1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Госстрой станет ответственным за федеральные программы строительства и ЖКХ

Помощь делу

Документ направлен в минэкономразвития и после обсуждения правительством будет включен во второй пакет антикризисных мер. Ранее минстрой сообщил о начале еженедельного мониторинга финансового положения застройщиков и подрядных организаций.

Ограничительные меры из-за эпидемии коронавируса уже снизили деловую активность, говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. В краткосрочной перспективе это может привести к остановке некоторых предприятий, возможному снижению спроса на строительную продукцию и к затруднениям трансграничных поставок.

«Проблемы в отрасли уже очевидны — взрывной рост цен на стройматериалы, поставщики анонсировали рост цен на металл минимум на 10%. Лифты и сантехника по сути привязаны к курсу доллара», — говорит член совета директоров компании «ЗАО СМС» Максим Федорченко. Подорвет деятельность застройщиков и возможное введение в будущем карантина с остановкой работ на стройплощадках. «Могут быть сорваны планы строительства, банки могут заморозить проектное финансирование. Непонятно что делать, если в результате остановки строительства на карантин обязательства перед дольщиками не будут исполнены в срок», — говорит он. Если работы будут остановлены даже на месяц, то сроки строительства могут сдвинуться на период до года, поскольку есть работы, которые можно делать только летом. По мнению Федорченко, было бы разумнее потребовать обеспечения дополнительных мер безопасности на стройках, но не останавливать работу. Компенсировать временные потери могло бы резкое сокращение сроков административных процедур в строительстве, считает он.

«Важно понимать, как будут выстраиваться отношения с банками при работе по проектному финансированию. Хотелось бы, чтобы банковские работники в регионах оказались подготовленными к возможным изменениям», — считает владелец ГК «Удача» Владимир Прохоров.

Из-за закрытия границ с Таджикистаном и Узбекистаном — основными поставщиками рабочей силы — застройщики уже почувствовали нехватку строителей. «Может получиться, что в самый пик строительства границы еще будут закрыты. Соответственно, спрос на работников будет выше предложения. Это приведет к снижению темпов строительства и к росту стоимости услуг работников, что самым прямым образом влияет на себестоимость жилья», — отмечает Прохоров.

Пока строительство ведется в обычном режиме с поправкой на усиленные меры дезинфекции, говорит руководитель направления взаимодействия с финансовыми институтами ГК «А101» Анатолий Клинков. Но и он отмечает, что часть подрядчиков уже выводит на объекты меньше рабочего персонала, а ситуация с будущими поставками материалов иностранного производства пока остается неопределенной. «Для девелоперов, которые уже перешли на эскроу-финансирование, достаточно эффективной мерой стало бы субсидирование процентных ставок в размере от 3% до 5%, а также субсидирование основной ставки в размере одной трети от ставки рефинансирования», — считает Клинков. Кроме того, банки могли бы смягчить требования к финансовой устойчивости проекта при принятии решения о выдаче кредита застройщику. Помогла бы и оптимизация механизмов проектного финансирования девелоперов в части создания объектов социальной инфраструктуры — рассмотрение возможности выделения отдельных кредитных линий на строительство школ, детских садов и поликлиник со специальными ставками. Также, по его мнению, целесообразно до улучшения ситуации зафиксировать ставки по налогу на имущество на уровне 2019 года и предусмотреть возможность отсрочки этих платежей на срок от 6 месяцев до года. А налоги на земельные участки в собственности и ставки арендной платы за участки было бы целесообразно снизить на 0,5-1% ставки, считает Клинков.

Кроме того, Минпромторг предложил правительству ограничить 8% максимальную ставку кредитов для общепита и сферы непродовольственной торговли. Об этом говорится в письме главы ведомства Дениса Мантурова председателю правительства Михаилу Мишустину, сообщает ТАСС. Ограничение ставки по кредитам позволит поддержать отрасль из-за ситуации с пандемией коронавируса. Также в минпромторге предлагают временно снизить и унифицировать ставки эквайринга по нижнему значению для всех секторов розницы. В числе значимых мер поддержки общепита и предприятий потребрынка в ведомстве называют отмену на полгода НДС, налога на прибыль, а также еще ряда налогов и введение «арендной амнистии». Кроме того, предлагается «не распространять расширенную ответственность производителя (РОП) на операторов потребительского рынка», говорится в письме.

В минпромторге приводят данные о снижении числа посетителей и выручки в торговле и ресторанах — от 50 до 80% в зависимости от региона. Многие предприятия уже не могут выполнять финансовые обязательства перед работниками, которые прописаны в Трудовом кодексе. По оценкам ведомства, сокращено минимум 20% персонала. Чтобы не допустить массовых сокращений, в министерстве предлагают разрешить потребрынку отправлять персонал в вынужденный отпуск на полгода с выплатой государственных пособий, которые должны составлять до 80% от заработной платы.

В письме указано, что меры поддержки отрасли должны быть экстренными. Важно дать возможность «встать на паузу» предприятиям всего потребрынка. Исключение составляет продуктовая торговля.

Государственная инвестиционная программа: какие проекты будут профинансированы в 2020 году

Последние рабочие дни уходящего года ознаменовались принятием двух важных нормативных правовых актов, которые определят основные направления расходования средств государственного бюджета в предстоящем 2020 году. Первый документ – Закон «О республиканском бюджете», проект которого мы подробно рассмотрели в статье «Доходы и расходы государства в 2020-м» (№ 84 «ЭГ» от 12.11.2019). Второй нормативный правовой акт – Государственная инвестиционная программа на 2020 год – описывает основные проекты и стройки, которые будут профинансированы за счет средств бюджета в следующем году.

Читать еще:  Пожарная безопасность объекта – установка противопожарных клапанов

План государственных капиталовложений

За счет средств Государственной инвестиционной программы финансируются все проекты, требующие капитальных вложений со стороны государства. Поэтому в ней описываются все проекты, запланированные к реализации в 2020 г., – строительство зданий, сооружений, транспорт­ной и инженерной инфраструктуры. По сути, Государственная инвестиционная программа является продолжением государственного бюджета, отражая основные направления капитальных затрат, производимых государством.

Общий объем средств государст­венной инвестиционной программы 2020 г. запланирован на уровне 593,8 млн руб., что на 16% больше по сравнению с прошлым годом.

Финансирование будет сформировано из средств государственного бюджета (264,4 млн руб., или 44,5%), фонда национального развития (105,2 млн руб., или 17,7%), республиканского дорожного фонда (99,7 млн руб., или 16,8%), резервного фонда Президента (134,5 млн руб., или 22,7%).

Социальные инвестиции в приоритете

Традиционно значимую часть государственной инвестиционной про­граммы занимает строительство социальных объектов – учреждений образования, здравоохранения, культуры.

На развитие системы здравоохранения в 2020 г. планируется выделить 38 млн руб.

Самые крупные проекты в этой сфере – строительство районной по­ликлиники в г. Островце (17,5 млн руб.) и реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Гродно» под област­ной онкологический диспансер (14,6 млн руб.).

На строительство и модернизацию учреждений образования в 2020 г. правительство направит 55,9 млн руб. Основная часть этих средств уйдет на строительство школы на 750 ученических мест в г. Минске (18 млн руб.) и строительство общежития на 1030 мест для студентов Гродненского государственного университета (20,3 млн руб.).

На реконструкцию и строительство объектов культурного назначения и восстановление исторического наследия в 2020 г. будет выделено 43,6 млн руб. Среди наиболее значимых проектов, которые попали в государственную инвестиционную программу:

– реконструкция республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки (8 млн руб.);

– реконструкция комплекса зданий Национального художественного музея (8,1 млн руб.);

– строительство историко-этно­графического комплекса «Музей под открытым небом» в ГПУ «Национальный парк «Припятский» (7,3 млн руб.);

– реконструкция Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса (5,2 млн руб.).

Замыкают перечень объекты спортивного назначения со скромным объемом инвестиций в 9,1 млн руб. Самым крупным проектом этого профиля стало строительство спортивно-культурного центра Белорусского государственного университета культуры и искусств в г. Минске (6,6 млн руб.).

Белорусские дороги станут лучше, а вода – чище

Благодаря программам частичного финансирования, реализуемым сов­местно с международными организациями, значительные инвестиции направляются на развитие дорожной сети и строительство станций обезжелезивания воды. В 2020 г. на эти проекты будет направлено 101 и 25,9 млн руб. соответственно.

Дорогая мелиорация

Несмотря на то что бум мелиорации сельскохозяйственных земель прошел, строительство и реконструкция осушительных систем и основных мелиоративных сооружений продолжает требовать от государства значительных инвестиций. В 2020 г. на эти цели будет направлено 50 млн руб.

Отдельное внимание – национальным проектам

75,5 млн руб. будет направлено на развитие социальной инфраструктуры в районе реализации крупнейшего национального проекта последних лет – строительства АЭС в г. Островце. Масштабная инвестиционная программа предусматривает:

– проведение магистральных сетей и застройку всей центральной части города с районом усадебной застройки для энергетиков Островецкой АЭС;

– строительство школы на 510 мест;

– полигона твердых бытовых отходов;

– дома культуры и творчества молодежи;

Полная реализация всей программы не ограничится одним годом и в итоге обойдется бюджету в приличную сумму. В 2020–2021 гг. на развитие региона будет направлено финансирование общим объемом 173 млн руб.

Еще один национальный проект – индустриальный парк «Великий камень» – получит 12,7 млн руб. инвестиций в 2020 г. и еще 52,2 млн – в 2021-м . Средства пойдут на дальнейшее развитие инженерной и энергетической инфраструктуры парка, строительство поликлиники, автодороги и железнодорожной ветки в транспортно-логистическую зону парка.

Инвестиции в общественную безопасность

В отдельную категорию капитальных затрат мы выделили финансирование проектов и строек, конечными бенифициарами которых являются Министерство обороны, судебные и правоохранительные органы, КГБ и МЧС. Общий объем инвестиций в такого рода проекты в 2020 г. составит 80,6 млн руб.

Большую часть этих средств получит Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел – 25,2 млн руб., или 31,3%. Другие наиболее крупные проекты этой категории, которые будут профинансированы за счет Государственной ин­вестиционной программы:

– НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС (объем инвестиций в 2020 г. – 23,7 млн руб.);

– строительство административного здания УКГБ по Витебской области (площадь – 30 тыс. кв.м, объем инвестиций в 2020–2021 гг. – 13,8 млн руб.);

– строительство здания судов Первомайского и Советского районов г. Минска по ул. Ф. Скорины (площадь – 10 тыс. кв.м, объем инвестиций в 2020–2021 гг. – 10,1 млн руб.);

– строительство тренировочного тактико-специального комплекса КГБ в пос. Боровая Минского района (площадь – 3700 кв.м, объем инвестиций в 2020–2021 гг. – 9,8 млн руб.).

Денег хватит не всем

Однако времена изобилия остались в прошлом, поэтому наряду с проектами, которые получат финансирование в 2020 г., в программе упоминается перечень проектов, финансирование которых будет приостановлено. Эта вынужденная мера позволит сохранить в 2020 г. 159,6 млн руб. бюджетных средств.

Читать еще:  Почему отстаёт от графика строительство моста через Волгу

Будет заморожено строительство:

– восточного обхода г. Гомеля с мостом через р. Сож (необходимый объем инвестиций в 2020–2021 гг. – 45 млн руб.);

– биотехнологического центра Полесского государственного университета в г. Пинске (60 млн руб.);

– учебно-тренировочного комплекса по моделированию пожаров МЧС (21,4 млн руб.);

– бассейна с центром водолазной подготовки МЧС (14,5 млн руб.).

Будет отложено строительство:

– академической библиотеки и медиацентра Белорусской государственной сельскохозяйственной академия в г. Горках (необходимый объем инвестиций в 2020–2021 гг. – 39,7 млн руб.);

– крытой ледовой площадки и реконстукция трамплинов в Республиканском центре олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи» (24 млн руб.);

– комплекса зданий Государственного пограничного комитета в г. Минске по ул. Володарского, д. 24 (45,5 млн руб.).

Таким образом, несмотря на дефицит государственного бюджета, объем государственной инвестиционной программы вырос на 16%. Однако не все проекты, реализация которых запланирована в 2020–2021 гг., получат необходимое финансирование. Часть строек будет заморожена на неопределенный срок.

Приоритеты финансирования остаются прежними – строительство социальных объектов, развитие дорожной инфраструктуры, общественная безопасность и национальные проекты.

Стоимость Европейских игр выросла на 15,7 млн руб.

В уходящем году бурное обсуждение вызвала стоимость проведения II Европейских игр, которые при первоначальном бюджете в 153,4 млн руб. обошлись бюджету в 266 млн руб., превысив план на 73,4%.

Всего же на организацию и проведение игр было потрачено 540 млн руб., что сопоставимо с годовым объемом Государственной инвестиционной программы и в 3,4 раза превышает объем средств, необходимый для реализации замороженных проектов.

Анализ Государственной инвестиционной программы показывает, что Европейские игры еще долго будут сказываться на благосостоянии страны. Так, в 2020 г. на погашение кредитов и уплату процентов за пользование кредитными ресурсами Банка развития Республики Беларусь, которые привлекались для строительства (реконструкции) объектов к II Европейским играм, будет направлено 15,7 млн руб.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»

Совмин утвердил госпрограмму «Строительство жилья» на 2016 — 2020 годы

Госпрограмма ориентирована на создание условий для удовлетворения потребности граждан в доступном и комфортном жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей.

В частности, планируется увеличение уровня обеспеченности населения жильем с 26,36 кв. метра на человека (в 2015 году) до 27,3 кв. метра (в 2020 году). При этом в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов к 2020 году не менее 40% будет приходиться на долю индивидуальных жилых домов. Все многоквартирные жилые дома будут возводить в энергоэффективном исполнении.

«Строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку в виде льготных кредитов и субсидий, будет осуществляться по экономичным проектам и контролируемым ценам», – комментируют в Совмине.

Для удовлетворения потребностей в индивидуальном жилье, а также для загрузки строительного комплекса прорабатываются возможности строительства таких домов по госзаказу.

Особое внимание в госпрограмме уделено строительству жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку.

Так, предполагается строить дома с долевым участием граждан. Планируется создание жилищно-строительных потребительских кооперативов с ограничением прибыли застройщика и рентабельности строительства.

Отдельно в документе представлены меры по развитию строительства в городах-спутниках.

Например, в 2016 году в таких населенных пунктах намерены построить 14,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе в Жабинке Брестской области – 4,8 тыс. кв. метров и Скиделе Гродненской области – 10 тыс. кв. метров.

Финансирование госпрограммы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах. Также учтены кредитные ресурсы банков и другие источники.

Всего на реализацию программы потребуется Br270,9 триллиона. Из них ресурсы республиканского бюджета – Br55 триллионов. Местные бюджеты – 21,9 триллиона. Кредитные ресурсы – Br11,8 триллиона.
Другие источники – Br182,2 триллиона.

Ответственным заказчиком программы выступает Министерство архитектуры и строительства.

Госстрой станет ответственным за федеральные программы строительства и ЖКХ

Отступление от утвержденного архитектурного проекта

На основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в т.ч. сметы (сметной документации), осуществляются в установленном порядке возведение, ре­конструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта (п. 6 ст. 51 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Рес­публике Беларусь», в редакции от 30.12.2015 № 334-З (далее – Закон № 300-З)).

Проектная документация разрабатывается в одну или две стадии по выбору за­казчика, застройщика, если иное не определено частью четвертой п. 7 ст. 51 Закона № 300-З или другим нормативно-правовым актом либо инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь.

При одностадийном проектировании разрабатывается строительный проект. При двухстадийном проектировании разрабатываются архитектурный и строительный проекты.

Архитектурный проект – это проектная документация на возведение (реконструк­цию, реставрацию, капитальный, ремонт, благоустройство) объекта строительства, которая включает решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, о возможных негативных послед­ствиях его воздействия на окружающую среду и определяет технико-экономические показатели объекта строительства (ст. 1 Закона № 300-З).

Решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывает­ся в задании на проектирование.

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключе­ния государственной экспертизы.

Именно утвержденная проектная документация является основанием для финан­сирования строительства и для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

Читать еще:  Наша стройка: какие плюсы дает сетка для овощей?

Утверждению подлежат в соответствии с пп. 40-42 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектур­ных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476, в редакции от 17.11.2015 № 958 (далее – Положение № 1476):

  • архитектурный проект (при проектировании в две стадии);
  • архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);
  • проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;
  • сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строитель­ства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пуско­вых комплексов), а также объекта в целом;
  • проектная документация в качестве типового проекта.

Внесение изменений в утвержденный архитектурный проект производится только с согласия разработчика архитектурного проекта, а в случае отступления от тре­бований архитектурно-планировочного задания – по согласованию с территориаль­ным органом архитектуры и градостроительства, разработчиком архитектурного проекта и органом, утвердившим архитектурный проект.

В случае выявления разработчиком архитектурного проекта отступлений от утвержденного архитектурного проекта при его реализации он обязан известить об этом орган государственного строительного надзора, выдавший разрешение на произ­водство строительно-монтажных работ.

Заказчик, застройщик может не привлекать разработчика архитектурного проекта с его согласия к разработке проектной документации на строительство и к авторскому надзору за строительством, если архитектурный проект реализуется без изменений.

Отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное при разра­ботке строительного проекта без согласования с разработчиками архитектурного про­екта и утвердившим его органом, влечет наложение штрафа в соответствии с частью первой ст. 21.1 КоАП.

Размер штрафа составляет от 8 до 20 базовых величин.

Самовольное внесение изменений в утвержденный строитель­ный проект или отступление от него

Одной из обязанностей разработчика строительного проекта является разработ­ка строительного проекта в соответствии с материалами инженерных изысканий и полученной разрешительной документацией, утвержденными предпроектной (предынвестиционной) документацией, архитектурным проектом (при проектировании в две стадии), а также с требованиями актов законодательства (п. 4 ст. 52 Закона № 300-З).

Строительный проект – это проектная документация, которая обеспечивает реализацию решений утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и ма­териалами (ст. 1 Закона № 300-З).

Строительный проект, разработанный с отступлением от утвержденного архитек­турного проекта, а также внесение изменений в строительный проект необходимо согласовывать с разработчиком архитектурного проекта, соответствующим террито­риальным органом архитектуры и градостроительства, заказчиком, застройщиком и органом, утвердившим архитектурный проект, и переутверждать.

Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или от­ступление от него, допущенное в ходе его реализации без согласования с разработ­чиками архитектурного и строительного проектов и органами, утвердившими строи­тельный проект, влечет наложение штрафа в соответствии с частью первой ст. 21.2 КоАП.

Размер штрафа – от 4 до 20 базовых величин, на ИП – до 50 ба­зовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых ве­личин.

Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строи­тельства

Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремон­том, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в т.ч. очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйствен­ных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуата­цию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Совмином, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь (п. 1 ст. 59-1 Закона № 300-З).

Порядок приемки указанных объектов в эксплуатацию изложен в Положении о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденном постановлением Сов­мина от 06.06.2011 № 716, в редакции от 15.07.2016 № 555 (далее – Положение № 716).

Приемка объекта без выполнения отдельных видов работ допускается только в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 59-1 Закона № 300-З. А именно, если это:

  • предусмотрено утвержденной проектной документацией;
  • не противоречит законодательству;
  • не препятствует эксплуатации объекта и функционированию инженерной инфраструктуры.

Приемка объекта в эксплуатацию не допускается, если этот объект не обеспечивает достижения предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей или построен с отступлением от обязательных требований техниче­ских нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан.

Приемка в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строи­тельства, пусковых комплексов осуществляется в порядке, предусмотренном для при­емки объекта в целом, с составлением отдельных актов приемки на каждые принима­емые в эксплуатацию очередь строительства, пусковой комплекс.

Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в экс­плуатацию по форме, утверждаемой Минстройархитектуры, который подписывается всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от под­писания акта должен быть оформлен письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.

После завершения работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную ко­миссию, для его утверждения или мотивированное заключение о неготовности объ­екта к эксплуатации.

Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, поста­новлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами комиссии.

Дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию считается датой приемки в эксплуатацию объекта.

Объекты, по которым сроки утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию истекли, считаются непринятыми, и по ним приемочные комиссии назначаются по­вторно (п. 8 Положения № 716).

Состав нарушений в области приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) и санкции изложены в нижеприведен­ной таблице.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector