8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГК «Масштаб» хочет вложить 40 миллиардов рублей в строительство метрополитена в новой Москве

Содержание

ГК «Масштаб» изъявляет желание вложить 40 миллиардов рублей в строительство метро в новой Москве

Группа компаний «Масштаб» заявила о своей готовности компенсировать часть расходов Москвы на строительство метро на присоединённых территориях, вложив до 2018 года порядка 40 миллиардов рублей. Группа компаний имеет в новой Москве в собственности 2,586 тысяч гектаров земли. Для успешного развития этих территорий «Масштаб» готов поделить с городом расходы на инфраструктуру. В настоящее время в новой Москве уже ведётся строительство станций «Тропарёво», «Румянцево» и «Саларьево». Коммерческий директор ГК «Масштаб» Кирилл Игнахин сообщил о том, что «Масштаб» готов до 2018 года компенсировать городу затраты на строительство ещё трёх станций и продлить линии примерно на 7- 7,5 километров.

Власти Москвы поддерживают планы «Масштаба», но при этом указывают на то, что вопрос требует детальной проработки. Расчёт компании заключается в том, что стоимость жилья с постройкой метро на новых территориях Москвы возрастёт примерно на 15-20%. Игнахин обратил внимание на то, что платить городу «Масштаб» намерен по мере продажи возводимых площадей.

Группа компаний получила градостроительный план земельного участка на возведение жилого микрорайона почти на 500 тысяч квадратных метров недвижимости возле поселения Сосенское. Также разрабатывается «Масштабом» проект планировки на 137 гектарах в Коммунарке, где планируется построить 1,7 миллиона квадратных метров недвижимости, из которых 1миллион квадратных метров будет занимать жильё.

«Масштаб» на своих землях намерен реализовать проект, который предусматривает комплексное развитие территории согласно современным принципам мирового градостроительства, для чего по заказу компании консорциумом ведущих мировых архитектурных и инжиниринговых бюро ещё в 2007 году был разработан Генеральный план развития территории. Как указано в материалах ГК «Масштаб», ядром проекта станет создаваемый в соответствии с Указом Президента РФ Национальный исследовательский технологический университет, образуемый на базе Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС). При этом программа создания университета включает в себя размещение не только учебных площадей, научной базы, опытных лабораторий, но и жилых помещений для студентов и преподавателей. Около 100 га предполагается выделить «Масштабом» из своих земель под данный комплекс.

В случае, если город пойдёт навстречу группе компаний, то, по словам коммерческого директора, «Масштаб до 2020 года берётся построить на расстоянии 7-8 километров от МКАД около 8 миллионов квадратных метров жилья, а также около 4,5 миллиона квадратных метров нежилой недвижимости, включая 44 школы и сотню детских садов.

Вы хотите купить или продать недвижимость в Москве? Вам с удовольствием помогут риэлторы Группы Компаний «Правовая защита». Звоните! Наши телефоны: (495) 790-54-47 , .

Ольга Мотева © МОО «Правовая защита»

Как подешевело строительство столичного метрополитена

К концу 2020 г. протяженность линий московского метро увеличится в 1,5 раза: добавится более 160 км линий и 78 станций (13 из них уже открыто, введено 26 км). Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть и обеспечит шаговую доступность метро 93% жителей Москвы.

В адресной инвестиционной программе Москвы (АИП) на 2014-2017 гг. указана предельная стоимость строительства метро (документ будет принят в декабре вместе с бюджетом Москвы, см. врез). Стоимость всех работ, по данным АИП, составит 970,7 млрд руб. «Это лимиты, а не стоимость контрактов. В АИП указана предельная цена, которая корректируется после выхода проекта из экспертизы и по результатам торгов», — комментирует заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин.

Самые дорогие

Самой дорогой линией станет Третий пересадочный контур (ТПК), который сформирует второе кольцо московского метро: примерно 380 млрд руб. ТПК протяженностью около 58 км (28 станций) пройдет по окраинам столицы и пересечет все радиальные линии. Новым кольцом будет пользоваться около 1 млн человек в день, для многих отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Проект разделен на пять участков, стройка идет только на одном — от «Нижней Масловки» до «Делового центра» (12,2 км, пять станций). В АИП на него заложено 83,67 млрд руб. Первый участок заработает в 2016 г., замкнется кольцо в 2020 г.

Читать еще:  Властями рассматриваются варианты прокладки метрополитена до Троицка от Коммунарки

Следующий масштабный проект — Калининско-Солнцевская линия (заложено 181 млрд руб.; около 29 км, 15 станций), которая станет продолжением существующей желтой ветки метро от станции «Третьяковская» и свяжет центр Москвы с присоединенными территориями. Ввод западного участка этой линии улучшит транспортное обслуживание более 600 000 жителей районов Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, а также поселков в новой Москве, говорит Хуснуллин, снизится и нагрузка на юго-западный участок Сокольнической линии. Строительство Калининско-Солнцевской линии разбито на четыре этапа: три уже в работе, подрядчик на участок от «Третьяковской» до «Делового центра» еще не определен.

Среди крупных проектов также Кожуховская линия от ст. м. «Нижегородская улица» до «Некрасовки» (15,2 км, 119 млрд руб.) и участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до «Селигерской (10,3 км, 72 млрд руб.). С вводом Кожуховской линии появится радиальная линия, которая разгрузит фиолетовую ветку. После ввода шести новых станций Люблинско-Дмитровской линии 0,5 млн жителей Северного и Северо-Восточного округов будет проживать в зоне действия метрополитена. Этот участок метро считается одним из самых сложных — работы ведутся на глубине 60 м.

Еще одна крупная статья расходов в АИП — строительство электродепо, всего их будет 12, лимит — 74,8 млрд руб. Например, для заезда в депо на Люблинско-Дмитровской линии нужно построить дополнительно 2 км линий.

Как экономят

На конечную стоимость влияют количество станций, количество выходов из станций, глубина залегания линий, говорит Хуснуллин. Московские чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки снизилась на 25-30%, а скорость работ увеличилась.

«Указанные в АИП цифры помимо стоимости самих строительно-монтажных работ включают затраты на проектно-изыскательские работы, освобождение территории, перекладку инженерных коммуникаций, подключение воды, электроэнергии и т. д. На них может приходиться до 40% затрат», — рассказывает руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев.

Пропорции весьма относительные, комментирует один из подрядчиков строительства метро.

Проектные работы в среднем обходятся в 1-3% от общей стоимости, поставка оборудования (эскалаторы, автоматические системы, железнодорожное полотно и т. д.) — в 15-25%, строительно-монтажные работы — в 60-75%, плюс расходы на освобождение площадки. «При планировании размещения станций не всегда есть четкое понимание затрат на освобождение территорий: где-то удается договориться, где-то приходится судиться», — говорит Бочкарев. Например, владелец недвижимости около депо «Лихоборы» требует более 1 млрд руб., а Москва готова заплатить 600 млн руб., рассказал другой московский чиновник.

Прежде строительство 1 км метро (с поправкой на инфляцию) стоило порядка 7 млрд руб., говорит Бочкарев, теперь — не более 4,5 млрд; станции мелкого заложения обходятся в 4,5 млрд, глубокого — в 7 млрд руб. «Москва действительно оптимизирует расходы, — говорит гендиректор «Объединения «Ингеоком» Сергей Кидяев. — Стоимость строительно-монтажных работ сократилась на 25-30%, метростроители работают с доходностью не более 15%». Раньше станция глубокого заложения с 1 км примыкающих линий (на подъезде к станции — максимум инфраструктуры метро) стоила 15-17 млрд руб., сейчас — около 10 млрд, знает он. Но на стоимость влияет сложность. Один из самых дорогих участков в АИП (в пересчете на 1 км пути) — от «Делового центра» до «Парка Победы»: на 3,5 км заложено 17,4 млрд руб. «Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве, — поясняет Кидяев («Ингеоком» — генподрядчик). — Мы прошли два тоннеля под Москвой-рекой, не закрывая движения в «Москва-сити». И построили оборотные тупики длиной 600 м, чтобы после конечной станции поезд проехал дальше и развернулся».

В программе развития транспортной системы Москвы указано, что затраты на метро до 2020 г. составят 1 трлн руб. из городского бюджета, а 163 млрд вложат частники. Ранее объявлялось, что китайские госкомпании CIF и CRCC готовы вложить $2 млрд в строительство новой ветки на Юго-Западе. О намерении инвестировать около 40 млрд руб. сообщала и компания Вадима Мошковича «Масштаб».

Проблемы и перспективы развития софинансирования проектов по строительству новых станций метро Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева М.М.

В статье рассмотрены проекты по строительству новых станций метро, которые реализуются с участием отечественных и зарубежных инвесторов , приведен механизм государственно-частного партнерства . Также рассмотрены основные проблемы софинансирования данных проектов и возможные пути их разрешения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селезнева М.М.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CO-FINANCING OF THE CONSTRUCTION OF METRO STATIONS

The article describes some metro construction projects, which are realized with the participation of domestic and foreign investors ; it is also shown a public-private partnership mechanism. The main problems of co-financing of these projects and possible ways to solve these problems are also considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития софинансирования проектов по строительству новых станций метро»

Проблемы экономики и менеджмента

кафедра «Банки и банковский менеджмент», ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»,

Читать еще:  Что защитит автомобиль от непогоды? Навес от Интекс-Буд.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВЫХ СТАНЦИЙ МЕТРО

Аннотация. В статье рассмотрены проекты по строительству новых станций метро, которые реализуются с участием отечественных и зарубежных инвесторов, приведен механизм государственночастного партнерства. Также рассмотрены основные проблемы софинансирования данных проектов и возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: софинансирование, государственно-частное партнерство, зарубежные инвесторы, метрополитен.

M.M. Selezneva, Financial University under the Government of the Russian Federation

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CO-FINANCING OF THE CONSTRUCTION OF METRO STATIONS

Abstract. The article describes some metro construction projects, which are realized with the participation of domestic and foreign investors; it is also shown a public-private partnership mechanism. The main problems of co-financing of these projects and possible ways to solve these problems are also considered.

Keywords: co-financing, public-private partnership, foreign investors, rapid transit.

До недавнего момента о масштабных частных инвестициях в проекты по строительству новых станций метро говорить не приходилось. Так, например, первая станция в России, которая была построена на деньги частного инвестора — станция «Мякинино» — открылась в 2009 году. Crocus Group тогда стала единственной компанией, участвующей в государственно-частном партнерстве по возведению новых станций метро. Компания вложила средства в данную станцию, чтобы обеспечить транспортную доступность своего комплекса «Крокус Сити».

На территории Новой Москвы часть городских затрат на строительство метрополитена будет компенсирована группой компаний «Масштаб»: на эти цели инвестор планирует направить около 40 миллиардов рублей до 2018 года. Софинансирование данного проекта обусловлено желанием инвестора успешно развить принадлежащие ему более 2,5 тысяч гектаров земли в Новой Москве. Компания инвестирует в строительство порядка 7,5 километров новых линий метро [1]. ГК «Масштаб» предполагает вложить примерно 40 миллиардов рублей, при этом финансирование проекта будет осуществляться по мере продажи возводимых на прилегающих территориях площадей.

Программа развития московского метрополитена — одна из самых крупных в мире: до 2020 года планируется построить 150 км метро, более 70 новых станций. Строительство линий в Новой Москве является одним из основных направлений развития метрополитена, поскольку для данной территории необходимо ускоренное разви-

Проблемы экономики и менеджмента

тие транспортной инфраструктуры. Данный проект станет ключевым для привлечения инвестиций, чтобы «сбалансировать инвестиционный пакет Москвы и ускорить развитие инвестиционных инфраструктурных проектов» [5]. Помимо ГК «Масштаб» проектом заинтересовались инвесторы из Китая: планируется инвестирование ими около 2 миллиардов долларов в строительство станций по направлению на Коммунарку («Улица Новаторов» — «Столбово»). Кроме того, около 4 миллиардов долларов планировалось вложить в строительство недвижимости вблизи строящихся станций.

Стоит отметить, что государство привлекает иностранных инвесторов в проекты по строительству новых станций метро по разным причинам. Во-первых, государство и частные инвесторы таким образом делят между собой финансовые риски и затраты. Во-вторых, так достигается экономия городских бюджетных средств. И, в-третьих, благодаря инвестициям частных лиц проекты по строительству транспортной инфраструктуры реализуются быстрее, поскольку бюджет, как правило, не может себе позволить направить масштабные средства в сжатые сроки лишь на одно направление.

Строительство новых станций метро на сегодняшний день — один из самых окупаемых видов бизнеса: все вложенные в инфраструктуру средства должны окупиться, поскольку метро — самый востребованный вид транспорта в столице (московским метрополитеном по различным оценкам ежедневно пользуются более 7 миллионов человек, а в будние дни — более 9 миллионов [4]). Поэтому интерес инвесторов из Китая вполне закономерен.

Однако в капитал ГУП «Московский метрополитен» китайцы входить не будут, речь идет именно об инвестировании в определенные участки, определенные проекты. В этой связи следует упомянуть о механизме государственно-частного партнерства (ГЧП), под которым понимается совокупность форм среднесрочного и долгосрочного взаимодействия государства и частных инвесторов для решения социально значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Можно провести параллели с привлечением частным инвесторов с использованием ГЧП в проекты по строительству автомобильных дорог. Механизм ГЧП здесь состоит в следующем:

• Государством средства инвестируются в подготовку инфраструктуры, а частными инвесторами — в строительство платных участков дорог и улучшение прилегающих земель.

• Далее дорога и придорожная инфраструктура передаются в управление инвестору на определенный срок, как правило, это длительный срок — более 10 лет.

• Инвестор не только несет определенные расходы, занимаясь эксплуатацией дороги (следит за ее состоянием), но и получает доходы от взимания платы за проезд и сдачи в аренду придорожных земель для кафе и заправок.

• За указанный в договоре ГЧП срок управления дорогой инвестор окупает свои вложения.

Виды ГЧП могут быть различны, но в области транспорта активно применяется описанная выше форма концессионного соглашения.

Проблемы экономики и менеджмента

Однако что касается метрополитена, то здесь могут возникнуть проблемы с возвратом средств частным инвесторам от его эксплуатации. На сегодняшний день все линии московского метро объединены в общую систему, поэтому невозможно просчитать внутренние денежные потоки, генерируемые проектом по строительству конкретной линии, от которых инвестор в дальнейшем будет получать собственную долю дохода. Китайские инвесторы же захотят однозначно понимать, каким образом будут считаться будущие доходы от эксплуатации станций, которые будут построены и временно взяты ими в управление. Поэтому предстоит четко проработать форму сотрудничества, чтобы она удовлетворяла обе стороны: как государство, так и зарубежного инвестора.

Читать еще:  Минтранс дало обещание наладить с Крымом транспортное сообщение

Не исключается возможность того, что инвесторы из Китая не получат построенный на их средства участок метро во временную эксплуатацию, а вернуть инвестиции смогут другим способом. Поскольку китайские инвестиции будут направлены не только на строительство станций метро, но и на строительство объектов по ходу движения новой линии, есть вероятность того, что инвесторам будет передана часть этих объектов. Предполагается, что китайцы будут эксплуатировать эти объекты и взимать плату за их использование, тем самым компенсируя понесенные расходы.

Однако сотрудничество нашего государства и китайских инвесторов не обязательно будет исключительно в форме ГЧП — возможно также создание совместного предприятия (СП), но это также не означает вхождения иностранных инвесторов в капитал «Московского метрополитена», поскольку «Московский метрополитен» в строительстве новой линии участия не принимает, этим занимается другая государственная компания — «Мосинжпроект». Соответственно, если в качестве формы сотрудничества будет выбрано СП, то создание СП будет не с «Московским метрополитеном», а с «Мосинжпроектом».

В программе строительства новых станций линия «Улица Новаторов» — «Стол-бово» приходится на период после 2018 года, однако при наличии частных инвестиций будет построена раньше, что обеспечит транспортную доступность Новой Москвы и облегчит тем самым жизнь ее обитателей.

Однако из-за ситуации нестабильности курсов, сложившейся на валютном рынке, проект по строительству участка метро откладывается. Не стоит отрицать тот факт, что Китай заинтересован инвестировать средства в строительство метро в Новой Москве, однако, чтобы переговоры сдвинулись с места, придется дождаться стабилизации курса рубля и нормализации экономической ситуации, так как о том, в какой валюте будут производиться расчеты стороны не договорились. Несмотря на высокую стоимость контракта — около 2 миллиардов долларов — переговоры с Китаем были заморожены из-за того, что Москва планировала рассчитываться по проекту в рублях, а Пекин — в долларах.

Тем не менее, в ноябре 2014 года проект уже находился в высокой степени готовности. Были подготовлены техническая документация и определены земельные участки под строительство. Соответственно в ближайшее время следует ожидать возобновления переговоров.

Проблемы экономики и менеджмента

1. ГК «Масштаб» инвестирует в строительство метро [Электронный ресурс]. -Режим доступа. — URL: http://www.arendator.ru/news/130679-gk_masshtab_investiruet_ v_stroitelstvo_metro_/ (дата обращения: 16.05.2015).

2. Ляув Б., Петрова О. Шесть станций метро от китайцев // Ведомости. -20.05.14 [Электронный ресурс] — URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/ 2014/05/20/shest-stancij-metro-ot-kitajcev (дата обращения: 16.05.2015).

3. Минэкономразвития России. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения: 16.05.2015).

4. Московский метрополитен [Электронный ресурс]. — URL:

Компания «Масштаб», застройщик Новой Москвы, согласна компенсировать 40 млрд рублей на продление метро за МКАД

ГК «Масштаб», которая является застройщиком Новой Москвы, сделала властям столицы заманчивое предложение. Состоит оно в том, что «Масштаб» предлагает компенсацию в размере 40 млрд. рублей на строительство метрополитена.

Не часто бизнесмены предлагают столь крупные суммы городским властям. Для такого шага должны быть веские предпосылки. И они есть. ГК «Масштаб» не просто предлагает строить метро. Компания хочет внести свой вклад в продление Сокольнической линии. Именно той, которая и ведет к районам, принадлежащим девелоперу.

Безусловно, «Масштаб» мотивирует необходимость удлинения линии тем, что жителям новых районов будет намного удобнее добираться в центр или к месту работы. Ведь размеры строительства у компании приличные. На 38 га поселения Сосненское, план развития которого на руках у девелопера, предполагается возвести почти 280 тысяч кв. м. жилой площади, школу, детсады, оздоровительный комплекс.

При удачном решении вопроса с продлением метро, компания будет разрабатывать объект, находящийся на расстоянии 7-8 км от МКАД. Девелопер нацелился на 8 млн. кв. м. жилья и 4,5 млн. кв. м. нежилой недвижимости. А в перспективе — еще более масштабные стройки, ведь компании принадлежит более 3 тысяч га земель, расположенных по Калужскому шоссе за МКАД на расстояниях от 3 до 23 км.

Зачем же ГК «Масштаб» предлагать деньги столичным властям? Ответ прост. Наличие метро сразу же повышает стоимость недвижимости на 15, а то и 20%. Несложные расчеты показывают, что вложив 40 миллиардов в удлинение ветки метрополитена, станции которого разместятся на территории районов застройки, компания получает до 120 миллиардов прибыли на планируемых объемах строительства.

Как раз из этих «бонусных» средств «Масштаб» и собирается выплачивать компенсацию. Т.е. деньги в мэрии будут получать по мере продажи квартир в новостройках. К. Игнахин, коммерческий директор, озвучивший предложение компании, обозначил 4-летний срок по этому проекту.

Столичные власти, судя по всему, заинтересовались предложением, но ответ смогут дать только после проведения тщательных расчетов экономической обоснованности. Проложить 1 км метрополитена сейчас стоит 4,5 млрд. рублей, а построить одну полноценную станцию – 2 миллиарда.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector