25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путин поручил запустить в России «инфраструктурную ипотеку»

Путин поручил запустить в России «инфраструктурную ипотеку»

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Правительство утвердило план мероприятий по развитию инфраструктурной ипотеки, пишет «Коммерсантъ». Сейчас общий объем частных инвестиций в развитие инфраструктуры составляет всего около 1% вложений, рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, правительство ставит задачу выйти на уровень 20%, как во многих развитых странах.

В случае финансовой поддержки к 2022 году общий объем инвестиций в инфраструктуру может достичь 4% ВВП, при этом 20% может быть привлечено за счет частных инвесторов и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), пишет издание, ссылаясь на прогноз Национального центра ГЧП.

Утвержденный правительством план предусматривает передачу полномочий по выработке госполитики в сфере ГЧП и концессий Минэкономики (за исключением вопросов бюджетного законодательства), создание профильной правкомиссии, отбор пилотных проектов ГЧП и концессий для предоставления господдержки, говорится в публикации.

Не позднее мая ведомства должны подготовить законопроекты, предусматривающие возможность участия в концессии нескольких публично-правовых образований, а также проведение параллельного конкурентного финансирования. При этом инициатор проекта ГЧП сможет рассчитывать на преференции в конкурсе. Предполагается, что заключать концессии можно будет в отношении недостроенных объектов. Идея создания фонда инфраструктурной ипотеки, предложенная Минэкономики и оспоренная Минфином, в итоговую версию плана не вошла, уточняет «Коммерсантъ».

К маю также должен появиться законопроект, в котором будут прописаны критерии реализации проекта через механизмы ГЧП и концессии. В ФАС полагают, что разница между концессиями с полным бюджетным финансированием и госзакупками должна заключаться во времени компенсации государством затрат инвестора. Так, согласно 44-ФЗ, объекты должны строиться, если деньги у государства есть на момент начала строительства, а по закону о концессиях — если оно компенсирует инвестору затраты после ввода построенного объекта в эксплуатацию, указывает издание.

Инфраструктурной ипотекой называют механизм ГЧП, при котором инвесторы вкладывают собственные средства в государственные инфраструктурные проекты, а пользователи объекта постепенно возвращают ему потраченные деньги. Идею внедрить в России инфраструктурную ипотеку для увеличения инвестиций в строительство, транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру высказал президент Владимир Путин в рамках ПМЭФ-2017.

Реализация программы инфраструктурной ипотеки должна начаться к середине 2018 года. В федеральном бюджете на 2018–2020 годы на поддержку новых инвестиционных проектов в реальном секторе предусматривается около 50 субсидий с общим объемом финансирования порядка 70 млрд руб. ежегодно, заявил осенью прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев.

На прошлой неделе первый вице-премьер России Игорь Шувалов поручил ряду ведомств подготовить пилотные проекты по развитию инфраструктуры, в том числе строительству и ремонту дорог, с использованием инфраструктурной ипотеки. По данным Национального центра ГЧП, сейчас в России заключено уже более 2,5 тыс. концессий в разных отраслях и на разных условиях.

На инфраструктурной ипотеке поставили крест

Президенту предъявили бракованный драйвер роста экономики

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин прекратил работу над новаторским механизмом привлечения инвестиций в инфраструктуру. Фото Reuters

Работы по инфраструктурной ипотеке прекращены. Этот некогда приоритетный проект закрыт. Такую сенсационную новость сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития (МЭР). А ведь два года назад инфраструктурная ипотека преподносилась как новый и чуть ли не основной драйвер экономического роста. О планах ее запуска было объявлено на самом высоком уровне – с громким заявлением выступил президент Владимир Путин. Но со временем эта тема стала почти табуированной. Министерства сейчас стараются о ней не вспоминать. А экспертам остается только гадать, где и в каком именно виде заработал чудодейственный механизм.

Около месяца редакция «НГ» пыталась выяснить у правительственных ведомств, какова судьба инфраструктурной ипотеки – некогда приоритетного проекта по стимулированию в стране экономического роста за счет особой схемы государственно-частного партнерства. Минэкономразвития наконец дало ответ. «Работы по инфраструктурной ипотеке прекращены. Проект закрыт», – сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства Максима Орешкина. (После выхода печатной версии “НГ” пресс-служба Минэкономразвития отозвала этот комментарий).

Еще до ответа МЭР такой вывод можно было сделать, исходя из реакции некоторых других министерств, прямо или косвенно отвечающих за развитие разных видов инфраструктуры. Получив вопросы «НГ» о судьбе инфраструктурной ипотеки, некоторые ведомства пытались откреститься от своей причастности к данной теме и переадресовывали их в МЭР.

Возможно, у читателей возникнет вопрос: какая разница, что в нашей экономике не сработал очередной якобы чудодейственный механизм? Однако есть существенная деталь. О планах внедрить в стране инфраструктурную ипотеку несколько лет назад было объявлено на самом высоком – президентском – уровне. И этот механизм преподносился как новый и чуть ли не основной драйвер роста, который поможет России догнать мировую экономику.

Читать еще:  Куда вложить деньги?

«Чтобы обеспечить опережающие темпы роста экономики, нам нужно значительно увеличить вложения в транспорт, энергетику, связь, другую инфраструктуру. Источником дополнительных инвестиций должен стать именно частный капитал. Однако и здесь сдерживающим фактором пока остается высокий уровень рисков», – говорил на Петербургском экономическом форуме в 2017 году Путин.

Поэтому важно установить понятные, стабильные правила, защищающие интересы инвесторов. «Возврат их капиталовложений предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодополучателей, выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Это бюджеты разных уровней, инфраструктурные монополии, другие пользователи инфраструктуры, – пояснял президент. – Для обеспечения платежей также может быть использован механизм госгарантий. То есть речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит».

Другими словами, схема, как уже поясняла «НГ», предполагалась такая: банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей (см. номер от 25.09.17).

Президент тогда поручил правительству разработать комплексный подход к развитию инфраструктуры с привлечением частного капитала. Затем премьер Дмитрий Медведев сообщил, что реализация программы инфраструктурной ипотеки должна начаться к середине 2018 года. Осенью 2017-го появились новости о внесении ведомством Орешкина в правительство законопроекта по инфраструктурной ипотеке для дальнейшего обсуждения, о подготовке «дорожной карты». После чего в игру вступил Минфин.

Как сообщал Интерфакс со ссылкой на источники, МЭР предлагало создать Фонд развития инфраструктуры за счет бюджетных средств, но Минфин указал на невозможность выделения денег на это из федерального бюджета. План мероприятий был скорректирован и, судя по данным информагентств, снова отвергнут Минфином, который тогда не видел необходимости в создании нового фонда.

Похоже, уже тогда это было начало конца инфраструктурной ипотеки, по крайней мере в той конфигурации, которую выстраивало МЭР.

К слову, Минфин как участник дискуссий тоже получил вопросы от «НГ» и тоже переадресовал их Минэкономразвития.

После корректировок весной 2018-го правительство все же утвердило план мероприятий. «Мы рассчитываем, что за счет этого инструмента (инфраструктурной ипотеки. – «НГ») будет профинансировано большее количество проектов в области портового хозяйства, дорог, мостов, энергосетей, линий связи. Надо только будет окончательно определиться с источниками, – пояснял Медведев. – Решение сложное, потребовало увязки позиций многих ведомств. Я давал поручение во всем этом разобраться».

Фонд, однако, потом решили все же создать, но под неусыпным контролем Минфина. Об этом объявил первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов в мае 2018-го. Как он пояснял, будет создан специальный ресурс в виде Фонда для инфраструктурных инвестиций.

В этом году глава Счетной палаты Алексей Кудрин объявил, что в бюджете не обнаружилось следов фонда, предназначенного для финансирования инфраструктуры. «Расходы, предусмотренные за счет фонда развития, не классифицированы, распределение не представлено, мониторинг затруднен. Хотя ему отводилась существенная роль в поддержке экономического роста, если вы помните, даже говорилось о так называемой инфраструктурной ипотеке. Сейчас следов в бюджете по нему мы даже не нашли», – пояснял Кудрин в июне на пленарном заседании Госдумы (цитата ТАСС). А ведь на этот фонд, как уточнил Кудрин, «специально были увеличены заимствования на 0,5% ВВП». Силуанов же ответил, что ведомство распределило фонд развития по программам сразу, когда считало бюджет. «Его нет как «мешка», – объяснил министр (цитата Интерфакса).

Такая неразбериха с деньгами, фондами, инфраструктурными планами обесценивает все те обещания, которые делаются властями, в том числе на самом высоком уровне. Потому что воздух сотрясается, деньги куда-то тратятся (что вызывает вопросы у аудиторов), но результата в виде существенного ускорения экономического роста нет, и ни одно ведомство не хочет брать на себя ответственность.

В итоге одни эксперты сообщают о провале инициативы, другие находят примеры точечного применения нового механизма финансирования.

«Механизм инфраструктурной ипотеки в России не работает. Это связано в первую очередь с отсутствием заинтересованных инвесторов в данном проекте», – считает доцент Российского экономического университета Лазарь Бадалов.

«Инфраструктурная ипотека – инструмент новый и пока не успевший себя зарекомендовать, поэтому выводы о его эффективности делать рано», – говорит директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров. Хотя, как отметил эксперт, в сфере теплоснабжения в нескольких городах есть проекты с использованием инфраструктурной ипотеки, в сфере водоснабжения такие проекты пока на стадии обсуждения.

Читать еще:  Средства, полученные от парковочных парков, будут направлены на возведение гаражей

По его словам, «потребность в такого рода инструментах государственно-частного партнерства, безусловно, есть, и она связана с необходимостью модернизации существующих мощностей».

«По принципам инфраструктурной ипотеки уже реализовано множество проектов, в основном в транспортной сфере и городской инфраструктуре, – уверяет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Однако говорить о том, что инфраструктурная ипотека как глобальный инвестиционный инструмент в России состоялась полностью, тоже не приходится».

«Инфраструктурная ипотека – это не единый механизм, а комплекс разрозненных мер, часть из которых реализовали или попытались реализовать, а часть перешла в другие документы государственного планирования», – пояснил главный аналитик InfraONE Алексей Жундриков.

Властями предусматривалось создание консолидированного долгосрочного плана инфраструктурного развития России и открытого единого реестра проектов по строительству инфраструктуры в основных отраслях. По словам аналитика, «впоследствии это было пусть и частично воспроизведено в Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры». И, как говорит Жундриков, «поскольку основное финансирование проектов комплексного плана ожидается после 2020 года, говорить о каком-либо влиянии на экономический рост пока преждевременно».

После сдачи печатной версии “НГ” от Минэкономразвития поступил расширенный комментарий, уточняющий, что именно происходит с инфраструктурной ипотекой в РФ.

«Инфраструктурная ипотека стала базисом для ряда инициатив, реализуемых Минэкономразвития и другими органами исполнительной власти. Прежде всего, речь о Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры, который зачастую называют 13-м нацпроектом, – сообщили в пресс-службе министерства. – С целью привлечения частных инвестиций в инфраструктуру Минэкономразвития разработало поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве. Они позволят сформировать оптимальные условия для взаимодействия бизнеса и государства».

«Кроме того, одним из важных компонентов инфраструктурной ипотеки было не только увеличение объема инвестиций, но и повышение их качества. С этой целью Минэкономразвития разработало Методику оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов. Она поможет точно установить, какова будет реальная «отдача» от новой трассы, новой железной дороги и т.д. Оценка проектов по данной методике уже ведется», – пояснили в ведомстве.

«Все эти инициативы являются логическим продолжением и развитием «инфраструктурной ипотеки», – сообщили в МЭР.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Путин пообещал деньги на дороги

Расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог в ближайшие 6 лет составят 11 трлн руб., сообщил президент Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию. Это существенно больше, чем в предыдущие 6 лет, – 6,4 трлн руб., отметил он.

«Мы серьезно обновили федеральные трассы, теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги», – сказал Путин. В 2018 г. 85% федеральных дорог будет приведено в нормативное состояние, говорил замруководителя Росавтодора Игорь Астахов. Состояние региональных дорог намного хуже.

Наращивать бюджетные инвестиции в инфраструктуру предлагал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина – к 2024 г. увеличить расходы бюджета на инфраструктуру на 0,8% ВВП по сравнению с 2017 г. В послании Путин поддержал идею роста бюджетных расходов на инфраструктуру. Развивать планируется и железные дороги, и сеть региональных аэропортов, пообещал он, этому поможет комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры, нужно использовать «новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла».

Чиновники планируют начать массовую стройку объездов крупных городов

Чиновники разработали несколько механизмов применения частных инвестиций, которые могли бы помочь инфраструктурным проектам. Прежде всего, это «инфраструктурная ипотека» Минэкономразвития, которая должна снизить риски инвесторов. Путин рассчитывает, что она поможет увеличить дорожное строительство.

Но до сих пор Минэкономразвития не удалось договориться с Минфином о ключевом элементе нового механизма – фонде инвестиций в инфраструктуру. Он должен предоставлять финансирование проектам, привлекая деньги с рынка через облигации, обеспеченные госгарантиями. Под госгарантии Минэкономразвития просило 300 млрд руб. на 2018–2020 гг., рассказывали чиновники. Путин уже поручил правительству представить доклад о реализации пилотных проектов «инфраструктурой ипотеки» к началу сентября.

До сих пор бюджетное финансирование инфраструктуры сокращалось. В 2017 г. расходы федерального бюджета снизились на 24% по сравнению с 2014 г. (до 550 млрд руб.), а их доля в ВВП – за три года на 0,08 п. п. до 0,62%, оценивали аналитики InfraOne. Чтобы «ликвидировать бутылочные горлышки» инфраструктуры, необходимо 10–15 трлн руб., оценивал в феврале министр транспорта Максим Соколов. Пока все вложения в инфраструктуру государства и частных инвесторов не превышают 4,8% ВВП, или 4,3 трлн руб., говорилось в докладе InfraOne, причем значительная доля внебюджетных средств приходится на госсектор.

Сам Минфин предлагает активнее использовать контракты жизненного цикла – строить по госзаказу, но повышать заинтересованность строителей в качестве работ и технологических решений. Они будут нести ответственность за результат на протяжении нескольких лет после окончания строительства. Сейчас законодательная возможность для таких контрактов есть, но на практике их почти нет, рассказывали строители.

Читать еще:  Штукатурные откосы для металлопластиковых окон

Президент перечислил некоторые проекты. Пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока за шесть лет увеличится в 1,5 раза до 180 млн т. «Там есть грузы, и все вложения будут окупаться очень быстро, и будут способствовать развитию этих территорий», – сказал он. Грузопоток по Северному морскому пути к 2025 г. должен возрасти в 10 раз до 80 млн т., оценил он. Автомобильное движение по Крымскому мосту через Керченский пролив, который связывает Россию с Крымом, откроется уже через несколько месяцев, напомнил президент, железнодорожное – в следующем году, сказал он. Будет ли построен мост на Сахалин через пролив Невельского, президент в послании не сказал.

Президент также предложил развернуть масштабную программу пространственного развития России и, как минимум, удвоить расходы на эти цели на 6 лет. Развитие агломераций – одна из идей, предложенных президенту Кудриным.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

Контакты

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Соколов заявил о возможности появления инфраструктурной ипотеки

Максим Соколов/фото ТАСС

Глава Минтранса РФ Максим Соколов не исключил возможности создания фонда или пула инвестиций для реализации проектов при помощи инфраструктурной ипотеки. Об этом он заявил в рамках Международного экономического форума в Петербурге.

«Это может быть фонд, может быть иной пул инвестиций, по которым государство в обязательном порядке после завершения госпрограмм будет отвечать», — цитирует Соколова РИА «Новости».

Он добавил, что механизм будет обсуждаться с Минэкономразвития и Минфином.

Ранее Президент Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ, предложил внедрить в России «инфраструктурную ипотеку» для привода инвестиций в транспорт, энергетику, связь и другие сферы. Механизм работы глава государства описал так: инфраструктурный объект покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит поэтапно гасит.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» – официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты – Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» – это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике “Деловая экспертиза” могут публиковаться материалы на правах рекламы

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: