За 13 млрд. рублей в Нижнем Новгороде будет построен «Мостотрестом» мостовой переход
Путин откроет движение по долгожданной трассе в Санкт-Петербург
Сегодня, 27 ноября, будет торжественно открыта трасса М11 Москва – Санкт-Петербург. Открыть дорогу традиционно приедет президент Владимир Путин. Но и для автомобилистов движение будет доступно в тот же день.
Новая дорога станет платной альтернативой действующей федеральной трассе М10 «Россия». Дороги пересекаются в нескольких местах.
Пока скоростной режим – до 110 км/ч, но летом будет до 130 км/ч. Трасса построена без одноуровневых перекрестков, с минимальным количеством развязок, почти на всем протяжении у нее по две полосы в каждую сторону, исключение – больше полос рядом с Москвой и Санкт-Петербургом.
«Это крупнейший инвестиционный проект и самый крупный объект транспортной инфраструктуры постсоветской России», – оценил итоги более чем десятилетней работы председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. С нуля скоростных трасс такой протяженности в истории России еще не возводили, согласен руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала» Олег Панкратов («ВТБ капитал» был концессионером 7-го и 8-го участков).
Платная дорога Москва – Петербург полностью заработает в сентябре 2019 года
Проект получился грандиозным: его реализация обошлась в 520 млрд руб. (капитальные затраты на строительство в ценах лет реализации, по данным ГК «Автодор»), включая 148 млрд руб. внебюджетных инвестиций (кредиты и средства инвесторов).
Теперь расстояние в 669 км можно будет преодолеть всего за 5,5 ч, рассчитывает Петушенко. Пока проезд по бесплатной М10 в среднем занимает 9–11 ч. Для легковых автомобилей стоимость проезда составит 1820 руб. в будний день, в выходные – 2200 руб.
Сотовая связь и интернет на автобане практически не работают. Впрочем, Петушенко утверждает, что это временно: устойчивая голосовая связь появится к концу года, устойчивый мобильный интернет – к середине I квартала 2020 г.
Полностью доехать по М11 от Москвы до Санкт-Петербурга нельзя. Для обхода Твери приходится съезжать на бесплатную федеральную трассу, которая была реконструирована, однако разрешенная скорость на некоторых ее участках – 60 км/ч. В проекте участка не было, его не было и в планах, однако сейчас госкомпания корректирует документацию и обсуждает его строительство, объясняет Петушенко: «Время показывает, что этот участок нужен».
Как строилась трасса
Открыть М11 первоначально собирались к финалу чемпионата мира по футболу в 2018 г. Задержались из-за выдачи разрешения от археологов, объяснял предыдущий предправления ГК «Автодор» Сергей Кельбах, когда осенью 2018 г. у поселка Войскорово на 663-м км были найдены предметы эпохи раннего железного века. В феврале 2019 г. Кельбах ушел с поста в госкомпании.
Основными бенефициарами трассы можно назвать «ВТБ капитал» и «Мостотрест» Аркадия Ротенберга. Так, головной участок у самой Москвы через Химкинский лес и Солнечногорск по концессии построила Северо-Западная концессионная компания («Мостотрест» в партнерстве с Vinci Highways), а «дочка» «Мостотреста» «Трансстроймеханизация» построила обход Солнечногорска и Клина и 2-й участок от Клина до Твери. Поскольку строительство 3-го участка отложено, далее построен 4-й участок – обход Торжка. Его, как и 5-й (258–334 км), и 6-й (334–543 км), строил «Мостотрест» по долгосрочным инвестиционным соглашениям. Строительство всех трех участков потребовало 200,4 млрд руб. из федерального бюджета и 26,4 млрд от «Мостотреста».
Дороге до Питера помешала археологическая находка
Участки от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга – 7-й (543–646 км) и 8-й (646–684 км) – построила «Магистраль двух столиц» («ВТБ капитал» и Vinci): за 57,6 млрд руб. из федерального бюджета и 29,2 млрд от инвестора.
Строительство и эксплуатация участков М11 – крупнейший федеральный транспортный концессионный проект «ВТБ капитала», признает Панкратов. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру в 2015 г. и выросшую ключевую ставку, проект удалось профинансировать: кредитами и облигациями с инфляционным купоном, размещенными на открытом рынке, напоминает он. Представитель «Мостотреста» не ответил на запрос «Ведомостей».
Надежда инвесторов
Запуск предыдущих платных участков снизил аварийность почти вдвое. К 2030 г. «Автодор» ожидает падения смертности в 3–5 раз.
В России дорог высших технических категорий чуть больше 5000 км, тогда как в США – более 100 000 км, а в Китае – 140 000 км, любая прибавка крайне важное событие для транспортной отрасли, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Уже к лету дорога не будет пустой, а после первого года эксплуатации выйдет на показатели, близкие к расчетным, считает он. «Автодор» прогнозирует 20 000 проездов в сутки.
На этом проекте были отработаны схемы федеральных дорожных концессий, заложена основа, которая позволит их повторять, и даже наработана практика по компенсациям, как из-за протестов в связи со строительством в Химкинском лесу, комментирует руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.
Это сигнал того, что очень крупные инфраструктурные ГЧП-проекты могут быть успешными, что особенно важно с учетом того, что федеральный комплексный план развития инфраструктуры предполагает реализацию проектов на 6,3 трлн руб., половину должны внести частные инвесторы, говорит гендиректор компании IC Ictas Insaat Игорь Коваль.
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020
Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста
В мая 2018 года Владимир Путин за рулем оранжевого «Камаза» открывал автомобильное движение по Крымскому мосту. Добравшись до Керченского полуострова, он выпрыгнул из кабины и подошел к ожидавшим его людям. Среди них стоял давний друг президента миллиардер Аркадий Ротенберг, чьи компании «Стройгазмонтаж» и «Мостотрест» построили мост. Путин что-то с улыбкой сказал ему и шутя ткнул кулаком в плечо, так что Ротенберг покачнулся.
В декабре 2019 года на Крымском мосту откроют железнодорожное движение. И «стройка века», на которую государство потратило более 300 млрд рублей (с учетом железнодорожных и автомобильных подходов), будет официально завершена. Как стало известно Forbes, заработать на ней у компаний Ротенберга не получилось. Почему он четыре с половиной года назад ввязался в этот проект и с чем подошел к его завершению?
Осторожный Тимченко
О том, что России нужен мост, соединяющий ее с Крымом, Владимир Путин заявил в середине марта 2014 года — еще до подписания указа о присоединении полуострова. Кто мог взяться за такой проект? Закончившаяся недавно грандиозная олимпийская стройка мощно прошлась по строительной отрасли, выкосив таких грандов, как «Мостовик» Олега Шишова, «Инжтрансстрой» Ефима Басина и «Трансстрой» Олега Дерипаски. В первые месяцы интерес к строительству моста проявляли иностранные компании, например, в июле ответственный за строительство вице-премьер Дмитрий Козак утверждал, что от подрядчиков, в том числе китайских и итальянских, нет отбоя. Но по мере того, как ухудшались отношения между Россией и мировыми державами из-за украинского конфликта, становилось понятно, что строить мост придется своими силами и за государственный счет. Из реальных кандидатов остались две структуры, контролируемые старыми друзьями Владимира Путина, — «Мостотрест» Аркадия Ротенберга и СК «Мост», долей в которой владел холдинг «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.
Наибольшую вовлеченность в строительство моста демонстрировал «Стройтрансгаз» — компания проводила выездные семинары с экспертами по инфраструктуре, собирала мнения проектных институтов. «Мы перекрестились все, когда «Стройтрансгаз» начал проработку моста. Мы консервативно сказали, что не пойдем туда как генподрядчик — только на субподряд», — вспоминает свои ощущения Владимир Власов, возглавляющий «Мостотрест» с 2006 год. Почему не было желания? Акции «Мостотреста» обращались на бирже — free float превышал 30%, и иностранные инвесторы хотели четко понимать, есть ли у них риски оказаться акционерами подсанкционной компании. Менеджмент «Мостотреста», по словам Власова, пообещал инвесторам, что компания не пойдет на генподряд по Крымскому мосту.
Но неожиданно к началу осени отношение компании Тимченко к проекту изменилось. Группа менеджеров «Стройтрансгаза» пришла к заключению, что сроки очень сжатые, политическая ответственность большая, а большой прибыли проект не сулит, вспоминает Власов. Представитель Volga Group Тимченко не стал давать комментарий Forbes для статьи.
Стоимость моста оценивалась в 228,3 млрд рублей, и чиновники дали понять, что возможности выйти за рамки этой суммы государство не предоставит. Ответственный за стройку вице-премьер Дмитрий Козак настоял на том, что даже санкции не могут стать аргументом для пересмотра объема финансирования, писали «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Минтрансу. При этом мост надо было возводить в сейсмически опасной зоне и в сложных метереологических условиях. А Владимир Путин просил закончить строительство к концу 2018 года — об этом он рассказывал позже, на прямой линии в 2016 году. Проект мог вообще оказаться убыточным, и это оттолкнуло Тимченко, говорит источник Forbes, знакомый с обсуждениями тех лет.
«Я боюсь репутационных рисков. Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить», — объяснял сам Тимченко свой отказ от строительства в декабре 2014 года. А спустя полгода он и вовсе продал долю в СК «Мост». Тогда же миллиардер вышел и из капитала дорожного подрядчика АРКС, отказавшись от идеи создать на базе «Стройтрансгаза» строительный мегахолдинг (этими планами Тимченко делился с Forbes в 2012 году).
Решительный Ротенберг
Аркадий Ротенберг согласился строить мост довольно спонтанно, сообщив об этом Владимиру Власову «однажды утром», вспоминает топ-менеджер. «Мы, конечно, прогнозировали, что что-то такое может быть, но не ожидали, что человек уже взял на себя обязательства, да еще и с лимитированной ценой», — говорит Власов. Взяться за проект Ротенберга попросил лично Путин, знает знакомый миллиардера. «Президент сказал — и надо сделать», — вспоминал миллиардер в интервью Наиле Аскер-заде.
Генподрядчиком по строительству и проектированию моста назначили не «Мостотрест». В подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце января 2015 года распоряжении фигурировала компания «Стройгазмонтаж» (СГМ) — головная структура одноименной группы Аркадия Ротенберга. Попавший под американские санкции еще весной 2014 года СГМ прежде не строил ни мосты, ни дороги. Это был один из крупнейших подрядчиков «Газпрома».
Но уже в марте 2015 года в структуре СГМ была создана специальная компания «СГМ-Мост» — именно она стала гендподрядчиком. Возглавил ее 64-летний выходец из «Мостотреста» Александр Островский, с 2007 года работавший заместителем Власова. В марте 2016 года «СГМ-Мост» определился с субподрядчиками и «Мостотрест» получил контракт на 97 млрд рублей. В число субподрядчиков вошли еще восемь небольших региональных компаний. К этому времени формально ни Аркадий Ротенберг, ни его родственники отношения к «Мостотресту» не имели.
Рокировка с «Благосостоянием»
До того, как в январе 2015 года государство поручило Ротенбергу строить Крымский мост, у «Мостотреста» были два основных акционера — компания «ТФК-Финанс» с долей 25%, которой владел через пять компаний НПФ «Благосостояние», и офшор Marc O’Polo Investments, владевший 38,63% акций. Совладельцами офшора были сын Аркадия Ротенберга Игорь (68,45%) и основатели группы транспортных компаний «Н-Транс» Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов.
В апреле 2015 года Marc O’Polo Investments продал «Благосостоянию» всю свою долю в «Мостотресте». Следом «Благосостояние» через «ТФК-Финанс» выкупил акции других миноритариев и консолидировал 94,2% строительной компании. «К тому моменту появились другие интересные нам направления, и мы приняли решение о продаже нашей доли в активе», — сообщили Forbes в «Н-Трансе». Сделка состоялась, потому что покупатель предложил «хорошую цену», утверждал в 2015 году представитель Игоря Ротенберга.
Но даже продав компанию, семья Ротенбергов все равно сохранила ее в орбите своего влияния, о чем подробно рассказывал Forbes. На выкуп акций Ротенберга и других акционеров «ТФК-Финанс» потратила 17,99 млрд рублей. Эти деньги она фактически взяла у Ротенбергов — весной и летом 2015 года «Стройгазмонтаж» выдал ей два кредита на общую сумму 18 млрд рублей. Кроме того, в руководство «ТФК-Финанс» вошли несколько человек из структур Ротенбергов. Ротенберги действительно сохранили контроль над «Мостотрестом», подтверждали собеседники Forbes и «Ведомостей».
Кредит «Мостотресту» понадобился, чтобы СГМ как генподрядчик Крымского моста смог обеспечить «стабильное финансовое положение и беспрерывную реализацию проекта», объяснял позднее представитель Ротенбергов. Источник в дорожной отрасли говорил Forbes, что сделка с НПФ «Благосостояние» связана с санкциями США и якобы является попыткой «скрыть следы» Ротенбергов. В сентябре 2016 года американские власти все-таки внесли «Мостотрест« в санкционный список SDN, то есть ввели де-факто экстерриториальный запрет на ведение дел с компанией. «По нам, безусловно, санкции ударили», — сожалеет Власов. По его словам, менеджмент «Мостотреста» рассчитывал, что бизнес будет расти, как и в прошлые годы, на 10-15% и готовился к участию в различных концессионных проектах. Для этого еще в декабре 2015 года компания зарегистрировала несколько облигационных выпусков на 100 млрд рублей. Разместить удалось только два выпуска по 5 млрд рублей летом 2016 года.
А в начале 2018 года Ротенберг неожиданно выкупил «Мостотрест» обратно. Его представитель объяснял это тем, что компания нарастила компетенции в инфраструктурном строительстве, к которому у миллиардера якобы вновь проснулся интерес.
В НПФ «Благосостояние» не ответили на этот вопрос, удалось ли заработать на «Мостотресте». По условиям сделки Ротенберг на компанию «Стройпроектхолдинг» выкупал все 100% акций «ТФК-Финанс». Таким образом структуры пенсионного фонда освобождались от возврата кредита СГМ. В 2015-2018 годах «ТФК-Финанс», согласно расчетам Forbes, получила около 9,7 млрд рублей дивидендов от «Мостотреста». Но, по данным «СПАРК-Интерфакс», за все эти годы «ТФК-Финанс» не выплачивала дивиденды в адрес материнских структур. Их часть (по оценкам Forbes, минимум 2,7 млрд рублей) осела в СГМ в виде выплат по кредитам.
Сумма сделки с Ротенбергом не раскрывалась. Исходя из рыночных котировок пакет «Мостотреста», которым владела «ТФК-Финанс», мог стоить порядка 38 млрд рублей. Источник «Коммерсанта» говорил, что из-за долга перед СГМ и субподряда на Крымский мост сделка может пройти с дисконтом до 40%. По итогам 2018 года «Стройпроектхолдинг» впервые отразил в отчетности долгосрочные финансовые вложения (обычно под ними подразумеваются инвестиции в акции) в размере 7,6 млрд рублей. Представители Ротенберга и НПФ «Благосостояние» не ответили, соответствует ли эта сумма цене сделки.
После моста
Смог ли сам «Мостотрест» заработать на «стройке века»? К ее окончанию компанию подошла не в лучшем состоянии. В 2018 году «Мостотрест» получил самую низкую с момента выхода на IPO в 2010 году чистую прибыль — 1,7 млрд рублей и отказался платить акционерам дивиденды. Портфель заказов сократился с 419 млрд рублей в 2016 году до 275 млрд рублей. В годовом отчете Власов объяснял падение прибыли высоким долгом — «Мостотресту» требовался оборотный капитал для крупных проектов. Менеджер посетовал и на тяжелую конъюнктуру рынка: на горизонте 2019 года крупных заказов не предвиделось.
Крымский мост, скорее всего, принесет нулевую прибыль, рассказал Forbes Власов: «Будет хорошо, если генподрядчик «Стройгазмонтаж» не будет в минусе». Одновременно с Крымским мостом компания завершала работы по крупным строительным подрядам с московским правительством и работу на трассе М-11 Москва-Санкт-Петербург.
«Можно сказать, что нулевой результат — это даже хороший результат, могли оказаться и серьезные убытки», — полагает старший аналитик «Атон» Михаил Ганелин. По его словам, на низкую рентабельность проекта повлияли высокие темпы скорости его реализации. Строительная отрасль в последние годы работает с очень низкой рентабельностью — 0-3%, говорит партнер консалтинговой компании «НЭО Центр« Алексей Ефанов: «Это происходит из-за того, что в смету закладываются только расходы, которые впоследствии еще урезаются различными контролирующими органами. Получается, что прибыль, которая должна образовываться за счет более эффективного проведения работ, почти обнуляется уже на старте».
«Для меня это, видимо, заключительный большой проект — и не с целью зарабатывания денег, — говорил Ротенберг после того, как согласился строить Крымский мост. Весной 2019 года стало известно, что миллиардер договорился продать СГМ «Газпрому». В ноябре, по словам представителя Ротенберга, сделка была закрыта. По словам источников РБК, сумма сделки — порядка 75 млрд рублей.
Аналогичные переговоры с газовой монополией ведет и Тимченко, говорили источники РБК и подтвердил Forbes знакомый миллиардера. На базе СГМ и «Стройтрансгаза» «Газпром» планирует создать собственного мегаподрядчика. Знакомый миллиардеров утверждает, что оба якобы устали от работы с «Газпромом» — монополия плохо выплачивает авансы, иногда меняет параметры проекта на его середине. В свою очередь, у обоих бизнесменов есть ресурс, чтобы продвигать собственные интересы в спорах с монополией, продолжает источник, что вызывает недовольство уже руководства «Газпрома». Кроме того, подходят к концу масштабные проекты «Газпрома», и в ближайшее время крупных заказов не предвидится. Представитель Ротенберга заявил Forbes, что сделка по продаже СГМ была рыночной, но не стал уточнять причины, по которым миллиардер вышел из этого бизнеса. При этом из состава холдинга была выведена компания «СГМ-Мост» — она все еще принадлежит Ротенбергу.
В отношении «Мостотреста» у Ротенберга теперь другие планы. На ПМЭФ-2019 «Стройпроектхолдинг» и ВЭБ договорились создать крупнейшего игрока на рынке инфраструктурного строительства. В периметр сделки могут войти «Мостотрест», «ТЭК-Мосэнерго» (принадлежит Игорю Ротенбергу) и «Группа 1520» — один из крупнейших подрядчиков РЖД, на которого, как утверждают источники «Ведомостей», Ротенберги имеют сильное влияние. В чем логика партнерства? ВЭБ — один из ключевых исполнителей 13 нацпроектов стоимостью почти 26 трлн рублей, утвержденных, чтобы выполнить новые майские указы Путина. Источники «Ведомостей» полагают, что «Мостотрест» в перспективе может получить крупные подряды на строительство моста через Волгу (130-140 млрд рублей) или трассы Джубга-Сочи (около 1 трлн рублей). В беседе с Forbes Власов сказал, что «Мостотрест» смотрит и анализирует любые возможные проекты.
По мнению Ганелина из «Атона», «Мостотрест» — лучший и, возможно, единственный подрядчик, который может браться за крупные и сложные заказы в мостостроении. В других отраслях инфраструктуры, например в дорожном строительстве, у компании еще есть конкуренты, например «Автобан» или ВАД. Список конкретных проектов еще не утвержден, но Аркадию Ротенбергу всегда удавалось получать крупные государственные подряды. В 2018 году, отвечая на вопрос, готов ли он взяться за строительство моста на Сахалин (включен в магистральный план развития инфраструктуры), Ротенберг только пожал плечами: «Если будет такая задача, то мы справимся».
Столичные власти провели тендер на существующий объект
Структуры мэрии Москвы провели конкурс на постройку на Рублевском шоссе разворотной эстакады стоимостью почти 1,4 млрд руб. К этому моменту эстакада уже была построена, причем по документам в рамках другого тендера, на 10,9 млрд руб., данный объект проходил как тоннель. Организаторы конкурса объяснили на общественных обсуждениях в интернете, что эстакаду за эти деньги будут не строить, а благоустраивать и оснащать камерами от ФСО, но из конкурсной документации следует иное.
Конкурс на подрядные работы по строительству объекта «Строительство разворотной эстакады на Рублевском шоссе» был объявлен ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (УДМС, учреждено столичным департаментом строительства») 14 ноября. Из конкурсной документации следует, что в ходе исполнения контракта максимальной стоимостью почти 1,4 млрд руб. исполнитель за 792 дня должен построить 728-метровый объект со съездами (в том числе 398 м самой эстакады), подключиться к сетям ГУП «Мосводосток», обеспечить охрану и т. п. Заявки на конкурс принимались до 5 декабря; его единственным участником стала компания «Мостотрест», контролируемая Аркадием Ротенбергом.
Новые дороги Москвы и Подмосковья
Дорожное строительство-2018: справочник “Ъ”
Между тем к моменту объявления конкурса разворотная эстакада на Рублевском шоссе была построена. Так, глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев в сентябре 2018 года заявлял о завершении «монтажа пролетных строений» эстакады, напоминая, что столичный мэр Сергей Собянин ставил задачу «завершить работы на этом участке Северо-западной хорды» до конца года.
Работы, о которых упоминал господин Бочкарев, велись по другому контракту, объявленному в 2015 году. В рамках этого тендера ведется реконструкция Крылатской, Ярцевской улиц, Кубинки и улицы Боженко. Победителем конкурса в октябре 2015 года стало ООО «Горизонт», предложившее 10,9 млрд руб. за госконтракт (против начальной цены 11,2 млрд руб.).
После банкротства ООО «Горизонт» в 2017 году генподрядчиком стройки стал «Мостотрест», его структуры фактически и строили развязку.
В департаменте строительства Москвы не смогли объяснить, по каким причинам и каким образом тоннель превратился в эстакаду: в ведомстве не отвечали на запросы “Ъ” в течение недели. Между тем на это обстоятельство обращали внимание и в Мосгосстройнадзоре: его зампред Алексей Амелькин в мае 2018 года сообщал в ответ на обращение одного из местных жителей о «ведении работ по строительству разворотной эстакады вместо предусмотренного проектом тоннеля» и наложенных на заказчика штрафных санкциях (копия письма есть у “Ъ”).
Отметим, что в апреле 2017 года департамент строительства Москвы объявил конкурс на корректировку документации по тендеру, ранее выигранному «Горизонтом». Как раз по итогам такой работы в проекте реконструкции и должна была впервые появиться 400-метровая разворотная эстакада у дома 87 на Рублевском шоссе. Работы по корректировке документации выполнял институт «Моспроект-3». В сентябре 2018 года на предстоящие работы (когда, по словам господина Бочкарева, уже был завершен «монтаж пролетных строений») было выдано новое положительное заключение Мосгосэкспертизы, а в ноябре объявлен упомянутый тендер на возведение эстакады стоимостью около 1,4 млрд. руб.
Почему Москва потратила на замену бордюров более 1 млрд рублей за год
В ходе общественного обсуждения в интернете этого конкурса представителям заказчика пришлось объясниться. Так, на прямой вопрос, зачем объявлять закупку на уже построенный объект, директор ГКУ УДМС Василий Десятков дал понять, что эстакаду будут не строить, а облагораживать и оснащать инженерными конструкциями. Господин Десятков сообщал в ходе слушаний о необходимости увязки ливнестока с коллекторами, монтаже автоматических противогололедных систем и обустройства видеонаблюдения ФСО России в рамках программы «Антитеррор». Наконец, чиновник упомянул и установку уличных светильников и малых архитектурных форм в рамках «интегрирования архитектурных решений эстакады в существующий облик района Кунцево».
Однако куда большие средства в документе все равно закладываются на строительство самой эстакады и ее подпорных стенок.
По итогам подачи документов на тендер по строительству эстакады заявка «Мостотреста» была признана соответствующей требованиям конкурса. Однако сама закупка с единственным участником была отменена в соответствии с п. 6 ст. 53 федерального закона №44 о госзакупках. Между тем ст. 55 этого же закона дает право заказчику из ГКУ УДМС заключить контракт с единственным поставщиком как раз именно по этим основаниям. Таким образом, по закону с «Мостотрестом» вполне может быть заключен контракт на стройку уже построенной эстакады.
Представители «Мостотреста» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
ОАО «Мостотрест» объявляет результаты деятельности за 2013 год
ОАО «Мостотрест» («Мостотрест», «Компания» или, с учетом консолидированных дочерних обществ, «Группа») публикует финансовые и операционные результаты деятельности за 2013 год ( a ) .
«Мостотрест», ведущая группа компаний на российском рынке инфраструктурного строительства, в 2013 году продемонстрировала высокие операционные и финансовые результаты деятельности, увеличив бэклог на 26%, выручку на 24% и валовую прибыль на 7% по сравнению с 2012 годом. Первый полный год работы сервисных компаний в структуре группы принес «Мостотресту» 9% выручки.
Основные операционные результаты:
- Рыночная доля Группы выросла до 9,9% ( b ) в 2013 году по сравнению с 9,4% в 2012 году, что было вызвано увеличением объемов работ, выполненных Группой собственными силами ( c ) , на 8%;
- Бэклог ( d ) увеличился на 26% до 355,4*млрд рублей, пополнившись новыми проектами на общую сумму 190,8*млрд рублей ( e ) ;
Выиграны три крупнейших тендера в сфере строительства автодорожной и мостовой инфраструктуры в России общей стоимостью 148,2* млрд рублей ( e ) , включая строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию на платной основе шестого участка дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (договорная стоимость – 122,5* млрд рублей ( e ) ), реконструкцию, содержание и ремонт участка автомобильной дороги М-4 «Дон» в обход Усмани (договорная стоимость – 14,7* млрд рублей ( e ) ), строительство нового мостового перехода в Нижнем Новгороде (договорная стоимость – 11,0* млрд рублей ( e ) ).
Основные финансовые результаты:
- Рост выручки на 24% до 116,7 млрд рублей по сравнению с предыдущим периодом за счет увеличения объемов строительства;
- Валовая прибыль увеличилась на 7% с 13,1 млрд рублей в 2012 году до 14,0 млрд рублей в 2013 году. Сдержанный рост валовой прибыли обусловлен ростом доли объема работ, переданных на субподряд ( f ) ;
- EBITDA ( g ) и Чистая прибыль составили 9,4 млрд рублей (-16% к прошлому году) и 2,3 млрд рублей (-45% к прошлому году), соответственно. На эти показатели оказали влияние созданные резервы по сомнительной дебиторской задолженности.
- Объем нетто денежных средств (т.е. денежных средств и их эквивалентов за вычетом долга) на конец 2013 года составил 22,0 млрд рублей в связи с получением авансов от заказчиков, в том числе по вновь заключенным в конце 2013 года крупным контрактам.
Комментарий Генерального директора ОАО «Мостотрест» Владимира Власова:
«В отчетный период группа продемонстрировала качественные операционные результаты. 2013 год, безусловно, стал для нас знаковым с точки зрения расширения нашего портфеля заказов за счет новых контрактов, в частности, крупнейшего в отрасли контракта на строительство шестого участка скоростной трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» стоимостью 122,5* млрд рублей ( e ) . Этот проект, а также проекты по строительству обхода Усмани на трассе М-4 «Дон» и мостового перехода в Нижнем Новгороде, позволили нарастить бэклог группы на 26% и обеспечить подразделения «Мостотреста» стабильной загрузкой на ближайшие годы, что немаловажно ввиду слабой динамики, которую демонстрирует рынок второй год подряд.
Наше устойчивое положение в отрасли наглядно демонстрирует растущая с каждым годом доля рынка, которая по результатам 2013 года составила 9,9% ( b ) по сравнению с 9,4% в прошлом году.
Нам удалось трансформировать операционные достижения в хорошие финансовые результаты и продемонстрировать рост выручки на 24% и рост валовой прибыли на 7%.
Особого внимания заслуживают результаты развития новых бизнесов, которые мы приобрели в 2012 году. Это, прежде всего, компания «Мостотрест-Сервис» (до ребрендинга – «НИТП»), занимающаяся комплексным содержанием и ремонтом автомобильных дорог, и компания «ОССП», являющаяся оператором платного участка трассы М-4 «Дон». В 2013 году выручка от сервисного сегмента выросла почти в 4 раза и достигла 10,7 млрд рублей по сравнению с 2,9 млрд рублей в 2012 году. При этом общая протяженность дорог, находящихся в содержании компании «Мостотрест-Сервис», составила около 3,5 тысяч километров. В конце 2013 года «Мостотрест-Сервис» приступил к реализации первого внутригруппового контракта по содержанию и ремонту автодороги в обход Воронежа. Компания «ОССП» практически полностью выполнила свои обязательства по оборудованию трассы М-4 «Дон» пунктами оплаты и соответствующей инфраструктурой и в 2013 году приступила к оперированию на первых участках. Мы видим большой потенциал в развитии сервисного направления, характеризующегося стабильными денежными потоками и привлекательным уровнем доходности.
В 2014 году мы хотели бы принять участие в торгах на новые участки дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург», в том числе ее продолжение в центр Москвы от ул. Фестивальная до Дмитровского шоссе, а также в тендерах, которые будут проводиться ГК «Автодор» по развитию сегментов тех автодорог, в строительстве которых мы уже принимали и принимаем участие. Это нам позволит поддерживать уровень бэклога и соответственно загрузку наших мощностей на оптимальном уровне».
a) Данный пресс-релиз подготовлен на основании консолидированной финансовой отчетности по МСФО за год, закончившийся 31 декабря 2013 и 2012 года, а также управленческой отчетности за данный период, так как данные отчетности в совокупности позволяют дать общее представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности всех компаний Группы за годы, закончившиеся 31 декабря 2012 и 2013 года.
Для более корректного объяснения данных в пресс-релизе использованы специальные обозначения. Информация, подготовленная на основе управленческой отчетности, отмечена в настоящем документе знаком <*>.
Более детальная информация об «Основе представления» представлена в Приложении №2 в конце пресс-релиза.
b) Рассчитано как объем работ, выполненных собственными силами (выручка за минусом прочей выручки и расходов на услуги внешних субподрядчиков) в 2013 году, разделенный на объем рынка 2013 года (включая работы по обслуживанию и ремонту дорог) в соответствии с отчетом EMBS Group (независимого консультанта, предоставляющего, помимо прочих, информационно-аналитические услуги по развитым и развивающимся рынкам).
c) Объем работ, выполненных собственными силами, рассчитывается как выручка за вычетом расходов на услуги субподрядчиков.
d) Показатель «бэклог» не определяется в соответствии с МСФО или РСБУ. Бэклог организации по состоянию на определенную дату отражает оценку менеджментом стоимости работ по заключенным строительным договорам по проектам, которые предстоит завершить в будущем, без учета НДС. Такая стоимость рассчитывается как общая стоимость строительных договоров, которые предстоит завершить в будущем, за вычетом уже признанных доходов по таким договорам. Общая стоимость договора по конкретному проекту отражает общую сумму, которую компания ожидает получить по договору по такому проекту, исходя из того, что договор будет выполнен в соответствии со всеми его условиями. Проект включается в бэклог соответствующей организации после составления гарантийного письма или получения от заказчика письма, подтверждающего победу в тендере. Размер бэклога может не отражать будущие результаты деятельности соответствующей организации.
e) Без учета НДС.
f) Доля работ, переданных на субподряд, рассчитывается как отношение расходов на услуги субподрядчиков к выручке.
g) Показатель EBITDA рассчитывается как прибыль от текущей деятельности без учета налога на прибыль, чистых финансовых расходов и амортизации. Показатель EBITDA не определяется и не представляется в соответствии с МСФО. Показатель EBITDA как аналитический инструмент имеет ограничения, и не следует рассматривать его отдельно от прочих показателей или использовать вместо анализа результатов деятельности компаний Группы, приведенных в отчетности по МСФО.
ОАО «Мостотрест» – крупнейшая диверсифицированная компания в сфере инфраструктурного строительства, ведущая мостостроительная компания России. По данным независимого отраслевого консультанта EMBS Group, в 2012 году «Мостотрест» занял 9,4% российского рынка инфраструктурного строительства.
Основная компетенция «Мостотреста» – строительство и реконструкция мостов (в том числе автодорожных, железнодорожных и городских мостов), автомобильных дорог, а также других объектов транспортной инфраструктуры.
Компания была основана в 1930 году для строительства внеклассных и больших мостов. За годы своей деятельности компания построила и реконструировала более 7 500 различных инфраструктурных объектов — мостов, путепроводов, тоннелей и транспортных развязок.
В настоящее время «Мостотрест» принимает участие в реализации крупнейших инфраструктурных проектов в России, таких как строительство транспортных объектов для Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, транспортной развязки на Шоссе Энтузиастов в Москве, объектов на федеральных трассах М-4 «Дон», М-7 «Волга» и других.
Акционерная структура ОАО «Мостотрест»:
38,6% – Marc O’Polo Investments, бенефициарами которой являются Аркадий и Игорь Ротенберги и топ-менеджеры транспортной группы «Н-Транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов;
29,4% – Управляющие компании НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»;
32,0% – в свободном обращении.
Более детальную информацию о «Мостотресте» можно найти на сайте компании: www.mostotrest.ru
Часть информации, содержащейся в настоящем сообщении, может содержать прогнозы либо иные утверждения в отношении будущих событий или показателей деятельности «Мостотреста». Данные прогнозы и утверждения обозначаются такими словами и выражениями, как “ожидает”, “предполагает”, “оценивает”, “планирует”, “будет”, “может”, “мог бы”, “возможно”, производными от них отрицательными формами, а также иными словами и выражениями, имеющими сходный смысл. «Мостотрест» обращает Ваше внимание на то, что данные прогнозы и утверждения являются предположениями в отношении будущих событий и показателей деятельности, и при этом фактические будущие события и показатели деятельности могут существенно отличаться от прогнозируемых. «Мостотрест» заявляет, что содержащиеся в настоящем сообщении прогнозы не будут подлежать корректировке в связи с наступлением в будущем любых прогнозируемых событий, либо тех событий, о наступлении которых заранее не было известно. Фактические будущие показатели деятельности могут существенно отличаться от прогнозируемых «Мостотрестом» под влиянием ряда обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть общее состояние экономики, конкурентная среда, риски, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в Российской Федерации, изменение условий на российском рынке инфраструктурного строительства, а также иные риски, непосредственно относящиеся к «Мостотресту» и его деятельности.