Спрос на аукционы фонда ЖКХ в пять раз превышает лимиты
«Выкатили счет в 15 тысяч рублей». Владельцы участков заплатят компенсации за коммуникации
Сергей Ольшевский купил прошлым летом на аукционе участок в Столбцовском районе. Через год домик на нем был уже готов. «Попытались ввести его в эксплуатацию, и получили от местных чиновников ответ: чтобы ввести в эксплуатацию, нужно заплатить более 15 тысяч рублей компенсации бюджету. За то, что в 60-х годах прошлого века деревню электрифицировали». Как выяснилось, платить компенсацию за существующие в населенных пунктах коммуникации будут все, кто купил на аукционах участки после 1 апреля 2014 года.
Дом, который построили за год
Это кажется какой-то шуткой. Участки продаются с аукционов, но о таком «сюрпризе» никто будущим владельцам не рассказывал.
— В данных об участке было указано, что в самой деревне есть газ и электричество. Мы до покупки уточняли у организатора аукциона, какие будут доплаты сверх цены аукциона. Нам сказали: надо заплатить за рекламу и оформление документов. Все. Ни о каких компенсациях за то, что в деревне есть электричество, речи не шло.
Сергей говорит, стройку к электричеству не подключали, «питались» от генератора. Показывает акт ввода дома в эксплуатацию: под ним все подписи, кроме председателя комиссии. Вот письмо, которое Сергей получил от исполкома — в нем объясняется, что дом не примут, пока он не заплатит.
Отопление в доме планировалось электрическое, расчетная мощность — 9 кВт. Тариф компенсации за электроснабжение — 1720 рублей за каждый киловатт. Выходит, что заплатить надо больше 15 480 рублей!
Сергей прочитал постановление правительства, на которое ссылается райисполком. Сделал запрос энергетикам. Те прислали ответ: электрифицировали деревню в 60-е, реконструировали в 2009-м, тогда же поменяли провода по улице, где стоит дом (он, кстати, не крайний, соседи пользуются электричеством и реконструкцию сетей не оплачивали).
— То есть электрификация прошла в 60-е, в 2009-м поменяли провода и столбы… Мы потратили достаточное количество времени, нервов и прочих ресурсов на общение с чиновниками. Но воз и ныне там. Или плати, или живи на стройплощадке, — констатирует Сергей.
«Платить будут все»
Мы попросили прокомментировать ситуацию в Миноблисполкоме. Там отметили, что историю Сергея слышали и «ответ ему придет в установленном законом порядке».
Но выплачивать компенсации затрат на проектирование и строительство объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры обязаны все, кто купил участки после 1 апреля 2014 года — с этого дня вступило в силу постановление № 298.
Каждый райисполком своим решением уже утвердил «показатели компенсации удельной стоимости затрат на строительство, в том числе проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры на 2018−2020 годы». Ознакомиться с ними можно на сайтах райисполкомов.
И если в деревнях Столбцовского района компенсация за 1 кВт оценена в 1720 рублей, то в самих Столбцах — в 238,9 рубля, в Минске — в 327,21 рубля, в Заславле — 405 рублей. То есть если бы дом Сергея был в Минске, ему за 9 киловатт выставили бы счет меньше чем на 3000 рублей.
Объяснили и то, почему Сергей — «первый плательщик»: дома, которые построены на участках, проданных после 1 апреля 2014 года, только начинают вводиться в эксплуатацию. И с решениями по тарифам исполкомы не спешили. Например, решение Минского горисполкома датировано 6 сентября 2018 года, райисполокома 22 октября. А Столбцовского — 28 августа 2018 года.
Компенсировать по тарифам нужно будет не только электрификацию населенного пункта, но и (если такие блага есть) водоснабжение, канализацию, газоснабжение, ливневую канализацию, и «объекты распределительной транспортной инфраструктуры» (в основном — дороги). За них, судя по тарифам, в Минске при участке в 15 соток нужно будет заплатить больше 9 тысяч рублей. А в Столбцовском — меньше 600 рублей. Правда, Сергей говорит, что ему не предлагали оплатить транспортную инфраструктуру.
Тарифы Минского района — тут. В некоторых графах — пробелы.
В типовом решении исполкома указано: «Перечисление средств в счет возмещения затрат лицом, которому предоставлен земельный участок для строительства многоквартирных жилых домов, одноквартирных, блокированных жилых домов в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, строительства иных объектов на территории застройки, производится единовременно в течение срока строительства объекта строительства, установленного в проектной документации (но не позднее дня утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию), с учетом индексации.
Стоит уточнить, что люди, получавшие участки как нуждающиеся, от выплаты компенсаций за коммуникации освобождены. Не будут платить и те, кто приобрел участки до вступления в силу постановления Совмина.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Предусмотреть возможность понижения сразу до 50 % цены на аукционе и оставлять предприятиям половину средств, вырученных от продажи имущества: Госкомимущество предлагает ряд новаций, которые позволят упростить работу с неиспользуемым имуществом, стимулировать процесс его вовлечения в оборот
Об этом доложил Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Андрей Гаев на заседании Президиума Совета Министров, подводя итоги вовлечения в 2016 году в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества.
Несмотря на то, что в 2016 году поступления в бюджет от продажи недвижимости увеличились более чем в два раза к уровню предыдущего года и составили 124 млн. рублей, план по вовлечению в оборот, консервации и сносу неиспользуемого и неэффективно используемого госимущества выполнить не удалось. Результат сопоставим с итогами этой работы в 2015году – 66,5% от намеченного.
Сегодня в своем докладе Председатель Госкомимущества проанализировал ряд проблем, которые влияют на эффективность принимаемых мер по вовлечению неиспользуемого имущества в оборот и высказал предложения Госкомимущества по их устранению.
В государственной собственности учтено около 118 млн. квадратных метров зданий, сооружений и изолированных помещений, в том числе неиспользуемых 2 млн. квадратных метров или 1,9%. При этом законодательством созданы все возможности для работы с неиспользуемым государственным имуществом и вовлечения его в оборот. Любой желающий может приобрести его на самых разнообразных условиях: продажа, в том числе за базовую величину; аренда, в том числе с последующим выкупом; безвозмездная передача под инвестиционный проект; безвозмездное пользование под создание рабочих мест; безвозмездная передача. Плюс ко всему, в 2016 году впервые объекты государственной недвижимости стали продаваться через электронную площадку Белорусской товарной биржи (продано 19 из 150 или 11%).
Однако объективная тенденция снижения спроса на рынке недвижимости республики, сложившаяся за последние два года, – констатировал Андрей Гаев, – привела к тому, что предприниматели, не имеющие сегодня больших средств и возможностей взять в банке крупный кредит, покупают, в основном, небольшие и недорогие объекты.
Неиспользуемое государственное имущество сегодня – это, как правило, бывшие школы, больницы, объекты бывших военных городков. Производственных и административных зданий около 20% и в основном – это расположенные на селе объекты коммунального хозяйства. Каждый из запланированных к продаже объектов выставлялся на торги, в том числе с понижением цены, среднем более 3-х раз. А учитывая то, что значительное количество объектов имеют свою специфику (например, многоэтажные или подземные объекты, расположенные вдалеке от транспортных развязок либо в лесу), они не сразу либо вообще не могут быть задействованы в хозяйственном обороте. Такое имущество требует перепрофилирования, а то и сноса, что требует немалых затрат. Денег у многих предприятий на это нет, – резюмировал Андрей Гаев.
Еще один момент: поскольку советы депутатов устанавливают правила по распоряжению средствами местных бюджетов, на эти цели регионам можно было бы направлять средства, полученные от продажи зданий, но с другой стороны, сейчас они, объективно, направляются на решение социальных вопросов.
Присутствует также проблема, связанная с безвозмездной передачей имущества – это затраты на его рыночную оценку. Кроме того, у передающей стороны возникают убытки. До 2017 года Указом 345 разрешалось списывать их за счет добавочного капитала, сейчас этого нет.
В регионах неиспользуемые объекты закрепляют, в основном, за организациями жилищно-коммунального хозяйства, а затраты на содержание таких объектов должны возмещаться за счет местных бюджетов. Поэтому планируется проработать вопрос о закреплении неиспользуемого имущества за специализированными коммунальными организациями, занимающимися недвижимостью.
В целом, для стимулирования вовлечения неиспользуемого государственного имущества в хозяйственный оборот Госкомимуществом, в том числе, в проекте Указа о порядке распоряжения государственным имуществом предлагается ряд мер, таких как:
предоставление возможности продажи недвижимого имущества на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, на всей территории Беларуси за исключением областных центров;
увеличение срока предоставления рассрочки оплаты цены продаваемого на аукционных торгах государственного имущества с одного года до трех лет, а также предоставление такой рассрочки по заявительному принципу покупателя;
предусмотреть возможность понижения сразу до 50 % цены на аукционе и оставлять предприятиям половину средств, вырученных от продажи имущества;
ускорение темпов продажи республиканского имущества на аукционных торгах путем снижения количества обязательных шагов при понижении начальной цены продажи имущества;
предоставление возможности продажи либо безвозмездной передачи государственной недвижимости с условием ее сноса либо демонтажа;
усиление персональной ответственности руководителей республиканских юридических лиц за эффективность использования и управления республиканским имуществом.
Кроме того, упомянутый проект включает в себя и ряд других новаций, позволяющих упростить работу с неиспользуемым имуществом и активизировать процесс его вовлечения в оборот.
Также Президиумом Совета Министров Республики Беларусь согласован перечень неиспользуемого и неэффективно используемого республиканского имущества для вовлечения в хозяйственный оборот в 2017 году, решения о распоряжении которым принимают облисполкомы и Минский горисполком (в него предложено 87 объектов, 20 из которых перешли из перечня 2016 года).
Спрос на депозитном аукционе Фонда ЖКХ в 5 раз превысил лимит
Как нам сообщили в пресс-службе Фонда, средства предложены на полгода. Минимальная ставка, указанная в заявках уполномоченных банков, – 6,15% годовых, максимальная – 8,9%. Победителем депозитного аукциона стал один банк. Ставка отсечения составила 8,9% годовых, средневзвешенная ставка по удовлетворенным заявкам также – 8,9% годовых.
Напомним, что на предыдущем депозитном аукционе Фонда ЖКХ 15 января спрос банков превысил лимит только в 4,1 раза. Фонд ЖКХ был создан в 2007 году с для финподдержки субъектов РФ и муниципальных образований в проведении капремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийного жилья.
Похожие публикации
Каким регионам и сколько даст в этом году Фонд ЖКХ
Портфели жилищных и ипотечных кредитов в России растут, как на дрожжах
18:30 2020 год может стать рекордным по вводу коммерческой недвижимости в Новой Москве
16:53 Президент России утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли
15:45 Когда в Щербинке завершится строительство новой детско-взрослой поликлиники
14:17 Новые соляные шахты обустроят на Южном руднике Верхнекамского месторождения
13:23 В Солнечногорске проходит перепрофилирование областного госпиталя ветеранов в коронавирусный стационар
12:39 Московский фонд защиты прав дольщиков стал участником ЕАИСТ
11:51 На строительных площадках метро работы продолжаются беспрерывно
11:11 До конца года в Москве построят еще 13 медучреждений
10:23 Viessmann переоборудовал часть своих производственных линий на изготовление аппаратов ИВЛ
09:39 На территории Боткинской больницы появится скоропомощной стационарный комплекс с вертолетной площадкой
08:58 Правительство РФ утвердило программу льготной ипотеки
18:01 Где будет располагаться новая станция метро «Университет дружбы народов»
17:21 Какой радиационный фон был выявлен при строительство Юго-Восточной хорды
15:54 Регоператоры просят признать отрасль обращения с отходами одной из наиболее пострадавших от коронакризиса
14:57 Минстрой России разработал единые стандарты предоставления услуг по выдаче разрешений на строительство
14:09 Утвержден проект ремонта набережной в Серебряном Бору
13:04 В Подмосковье приняли закон о переносе оплаты аренды недвижимости
12:02 Москва и Екатеринбург лидируют по уровню спроса на петербургские апартаменты
Вешалки для прихожей – правила выбора и виды
Гидроизоляция фундаментов мембраной PLASTFOIL® — монтаж под контролем производителя
Проекты российских архитекторов борются за звание лучшего европейского фасада
В 2019 году стоимость транспортных объектов снижена на 42 млрд рублей
Лучшие блогеры собрались в DL Telegraph в Москве
Продолжается прием заявок на участие в конкурсе «Лучший реализованный проект в области строительства»
Организаторы бизнес-конференции «Стройка-2020» запускают серию бесплатных вебинаров для владельцев строительного бизнеса, застройщиков и топ-менеджмента.
Серия бесплатных вебинаров «Стройка-2020» для владельцев строительного бизнеса
ООО «Строймедиа». Электронное сетевое издание «Строительство.RU», свидетельство о регистрации средства массовой информации: ЭЛ № ФС 77-72535 от 20 марта 2018 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторское право на материалы,
опубликованные на сайте «Строительство.RU», охраняется в соответствии с законодательством РФ.
Отказ от перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ может занять около пяти лет
Тариф на перепутье
Мы покрываем в среднем примерно 30 процентов себестоимости коммунальных услуг. Остальное “добирается” за счет бюджетных средств и в большей степени предприятий, для которых тарифы значительно выше, чем для населения. В последние годы все активнее обсуждается уход от такой практики — перекрестного субсидирования. О том, почему это необходимо и как повысить тарифы, не загнав население в долги, корреспондент “НГ” побеседовала с экономистом Либерального клуба Антоном Болточко.
— Многие государства дотируют сферу ЖКХ. Только делается это по-разному. У нас за граждан доплачивают предприятия. Но так было не всегда. Старшее поколение помнит времена, когда было и наоборот. В СССР киловатт-час людям обходился в 4 копейки, а заводам и фабрикам — в 2 копейки. Нужно возвращаться к хорошо забытому старому?
— Сегодня у нас существует перекрестное субсидирование, но на примере многих развитых и быстроразвивающихся стран видно, что это — негативный фактор для экономики. Во-первых, при перекрестном субсидировании мы, образно говоря, размазываем масло по хлебу тонким слоем. Например, один человек может платить полную стоимость услуг ЖКХ, другой — нет. Но скидку получают оба. Мне кажется, это неправильно: те, кто богаче, не нуждаются в такой помощи. Более того, два года назад Минжилкомхоз подготовил отчет, который показал, что основная поддержка при перекрестном субсидировании приходится как раз на наиболее обеспеченное население.
Второй момент — перекрестное субсидирование становится наказанием за успешность компании. Предприятия, которые зарабатывают больше, вынуждены делиться большим доходом. Таким образом, компании не получают должного стимула для развития.
Третий фактор — когда деньги передаются через несколько рук, наблюдается эффект утряски. При перекрестном субсидировании деньги проходят от компаний до потребителей через различные органы и бюджеты и не всегда доходят до конечной цели в том же объеме.
— В начале года тарифы ЖКХ у нас могут повышаться не более чем на 5 долларов, после чего они ежеквартально индексируются с учетом роста доходов граждан. Очевидно, что население не может одномоментно перейти на стопроцентную оплату коммунальных услуг. На это необходимы ресурсы, при этом печатать деньги или резко нарастить производительность труда мы не можем. Где найти источник ресурсов?
— Представьте бассейн, в котором есть две трубы: одна спускает из него воду, вторая наполняет его. Увеличивая напор для первой, не следует забывать о второй. Когда мы говорим о повышении тарифов в сфере ЖКХ, важно понимать, что людям нужно дать возможность заработать. Сейчас наши предприятия в силу объективных причин не могут резко повысить зарплаты. Поэтому нам необходимо проводить более эффективную политику по раскрепощению деловой активности — для создания новых предприятий, новых рабочих мест.
Необходимо также подсчитать, сколько у нас нуждающихся, которые должны получить адресную социальную помощь. Пенсионеры, незащищенные слои населения — им поддержка нужна, особенно в переходный период. Критерии, как выделить такие категории, сегодня в мировой практике существуют, необходимо их просто подстроить под наши реалии. Также важно, чтобы это был плавный и максимально открытый процесс, чтобы население понимало, за что оно платит.
— Одна из ключевых задач — снизить себестоимость ЖКУ. Меры принимаются.
В частности, почти год в двух районах Минска длился эксперимент, который хотят распространить на всю страну, — были разделены службы заказчика и исполнителя в системе жилкомхоза. В итоге затраты на техобслуживание домов уменьшились на 10 процентов. И это не единственный шаг. Что еще нужно сделать?
— Действительно, определенная работа проводится в рамках профильного министерства. Однако до сих пор нет четкого ответа, какова все же себестоимость услуг, входящих в жировку. Мы говорим “услуги ЖКХ”. Но ведь это сразу несколько секторов экономики: водоснабжение, электроснабжение и так далее. Чтобы подсчитать в целом, нужно сделать подсчет по отдельности. И это более глобальная проблема, чем может показаться. Ориентируясь на опыт соседних стран, нам нужно проанализировать, какие секторы в сфере услуг ЖКХ наиболее монополизированны. Их необходимо раздробить и пустить туда в том числе частный капитал. К слову, практика по внедрению частного капитала в сферу ЖКХ у нас была. Населению нужно дать выбор: обслуживаться у государственного предприятия или взять на себя риск обратиться к частнику.
— Какой период может занять отказ от перекрестного субсидирования?
— Все зависит от модели реформирования, которую примет государство. Ликвидация перекрестного субсидирования должна проходить параллельно с реформированием различных секторов экономики. Иначе это может привести к негативным социальным последствиям. Если мы будем четко следовать плану общей перестройки, на все может уйти около 5 лет. В противном случае может растянуться на десятилетия.
Экономите ли вы на коммунальных услугах?
Галина Чернякова, бухгалтер:
— Мы с мужем поставили счетчики на горячую и холодную воду, внимательно следим за ее расходом. Также купили хорошие энергосберегающие лампочки и стараемся не тратить электроэнергию понапрасну. Но до фанатизма не доходим, в удобствах себе не отказываем, в полной мере пользуемся всеми достижениями цивилизации.
Василий Черный, пенсионер:
— Мои соседи экономят воду. Когда принимают ванну, в одной и той же воде сначала моется жена, потом муж, а после всех бабушка. Мы с супругой, конечно, до такого не доходим. Однако душ стараемся принимать над тазом или ведром, чтобы потом использовать эту воду повторно: в туалете или для мойки обуви. Стараемся также пореже использовать электроприборы. Телевизор включаем только когда идут очень хорошие передачи, а не смотрим его с утра до вечера, как некоторые. Если совсем не экономить, то не хватит никакой пенсии!
Жанна Пехтерева, юрист:
— Конечно, стараюсь вкладываться в нормативы расхода, чтобы не переплачивать. И экономить очень стараюсь, и счетчики на воду тоже поставила. Только электроэнергию экономить не всегда получается. Компьютер, стиральная машина, утюг, телевизор, холодильник, микроволновая печь, мультиварка много “тянут”. А безо всего этого своей жизни не представляю. Но, конечно, нужно быть бережливее. Ведь слышала, с нового года “коммуналка” опять подорожает.