополнительную финансовую нагрузку на бизнес.
Так, эксплуатирующие организации больше не смогут, например, требовать провести модернизацию либо ремонт объектов инженерной инфраструктуры. По словам разработчиков, новый подход в отношении технических условий соответствует нормам Декрета № 7 и направлен на установление прозрачных условий ведения бизнеса.
Вместо заключений – «Технические требования»
Впервые вводится термин «Технические требования». Отныне заказчик будет получать список требований от организаций, принимающих объект в эксплуатацию, на стадии выдачи разрешительных документов.
– Ранее существовали такие документы, как заключения согласующих организаций на разработку определенной проектной документации, а также технические условия на разработку раздела гражданской обороны. Все это мы трансформировали в документ, который назвали «Технические требования». Его введение также было предусмотрено Декретом № 7, – пояснил Артём Юшкевич.
Эти изменения коснулись, в частности, заключений Минобороны, заключений органов госпожнадзора МЧС и технических условий на разработку раздела ИТМГО, выдачи разрешений, заключений владельцев республиканских и местных автомобильных дорог, железной дороги, а также технических условий управлений ГАИ. Они трансформированы в выдачу технических условий этими органами.
Усилена роль градостроительного паспорта
В новой редакции постановления прописано, что градостроительный паспорт станет комплексным документом, содержащим в себе полную информацию о земельном участке. В его состав будут включены нормы, которые определены архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями и техническими требованиями.
Одно из главных новшеств коснется граждан, планирующих строительство индивидуального жилого дома и хозпостроек на занятом участке. Теперь они вправе самостоятельно выбирать набор выдаваемых исполкомом разрешительных документов. Это может быть либо решение исполкома и градостроительный паспорт, либо решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, технические условия и технические требования. Если гражданин в будущем собирается возводить несколько построек, то он получает в исполкоме градостроительный паспорт, в котором будет обозначен сам земельный участок, и отмечены в его границах «зеленые» и «красные» зоны. В «красных» зонах любое строительство запрещается по противопожарным, санитарно-гигиеническим и другим нормам.
Также в документе будет указан перечень объектов, которые гражданин может построить на занимаемом участке без точной привязки к месторасположению и без указания временных сроков.
– Это может быть баня, сарай, хозблок и прочие постройки, – комментирует эксперт.
–Таким образом, гражданину не нужно будет снова идти в исполком для получения необходимой документации. Можно будет, единожды получив документ, сначала построить, допустим, дом, через два-три года баню, еще через год сарай и так далее. Если человек, кроме дома, строить больше ничего не планирует, то в исполкоме он может получить решение, архитектурно-планировочное задание, технические условия, технические требования на одну постройку, и на этом вопрос закрыть.
Новый порядок сноса
– Раньше порядок сноса не был урегулирован, – продолжает Артём Юшкевич. – Не было понятно, нужно ли обращаться в исполком и какие получать документы. Согласно Декрету № 7 принятие решения о сносе отдано на откуп местным властям. Новая редакция постановления конкретизировала порядок этого процесса. Мы четко обозначили, что для сноса заказчик обращается в исполком с письменным заявлением, в котором предлагает, что делать с материалами, отходами, которые образуются при сносе. В составе исполкома действует постоянная комиссия по рассмотрению самовольных построек. Она выезжает на место, оценивает объект и вносит предложения: разрабатывать либо не разрабатывать проектную документацию, согласовывать или нет порядок сноса.
Кроме того, в решении исполкома будет указано, что делать с материалами и отходами, которые образуются при сносе, как восстановить плодородие нарушенных земель и вернуть их в сельскохозяйственный оборот.
Разрешения будут готовить КУП
Новая редакция положения разрешает местным коммунальным унитарным предприятиям (КУП), созданным по Указу Президента от 16.11.2006 № 676, разрабатывать разрешительную документацию на договорной основе. То же самое касается и территориальных органов архитектуры и строительства.
КУП сегодня созданы практически в каждом районе, но если их в конкретной местности нет, то исполком может поручить разработать разрешительные документы КУП на другой территории. Заказчик должен будет самостоятельно заключить договор с КУП.
– В этих предприятиях сосредоточены компетентные специалисты, которые смогут более эффективно и качественно подготавливать документы. Здесь не может идти речи ни о монополизации, ни о лишних посредниках, поскольку выдача разрешительной документации – это государственная функция, – отметил Артём Юшкевич.
Кроме того, исполкомы получат право вносить изменения в разрешительную документацию, но только если такое решение не приведет к нарушениям требований нормативных правовых актов. Также по решению исполкома можно будет изменить технические условия и технические требования. По словам разработчиков, такие нормы позволят оперативно реагировать на изменение условий строительства и производственную необходимость.
Появится «Декларация о намерениях»
Со вступлением в силу постановления пополнится и перечень документов, которые нужно предоставить для выдачи разрешения на строительства. Новым документом станет «Декларация о намерениях»
– Декларация о намерениях – это примерная информация об объекте строительства: габариты, потребность в инженерной инфраструктуре и т. д., – комментирует Артём Юшкевич. – Эта информация нужна для исполкома, чтобы понимать, что заказчик собирается построить. Ведь сегодня зачастую местные власти не в полной мере представляют, что на выделенном участке собирается возводить инвестор. Получив Декларацию о намерениях, исполком сможет выдать более полный перечень технических условий, понимая, например, какие мощности будут в здании. Может быть, такой объект и вовсе не нужен в этой местности. Такая информация на начальном этапе позволит избежать многих проблем в будущем.
Новая редакция Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, а также дополнения и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156 утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 785.
Документ разработан в целях реализации Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства» и совершенствования порядка выдачи разрешительной документации на строительство объектов.
Он вступает в силу через три месяца после официального опубликования – с 31 января 2019 г.