Если ребёнку исполнился год. На заметку родителям советы специалиста
Ребенку исполнился год! Что делаем дальше?
Организм годовалого человечка еще функционально незрел. То есть все органы его продолжают интенсивно расти и формироваться.
Вот и исполнился 1 год вашему малышу. Он появился на свет таким крохотным и беззащитным, но день за днем рос и развивался, радуя вас первой улыбкой, первым «агу», первыми шагами. Двенадцать месяцев промчались незаметно, и кроха стал уже совсем большим по сравнению с самим собой новорожденным. По-новому любуясь подросшим малышом, многие родители задаются вопросом: «А правильно ли он развивается?» Об этом и поговорим.
РЕБЕНКУ 1 ГОД: МЛАДЕНЕЦ ПОДРОС
Первый год, пожалуй, самый трудный и самый ответственный. Как для родителей, так и для самого ребенка. В этот период психическое и физическое развитие идет быстрыми темпами. И именно в это время, в первый год жизни, закладываются основы будущего физического и психического здоровья. В самый первый свой год жизни маленький человек приспосабливается к окружающему миру, у него формируются самые важные ощущения для восприятия, начинает формироваться характер, закладываются «кирпичики» полезных и вредных привычек, успехов и неудач, создается фундамент для всего дальнейшего пути развития. И этот «багаж» будет сопровождать ребенка всю дальнейшую жизнь, влияя на поступки, потребности, ощущения, отношение с миром и другими людьми. Потому крайне важно в это время очень ответственно относиться к своим родительским обязанностям и правильно организовать условия для роста, полноценного развития малыша и его комфортного мироощущения.
Итак, вы выдержали все испытания и ощутили все прелести первых 12 месяцев жизни вашей малютки. Теперь вы назубок знаете и можете поделиться опытом о том, сколько граммов за месяц должен «набрать» ребенок, когда он должен начать садиться, а во сколько начать ползать, чем его развлекать, когда он не спит и многое-многое другое. Это вы прошли и усвоили в первый год. Но теперь перед вами немного другой, уже повзрослевший человечек. Он изменился (ребенку исполнился 1 год), изменились его потребности и возможности. И прежними знаниями и опытом тут не обойтись. Нужна новая информация о том, какие особенности характерны для данного возраста, что нужно малышу в этот период и как должно проходить его развитие. В один год ребенок во многом сохраняет еще черты только что официально закончившегося периода младенчества. Он все так же нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе, бережном отношении, уходе и грамотном руководстве.
РЕБЕНКУ ИСПОЛНИЛСЯ 1 ГОД: ОТКРЫТИЕ МИРА
Организм годовалого человечка еще функционально незрел. То есть все органы его продолжают интенсивно расти и формироваться. Так, идет активное «созревание» коры головного мозга, формируется центральная нервная система. Именно поэтому в возрасте 1 год малыш сверхлюбознателен и эмоционален. Но он еще не умеет контролировать себя, управлять своим поведением, долго задерживать внимание на чем-то одном. Эмоции в этот период развития «зашкаливают». Подросший карапуз начинает подражать близким взрослым, легко «заражается» их настроением, быстро переходит от смеха к плачу, капризничает, испытывает и выражает разные эмоции (гнев, страх, восхищение). Окружающий мир во всем его многообразии вызывает у крохи бездну любопытства: будь то сломанная дверная ручка, распустившийся цветочек, идущий мимо человек в синем пальто или дождь за окошком. Это и тысячи других вещей искренне интересуют вашего ребенка, когда ему исполнился 1 год. И именно сейчас он как никогда завороженно и доверчиво смотрит на мир, желая узнать все о нем. А потому любимыми занятиями становятся: выбрасывать вещи из ящиков, с полок и «запихивать» их обратно, разрушать сложенную пирамидку, возводить ее заново, пробовать на вкус качели, складывать кубики и тут же их разбрасывать, тянуть скатерть со стола, тыкать пальцем в розетку и др. При этом малыш еще не понимает, что опасно, вредно, а что можно. Он просто познает мир такими вот способами. И познавательная активность его настолько велика, что даже болевые ощущения от первых «уроков» не вызывают у него страха. Поэтому не стоит сильно сердиться на «неутомимого исследователя» и лишать его радости «открытий». Так же, как и оставлять его без присмотра. Лучше следите за действиями непоседы, направляйте их в нужное русло, предоставляя возможность под вашим взором трогать предметы, слушать, смотреть, ощущать запахи, предлагая на выбор свои варианты знакомства с окружающим.
Малыш первого года очень привязан к родителям, эмоционально зависим от мамы. Он плачет и грустит, когда мама уходит, и безгранично радуется ее появлению. Но такая чрезвычайно тесная связь будет продолжаться недолго. Незнакомых вещей, мест или людей в этом возрасте одного года детишки остерегаются. На своей территории они спокойны и чувствуют себя в безопасности, но в незнакомой обстановке ощущают себя неуютно, особенно если рядом нет родного и близкого человека. К концу первого года жизни ребенок становится более «умелым», способен к более сложным действиям (например, самостоятельно собрать пирамидку). Если раньше малютку интересовало повторение одних и тех же действий с объектом, то теперь важна новизна самой вещи, исследование ее новых возможностей. Манипуляции с попавшими в руки годовалого отпрыска предметами становятся все более разнообразными и интересными. Кроха начинает понимать назначение большинства окружающих вещей и пытается использовать их по назначению.
Общение и игры со взрослыми сейчас – обязательно условие для успешного дальнейшего развития ребенка. Малыш и сам охотно играет в веселые простые игры-забавы с близкими взрослыми. Однако с «себе подобными» играть еще не умеет, скорее получается игра не «вместе», а «рядом».
РЕБЕНКУ 1 ГОД: СПОСОБНОСТИ ГОДОВАЛЫХ
В это время ребенок начинает осваивать активную речь. Лепет сохраняется, постепенно «разбавляясь» словами. Примерная норма словарного запаса для одного года – 3–5 слов. И пусть «настоящих» слов пока ненаглядное чадо говорит совсем чуть-чуть, но зато значение большинства сказанного взрослым понимает отлично. Попроси этого малютку, и он укажет на «синюю большую машинку» и «мамин носик» или же выполнит несложные поручения (принесет игрушку, найдет ложку). Умеет четко улавливать интонацию речи. Имитирует звуки по просьбе взрослого («мяукает», «мычит», «гудит»). Еще малыш легко обучаем: быстро «схватывает» названия предметов, имена близких, разученные действия. И с огромным интересом рассматривает картинки в книжке, узнавая знакомых персонажей.
Все отчетливее проявляются индивидуальные особенности малыша и его черты характера: в поведении, реакциях, эмоциях. Про него уже можно сказать: «Само спокойствие» или «Шустрый, как папа».
Одним из важных достижений к концу первого – начала второго года жизни, помимо речи, считается ходьба. Большинство карапузов к году уже поднимаются из сидячего положения, умеют взбираться на невысокий стульчик, могут самостоятельно стоять. И непременно все дети к своему первому дню рождения уже научились как-то передвигаться: некоторые – ползком, а некоторые умеют и «слегка» ходить. Теперь всем предстоит прочно становиться на ноги, пережив падения, ушибы и слезы. И умение уверенно ходить будет завоевано очень непросто.
Не удивляйтесь, если ребенок, едва научившись «топать», продолжает ползать. «Новички» в этом деле иногда возвращаются к более надежному способу перемещения, но это ненадолго. Освоение нового способа передвижения подарит вам и малышу радость и новые эмоции. Правда, для малыша радости будет больше – сколько новых возможностей открывается теперь перед ним! Вам же это добавит еще хлопот и беспокойства за ребенка: теперь его подстерегает больше опасных ситуаций. Но все же не следует особо ограничивать пространство для передвижения и «сужать» рамки только что открытого нового мира. Просто в таком возрасте не стоит оставлять ребенка одного. А еще годовалый карапуз знает свое имя, снимает и нанизывает кольца пирамидки, активно рисует каракули, отличает понятия «большой-маленький», делает «ладушки», строит башню из кубиков, начинает проситься на горшок и очень тонко чувствует, как любят его взрослые.
КРИЗИС РЕБЕНКА 1 ГОДА
Говоря о ребенке в возрасте 1 год, нельзя обойти вниманием одно немаловажное и непростое событие этого периода. Психологи называют его «кризис первого года жизни». Это не означает, что вы столкнетесь с его проявлениями прямо в день рождения малыша (перемены могут «нагрянуть» и в 10 месяцев, и в 1 год, и позже). Но в том, что они произойдут, нет никакого сомнения. И вы это непременно ощутите.
События буду развиваться примерно так. Ваш прежде «милый шустрик» и «чудо-дитя» вдруг превратится в неуправляемого и капризного до невозможности ребенка. На любые ваши запреты и отказы мгновенно следует затяжной плач и крики. Он настойчиво будет требовать внимания, когда вы заняты, но тут же с воплями оттолкнет вас, едва вы согласитесь на «просьбу». Одевания и раздевания превратятся в пытку. И так далее и тому подобное.
А ведь на самом деле кризис – это неотъемлемый и важный период, необходимый для психологического становления личности. Все развитие ребенка – череда кризисных и спокойных этапов. Кризис наступает, когда появляются противоречия между желаниями и реальными возможностями маленького человека. Малыш начинает ходить, говорить, уже тянется к самостоятельности, хочет и пытается делать то и это, но в то же время ему многое пока неподвластно, и он во многом зависит еще от мамы с папой. И на фоне этих несовпадений желания с возможностями возникают те самые вспышки безудержного гнева и нескончаемого непослушания.
Пути «смягчения» трудной ситуации просты. Установить рамки дозволенного (не запрещая слишком многого), быть последовательным и придерживаться «одной линии». Что-то игнорировать, от чего-то отвлекать, используя альтернативу. Предоставлять некоторую самостоятельность, давать больше свободы действий в допустимых пределах. И конечно, вам потребуется терпение и выдержка. Любой кризисный период рано или поздно заканчивается, а приобретенный опыт поистине незаменим и необходим.
РЕБЕНКУ 1 ГОД: ИГРЫ И ИГРУШКИ
«Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки!» – часто жалуются родители ребенка, которому исполнился 1 год. годовалого «исследователя». Только не нужно думать, что ваш малыш – разрушитель по натуре. Просто именно таким образом он производит исследование незнакомых для него объектов, узнавая об их свойствах и качествах. Невозможно понять предел прочности машинки, не сломав ее. Затем полученные знания проходят стадию анализа и синтеза: так и складывается картина мира. А потому любознательному крохе стоит предложить «сборно-разборные» игрушки, которые состоят из различных частей: пирамидки, матрешки, конструктор, соответствующий возрасту и др.
Простые и знакомые игрушки не вызовут особых сложностей у малыша, а вот с новыми и более сложными (например, заводная машинка) ребенка следует познакомить и обучить. Обязательно покажите, как заводится механизм и что потом происходит.
«Игрушки со звуком» также любимы малышами одного года. Барабан, бубен, колокольчики и их звучание вызовут неподдельный интерес и восторг у малютки. К тому же ребенок быстро научится различать тембр и усвоит простейшие уроки музыки.
Конечно же, в это время невозможно обойтись и без таких понятно-занятных игр, как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Поехали-поехали», «Прятки». Обожают малыши и всевозможные песенки, стишки. Все это их очень веселит, вызывая неподдельное чувство радости и развивая музыкальные и речевые способности. При условии, что взрослый будет эмоционален.
Простые и несложные «Найди пару», «Подбери по цвету (форме)& raquo;, «Открой-закрой» также заинтересуют ребенка, исподволь развивая его познавательные способности. В возрасте 1 года ребенок открыт всему новому и увлечь его не так и сложно. А потому ловите момент, развивайте малыша. 1 год – дата, официально означающая окончание периода младенчества и начало нового этапа развития малыша. По сути, это всего лишь календарная условная граница, к которой «прикрепляются» условные данные тех или иных показателей в развитии. А ребенок продолжает формироваться и развиваться индивидуальным темпом, приобретая все новые черты и умения в сравнении с самим собой.
Если ребёнку исполнился год. На заметку родителям советы специалиста
Ребенок в год испытывает любопытство ко всему окружающему. В этом возрасте можно уже заметить первые особенности характера. Родители могут столкнуться с проблемами, потому что в один год ребенок проходит переходный возраст. Родителей может напугать непослушность или капризность ребенка. Чаще всего это вполне нормально. Чтобы полностью убедиться в здоровом развитии ребенка, нужно отметить, что он умеет и как это делает. Если родители не могут уделять должное внимание ребенку из-за загруженности на работе, то очень желательно малышу найти няню в Киеве, чтобы процесс воспитания и развития ребенка не прерывался ни на минуту. В этом возрасте начинается полноценное формирование личности ребенка.
Развитие психики является важнейшим инструментом воспитания ребёнка.
• Ребенок понимает элементарные указания и просьбы. Например: отдай, нельзя, иди, смотри. Отказ ребёнка — это просто проявление характера. Но, родителям нужно обратить внимание, именно, на понимание, а не выполнение.
• В этом возрасте дети начинают, например, понимать смысл музыки. Они могут подпевать, танцевать или просто двигаться в ритме.
• Также в год дети уже узнают рычаги манипуляции. Пытаются добиться желаемого через крики или слезы. Также могут сымитировать падение, чтобы их пожалели. Понимают, кто в семье более жесткий, а кто мягкий.
• Ребёнок стремиться к общению с другими детьми. Но из-за маленького возраста еще не понимает, как с ними контактировать и играть.
• К году ребенок должен произносить хотя бы пять слов (дай, иди, мама, няня, папа). И знать название не менее 30 предметов.
Физическое развитие
• В год ребенок может уже осознанно держать руками несколько предметов сразу. Аккуратно их класть или отдавать по очередности. Ребенок в этом возрасте может собирать более мелкие игрушки или предметы.
• Также ребенок в год должен уметь самостоятельно преодолевать небольшие расстояния, ползая или за руки с взрослыми.
• Чтобы сидеть, ему уже не требуется опора. Садиться из положения лежа без посторонней помощи.
• Ребенок к этому возрасту понимает некоторые жесты и воспроизводит их (воздушный поцелуй, пока, хлопать в ладоши).
• Также в один год проявляются первые признаки самостоятельности. Ребенок проявляет желание: самостоятельно есть, ходить, играть. Родителям не стоит запрещать это делать, но поддерживать.
Не стоит забывать, что каждый ребенок уникален и индивидуален. Не стоит загонять его в рамки допустимого. Если из перечисленного списка ребенок что-то еще не делает то, возможно, это ему не интересно. Но для полной уверенности родителям все-таки стоит обратиться к специалистам и избавится от переживаний.
Родителям на заметку!
консультация
Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания
П осидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.
П омните у Вашего ребёнка пока не сформирована привычка делать уроки.
Ф ормируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
О формите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания.
У чите выполнять уроки в этом рабочем уголке.
О бъясните ребёнку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.
П остоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему.
Е сли ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они неправильно поняли задание и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
Е сли ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
Е сли ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
Н е заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
С тарайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к Вам только в случае необходимости.
К аждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
Н аучите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
В большинстве случаев родителям нет необходимости знать свои обязанности, но, к сожалению, встречаются родители, которые пренебрежительно относятся к этому. Мы кратко рассмотрим основные положения семейного законодательства, а именно главы 12.
В первую очередь следует отметить, что оба родителя имеют равные обязанности. Ошибочно полагать, что мать ребенка имеет большие обязанности перед своим ребенком, чем отец. Законодательно обязанности родителей прекращаются при достижении ребенком 18 лет. Именно этот возраст читается в России возрастом совершеннолетия.
В обязанности родителей входит воспитание своих детей. Они несут за них ответственность и отвечают за их здоровье, физическое, психическое, нравственное, духовное развитие. Родители обязаны обеспечить ребенку основное общее образование. Каждый ребенок должен посещать школу.
В обязанности родителей входит защита интересов своих детей. Они являются законными представителями ребенка и могут отстаивать их права и интересы в отношении с физическими и юридическими лицами. Это право родители не имеют, только в случае если органы опеки считают действия родителей противоречащими интересам ребенка.
Родители не имеют права причинять вред здоровью своих детей в т. ч. психическому здоровью и нравственному развитию. Они несут ответственность в установленном законом порядке. Родители не должны проявлять жестокость, относиться к ребенку пренебрежительно, оскорблять и унижать ребенка.
Если родители имеют разногласие в вопросах воспитания и образования ребенка и не могут решить их самостоятельно, они имеют право обратиться в органы опеки и попечительства или даже в суд.
В обязанности родителей входит содержание своих детей. Если родители избегают таких обязанностей, то алиментные средства могут быть взысканы в судебном порядке. При необходимости родители могут заключить соглашение об уплате алиментов, а при отсутствии соглашения суд взыскивает эти средства.
Об ошибках при общении с подростком. На заметку родителям советы специалиста
Любого родителя пугает слово “подросток”, все почему-то уверены, что этот период в жизни ребенка – семь кругов ада для всей семьи, так ли оно на самом деле?
Самое важное, что нужно осознать и принять: в тринадцать, четырнадцать лет ребенок не перестает вас любить, уважать и понимать. Если в раннем возрасте ребенок пытается быть похожим и подражать тем, кто ему импонирует, то в подростковом он ищет себя, пытается самоопределиться, обрести индивидуальность, свои собственные вкусы и предпочтения. Вы уже слишком много пережили, чтобы вспомнить, как это непросто. Вот советы от лица подростков, которые помогут вам не совершить роковых ошибок, меняющих практически безвозвратно отношения внутри семьи.
1. Никогда не навязывайте ребенку то, что вам нравилось в детстве или то, чем у вас не было возможности заниматься.
Например, мама всю юность провела на соревнованиях по волейболу и отдает свою дочь в эту же секцию, а девочке это совершенно не интересно, она рисовать любит. И ей приходиться ходить на ненавистные тренировки и заниматься тем, что ей не нравится, потому что мама так сказала и обижать ее не хочется. Никогда не заставляйте ваше чадо делать то, к чему не лежит душа. И аргументы по типу: “Ну ты же уже 3 года занимаешься! И теперь все бросать? Ты хоть подумай о том, сколько денег мы вложили! Вот у меня не было такой возможности, как у тебя, а ты, совершенно, не ценишь, что имеешь!” отбросьте сразу же.
Ваш ребенок – отдельная личность, которая была рождена не для удовлетворения несбывшихся мечт и надежд, она сама по себе, со своими талантами и увлечениями, позвольте ему самому решать, чем заниматься. Вы всегда можете посоветовать, но, если будете настаивать и заставлять, серьезно испортите ваши отношения и потеряете авторитет в глазах сына или дочери.
2. Выслушивайте своего ребенка
Больше всего отношения между родителями и детьми портит безразличие. Вспомните, как часто вы внимательно слушаете то, что вам рассказывает ребенок? Думаю, очень редко. Если вы не исправите эту проблему сейчас, потом уже пятнадцати-шестнадцатилетний подросток уже не захочет делиться с вами ни своими интересами, ни тем более проблемами, которые, как вы сами знаете, в таком возрасте могут быть достаточно серьезными. Пусть на данный момент он несет какую-нибудь чушь про те же видео игры или глупые телевизионные шоу, выслушайте его, проявите участие и интерес. Да, это тяжело пытаться вникнуть в такую ерунду, но ваши мучения сейчас – залог того, что вы через пару лет будете в курсе того, как обстоят дела у вашего подростка.
3. Обратите внимание на хамство и агрессию в вашу сторону.
Повторюсь, ребенок не перестает вас любить только из-за того, что ему исполнилось определенное количество лет. И обижать вас, оскорблять он просто так не станет. Если вы столкнулись с ужасным поведением, это, как минимум, значит, что вы нарушили предыдущие два пункта, то есть подросток хочет, либо привлечь, хоть как-то ваше внимание, либо выразить свой протест или несогласие с вашей позицией, которую вы навязывайте. Обязательно, когда ярость и злость утихнет, спросите у ребенка, почему он так себя повел, задайте наводящие вопросы и найдите корень такого поведения сразу, объяснитесь и живите мирно.
Выше описанные советы самые основные, и какими бы они не казались банальными и простыми, как только вы попробуете воплотить их в жизнь, то поймете, как это тяжело, но если вы постараетесь, поверьте, результат окупит ваши усилия и поможет избежать ужасных отношений в семье.